Коррекционно-развивающий блок «Развитие устной речи» 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Коррекционно-развивающий блок «Развитие устной речи» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_razvitie_ustnoy_rechi_2_kl.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Педагогическим советом «30» 08 2023 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Л.В. Цыденова «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ»
(2 класс)
г.Улан-Удэ
2023 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Цель курса:
Формирование уровня языкового развития, на основе коммуникативной компетенции младших школьников через изучение разных видов речевой деятельности: произношении, говорении, повторении, чтении и письма, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На изучение курса «Развитие устной речи» во 2 классе выделяется— 34 ч. (1 ч в неделю).
Формы организации внеурочной деятельности: групповая форма, артикуляционные разминки, этические беседы, игры с ролевым акцентом, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, творческие работы, проектные работы, работа с видеоматериалами;
ЦОР:
https://урок.рф/library/pourochnie_razrabotki_vneurochnogo_kursa_razvitie_r_144742.html
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, ориентироваться в словаре;
- устойчивость учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития устной речи
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать небольшие тексты с опорой на иллюстрации, план, по опорным словам и вопросам.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста 2-5 простых предложения);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценивать и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.
Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.
- выражать мысль, находить тему текста;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы по тексту, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- оставлять текст об увиденном, услышанном.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание чистоговорок, скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логические ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Раздел 1 «Осень» (7 ч)
1Занятие. Осень. Признаки осени в сравнении с летом. Составление
рассказа по плану об осени.
2 занятие. Перелётные птицы. Описание ласточки. Составление
рассказа о перелётных птицах
3 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной
картинке «Ёж».
4 занятие. Пересказ текстов описательного характера с опорой на
картинки осеннего дерева, вопросы, графические схемы.
5 занятие. Последовательный пересказ с опорой на серию
картинок и последовательность действий с использованием
серии сюжетных картинок о листопаде, опорных слов-действий.
6 занятие. Выборочный пересказ текста. Составление плана пересказа.
7 занятие. Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Раздел 2 «Зима» (6 ч)
8 занятие. Зима. Признаки зимы.
9 занятие. Устное сочинение.
Составление рассказа по опорным
словам и картинкам.
10 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по серии
картинок с использованием имён прилагательных.
11 занятие. Зимующие птицы. Составление текста описания.
12 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным
словами картинкам с использованием графических схем, вопросов.
Раздел 3 «Устные сочинения с опорой на схемы». (7 ч)
13 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной
картинке с использованием опорных слов.
14-15 занятие. Устное сочинение. Составление рассказа по
материалам текущих наблюдений, с использованием вопросного
плана и опорных слов.
16-17занятие. Профессии. Составление описательного рассказа по плану.
18 занятие. Наша Армия. Составление описательного рассказа по плану.
19 занятие. Составление теста описания о зиме.
Раздел 4 «Весна» (7 ч)
20 занятие. По Весна. Признаки и приметы весны. Составление
описательного рассказа
21 занятие. Лес. Составление описательного рассказа по плану
о прогулке в весенний лес, парк.
22-23 занятие. Однозначные и многозначные слова.
24 занятие. Космос. Описание по представлению космоса.
25 занятие. Антонимы. Подбор антонимов к слову.
26 занятие. Синонимы. Подбор синонимов в тексте.
Раздел 5 «Устное народное творчество»-8ч
27 занятие. Прямое и переносное значение слов в тексте.
28 занятие. Малые фольклорные формы. Образные слова и выражения.
29 занятие. Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения.
30 Занятие. Загадки, считалки, скороговорки.
31-32занятие. Пословицы и поговорки. Загадки.
33-34 занятия. Узнавание слова по толкованию его лексического значения.
Работа с кроссвордами о лете.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Электрон ные циф- ровые обра-зова- тель ные ресурсы | Дата |
Раздел 1 «Осень»-7ч. | ||||
1. | Осень признаки осени в сравнении с летом. Составление рассказа об осени по плану. | Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации, по плану. | 02.09 | |
2. | Перелётные птицы. | Определение количества слов в предложении. Начало предложения.Конец предложения. Подбор названия текста. Составление текста. | 1 | 09.09 |
3. | Устное сочинение. Составление текста описание о птице по картинке. Сюжетная картинка. Составление рассказа по сюжетной картине «Ласточка». | Самостоятельное составление текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Нахожде-ние значения слов. | 1 | 16.09 |
4. | Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Сюжетная картина «Ёж». | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте вопросам и на основе иллюстрации. Нахождение значения слова. | 23.09 | |
5. | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий. | Определение последовательности событий по иллюстрационным картинкам. Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Последовательность событий. Деление слов для переноса. | 30.09 | |
6. | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации для составления плана. Деление слов для переноса. | 1. | 07.10 |
7. | Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | Самостоятельное составление текста по опорным словам. Анализ содержания с текста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия. Краткие ответы на вопросы. Запись предложений по схеме. Составление из слов предложения, запись. Определение последовательности событий по картинкам. | 1 | 14.10 |
Раздел 2 «Зима»-7ч. | ||||
8. | Зима. Признаки зимы. | Самостоятельное составление текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение последовательности событий по картинкам. Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации с признаками зимы. | 1 | 21.10 |
9. | Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам. « Зима» | Самостоятельное составление текста по вопросам. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение последовательности событий по картинкам содержания текста. | 1 | 11.11 |
10. | Устное сочинение. Составление плана пересказа по серии картинок с использованием вопросного плана «Дети во дворе». | Отработка навыка правильного чтения. Выделение участников диалога. Составление предложения из группы слов. Образование новых слов, противоположных по значению. Краткие ответы на вопросы. Нахождение главных членов в предложении. Главная мысль текста. | 1 | 18.11 |
11. | Зимующие птицы. Составление текста описание «Синица». | Определение заголовка к тексту описание. Формулировать несложные выводы, основываясь на рассматривании птицы, сравнение и выделение основных отличий от других птиц. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | 1 | 25.11 |
12. | Устное сочинение. Составление рассказа «Птицы на кормушке» по опорным словам и картинкам, с использованием графических схем, вопросов. | Составление плана текста описания по опорным словам. Анализ содержания текста по плану. Отработка навыка последовательности событий по картинкам. Поиск информации в тексте по вопросам. | 1 | 02.12 |
13. | Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов. | Нахождение по данному началу или концу предложения. Нахождение отрывка из текста. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания и последовательное составление текста по частям. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём | 1 | 09.12 |
Раздел 3 «Устные сочинения с опорой на схемы». (7 ч) | ||||
14-15. | Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений, с использованием вопросного плана, опорных слов. | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы группы, умение слушать другие тексты, формировать свои мысли вслух. | 2 | 16.12-23.12 |
16-17. | Профессии. Составление описательного текста по плану. | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы группы, умение слушать другие тексты. | 2 | 30.12 13.01 |
18. | «Наша Армия». Составление теста –описание по плану. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстраций делать выводы в результате совместной работы всей группы, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | 1 | 20.01 |
19. | Составление текста описание о зиме с использованием имён прилагательных. | Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения. | 1 | 27.01 |
Раздел 4 Весна (5 ч) | ||||
20. | Весна. Признаки и приметы весны. Составление описательного рассказа. | Выделение опорных слов. Работа с деформированным текстом. Редактирование текста. Творческое устное сочинение. Составление цепочек связи. Сочинение собственного текста. | 1 | 03.02 |
21. | Лес весной. Составление описательного рассказа по плану о прогулке в лес, парк. | Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом | 1 | 17.02 |
22-23. | Однозначные и многозначные слова. | Умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеств | 2 | 24.02-02.03 |
24. | «Космос». Описание по представлению космоса. | Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. | 1 | 09.03 |
25. | Антонимы. Подбор антонимов. | Подбор слов противоположного Значения слов, установление сходства и различия в значениях антонимов путём сопоставления этих значений. | 1 | 16.03 |
26. | Синонимы. Подбор синонимов в тексте. | Подбор слов сходного значения; установление сходства и различия в значениях синонимов путём введения и сопоставления этих значений; синонимичных слов их в словарь учащихся, употребление в тексте. | 1 | 23.03 |
Раздел 5 «Устное народное творчество»-8ч | ||||
27. | Прямое и переносное значение слов в тексте. | Отмечать общее и различное в значении слов, воспитывать у учащихся внимание к смысловым оттенкам, учит точно употреблять их в соответствии с целями высказывания. Приоткрывать школьникам сферу употребления слова. | 1 | 06.04 |
28. | Образные слова и выражения в тексте. Загадки. | Работать с пословицами. Составлять диалог. | 1 | 13.04 |
29. | Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. | Работа над прямым и переносным значением слов; употребление речевых оборотов; работа с пословицами и поговорками; работа со словарём; выполнение различных видов творческих работ. | 1 | 20.04 |
30. | Считалки, скороговорки, загадки. | Использование скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Работать с пословицами. Составлять диалог. | 1 | 27.04 |
31-32 | Пословицы и поговорки. Малые фольклорные формы. | Работать с пословицами. Составлять диалог. | 2 | 04.05-11.05 |
33-34. | Работа с кроссвордами о лете. Узнавание слова по его лексическому значению | Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить самостоятельно границы предложения. | 2 | 18.05-25.05 |
ИТОГО | 34 |
Учебно-методическое обеспечение:
Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Москва Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС” 2006
Познавательное развитие детей с ЗПР и ОНР Е.В. Рындина, ООО “Детство- пресс”, 2014 г.,
Бугаева З.Н. “Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дик-ции”, Донецк 2004 г.
Воронкова. Л.В. Червякова Н.А. “Карточки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа”
Дополнительная литература
1.Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
3. Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.
4. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.
5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)
6. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. – М.: ВАКО, 2008. – 65 с.
7.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
8.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002. – 80 с.
9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М. Ю. Демидова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
11. Соколова Т. Н.. Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011. – 123 с.
12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.
- Информационно-коммуникационные средства обучения
- Компьютерная образовательная программа: серия «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык».
- презентационное сопровождение занятий.
- Интернет-ресурсы.
htt p://kidsbook.narod.ru/
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
http://videouroki.net/index.php?subj_id=17
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядные пособия.
- Таблицы: Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Набор букв, цифр, знаков.
- Модель «Звукобуквенная лента».
- Касса «Лента букв»
Технические средства обучения.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 3-их классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 4-ых классов, имеющих ОНР (III- IV уровень развития речи)...
Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)
Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Развитие устной речи"
Данное занятие разработано для индивидуальной коррекционной работы над устной речи. Форма занятия - путешествие....
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...
Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)
Конспект урока и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...