Урок письма
план-конспект урока по русскому языку

Светлана Степановна Попова

Данная разработка урока для учащихся начальной школы по теме " Как написать письмо" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_urok_pisma.docx101.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс- «Лучший урок письма – 2022»

Номинация - Лучшая методическая разработка проведения урока письма

Автор – Попова Светлана Степановна

Урок русского языка

Тема: «Развитие речи. Как писать письмо»

Цель: создать условия для осмысления детьми эпистолярного жанра

Задачи:

-формировать умения и навыки речи в эпистолярном жанре (письмо);

-формировать умение использовать языковые особенности жанра;

-совершенствовать умение владеть русским языком;

-формировать умение переносить знания, полученные на уроке, в жизненные ситуации;

Планируемые результаты:

Личностные УУД.

Проявлять интерес к эпистолярному жанру, ценностное отношение к русской речи как выразительному средству общения, осознанное желание к написанию письма.

Регулятивные УУД.

Определять, формулировать цель урока и своей деятельности на уроке самостоятельно и при помощи учителя.

Делать выводы после завершения какого-либо вида деятельности.

Проговаривать последовательность своих действий

Познавательные УУД.

Определять значимость устной речи, письма в жизни людей и обосновывать свое суждение.

Получать новые знания, опираясь на свой жизненный опыт и на информацию, полученную из разных источников.

Перерабатывать полученную информацию и делать выводы в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД.

Формировать понятные для партнеров высказывания.

Принимать разные точки зрения и находить общее решение.

Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Использовать речевые средства для представления результата работы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, карточки, личные письма.

Тип урока: развитие речи.

 

Сценарий урока

1. Организационный момент.

-С добрым утром, новым днём!

Радости, удачи в нём!

Начинаем мы урок

Каждому он будет в прок.

2. Постановка темы и цели урока.

Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на занятие.

-Ждёт письма мой старший брат,

Я журналу буду рад,

Папа ждёт газету.

Где же всё это?

Принесёт всё это он-

Наш знакомый ….(почтальон)

-В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? («Письмо Неумейке» Я. Акима, «Почта» С. Маршака, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского).

– Отгадайте загадку:

К дому-невеличке подлетают птички,

Весточки, приветы понесут по свету.   (Почтовый ящик, письма.)

3. Актуализация опорных знаний.

– Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Если да, то кому?

-Есть ли в Вашей семье какие – либо письма (от бабушек, дедушек)

-Я сохраняю письма своей бабушки. (Показ писем)

-У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?» «Письма»,- ответили космонавты.

-Как вы думаете, почему космонавты так ответили? (Письмо – это весточка от родных, друзей, написанное их руками, согретое их теплом)

-С какой целью, почему люди пишут письма? (Чтобы сообщить новости, узнать, спросить о чём-то, рассказать о своей жизни и т.д.)

Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

4. Работа по теме Виды писем.                                                                

Работа в группах по карточкам. (У каждой группы одно письмо)

Задание:

-Письма бывают разных видов.

-Прочитайте письма и определите, кому и с какой целью они написаны.

1группа

 Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький

Ответ: Это письмо-пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

2 группа

 С днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий вас дедушка Коля.

-Кому написано письмо? С какой целью?

Ответ: Это письмо-поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днём рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

3группа

 Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля.

Ответ: Это письмо родителям. В нём Оля сообщает о том, что ей в санатории живётся хорошо, но она скучает, просит родителей поскорее приехать.

5. Подведение итогов работы в группах. Определение темы урока.

Какой вывод мы можем сделать: какие письма бывают? (Письма бывают разные: письмо-пожелание, письмо-поздравление, письмо-благодарность, письмо-просьба, письмо-рассказ.)

-Прочитайте слова на доске: письмо, конверт, марка, адрес, адресат, адресант, индекс (на карточках)

-Значение каких слов вам непонятны? (адресант, адресат, индекс)

- В каком из словарей мы их будем искать? (в толковом словаре)

-О чём же мы будем говорить сегодня на занятии?

Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Ответы – Письмо. Как писать письмо?

6. Какие задачи поставим перед собой?

1. Познакомиться с новыми понятиями.

2.Научиться грамотно писать письмо, используя знания структуры письма.

3. Научиться подписывать конверт.

- Кому необходимы письма? (близким и родным людям, друзьям)

- Наше занятие будет посвящено древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству- умению писать письма.

Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями «адресант», «адресат», «индекс», с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.

Как написать письмо?

-Письмо пишут по определённой схеме. ( Памятка по написанию письма)

        Схема письма

Опорные слова

Обращение

Дорогие мама и папа!

Дорогие тётя и дядя!

Любимая бабушка!

Любимый брат (сестра)!

Начальная фраза о 

состоянии переписки

Получила ваше письмо.

Очень захотелось вам написать.

Основное содержание письма

Расскажу о нашей жизни.

У нас всё хорошо.

Вопросы адресату

Как здоровье?

Какие новости?

Как живёте?

Просьбы. Приветы.

Прошу вас…

Передайте привет…

Прощания

До свидания!

До скорой встречи!

Концовка (подпись, дата).

Целую. Скучаю. Ваш…

18 декабря 2017г.

7. Закрепление. В парах.

У каждой пары текст письма.

Здравствуйте, ученики 2А класса!

Пишет вам Гостеприимный Барсук. Я обращаюсь к вам с просьбой: найти истинных любителей красоты вашего класса. Заранее вам благодарен!

Барсук.

-У вас на партах лежит текст письма. Обведите карандашом обращение. (Поставьте цифру 1)

Обведите начальную фразу о состоянии переписки. (Поставьте цифру 2)и т.д.

8. Самостоятельная работа. Работа в группах.

-Чему вы учились сегодня на занятии?

-Какие виды писем вы знаете?

-А теперь закрепим знания и умения, работая в группах.

Задание для группы №1:

Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова – подсказки:

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

Задание для группы №2:

Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки:

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

Задание для группы №3.

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова – подсказки:

Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

Задание для группы №4.

Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе.

Слова – подсказки:

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

-Подведение итогов работы в группах:

чтение написанных писем, обсуждение их достоинств и недостатков.

9. Рефлексия.

Составление синквейна

C:\Users\Маркиз\Desktop\018.jpg

ОБРАЗЕЦ

Письмо

Поздравительное, благодарственное

Приходит, радует, балует

Необходимо людям на расстоянии.

Общение

-Оцените свою работу на уроке

Вот и подошло к концу наше занятие.

На ваших столах лежат конвертики- листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравилось занятие, то выберите конвертик с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то конвертик с вопросительным знаком.

(Конверты опускаются в коробку – почтовый ящик.)

-Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих занятиях мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем за работу.

10. Домашнее задание: написать письмо своему другу, маме, бабушке и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....