Коррекционно-развивающий блок «Развитие устной речи» 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Коррекционно-развивающий блок «Развитие устной речи» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_razvitie_ustnoy_rechi_2_kl.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60

социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

«30» 08 2023 г.

        «Утверждаю»

Директор школы

___________Л.В. Цыденова

«30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ»

(2 класс)

г.Улан-Удэ

2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Цель курса:

Формирование уровня языкового развития, на основе коммуникативной компетенции младших школьников через изучение разных   видов   речевой деятельности: произношении, говорении, повторении, чтении и письма, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

МЕСТО КУРСА В   ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     На изучение курса «Развитие устной речи» во 2 классе   выделяется— 34 ч. (1 ч в неделю).

Формы организации внеурочной деятельности:   групповая форма, артикуляционные разминки, этические   беседы, игры с ролевым акцентом, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, работа с видеоматериалами;

ЦОР:

https://урок.рф/library/pourochnie_razrabotki_vneurochnogo_kursa_razvitie_r_144742.html

https://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/razrabotki-urokov-razvitiya-rechi-dlya-2-klassa-540642

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–  обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или  многоточие, точка или  восклицательный знак).

Метапредметные результаты: 

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё   предположение  (версию) на  основе работы с учебным материалом;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, ориентироваться  в словаре;

- устойчивость учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития устной речи

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из   одной   формы в  другую,  пересказывать небольшие тексты с опорой на иллюстрации, план,  по опорным словам и вопросам.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста 2-5 простых  предложения);

– слушать и понимать речь   других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценивать   и следовать им;

– учиться работать в   паре,   группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.

Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.

- выражать мысль, находить   тему текста;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы по тексту, уточнять   непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- оставлять текст об увиденном, услышанном.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-  владеть монологической и диалогической формами речи;

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание   чистоговорок, скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логические   ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Раздел 1 «Осень» (7 ч)

1Занятие. Осень. Признаки осени в сравнении с летом. Составление

рассказа по плану об осени.

2 занятие. Перелётные птицы. Описание    ласточки. Составление

рассказа о перелётных птицах

3 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной  

 картинке «Ёж».

4 занятие. Пересказ текстов описательного характера с опорой на

картинки осеннего дерева, вопросы, графические схемы.

5 занятие. Последовательный пересказ с опорой на серию

картинок и последовательность действий с использованием

 серии сюжетных картинок о  листопаде,   опорных слов-действий.

6 занятие. Выборочный пересказ текста. Составление плана пересказа.

7 занятие. Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Раздел 2 «Зима» (6 ч)

8 занятие. Зима. Признаки зимы.

9 занятие. Устное сочинение.

Составление рассказа   по опорным  

 словам и картинкам.

10 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по серии

картинок с использованием   имён   прилагательных.

11 занятие. Зимующие птицы. Составление текста описания.

12 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным

словами картинкам с использованием графических   схем, вопросов.

Раздел 3 «Устные   сочинения   с опорой на   схемы». (7 ч)

13 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной

 картинке с использованием опорных   слов.

14-15 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по

материалам   текущих наблюдений, с использованием вопросного

плана   и опорных слов.

16-17занятие. Профессии. Составление описательного рассказа по плану.

18 занятие. Наша Армия. Составление описательного рассказа по плану.

19 занятие. Составление теста описания   о   зиме.

Раздел 4 «Весна» (7 ч)

20 занятие. По Весна. Признаки и приметы весны. Составление

описательного рассказа  

21 занятие. Лес. Составление описательного рассказа по плану

 о прогулке   в весенний лес, парк.

22-23 занятие. Однозначные и многозначные слова.

24 занятие. Космос. Описание по    представлению   космоса.

25 занятие. Антонимы. Подбор   антонимов к слову.

26 занятие. Синонимы. Подбор   синонимов   в тексте.

Раздел 5 «Устное народное творчество»-8ч 

27 занятие. Прямое и переносное значение слов в тексте.

28 занятие. Малые   фольклорные   формы. Образные слова и выражения.

29 занятие. Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения.

30 Занятие. Загадки, считалки, скороговорки.

31-32занятие. Пословицы и поговорки. Загадки.

33-34 занятия. Узнавание слова по толкованию его лексического значения.

