Склонение имен прилагательных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Склонение имен прилагательных женского рода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Склонение имен прилагательных женского рода | 491.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Учитель: Жирякова Надежда
Тема урока: Склонение имен прилагательных женского рода
Класс: 4
Цель урока: формирование знаний о склонение имен прилагательных женского рода
Задачи урока:
Дидактические: научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
Развивающие: совершенствовать навыки правильно склонять имена прилагательные женского рода; развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление; стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; обогатить словарный запас обучающихся;
Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, бережного к ней отношения, прививать интерес к русскому языку, культуру поведения на уроке, аккуратность при записи учебного материала в тетрадь, чёткость и точность выполнения заданий.
Формы контроля: самоконтроль, контроль
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные (П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.) | Личностные |
Научатся правильно склонять имена прилагательные женского рода; | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; Познавательные: развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре. | Понимать важность и необходимость изучения русского языка в жизни человека. |
Проект учебного занятия:
Этап урока | Содержание деятельности учителя и обучающихся | Методы, приемы работы | Дидактические средства, оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационный этап | Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». На доске записаны словосочетания: в холодн… погоду суров… зимой о проворн… синице - Что объединяет данные словосочетания? (Эти словосочетания женского рода, в единственном числе) - Сможете сами определить тему урока. (Имена прилагательные женского рода) - Правильно, сегодня мы познакомимся с особенностями склонения прилагательных женского рода. -Ох, наша цель рассыпалась, давайте ее сформируем.
На доске: ая яя Вместе – служба, вместе – дружба! - Посмотрите, какие буквосочетания сегодня будем писать. Что вы можете о них сказать? (Это окончания прилагательных женского рода). - Приведите примеры слов с такими окончаниями. - Пишем всю строку эти сочетания. - Прочитайте предложение. Запишите. При записи обратите внимание на знаки препинания. - Что это за предложение? (Это пословица) - Как вы думаете, о каких частях речи можно так сказать? Почему? (О существительных и прилагательных. Ведь существительные и прилагательные взаимосвязаны между собой в роде, числе и падеже.) - Я предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «ДА» и «НЕТ». Объясняю правила: если согласны с моим утверждением говорите: «Да». «Нет» - когда не согласны. Будьте внимательны. У вас на столах у каждого лежат сигнальные карточки ЗЕЛЕНЫЙ да, КРАСНЫЙ нет. - Имя прилагательное – это часть речи. (ДА) - Имя прилагательное – это член предложения. (ДА) - Имя прилагательное склоняется. (ДА) - Имя прилагательное не изменяется по родам, числам. (НЕТ) - Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам. (ДА) - Что же такое имя прилагательное? | Словесный Практический Наглядный | Беседа Сигнальные карточки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Учебное действие. | - Переходим к следующему этапу нашей работы. Просклоняем прилагательные холодная зимняя погода. СЛАЙД 1. Какого рода прилагательные? (Жен. рода) Работа по карточкам.
- Выделите окончания прилагательных. - Посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? (Одинаковые окончания и одинаковый вопрос) - В каких падежах прилагательные имеют одинаковые окончания? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.) - Назовите вопрос и окончания прилагательных. (Какой, -ой, ей) - Какие это окончания? (Безударные окончания) ФИЗМИНУТКА - Ребята, кто из вас сможет сделать вывод об особенностях склонения прилагательных женского рода. (Прилагательные женского рода в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. отвечают на вопрос какой и имеют безударные окончания –ой, -ей.) - Прочитайте вывод в учебнике - Ребята, как же правильно определить склонение прилагательных женского рода? (Определяем по существительному) Орфографическая зоркость: На экране представлено задание, сейчас мы с вами по цепочки вставим пропущенную букву в тексте, которой называется «Мурзик». https://learningapps.org/view272730 Хорошо, мы с вами выполнили все верно. Теперь выполните звуко-буквенный анализ слова Мурзик. | Словесный Практический Наглядный | Презентация Беседа Карточки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Самостоятельная работа. | А) - А теперь проверим вашу внимательность. Я буду читать рассказ Евгения Чарушина «Перепёлка», а вы записывать словосочетания (прилаг + сущ.) женского рода. «У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Перепёлочка ходит по клетке и насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке как настоящая курица. Но самое удивительное вот что: как только зажжём мы вечером настольную лампу, перепелка сразу начинает насвистывать свою любимую песенку: - Фить – пирю! Фить – пирю! - Что такое она говорит? – спрашивает Никита. - Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!» Так у нас и повелось. Чуть засвистит беспокойная птица своё «фить – пирю», Никита ложится в мягкую кроватку.» - Какие словосочетания вы записали? (ручная перепёлка, маленькая дикая курочка, настоящая курица, настольную лампу, любимую песенку, беспокойная птица, мягкую кроватку). Б) Упражнение «Определите падеж прилагательных». Беспечную кукушку, шустрой синички, о пугливой пеночке, заботливой ласточкой, серебристой чайке, голубая сойка,о голодной вороне. Проверка. - В каких падежах окончание прилагательных женского рода одинаковое? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.) - Как же тогда определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного). В) Дополнительно. - А сейчас новое испытание. На доске: Родиться под … звездой. В … теле … дух. Через час по … ложке. Сыграть … шутку. - Подберите прилагательные к фразеологизмам. Когда так говорят? - Запишите эти фразеологизмы, вставляя имена прилагательные. Определите род и падеж прилагательных. | Практический Наглядный | Беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов. Рефлексия | - Много работали сегодня на уроке. - Какую интересную особенность склонения прилагательных мы сегодня заметили? (В Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковое окончание и отвечают на вопрос какой?) - Как определяют падеж имён прилагательных? Выставление оценок. СЛАЙД 2. «Мясорубка, корзина, чемодан» | Словесный Наглядный | Беседа Презентация |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. Жирякова Надежда
Учитель: Лещенко Г.В.
Методист: Гусева Т.В.
Тема урока: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
Класс: 4
Цель урока: создание благоприятных условий для обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний именительного и винительного падежей имен прилагательных женского рода.
Задачи урока:
Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний о именительного и винительного падежей имен прилагательных женского рода.
Развивающие: развивать умение в определении именительного и винительного падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать потребность писать грамотно; воспитывать учебную активность; расширять знаний о родном языке.
Формы контроля: самоконтроль, контроль
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные (П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.) | Личностные |
умение различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода; находить именительные и винительные падежи имен прилагательных женского рода в тексте, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность. |
Проект учебного занятия:
Этап урока | Содержание деятельности учителя и обучающихся | Методы, приемы работы | Дидактические средства, оборудование |
1. Мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята! - Чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. - Молодцы, а теперь все повернитесь и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я вам желаю больших успехов на уроке! СЛАЙД 1. Минутка чистописания Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа. На доске запись: аяяяойыйийееое. - Разделите одну цепочку на три, спишите их. - Прочитайте, что у вас получилось? (ая яя ой ый ий ееое) - Что это такое? (Окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода) - Когда у имён прилагательных бывают именно такие окончания? (В именительном падеже) Словарная работа. Меняются тетрадями. 2 ребенка у доски. Запишите слова под диктовку. «5» - 0-1 ошибок «4» - 2-3 ошибки «3» - 4-5 ошибок СЛАЙД 2. – Прочитайте тему урока. КАРТОЧКИ – Наша цель рассыпалась, давайте составим нашу цель. (научиться различать именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода) На доске запись: Осенн… прохлада, голуб… небо, про широк… реку. - Прочитайте. - Что это? (словосочетания) - Объясните написание удвоенной –н- в слове осенняя. (Одна –н- часть корня, другая – суффикс). - Объясните написание буквы –о- в слове прохлада (-о- часть приставки про-) - Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе) - Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про широкую реку в винительном падеже, остальные - в именительном) - Что помогло определить падеж данного словосочетания? (Предлог про) - Назовите другие предлоги, употребляемые с именами существительными в винительном падеже. - Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (голубое небо – здесь существительное среднего рода и следовательно прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род) - Как определить род прилагательных? (Какого рода связанное с ним существительное, в таком роде и прилагательное) - Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется? (Останутся словосочетания женского рода в единственном числе, одно – в именительном падеже, другое в винительном) | Словесный Практический Наглядный | Беседа Презентация Карточки |
