Тема урока | Место урока по теме |
Что такое местоимение? | Первый урок по теме «Местоимение» |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Изучение нового материала | Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре) |
Цель урока | Задачи урока |
Познакомить обучающихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи
| Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. Метапредметные результаты: Личностные результаты: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: - обучающиеся понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная | проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ - технологии | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, листочки (семена) разных цветов для рефлексии |
Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
I этап: организа-ционный Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
-Ребята, Здравствуйте! Прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности, что у нас с вами всё получится. У нас всё получится! Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения. У м Мои выпускники, шестиклассники, передали вам кон конверт. А что в конверте мы узнаем, отгадав загадку Утром рано я проснусь, Посмотрю — и засмеюсь, Ведь в моё оконце Ярко светит… (солнце) -Какое сейчас время года? Какие приметы весны вы знаете? Солнце вам передаём И привет горячи шлём. А ещё даём совет, Стараться надо с детских лет. Чтобы всё на свете знать Надо исследователем стать Всем успехов пожелаем Всё получится, мы знаем!
Так Пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не не только обогреет вас своим теплом, но придаст сил и уверенности в знаниях.
- Ребята! Как вы понимаете слово исследователи? -Исследователь заносит свои записи в свои журналы Результаты своих исследований мы будем заносить в исследовательскую карту (лежит на парте у каждого) Результаты своей работы мы будем заносить в оценочный лист (лежит на парте у каждого). Оценку будем ставить цветными карандашами: Зелёный – правильно, точно Жёлтый – 1 ошибка неточность Красный - есть ошибки Готовы, быть исследователями? Начинаем! Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. Для этой работы нужно подготовить пальчики: - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
| .
Прикасаются ладошками друг к другу и улыбаются.
Хором: солнце
Достают солнышко из конверта и читают на нём написанное стихотворение
Исследователь - это человек, который умеет наблюдать, анализировать, делать выводы, чтобы узнать новое.
Проговаривают хором:
Здравствуй, пальчик – дедушка, Здравствуй, пальчик – бабушка, Здравствуй, пальчик – папа, Здравствуй, пальчик – мама, Здравствуй, пальчик – Я. Здравствуй, вся моя семья
|
Личностные УУД - мотивация учения |
|
II этап: словарная работа Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму.
| Картинный диктант. На интерактивной доске картинки птиц (слайд 1). Записать словами. Сорока, воробей, ворона, снегирь. - Проверьте по образцу, те ли вы слова записали и правильно ли вы записали. (слайд 2) Оцените свою работу в оценочном листе: (словарная работа)
(на доске) |
Дети выполняют задание и проверяют по образцу.
Закрашивают в оценочном листе квадратик нужным цветом. | Регулятивные УУД: оценивание своей работы. |
III этап: постановка цели и задач урока Цель: Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | – Давайте понаблюдаем за этими словами. -Как, одним словом можно сказать -Что общего? -Какое слово лишнее? Почему? Какой части речи эти слова, которые мы записали? Какие части речи ещё вы знаете?
– Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и выполните задание. - Соотнесите часть речи и признак.
Карточка ( указывают на предметы, но не называет их) остаётся. -Почему возникли затруднения?
Значит, есть какая-то новая, неизвестная пока нам часть речи. - Какую цель поставим перед собой?
– Верно, мы познакомимся с новой частью речи. -Попробуем это исследовать! Составим план исследования.
|
Это птицы Это словарные слова Синица Ответы детей Имена существительные, имена прилагательные, глагол.
У доски по одному выходят и соотносят часть речи и признак.
Не знаем, к какой части речи относится этот признак
Познакомится с новой частью речи
Да | Познавательные УУД. Строить логическую цепь размышлений.
Познавательные УУД Постановка обучающимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно.
|
IV этап: актуализа- ция знаний Цель: организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»
Физминутка |
- Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Прочитайте текст: На ветку дерева села ворона. Ворона громко закаркала. (слайд 3) -Замените во втором предложение слово ворона другим словом. -Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложении новое слово? На доску прикрепляются карточки:
Местоимение -Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название? (слайд 4) Вдумайтесь в произношение этого слова. (Место – имени) – Итак, первое открытие. -Что напишем в нашу исследовательскую карту? - Когда говорю о себе – я - Как сказать про всех нас вместе – мы - Как обращаемся к тому, с кем разговариваем – ты Как обратиться ко всем ребятам - вы - Говорим о том, кого нет, о той - он она но Сказать одним словом о тех, про кого говорили - они (слайд 5) Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения Все местоимения
-А местоимение это слово? -Какой вывод напрашивается? (местоимение - это часть речи)
Что напишем в нашу исследовательскую карту?
