практико-ориентированный проект по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
Проект "Работа над ошибками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практико-ориентированный проект по русскому языку | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. Киренска»
«Учимся работать над ошибками»
практико-ориентированный проект
учителя начальных классов
Нетёсовой Л. П.
2021 г.
Содержание:
1. Введение(актуальность)…………………………………………..........с. 3 - 6
2. Основная………………………………………………………………...с. 5.-.13
- Теоретическая часть….. ………………………………………………с. 5 - 6
2.2 Практическая часть…………………………………………………… с. 7 - 11
- Аналитическая (заключительная)……………………………………....с. 12
- Список литературы………………………………………………………с.13
1.Введение (актуальность)
Главным в обучении грамотному письму (правописанию) является решение орфографической задачи. В любом несложном диктанте есть 60-70% всех пройденных орфограмм. В сложном – почти 100%. Если ребёнок не выучил, не закрепил орфограмму, то она всплывёт еще не раз в будущем. Представляете, сколько потенциальных ошибок накопится, если темы запускать? Потом в средней школе хватаются за голову и учителя, и родители. И лучше, конечно, до этого не доводить и понимать: не отработали орфограмму – дальше будет снежный ком.
Работа над ошибками, допущенными учащимися, является важным звеном в системе обучения младших школьников. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически еще далеко не решен. Как правило, такая работа проводится фронтально, без учета индивидуальных особенностей учащихся. В результате на уроке обычно успевают разобрать не более четырех-пяти типичных ошибок. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными — учащиеся, которые допустили ошибки.
Основными причинами недостаточной эффективности системы работы над ошибками, является:
- ограниченность во времени на уроке;
- низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
- несистемность проводимой работы;
- недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
- малый словарный запас учащихся;
- недостаточно развитый навык чтения;
- неумение выделить и определить орфограмму.
Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму, владеет двумя способами чтения: орфоэпическим (звуками) и орфографическим (как написано). Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают немалое количество ошибок. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики самостоятельно искали бы и выделяли орфограммы в момент письма.
Цель проектной работы: создать условия для формирования у обучающихся самостоятельного умения работать над ошибками.
Задачи:
- Подробно рассмотреть из программы ФГОС НОО планируемые результаты по формированию грамотного письма.
- Разработать поэтапное овладение учащимися навыка работы над ошибками.
- Классифицировать виды орфограмм по классам.
- Сформировать у обучающихся умение самостоятельного анализа и исправления допущенных ошибок: использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове, использование орфографического словаря, применение правил правописания и пунктуации.
- Создать памятку работы над ошибками.
Результат проекта (продукт): памятка работы над ошибками.
Практическая значимость проекта: памятка поможет учащимся самостоятельно выполнять работу над ошибками, методическая часть проекта пригодится студентам и начинающим учителям.
2.Основная часть
2.1. Теоретическая часть
Способность выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться, начиная с первого класса. Как пишет М.Р. Львов, “целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов”.
Основной единицей правописания служит орфограмма (слабая позиция, опасное место), т. е. написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.
Орфограмма «работает» в процессе письма лишь в том случае, если пишущий ее моментально замечает. Умение видеть орфограмму и решать орфографическую задачу вполне по силам каждому учащемуся, овладевшему двумя видами чтения: орфоэпическим и орфографическим. Необходимо поэтапное формирование данных умений. Целенаправленное обучение нахождению орфограмм в словах, в тексте нужно проводить с детьми с первых шагов письма в I классе.
Итак, первым делом, нужно научить каждого ученика находить орфограммы (опасные места) в слове. Среди разных подходов, направленных на достижение этой цели, первостепенную роль играют советы, которые дал в свое время К. Д. Ушинский. Он писал: «При чтении каждой отдельной группы слов должно налегать на отчетливое произношение каждого звука, насколько это возможно по развитию детского органа речи» (Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1949. Т. 6. С. 28).
Надо «приучить его язык к произношению отдельных звуков». Стартовая диагностика произношения звуков поможет спланировать коррекционную работу. Коррекционная работа должна начинаться с отдельных звуков в таких словах как: ау, ум, ух, им, ус, ас и.т.д. Далее, необходимо научить каждого, выделять звуки в слияниях типа ла, ля и.т.д).
