Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по программе УМК "Школа России". Первый урок по теме "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе". На данном уроке дети знакомятся с окончаниями имен прилагательных женского рода в форме каждого падежа, делают вывод, что в форме Р.,Д.,Т.,П. падежей прилагательные отвечают на один вопрос и окончания у них совпадают. Урок тематический, приурочен к Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск (Сталинградская битва).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 49.79 КБ |
Презентация | 117.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель: Ковалева Е.В.
Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном
числе.»
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского
рода, определять их падеж.
Задачи:
Образовательные:
•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен
прилагательных женского рода в единственном числе;
•способствовать обогащению словарного запаса;
•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами
прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Развивающие:
•развивать орфографическую зоркость;
•развивать речь детей;
•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать
выводы
Воспитательные:
•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
•воспитывать умение работать в коллективе;
•воспитывать чувство любви к своей Родине
Планируемые предметные результаты:
•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского
рода в единственном числе;
•научатся склонять имена прилагательные женского рода;
•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными,
выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации;
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
•синтез
Коммуникативные УУД:
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД:
•постановка учебной задачи;
•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
•оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД:
•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей
Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др., компьютер, экран, презентация, видеоролик, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Начать урок я предлагаю с просмотра небольшого ролика. Во время просмотра подумайте, для чего я его Вам показала. (просмотр ролика)
-Вы посмотрели фрагменты Сталинградской битвы.
-Сегодня, 2 февраля отмечается день воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Это была переломная битва в ходе Великой Отечественной войне. Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.
-Кто может посчитать, сколько лет прошло? (74 года) (второй фрагмент)
--Почему эта битва получила название Сталинградская? ( город Сталинград).
-Какое название носит сейчас этот город? (Волгоград) (третий фрагмент)
-Какую достопримечательность мы сейчас увидели? (Мемориальный комплекс «Мамаев Курган»)
-Этот комплекс был воздвигнут в честь победы в Сталинградской битве. На самой вершине холма находится монумент «Родина – мать зовет» .Находится он на вершине холма, в самом центре ансамбля. Это женщина с мячом в руке, стоит в позе призыва к борьбе. Чтобы подняться к монументу нужно пройти столько ступенек, сколько дней длилась Сталинградская битва. Кто знает, сколько? (200) (слайд «Родина-мать»)
-Итак, ребята, открыли тетради, записали число, классная работа и запомните эту дату.
II .Словарная работа.
-В каком городе мы с Вами сейчас побывали? Мы вспомнили памятную дату для нашей страны и совершили экскурсию по местам боевой славы.
-Запишите слово экскурсия.
-Как вы можете объяснить значение слова? (Ответы детей.)
-В каком словаре можно посмотреть, правильно ли мы объяснили значение
слова? (В толковом словаре.)
-Прочитайте в словаре, что означает это слово.
Вывожу на экран значение слова «экскурсия». (1 слайд)
1.Коллективная поездка, коллективное посещение музея, выставки,
достопримечательного места с целью ознакомления или изучения его.
2. Группа участников такой поездки.
-Подберите к слову «экскурсия» однокоренные слова. (Экскурсант-
участник экскурсии, экскурсионный автобус, …)
-Составьте предложение с этим словом. ( В воскресенье мы с мамой
ходили на экскурсию в музей.)
-Запомните написание этого слова.
-Ребята, ну а мы продолжаем экскурсию в русский язык.
III. Актуализация опорных знаний.
1)-Посмотрите на экран.
Прочитайте предложение.
И вот победа наступила, от счастья плакал весь народ.
-Спишите предложение и подчеркните грамматическую основу
-Подчеркните грамматическую основу.
-Что вы заметили? (В этом предложении 2 основы.)
-Какое это предложение? (Сложное).
Распространенное. (Есть второстепенные члены предложения.)
-Обозначьте знакомые части речи.
IV. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
-Ребята, давайте охарактеризуем слово победа, какая она? (долгожданная, радостная, великая)
-К какой части речи относятся эти слова? (имя прилагательное)
- Что вы знаете об имени прилагательном?
(Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Какие? Связано с именем существительным.)
Изменяются по родам, числам, падежам.)
-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По
имени существительному.)
-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен
прилагательных? ( 3 способа По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием, запомнить)
-Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского,
среднего.)