Исследуем дальше. –Прочитайте предложения. Он расцвел весной. Он нежный и хрупкий. (слайд 6) – O чем говорится в предложениях? Понятно? – Мы можем только предположить, что речь идет o цветке. А каком цветке идет речь, мы не можем сказать. – Какой вывод можно сделать? -Запишем в информационную карту.
Песня «Я, ты, он, она…..»
По исследовательской карте рассказать о местоимении. Оцените свою работу в оценочном листе: (составление определения) Кому было составить определение легко - зелёным, сложно – жёлтым. Мы с вами проделали большую исследовательскую работу. Сверим наш вывод с выводом нашего учебника авторами учебника. Прочитайте правило на стр.101 -Совпадают ли наши мнения, с мнением учёных.
|
Она
(место имени существительного)
Дети соединяют карточки
Записывают в исследовательскую карточку 1.Местоимение 2.употребляется вместо имени существительного
Местоимение -это часть речи
Называют разные весенние цветы.
Местоимения указывают на какой-то предмет, но не называют его Не называют предмет, а указывают на него Выполняют движения под музыку
Рассказывают о местоимении.
Закрашивают нужным цветом.
| Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.
Познавательные УУД. Классифицировать объекты по определенному признаку. |
V этап: первичное усвоение новых знаний Цель: развивать умения применять полученные знания на практике.
| Прочитайте текст: (слайд 7) На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал. Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои пёрышки и тоже зачирикала. Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
Как исправить текст, чтобы избежать повторов?
Отредактируйте данный текст, заменив существительное «воробей» и «воробьиха» местоимениями. Каждый работает на своем листочке, но можно совещаться в паре. - Предлагаю обсудить проделанную работу. - Какие слова заменили? - На кого в тексте указывают выделенные слова? - В чем возникло затруднение?
– Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? – Может, мы бы без них могли обойтись? Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной. Местоимения разнообразят нашу речь, создают речевое удобство, экономят время. Оцените свою работу в оценочном листе: (редактирование текста) Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!
|
Заменить другими словами, местоимениями.
Воробей, воробьиха, птицы.
Нет
Закрашивают нужным цветом.
|
Коммуникативные УУД. формирование умения вступать в диалог. Работать в статических и мигрирующих группах. |
Регулятивные УУД. постановка обучающимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно.
Регулятивные УУД - оценивание своей работы и работы других. |
VII этап: работа с учебником Закрепление изученного. | Работа по учебнику страница 101 по упр.173 (устно) – Какие местоимения встретились в тексте упражнения? – Каких местоимений нет? – Для чего использовал автор местоимения? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | Учебно-познавательная, коммуникативная
|
VIII этап: первичное закрепление Цель: развивать умения применять полученные знания на практике.
| Самостоятельная работа Выполнение теста. 1.Часть речи, указывающая на предмет, но не называя его, - это а) имя существительное б) имя прилагательное в) местоимение г) глагол 2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения: как без он у я от ты мы до вы про они
3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями ветер они солнце она погода он цветы они Проверка по эталону. (слайд 8) Оцените свою работу в оценочном листе: (самостоятельная работа) -Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы закрепим наши знания. | Дети выполняют задание.
Самопроверка обучающимися своих решений.
Закрашивают нужным цветом.
| Регулятивные УУД - оценивание своей работы и ее результата. |
IX этап: итог урока |
-Давайте подведём итог урока. Исследование завершилось Достигли ли поставленной цели? Что нового узнали? Какие трудности?
| Дети отвечают на вопросы.
Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо существительного, указывают на предметы, но не называет их.
| Регулятивные УУД - оценивание своей работы и работы других. |
X этап: рефлексия Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке.
| -А теперь оценим нашу работу, посмотрите оценочные листы Если у вас все зелёные – поставьте 5 Если у вас 2 жёлтых, а остальные зелёные – поставьте 4 Если у вас получился другой результат – не огорчайтесь! Ведь с малой удачи начинается большой успех! -Определите, какого цвета у вас больше. С наступлением весны пробуждается природа, из земли пробиваются ростки. А мы давайте посеем вот на этой грядке семена наших знаний. У меня лежат семена разных цветов. Выберите то семечко по цвету, которого у вас больше в оценочном листе и посадите на грядку. Спасибо за урок!
|
Просматривают оценочные листы
Подходят, выбирают росток и приклеивают. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
|