Наиболее распространенным в школьной практике стартовым моментом в уроке и в изучении очередного звука стало избрание такого исходного слова, в составе которого находится звук, подлежащий изучению. Сильной позицией для согласных звуков окажутся следующие:
1) для согласных, различающихся по глухости-звонкости: перед любыми гласными: жар – шар, гол – кол; перед сонорными: злой – слой, гроза – краса, ягодный – плотный; перед [в], [в’], [j]: дверь – Тверь, двор – створ, бьет – пьет;
2) для согласных, различающихся по твердости-мягкости: для всех парных в конце слова: двор – дверь, потоп – топь, трон – тронь; перед гласными, кроме [э]: вол – вёл, сор –сер, лук – люк, но мэр, сэр; переднеязычные различаются по твердости-мягкости перед заднеязычными и твердыми губными: тонко – коньки, кричали – круги; согласные [л] и [л’] различаются перед любыми согласными: волнение – вольность. Остальные позиции являются слабыми по твердости-мягкости. Перед гласными, кроме [э], согласные различаются как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной позицией.
Согласные могут ассимилироваться как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Если в конце слова находятся два согласных звука, оба они оглушаются: поезд [по́ист], гвоздь [гвост’].
Все сказанное надо учитывать, особенно когда в урок вводятся такие занимательные приемы, как задания на «придумывание» своих примеров, «слов» с изучаемым звуком. Обычно такого рода задание предваряется предложением произнести изучаемый звук «чисто» и изолированно. Любой из гласных звуков отчетливо звучит и слышен в составе слова, когда оказывается в ударной позиции; не теряет он своих характерных качеств, когда произносится изолированно: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Наиболее рациональным представляется такой путь в изучении звуков, когда создаются условия, чтобы ученик мог без всяких ухищрений услышать, подметить и усвоить истинное звучание изучаемого звука, уловить его характерные качества, а затем уже опираться на них при нахождении данного звука и выделении его в любом слове, предъявленном учителем для анализа.
- Практическая часть
Ещё в добукварный период, важно научить каждого ученика слышать каждый звук в слове и выкладывать звуками (белыми квадратиками) слова, чётко произнося каждый звук. Сначала слова из одного слога, затем из двух и.т.д. Затем переходить к слияниям в схемах, особое внимание, обращая на местоположение в слове слияний йа, йо, йу, йэ.
Когда учащиеся научатся делать схему с помощью звуков (белых квадратиков) и слияний (белых прямоугольников с диагональю), тогда только переходим к цветовой схеме и поискам ударного слога, звука. До начала букварного периода, данное умение должно быть сформировано у каждого ученика через индивидуальную работу.
В букварный период формируем умение соотносить звук с буквой и находить орфограмму ( слабую позицию, опасное место) в слове. Вводим понятие транскрипция (звуковой костюм). Добиваемся данное умение выработать у каждого ученика через обучение двум видам чтения (орфоэпическим и орфографическим) и коррекционную работу с учащимися.
Когда дети умеют обнаруживать в слове слабые позиции гласных и согласных , значит они готовы решать орфографические задачи.
Теперь важно, при знакомстве с каждой орфограммой первого класса, запомнить название орфограммы, составлять алгоритм решения орфографической задачи и решать её. Орфограммы первого класса не имеют особых грамматических признаков (частей речи, частей слова). Приучая к работе над ошибками, обязательно учитываем индивидуальные особенности каждого ученика. Овладение поэтапно: /* незнакомая орфограмма; /8 вид орфограммы (под своим номером из памятки); / сам. определение орфограммы;
- орфограмма на строке; общее кол-во допущенных ошибок в работе.
Дети учатся писать слова и они пока не знают ни одной орфограммы, поэтому именно на этом этапе вводится понятие незнакомая орфограмма. В тетрадях и памятке она не нумеруется, идёт под звёздочкой.
* Незнакомая орфограмма.
Выпиши слово два или три раза правильно. Подчеркни букву, в написании которой ошибка.
1 класс
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Знаки в конце предложения, запятая и другие знаки в предложении. Неверно составленное предложение.
Выпиши предложение правильно. Поставь нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса всеми возможными способами.
Например: оси – на
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
4. Мягкий знак – показатель мягкости.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: окунь, рысь, уголь.
мальчик, школьник, коньки.
5. Гласные после шипящих.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: машина, малыши, карандаши.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу - с буквой у.
6. Сочетания чк-чн, чт, нч, щн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: девочка, ночка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).
7. Безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Делай так: ребя́та, ребя́та, ребя́та.
8. Большая буква в именах собственных: отчествах и фамилиях, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: Таня, Саша, Андрей.
Мурка, Зорька, Пушок.
река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии, клички животных, названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
9. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: прилепили – при-ле-пи-ли.
Во 2 классе дети знакомятся с частями слова и учатся работать с орфограммами корня. При изучении частей речи, особое внимание предлогу.
2 класс
10. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной.
Выдели корень.
Делай так: волна́ - во́лны
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
11. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. (сомнительные согласные).
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.
Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.
12. Разделительный мягкий знак в корне слова.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
13. Двойные согласные в корне и других частях слова.
В корне: выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса: Например: группа, рассказ, коллектив груп-па, рас-сказ, кол-лектив
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
В разных частях слова: выпиши слово правильно. Подтверди удвоенный согласный разбором слова по составу. Подбери ещё два слова…
Например: рассказ, рассвет, рассмотрим или длинный, каменный, осенний.
ЗАПОМНИ СЛОВА: стеклянный, оловянный, деревянный.
14. Предлог перед местоимением, существительным, прилагательным, числительным.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
Например: у (кого?)нас, к(чему?) морю, с (которым?) пятым, к (какому?) ближнему ЗАПОМНИ! Предлоги пишутся отдельно.
15. Правописание непроизносимых согласных в корне.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
звёздный (звезда, звёздочка)
Работа в 3 и 4 классах строится на том, какую роль играют грамматические признаки для решения орфографических задач.
3 класс
16. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
Например: не был, не выучил, не знал
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
17. Правописание суффиксов.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Например: липовый, дубовый, кленовый, осиновый
Выдели суффикс!
18. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, подержали
Выдели приставку!
19. Правописание приставки со словом. Правописание гласных и согласных в приставках.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, приехал, переехал
приехал, привёз, прибежал
подкормка, подвеска, подсветка
Выдели приставку! ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
20. Правописание наречий (Как? Когда? Откуда? Где?)
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
Например: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
21. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.
22. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: луч, товарищ, шалаш (муж. род)
ночь, речь, печь (жен. род)
23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Выдели окончание. Определи род. Вспомни слово ключ - с ударным окончанием. Запиши свой пример на это правило.
ж.р. ж.р.
Например: на опушке- опушка, сущ., (ключ – река, …род, …число…, падеж.)на реке )(того же рода, в той же форме, с тем же , но ударным окончанием);
(нет чего?)помидоров (мн.ч, Р.п);
24. Соединительная гласная в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни соединительную
гласную( о или е ). Подбери с этой соединительной гласной слова.
Делай так: путешествие, камнепад, землетрясение.
25.Правописание б/гл в суффиксах ик, ек; ок.
Выпиши слово с суффиксом -ик или –ек правильно, выдели суффикс, запиши это слово в форме мн. ч или Р.п. Выпиши слово с суффиксом –ок, поставь ударение, подбери слова на это правило.
Например: ключики , нет ключика – ключик;
замочки, нет замочка – замочек;
Например: прыжок, дружок, снежок.
4 класс
26. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от сущ-ого. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: река (какая?) глубокая - ж.р., ед.ч., И.п.
озеро (какое?)глубокое- ср. р., ед.ч, И.п.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Например: (что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делай так:
пишет – писать (-еть, -уть…) гл. е, (они что делают? - ут, - ют)
ставит – ставить, гл. и, (они что делают? -ат, -ят)
3.Аналитический (заключение)
Итак постепенно, все четыре года обучения, дети создают памятку работы над ошибками своими руками. К памятке работы над ошибками прилагается памятка правил правописания.
Используя приём самооценки, учащиеся сами знают, решение какой орфографической задачи требует коррекции.
Учитель так же планирует коррекционную работу индивидуально или с группой учащихся.
Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке (работе над ошибками) зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Работа ученика без ошибок – это праздник для всего класса. Общий успех складывается из успехов каждого.
4.Список используемой литературы.
М.Р. Львов «Методика преподавания русского языка в начальных классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – ориентированный коллективный проект по технологии Т.Н.Проснякова 4 класс «СТАРИННЫЙ ЗАМОК»
Цели:- познакомить учащихся с принципом создания коллективного замка, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс;- дать возможность учащимся почувствовать себя члена...
Практико-ориентированный творческий проект Математические игры для запоминания таблицы умножения и деления.
Проект — это специально организованное учителем выполнение учащимися комплекса действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда,...
Практико-ориентированный проект (моно проект по русскому языку) «Картотека словарных слов»
По окончанию работы над проектом мы создадим классную методическую картотеку словарных слов, которую будем использовать на уроках русского языка....
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Проект урока русского языка русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...
Практико-ориентированный педагогический проект по теме: «Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе»
Из опыта работы...
Практико-ориентированный мини-проект
Практико-ориентированный мини-проект на уроке по окружающему миру. Тема "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"...