Работа   с кроссвордами о лете.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема  занятия

Характеристика

деятельности

обучающихся

Электрон

ные циф-

ровые обра-зова-

тель

ные ресурсы

Дата

Раздел 1 «Осень»-7ч.

1.

Осень признаки осени в сравнении с летом. Составление  рассказа  об осени  по  плану.

Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации, по плану.

02.09

2.

  Перелётные птицы.

Определение количества

слов в предложении.

Начало предложения.Конец  предложения. Подбор названия текста. Составление текста.

1

09.09

3.

Устное сочинение. Составление текста описание   о птице   по картинке. Сюжетная картинка. Составление рассказа по сюжетной картине  «Ласточка».

Самостоятельное составление текста.  Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на  основе  иллюстрации. Нахожде-ние  значения  слов.

1

16.09

4.

Пересказ текстов описательного характера   с опорой на   картинки, вопросы, графические схемы. Сюжетная  картина   «Ёж».

Самостоятельное чтение текста.  Анализ   содержания   текста. Поиск информации в тексте вопросам и на основе иллюстрации. Нахождение значения   слова.

23.09

5.

Последовательный  пересказ  с опорой  на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных  слов-действий.

Определение

последовательности

событий по

иллюстрационным

картинкам. Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Последовательность событий. Деление слов

для переноса.

30.09

6.

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Самостоятельное чтение текста.  Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам

 и на   основе  иллюстрации для составления плана. Деление слов для  переноса.

1.

07.10

7.

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Самостоятельное   составление   текста по опорным словам. Анализ содержания

с текста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия.

Краткие ответы на

вопросы. Запись предложений по схеме. Составление из слов предложения,

запись. Определение

последовательности событий по картинкам.

1

14.10

Раздел 2  «Зима»-7ч.

8.

Зима. Признаки зимы.

Самостоятельное составление текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.

Определение последовательности событий по картинкам. Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации с  признаками  зимы.

1

21.10

9.

Устное сочинение.  Составление рассказа   по опорным   словам и картинкам. « Зима»

Самостоятельное составление текста по вопросам. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка

 навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение

последовательности событий по картинкам содержания текста.

1

11.11

10.

Устное сочинение. Составление плана пересказа  по серии картинок с использованием вопросного плана  «Дети во дворе».

Отработка навыка

правильного   чтения. Выделение участников диалога. Составление   предложения из группы слов.

Образование новых слов, противоположных по значению. Краткие ответы на вопросы.  Нахождение главных членов   в

предложении. Главная мысль текста.

1

18.11

11.

Зимующие птицы. Составление текста описание  «Синица».

Определение заголовка к тексту описание. Формулировать несложные выводы, основываясь

на   рассматривании птицы, сравнение  и выделение основных отличий от других птиц. Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания.

1

25.11

12.

Устное сочинение. Составление рассказа  «Птицы на кормушке»  по  опорным словам и картинкам,   с использованием графических схем, вопросов.

  Составление   плана   текста описания по опорным словам. Анализ содержания текста по плану. Отработка навыка

последовательности событий по картинкам. Поиск информации в тексте по вопросам.

1

02.12

13.

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием  опорных слов.

Нахождение по данному началу или концу предложения. Нахождение   отрывка  из текста. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания и последовательное составление текста по частям. Работа с иллюстративным материалом.

Работа со словарём

1

09.12

Раздел 3 «Устные   сочинения с опорой на схемы». (7 ч)

14-15.

Устное сочинение. Составление  рассказа по  материалам текущих наблюдений, с использованием   вопросного плана,  опорных слов.

Высказывать своё предположение, составлять

небольшое монологическое высказывание с

опорой на авторский текст, поиск и выделение

необходимой информации. Учиться работать по

предложенному учителем плану, делать выводы в

результате индивидуальной работы и совместной

работы   группы, умение слушать другие тексты,

формировать свои мысли вслух.

2

16.12-23.12

16-17.

Профессии. Составление   описательного текста  по плану.

Высказывать своё предположение, составлять

небольшое монологическое высказывание с

опорой на авторский текст, поиск и выделение

необходимой информации. Учиться работать по

предложенному учителем плану, делать выводы в

результате индивидуальной работы и совместной

работы   группы, умение слушать другие тексты.

2

30.12

13.01

18.

«Наша   Армия». Составление теста –описание по плану.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию)

на основе работы с иллюстраций делать выводы в результате совместной   работы всей группы, оформлять свою мысль в устной и письменной речи

1

20.01

19.

Составление текста  описание о зиме с использованием имён прилагательных.

Подбирать заголовок к

тексту, подбирать синонимы,

определять стиль текста,

восстанавливать предложения.

1

27.01

Раздел 4 Весна (5 ч)

20.

Весна. Признаки и приметы весны. Составление описательного рассказа.

Выделение опорных слов.

Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Творческое устное   сочинение.  Составление цепочек связи. Сочинение собственного текста.

1

03.02

21.

Лес весной. Составление описательного рассказа по плану о  прогулке  в лес, парк.

Нахождение по данному началу или концу

предложения всего предложения. Нахождение логического отрывка.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом

1

17.02

22-23.

Однозначные и многозначные слова.

Умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию.  Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеств

2

24.02-02.03

24.

«Космос». Описание по представлению космоса.

Определять стиль текста,

лексическое значение слова.

Находить абзац.

1

09.03

25.

Антонимы. Подбор антонимов.

Подбор слов противоположного

Значения слов, установление сходства и различия в  значениях  антонимов  путём сопоставления этих значений.

1

16.03

26.

Синонимы. Подбор синонимов  в тексте.

Подбор  слов  сходного

значения; установление сходства и различия в значениях синонимов путём введения и

сопоставления этих значений; синонимичных слов их в словарь учащихся, употребление в тексте.

1

23.03

Раздел 5 «Устное народное творчество»-8ч 

27.

Прямое и переносное значение слов

 в тексте.

Отмечать общее и различное в

значении слов, воспитывать   у учащихся внимание к смысловым оттенкам, учит точно употреблять их в соответствии с целями высказывания. Приоткрывать  школьникам сферу употребления слова.

1

06.04

28.

Образные слова и выражения в тексте. Загадки.

Работать с пословицами.

Составлять диалог.

1

13.04

29.

Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения.

Работа над прямым и переносным значением слов;

употребление речевых оборотов; работа с пословицами и поговорками;

работа со словарём;

выполнение различных видов творческих работ.

1

20.04

30.

Считалки, скороговорки, загадки.

Использование скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Работать с пословицами.

Составлять диалог.

1

27.04

31-32

Пословицы и поговорки.

Малые фольклорные формы.

Работать с пословицами.

Составлять диалог.

2

04.05-11.05

33-34.

Работа   с кроссвордами о лете.  Узнавание  слова по его лексическому значению

Определять стиль текста.

Работать с кроссвордом.

Находить   самостоятельно границы предложения.

2

18.05-25.05

  ИТОГО

34

Учебно-методическое обеспечение:

Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Москва Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС” 2006

Познавательное развитие детей с ЗПР и ОНР Е.В. Рындина, ООО “Детство- пресс”, 2014 г.,

Бугаева З.Н. “Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дик-ции”, Донецк 2004 г.

Воронкова. Л.В. Червякова Н.А. “Карточки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа”

Дополнительная литература

1.Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.

2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

3. Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.

4. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.

5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)

6. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. – М.: ВАКО, 2008. – 65 с.

7.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

8.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002. – 80 с.

9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.

10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М. Ю. Демидова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)

11. Соколова Т. Н.. Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011. – 123 с.

12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.

  • Информационно-коммуникационные средства обучения
  1. Компьютерная  образовательная  программа: серия «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык».
  2. презентационное сопровождение занятий.
  • Интернет-ресурсы.

htt p://kidsbook.narod.ru/

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

http://ya-umni4ka.ru/ 

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html

http://www.zavuch.info/

 http://pedsovet.org

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://900igr.net/

http://viki.rdf.ru/

http://www.o-detstve.ru/

http://www.it-n.ru/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=17

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наглядные пособия.

  • Таблицы: Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Набор букв, цифр, знаков.
  • Модель «Звукобуквенная лента».
  • Касса «Лента букв»

Технические средства обучения.

  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.

Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Развитие устной речи"

Данное занятие разработано для индивидуальной коррекционной работы над устной речи. Форма занятия - путешествие....

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...