2. Учебное действие. | 1) - Взгляните ещё раз на написанные вами в начале урока цепочки. Что вы уже очень хорошо знаете по теме нашего сегодняшнего урока? (Окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе в именительном падеже -ая, -яя) - Попробуйте самостоятельно дописать окончания имён прилагательных женского рода. Дети работают в парах на карточках: Карточка №1 Шапка (какая?) красн… Лента (какая?) син… Через тропинку(какую?) узк… В дорогу (какую?) дальн… - Почему словосочетания разделены на две группы? (Первая группа – именительный падеж, вторая – винительный) - Какие окончания вы вписали у прилагательных в именительном падеже? (В первом словосочетании –ая, во втором –яя) Открываю окончания на доске у первой группы словосочетаний. - Почему разные? (После основы, заканчивающейся на твёрдый согласный пишем –ая, после основы на мягкий согласный –яя) - На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже? Составляем схему на доске: Им. прил. ж. р. И.п. какая? -ая, -яя 2) - Проверьте окончания второй группы словосочетаний. (Открываю на доске) Все правильно написали? - Как вам это удалось? Мы ещё не изучали их. (Мы опирались на ударное окончание вопроса.) - Но окончание вопроса –ую. Почему во втором словосочетании окончание прилагательного –юю? (Основа прилагательного дальнюю заканчивается на мягкий согласный звук, поэтому пишем окончание –юю) - Кто закончит схему на доске, опираясь на данные словосочетания? Схема на доске: Им. прил. ж. р. И.п. какая? -ая, -яя В.п. какую? -ую, -юю Запишите данные схемы в свои тетради и, опираясь на них, сделайте вывод по теме сегодняшнего урока. (Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопроскакая? и имеют окончания –ая или –яя. Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания –ую или –юю.) ФИЗМИНУТКА. 3) Работа с карточками №2 в парах 1. Ребята пошли в ________________ библиотеку. 2. На столе лежала ____________________ книга. 3. Художник изобразил___________________ пейзаж. 4. В комнате до сих пор продолжалась ____________________ беседа. 5. Альпинисты поднимались на ____________________ гору. - Прочитайте. Что это? (Предложения) - какую работу надо сделать? (Вставить подходящие по смыслу прилагательные) - Впишите их прямо в карточках. После выполнения заслушиваем 2-3 варианта предложений. - Спишите только те предложения, которые соответствуют теме нашего сегодняшнего урока. Как вы это определите? (Это должны быть предложения, в которых есть прилагательные женского рода в единственном числе в именительном или винительном падеже) Дети самостоятельно работают. После выполнения работы – проверка. - Какое предложение вы не списали и почему? (В третьем предложении прилагательное мужского рода) Орфографическая зоркость: Найди ошибки Тренинг "Зоркий глаз" https://learningapps.org/view5945231 | Словесный Практический Наглядный | Карточки Беседа |
3. Самостоятельная работа. | Работа по учебнику. Стр. 30, упр. 62. - Прочитайте текст. Что это? (Стихотворение) - какое задание нужно выполнить? (Списать и вставить пропущенные буквы) (Выполняют работу в парах) - Когда вам пригодились знания, полученные сегодня на уроке? (Два раза надо было дописать окончания прилагательного женского рода в единственном числе в винительном падеже) - Расскажите об остальных буквах, которые вы вписали. Выполните звуко-буквенный разбор слова и разберите слово по составу. - Перечитайте стихотворение ещё раз выразительно. (Слушаем 2-3 человек) - Что восхваляет поэт? (Родину, Россию, российскую природу) - Художник нарисовал к этому стихотворению иллюстрацию в учебнике. Как называется такая иллюстрация? (Пейзаж) | Практический Наглядный Словесный | Учебник Беседа |
4. Подведение итогов. Рефлексия. | Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы этой цели? - Внимательно посмотрите на свою сегодняшнюю работу в тетради. Как бы вы себя оценили? Поставьте ту оценку, которую вы считаете заслуженной простым карандашом на полях тетради. -Что у вас не получилось? -Какие трудности возникли во время работы? -Справились ли с поставленными задачами на уроке? (Учитель оценивает работу ребят на уроке и выставляет оценки в дневники). СЛАЙД 3. «Мясорубка, корзина, чемодан» | Словесный Наглядный | Беседа Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 4 классе по теме : "Склонение имен прилагательных женского рода"
Ц е л ь: усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского родаЗадачи:Образовательные задачи:-Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;- Формиро...
Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных женского рода»
Урок знакомит учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женскогог рода.повышает уровень знаний по теме "Имя прилагательное".Урок содержит задания уровневой дифференциации, игру "Сил...
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе
Урок русского языка в 4 классе по программе УМК "Школа России". Первый урок по теме "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе". На данном уроке дети знакомятся с окончаниями им...
Склонение имен прилагательных женского рода
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.2. Развивать умение определять род и падеж прилагательного.3....
Тема "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" 4 класс. УМК "Школа России"
Презентация к уроку русского языка. Все задания связаны одной общей тематикой "Сталинградская битва"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода"
Задачи урока:- Образовательные:сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён п...