-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого
рода они стоят? Докажите.
-Как называется изменение по вопросам имен существительных и
прилагательных? (Склонением.)
-Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных
женского рода в единственном числе».) (3 слайд)
-Сегодня на уроке мы познакомимся…… (со склонением имен
прилагательных женского рода в единственном числе)
(4 слайд)
-Сегодня на уроке мы научимся …. (склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;
узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных
падежах)
V. Работа над новым материалом.
1)Работа по учебнику.
-Найдите на странице 29 таблицу.
-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в
каждом падеже.
И.п. -ая, - яя
Р.п. -ой, -ей
Д.п. -ой, -ей
В.п. -ую, -юю
Т.п. -ой, - ей
-ою, -ею
П.п. -ой, -ей
-Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в
родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают
на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)
2)Работа в группе (по 4 человека).
-Сейчас вы будете работать в группе.
-Вспомните правила работы в группе.
*Общайся вежливо и доброжелательно.
*Говори спокойно и ясно.
*Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.
-Ваша задача выложить блок-схему из карточек.
На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
какая? какой? какую?
-ая,-яя -ой,ей -ую,-юю
(Дети прикрепляют карточки на фланелеграф. Проверяют по эталону. )
(5 слайд)
Проверка по эталону на доске.
Имена прилагательные ж.р., ед.ч.
И.п. какая? -ая, -яя
Р.п.
Д.п. какой? -ой, -ей
Т.п.
П.п.
В.п. какую? -ую, -юю
-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием.
VI. Работа по теме урока. Первичное закрепление
-Следующее задание.
1.Нужно просклонять прилагательные «холодная зимняя» (ночь).
-Выделить окончания имен прилагательных.
-Кто пойдет к доске?
Один работает у доски, остальные дети- в
тетрадях. )
-Кто все закончит, нужно посигналить.
И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)
Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)
В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)
Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)
П.п.(о какой?) о холодной зимней (ночи)
(Дети проверяют, сигналят светофориками.)
-У кого возникли вопросы?
-В каких падежах у имен прилагательных женского рода окончания совпадают? (Р,Д,Т.П.)
-Какие это окончания? (ой,ей)
2. Закрепление (работа в парах)
Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания.
Выгодную (В.п.) позицию, Сталинградской (Р.п.) битвы, о несгибаемой (П.п.) стойкости, почетной (Т.п.) наградой, южной(Д.п.) группировке , героическая (И.п.) оборона, о наступительной (П.п.) операции, боевой (Р.п.) техники.
Проверка по эталону (слайд)
Кто не допустил ни одной ошибки поставьте+, кто ошибся +-.
-Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу
существительного определить падеж прилагательного.)
-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п.,
П.п.)
VII. Физкультминутка.
Если я показываю окончание прилагательного в форме И.п-стоим на месте.
Если я показываю окончание прилагательного в форме Р.Д.Т.П.п-хлопаете в ладоши
Если я показываю окончание прилагательного в форме В.п-садитесь на место
VIII. Продолжение работы по теме.
1.Дифференцированная работа. Работа по карточкам.
Карточка желтого цвета-задание легкого уровня, карточка зеленого цвета-
задание среднего уровня, карточка красного цвета-задание сложного уровня.
- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания,
спросите кому, что не понятно.
Задание легкого уровня
Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания.
Определить род имени прилагательного.
Мы приехали в (соседний) деревню. Днем купались в (теплый) реке. Сидели под (раскидистый) березой. Пахло (свежий) травой.
Задание среднего уровня
-Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имёприлагательных. Выделите окончания.
Куда вошли ребята? (березовая роща). Кого увидели дети? (проворная
белка). Чему все радовались? (солнечная погода).
Задание сложного уровня
Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных.
Выделить окончания.
Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский
ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки.
-Кто все закончил, сдайте свои работы, я проверю.
2.Игра «Заказ»
-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя
прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое
прилагательное, записать словосочетание и объяснить написание окончания.
На доске: (7 слайд)
в боевом действии
у соседней позиции
по южной группировке
воинской славой
около упавшего дома
о наступательном периоде
ранним утром
Имя прилагательное ср.р. в Т.п. (ранним утром)
Имя прилагательное ж.р. в Р.п. (у соседней позиции)
Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по южной группировке)
Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дома)
Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в боевом действии)
Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (воинской славой)
Имя прилагательное м.р. в П.п. (о наступательном периоде)
3.Фронтальная работа.
-Прочитайте стихотворение и найдите имена прилагательные женского рода, определите падеж. (8 слайд)
Ивы, ивы! Плачьте, ивы, плачьте!
До земли склоняя скорбно ветви,.
Плачьте над могилою солдатской,
Словно над сыновнею судьбою,
Плачьте, ивы, над могилой братской.
К вам иду нехоженой тропою.
Если дождь шумит в листве зеленой,
Для меня так много это значит. (Нелен)
IХ. Подведение итогов урока.
А теперь вспомним начало урока. С чем мы должны были познакомиться?
Чему научились?
-Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в единственном числе?
Х. Рефлексия .
-Как вы оцените свою работу на уроке?
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…, у меня получилось лучше всего…, было трудно….
XI. Д.З стр.29 № 59, ТПОс.
И.п. | Какая? | ая | яя |
Р.п Д.п. Т.п. П.п. | Какой? | ой | ей |
В.п. | Какую? | ую | юю |
И.п. | Какая? | ая | яя |
Р.п Д.п. Т.п. П.п. | Какой? | ой | ей |
В.п. | Какую? | ую | юю |
И.п. | Какая? | ая | яя |
Р.п Д.п. Т.п. П.п. | Какой? | ой | ей |
В.п. | Какую? | ую | юю |
И.п. | Какая? | ая | яя |
Р.п Д.п. Т.п. П.п. | Какой? | ой | ей |
В.п. | Какую? | ую | юю |
И.п. | Какая? | ая | яя |
Р.п Д.п. Т.п. П.п. | Какой? | ой | ей |
В.п. | Какую? | ую | юю |
И.п. | Какая? | ая | яя |
Р.п Д.п. Т.п. П.п. | Какой? | ой | ей |
В.п. | Какую? | ую | юю |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭКСКУРСИЯ
ЭКСКУРСИЯ 1.Коллективная поездка, коллективное посещение музея, выставки, достопримечательного места с целью ознакомления или изучения его. 2. Группа участников такой поездки.
И вот победа наступила, от счастья плакал весь народ.
Тема урока: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»
Правила работы в группе * Общайся вежливо и доброжелательно. *Говори спокойно и ясно. *Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.
Проверяй! Выгодную ( В.п . ) позицию, Сталинградской ( Р.п .) битвы, о несгибаемой ( П.п . ) стойкости, почетной ( Т.п. ) наградой, южной ( Д.п . ) группировке , героическая ( И.п .) оборона, о наступительной ( П.п . ) операции, боевой ( Р.п . ) техники.
в боевом действии у соседней позиции по южной группировке воинской славой около смертельного огня о наступательном периоде ранним утром
Проверяй! Ср.р . в Т.п. – ранним Жен.р . в Р.п . – у соседней Жен.р . в Д.п . – по южной Муж.р . в Р.п . – смертельного Ср.р . в П.п . – в боевом Жен.р . в Т.п. – воинской Муж.р . в П.п . – о наступательном
Ивы, ивы! Плачьте, ивы, плачьте! До земли склоняя скорбно ветви,. Плачьте над могилою солдатской, Словно над сыновнею судьбою , Плачьте, ивы, над могилой братской. К вам иду нехоженой тропою. Если дождь шумит в листве зеленой, Для меня так много это значит.
Ивы, ивы! Плачьте, ивы, плачьте! До земли склоняя скорбно ветви,. Плачьте над могилою солдатской , Словно над сыновнею судьбою , Плачьте, ивы, над могилой братской. К вам иду нехоженой тропою. Если дождь шумит в листве зеленой, Для меня так много это значит.
Спасибо за урок! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе; совершенствовать умение склонять...
Тема "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" 4 класс. УМК "Школа России"
Презентация к уроку русского языка. Все задания связаны одной общей тематикой "Сталинградская битва"...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...
Урок русского языка: "Склонение имен существительных женского рода в единственном числе."
Урок русского языка: "Склонение имен существительных женского рода в единственном числе."...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе"
Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" проходил в 4 классе....
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе
Тема урока: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»Цель: формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж...