открытый урок по русскому языку 4 кл "Склонение имен прилагательных женского рода"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Салчак Ирина Владимировна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_sklonenie_imen_pril_zh.r.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА В 4  КЛАССЕ

 

Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном

числе».

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского

рода, определять их падеж.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

 способствовать обогащению словарного запаса;

 способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных.

Развивающие:

 развивать орфографическую зоркость;

 развивать речь детей;

 развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать

выводы.

Воспитательные:

 содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

 воспитывать умение работать в коллективе;

Планируемые предметные результаты:

 познакомятся  с  падежными  окончаниями имен  прилагательных  женского

рода в единственном числе;

 научатся склонять имена прилагательные женского рода;

 научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными,

выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации;

 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

 анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

 синтез.

Коммуникативные УУД:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

 постановка учебной задачи;

 оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные УУД:

 нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечи-вающее личностный моральный выбор на основе социальных и  личностных ценностей.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс  II часть.

Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкийи др.,  компьютер, экран, презентация,  карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

. 

II . На доске: ая    яя

  Вместе – служба, вместе – дружба!

Посмотрите, какие буквосочетания сегодня будем писать. Что вы можете о них сказать? (Это окончания прилагательных женского рода).

Приведите примеры слов с такими окончаниями.

- Пишем всю строку эти сочетания.

- Прочитайте предложение. Запишите. При записи обратите внимание на знаки препинания.

- Что это за предложение? (Это пословица)

- Как вы думаете, о каких частях речи можно так сказать? Почему? (О существительных и прилагательных. Ведь существительные и прилагательные взаимосвязаны между собой в роде, числе и падеже.)

III. Словарная работа.

- Определите о каком слове идет речь?

Коллективная поездка, посещение чего-то с целью ознакомления. (Экскурсия)

- Где я узнала лексическое значение этого слова? ( В толковом словаре)

- А  где нам узнать, как правильно написать слово? ( в орфографическом словаре)

-  Запишите слово в тетрадь, подберите однокоренные слова  ( экскурсовод, экскурсионный, …)

- Составьте словосочетание со словом  экскурсия.

- Какого рода прилагательное вы использовали? Докажите. (УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ)

 -  Составьте предложение, поставьте ударение, подчеркните орфограммы..

Наш класс сегодня пойдёт на экскурсию в музей.

-Запомните написание этого слова.

-Ребята, ну а мы продолжаем экскурсию в русский язык.

IV. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на экран. Прочитайте предложение.

Наступила  победа, народ встречал воинов с цветами .

- Спишите предложение и подчеркните грамматическую основу

- Подчеркните грамматическую основу.

- Что вы заметили? (В этом предложении 2 основы.)

- Какое это предложение?  (Сложное).

Распространенное. (Есть второстепенные члены предложения.)

- Обозначьте знакомые части речи.

V. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

- Ребята, давайте охарактеризуем слово победа, какая она? (долгожданная, радостная, великая)

- К какой части речи относятся  эти слова? (имя прилагательное)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

(Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Какие? Связано с  именем существительным, изменяются по родам, числам, падежам.)

- Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного?

(По имени существительному.)

- Как проверить правильность написания безударных окончаний имен

прилагательных?

(3 способа: по вопросу, по прилагательному с ударным окончанием, запомнить)

- Какого рода бывают имена прилагательные?

(Мужского, женского, среднего.)

- Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого

рода они стоят? Докажите.

- Как называется изменение по вопросам имен существительных и

прилагательных? (Склонением.)

- Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».) (2 слайд)

- Сегодня на уроке мы познакомимся……

(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)

(3 слайд)

- Сегодня на уроке мы  научимся….

(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных

падежах)

VI. Работа над новым материалом.

1)Работа по учебнику.

-Найдите на странице 29 таблицу.

-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в

каждом падеже.

И.п.     какая?                  -ая,  - яя

Р.п.      какой?                 -ой,  -ей

Д.п.      какой?                 -ой,  -ей

В.п.      какую?                 -ую, -юю

Т.п.      какой?                  -ой,  - ей

                                           -ою, -ею

П.п.      какой?                   -ой, -ей

-Какой сделаем вывод?  (Имена прилагательные женского рода в

родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают

на вопрос (какой?) и имеют окончания(-ой), (-ей).)  

2)Работа в группе (3 человека).

- Сейчас вы будете работать в группе.

-Вспомните правила работы в группе.

*Общайся вежливо и доброжелательно.

*Говори спокойно и ясно.

-Ваша задача выложить блок-схему из карточек.

На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями.

И.п.  Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

какая? какой? какую?

-ая ,-яя -ой, -ей, -ую, -юю

(Дети прикрепляют карточки на фланелеграф. Проверяют по эталону. )

(5 слайд)

Проверка по эталону на доске.

Имена прилагательные ж.р., ед.ч.

И.п.  какая?  -ая, -яя

Р.п.

Д.п. какой?   - ой,     -ей

Т.п.

П.п.

В.п.      какую?         - ую,  - юю

-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием.

VII. Работа по теме урока. Первичное закрепление

- Следующее задание.

1.Работа с учебником.

Выполнение упр. 59 с. 29

2. Закрепление (работа в парах)

Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания.

Выгодную (В.п.) позицию, Ленинградской  (Р.п.) обороны, о несгибаемой (П.п.) стойкости, почетной (Т.п.) наградой, южной (Д.п.) группировке, героическая (И.п.) оборона, о наступательной (П.п.) операции, боевой (Р.п.) техники.

Проверка по эталону (6 слайд)

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте  +, кто ошибся -.

-Как в данном случае определить падеж прилагательного?

(По падежу существительного определить падеж прилагательного.)

-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое?

 (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

VIII. Физкультминутка.

IX. Продолжение работы по теме.

1.Дифференцированная работа. Работа по карточкам.

Карточка желтого цвета - задание легкого уровня, карточка зеленого цвета- задание среднего уровня, карточка красного цвета - задание сложного уровня.

- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания,

спросите кому,  что не понятно.

Задание легкого уровня

Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания.

Определить род имени прилагательного.

Мы приехали в (соседний) деревню. Днем купались в (теплый) реке. Сидели под (раскидистый) березой. Пахло (свежий) травой.

Задание среднего уровня

-Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных.  Выделите окончания.

Куда вошли ребята? (березовая роща). Кого увидели дети? (проворная

белка). Чему все радовались? (солнечная погода).

Задание сложного уровня

Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных.

Выделить окончания.

Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский

ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки.

-Кто все закончил, сдайте свои работы, я проверю.

2. Выполните ещё один небольшой тест, используя данные словосочетания.

а

я

о

е

у

и

Смешн…я история

Зимн…я олимпиада

Ярк…я луна

Спел…й вишней

На влажн…ю землю

О ранн…й весне

Проверка по эталону (7 слайд)

Х. Подведение итогов урока.

- А теперь вспомним начало урока. С чем мы должны были познакомиться?

Чему научились?

- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в единственном числе?

ХI. Рефлексия.

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…,

У меня получилось лучше всего…,

Было трудно….

XII. Д.З.: Р.т. стр.17. упр.38, 39.

Приложение.

И.п.

Какая?

ая

яя

Р.п

ой

ей

В.п.

Какую?

ую

юю

И.п.

Какая?

ая

яя

Р.п

Д.п.

Т.п.

П.п.

Какой?

ой

ей

В.п.

Какую?

ую

юю

Падежи

     Вопросы

Окончания

И.п.

          Какая?

-ая

-яя

Р.п

          Какой?

-ой

-ей

Д.п

           Какой?

-ой

-ей

В.п

          Какую?

-ую

-юю

Т.п

           Какой?

-ой

-ей

П.п

            Какой?

-ой

-ей

Падежи

     Вопросы

Окончания

И.п.

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

а

я

о

е

у

и

Смешн…я история

Зимн…я олимпиада

Ярк…я луна

Спел…й вишней

На влажн…ю землю

О ранн…й весне

а

я

о

е

у

и

Смешн…я история

Зимн…я олимпиада

Ярк…я луна

Спел…й вишней

На влажн…ю землю

О ранн…й весне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Открытый урок по русскому языку «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом  существительно...

Открытый урок " Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода" 2014-2015 уч.год

"Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...

Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа"

Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа" разработан на основе образовательной программы  «Школа России» в со...

Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл

Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл...