РП ПО ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

РП ПО ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnaya_gostinaya.docx41.93 КБ
Microsoft Office document icon rp_po_kalligrafii.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11»

Принято

педагогическим советом

Протокол

от  24.05.2023  № 11

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

МБОУ СШ №11

от 24.05.2023 №152

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

«Литературная гостиная» 

Уровень образования   начальное общее образование (ФГОС)

 

Составитель

Сулейманова К.К., учитель начальных классов,

высшая квалификационная  категория

г. Новый Уренгой

2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературная гостиная» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 192с.) и  соответствует федеральным государственным стан¬дартам начального общего образования.

Программа «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса литературного чтения.

Цель: формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.

Задачи:

-знакомство с основными правилами пользования библиотекой и работы с книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;

-формирование умений и навыков работы с книгой;

-развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;

-развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.

     Рабочая программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю): 1 класс-33часа, 2 класс-34 часа, 3 класс-34 часа, 4 класс-34 часа.

УМК курса внеурочной деятельности

1.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2021.

2. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук», 2019.

3.  Работа с текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.

4. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Ключевые воспитательные задачи курса

Направленность программы: общекультурная

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.

Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

Формы организации образовательного процесса:

1. Познавательная деятельность:

  • познавательные беседы;
  • познавательные игры;
  • дискуссии;
  • дидактический театр;
  • экскурсии.

2. Игровая деятельность: игры, связанные c техникой речи и чтения («Читaeм цепочкой», «Kтo дальше?», «Читaeм одновременно», «Mapш—пауза» и др.).

3. Пpoблeмнo-цeнностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4. Досугово развлекательная деятельность (дocyгoвoeoбщeниe): выразительное чтение, чтение пo ролям, инсценировки (постановки).

Содержание программы

Содержание программы «Литературная гостиная» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.Программа – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информация о книге как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

1 класс

        Раздел 1. «Истоки народного фольклора» (4 часа).

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Слушание чтения учителем фольклорных произведений  (Русские народные потешки и прибаутки. Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. ).

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении.  Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения. Различение жанра сказки (Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». Викторина по мотивам русских народных сказок.)

Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение.

Раздел 2. «Наследие веков живое», поэзия и проза русских писателей. (5 часов)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Слушание и чтение поэтических описаний картин природы. Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (стихи русских поэтов об осени: М. Ю. Лермонтов «Осень», К. Д. Бальмонт «Осень», Ф. И. Тютчев «Листья»). Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного текста (В.Берестов « Мастер птица»). Выразительное чтение (стихотворение  Э. Мошковской «Обида», «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»). Взаимная оценка.

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух» (10 часов).

Развитие доброжелательности, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов). Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка.  

Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста.  Пересказ по составленному плану.

Выразительное чтение по ролям диалогов героев.

Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую». (3 часа)

Развитие любознательности, активности и заинтересованности в познании мира.

Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворений (стихи о родном крае, И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу»). Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка. 

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела», о выдающихся людях. (7 часов) 

Анализ содержания рассказов. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказов («О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход», Р.Сеф. «Необычный пешеход»,  А. Барто «Мы с Тамарой»).

Раздел 6. «Зарубежная литература». (4 часа) 

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения (Ш.Перро «Красная шапочка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик»)

Обобщающий урок (читательская конференция). Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2 класс

Раздел 1. «Истоки народного фольклора».  (5 часов)

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Чтение вслух фольклорных произведений, с постепенным переходом на чтение про себя (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, потешки, считалки, русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Царевна-лягушка»). Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение.

Раздел 2. «Наследие веков живое», поэзия и проза русских писателей. (8 часов)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему (стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин «Встреча зимы», Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», И. З. Суриков «Зима»; стихи русских поэтов о весне: А. Н. Майков «Весна! выставляется первая рама…», «Голубенький, чистый подснежник цветок…»). Различать  стихотворный  и прозаический текст (знакомство со сказками А. С. Пушкина; рассказы, сказки, басни К. Д. Ушинского «Гусь и журавль», , «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Учёный медведь», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»). Игра «Марш – пауза». Выразительное чтение. Взаимная оценка. 

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух». (6 часов)

Развитие доброжелательности, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение (И.А. Мазнин «Давайте дружить», Н. М. Артюхова «Подружки», М. М. Зощенко «Великие путешественники», Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». 

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую». (6 часов)

Развитие любознательности, активности и заинтересованности в познании мира.

Прогнозирование содержания произведения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение произведений (В. В. Бианки «Синичкин календарь», К. К. Паустовский «Растрёпанный воробей», М. М. Пришвин «Золотой луг», Н. Н. Сладков «Лесная азбука»,Е. И. Чарушин «Про Томку»). Взаимная оценка.

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела», о выдающихся людях. (5 часов) 

Анализ содержания рассказов. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказов (С. Баруздин «Шёл по улице солдат»,Н. Богданов «Солдатская каша», А. Гайдар «Поход», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Маркуша «Я – солдат, и ты –солдат»). Становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности.

Раздел 6. «Зарубежная литература». (4 часа) 

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения (сказки Шарля Перро, сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок», сказки братьев Гримм). Объяснение значения слова с использованием словаря. Обобщающий урок (читательская конференция). Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3 класс

Раздел 1. «Истоки народного фольклора».  (5 часов)

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Чтения фольклорных произведений вслух и про себя, сознательно и выразительно (русские народные песни («Калинка»),былины, русские народные сказки (волшебные) «Василиса Прекрасная», русские народные сказки (бытовые) «По щучьему велению», русские народные сказки (о животных) «Хаврошечка»).

Чтение в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). Соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении.

Раздел 2. «Наследие веков живое», поэзия и проза русских писателей. (6 часов)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (стихотворения о природе А. Кольцов, А.Майков, стихи русских поэтов Ф. Тютчев, А. Фет).

Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного текста (басни Л.Н. Толстого «Белка и волк», «Комар и лев», «Старик и следы», басни А. Крылова «Волк и журавль», «Кукушка и петух»).

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух». (6 часов)

Развитие доброжелательности, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Работа с текстом произведения (стихи Е. Благининой «Мой друг», «Друзья-товарищи»

В. Драгунский «Денискины рассказы», сказки В. Сутеева «Яблоко», «Цыпленок и утенок», В. Осеева «Синие листья»): читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста.  Пересказ по составленному плану.

Выразительное чтение по ролям диалогов героев.

Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую». (6 часов)

Развитие любознательности, активности и заинтересованности в познании мира.

Формирование эмоциональной оценки произведений. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение (В. Бианки «Лесная газета», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», «На поле летом», К. Паустовский «Стальное колечко»). Взаимная оценка. 

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела», о выдающихся людях. (6 часов) 

Анализ содержания рассказов. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения (рассказы о ВОВ С. Алексеев, дети-герои ВОВ Т. Кот «Школа в партизанском крае», «И было солдату 10 лет», стихи о ВОВ). Выразительное чтение отрывка из рассказов.

Становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности 

Раздел 6. «Зарубежная литература». (5 часов) 

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения (сказки народов мира; мифы, легенды, предания «Олимп», «Царство мрачного Аида»; стихи зарубежных поэтов Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»). Объяснение значения слова с использованием словаря. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

4 класс

        Раздел 1. «Истоки народного фольклора».  (5 часов)

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Чтения фольклорных произведений  (летописи, былины, сказания; русская народная сказка «Хитрая наука» из сборника А. Афанасьева; русская народная сказка «Петух и жерновки» из сборника А. Афанасьева). Чтение в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). Соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении.

Раздел 2. «Наследие веков живое», поэзия и проза русских писателей. (5 часов)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление и др.), определение темы стихотворных произведений. Работа с текстом произведения, выразительное чтение (А. С. Пушкин «Няне», «Туча», Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза», «Два брата», М.Ю Лермонтов «Три пальмы», «Два великана», А. Толстой «Золотой ключик»).

 Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух». (8 часов)

Развитие доброжелательности, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Работа с текстом произведения (И.С. Никитин «Помню я: бывало няня…», И.Сухин «Вот такой затейник», В. Голявкин «Настоящая дружба», стихи о дружбе. В. Можная «Такая дружба»): читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста.  Пересказ по составленному плану. Выразительное чтение, чтение по ролям.

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую». (6 часов)

Развитие любознательности, активности и заинтересованности в познании мира.

Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение стихотворений (С. Есенин «Я покинул родимый дом…», М. Пришвин – певец русской природы «Кладовая солнца», К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», К.Д. Бальмонт «Росинка»).

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела», о выдающихся людях. (6 часов) 

Анализ содержания произведений. Определение главной мысли. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение произведений о ВОВ, С. Алексеев «Блокадный хлеб», А. Сурков «Утро победы», «Великие люди России» (писатели, учёные, полководцы, врачи, музыканты, журналисты и т.д.). Становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности.

Раздел 6. «Зарубежная литература» (3 часа) 

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения: белорусская сказка «Как мужик с паном пообедал», творчество Г.Х. Андерсена (на выбор одно из произведений).

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Планируемые результаты

1-4 классы

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

1)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)готовность слушать собеседника и вести диалог;

3) готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) умение договариваться о распределении функций для работы в группе.

5) овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Предметные результаты:

1 класс

1) формирование потребности в систематическом чтении;

2) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

3) овладение техникой чтения вслух и про себя;

 4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

2 класс

1) формирование понятий о добре и зле, нравственности;

2) формирование потребности в систематическом чтении;

3) оценивать нравственную оценку поступков героев;

4) овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;

5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

3 класс

1) овладение различными техниками (навыками) чтения: вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

2) восприятие содержания художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливание, изложение материала; о

3) умение отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к почитанным произведениям, в том числе проблемного характера;

4) определение в произведении хронологической последовательности событий;

5) составление плана текста. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).

6) находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

7) Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

4 класс

1) овладение различными техниками (навыками) чтения: вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

2) восприятие содержания художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливание, изложение материала;

3) умение отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к почитанным произведениям, в том числе проблемного характера;

4) определение в произведении хронологической последовательности событий;

5) составление плана текста, пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).

6) находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

7) Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Раздел 1. «Истоки народного фольклора»

2

2

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 2. «Наследие веков живое» (поэзия и проза русских писателей)

7

7

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух»

10

10

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую»

4

4

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела» (о выдающихся людях)

7

7

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 6. «Зарубежная литература» (4 ч)

4

4

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Раздел 1. «Истоки народного фольклора»

5

5

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 2. «Наследие веков живое» (поэзия и проза русских писателей)

8

8

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух»

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую»

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела» (о выдающихся людях)

5

5

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

Раздел 6. «Зарубежная литература»

4

4

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и темы занятий

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

теория

практи ка

1.

Раздел 1. «Истоки народного фольклора»

5

5

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

2.

Раздел 2. «Наследие веков живое» (поэзия и проза русских писателей)

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

3.

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух»

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

4.

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую»

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

5.

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела» (о выдающихся людях)

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

6.

Раздел 6. «Зарубежная литература»

5

5

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

4 класс

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Теори

тическая

практи ка

1.

Раздел 1. «Истоки народного фольклора»

5

5

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

2.

Раздел 2. «Наследие веков живое» (поэзия и проза русских писателей)

5

5

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

3.

Раздел 3. «Старый друг лучше новых двух»

8

8

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

4.

Раздел 4. «Береги землю родимую, как мать любимую»

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

5.

Раздел 5. «Жизнь дана на добрые дела» (о выдающихся людях)

6

6

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

6.

Раздел 6. «Зарубежная литература»

3

3

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11»

Принято

педагогическим советом

Протокол

от  24.05.2023  № 11

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

МБОУ СШ №11

от 24.05.2023 №152

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

«Каллиграфия»  

Уровень образования   начальное общее образование (ФГОС)

 

Составитель

Сулейманова К.К.,  учитель начальных классов

высшая  квалификационная категория

г. Новый Уренгой

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Каллиграфия» для 1-3 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и на основе программы Н.Г.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк».

Программа внеурочной деятельности по «Каллиграфии» способствует формированию письма в начальной школе и имеет большое общественное и педагогическое значение. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

  1. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.
  2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
  3. Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
  4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
  5. Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
  6. Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе.

Цель: формировать у младших школьников навык красивого, аккуратного письма посредством выполнения практических заданий, повышать скорость письма.

Задачи:

  • формировать навык красивого, аккуратного письма;
  • повышать скорость письма;
  • знакомить с правилами гигиены письма (посадка, положение тетради, освещение, владение инструментами);
  • знакомить с каллиграфическим написанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений, учить неразрывному письму.
  • учить соблюдать на всей странице одинаковый наклон;
  • исправлять недостатки письма у отдельных учащихся;
  • развивать мелкую моторику рук, речь, память;
  • воспитывать дисциплину, самоконтроль, умение работать сосредоточенно.

     Рабочая программа рассчитана на 101 час (1 час в неделю): 1 класс - 33часа, 2 класс-34 часа, 3 класс-34 часа.

УМК курса внеурочной деятельности

  1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2019
  2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 2021. - №8.
  3. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 2019..

Направленность программы: общекультурная

Воспитательные:

Ключевые воспитательные задачи курса:

Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма.

Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.

Форма организации: учебная мастерская.

Виды деятельности: беседа, каллиграфические игры, работа в малых группах, индивидуальная работа, конкурс.

Формы организации образовательного процесса:

Познавательная деятельность:

  • познавательные беседы;
  • познавательные игры;
  • дискуссии;

Практическая и игровая деятельность (форма организации деятельности):

- Работа по трафарету.

- Конструирование.

- Подвижные игры.

- Работа с пластилином, с проволокой.

-  Викторины.

- Упражнения для движения пальцев и кисти.

- Проведение пальчиковой гимнастики.

- Пальчиковые игры без предметов.

- Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

- Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями».

Содержание программы

1 класс

Введение ( 2 ч)

Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.

Развитие мелкой моторики рук ( 2 ч)

Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

Упражнение  для работы над высотой букв ( 4 ч)

Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка. Написание заглавных букв с использованием модульной сети. Буквица. Вензель (применение каллиграфии в вышивке и искусстве).

Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 7 ч)

Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф, ф. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы». Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Упражнения для работы над формой отдельных букв.  Особенности написания элемента «шапочка».

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 ч)

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв  (6 ч)

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение. Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв.

Практические и творческие работы ( 2 ч)

Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной карточки ученика.

2 класс

 Что такое каллиграфия

Что мы знаем об истории письменности. Основные приёмы каллиграфического письма. Гигиенические навыки письма. Повторение правил штриховки. Проведение пальчиковой гимнастики.

 Основные виды штриховок

Закрепление понятия «Рабочая строка». Ориентирование на листе бумаги и тетради. Пространственные представления. Расположения элементов: вверху, внизу, слева, справа. Прямые и кривые линии. Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок.

Работа с текстом

Списывание печатных и рукописных текстов. Проблемные задания, в виде корректировки текстов и предложений. Работа в группах и в парах.

Общие понятия

Обобщение изученного материала. Работа по созданию творческих проектов учащихся. Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Проведение пальчиковой гимнастики. Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.

3 класс

Повторение (13 ч).

Алфавит. Свой вариант шрифта. Повторение соединений букв. Повторение художественного соединения букв. Оформление заглавной

буквы.

Узоры в письме (5 ч).

Свои узоры при оформлении заглавной буквы. Безотрывное написание различных соединений.

Шрифты (12 ч).

Шрифты. Создание своего шрифта. Запись фразы выбранным шрифтом. Запись фразы выбранным шрифтом пером. Урок-конкурс «Пишу

пером». Тренировка в использовании различных видов шрифта.

Творческий проект (4 ч).

Творческий проект «Пишу красиво». Защита творческого проекта.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную);
  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Предметные результаты:

1 класс

  • сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
  • знать историю письменности, и то, как люди учились правильно и красиво писать; - умение работать с необычными приёмами написания букв и слогов;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в        сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

2 класс

  • умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
  • умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
  • формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
  • каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
  • умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений;
  • развитие орфографической зоркости учащихся.

3  класс

- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

  • умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
  • умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
  • формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
  • каллиграфические        упражнения        по        предупреждению        фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
  • умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;

4 класс

- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными  принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

- читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теоритическая

Практическая часть

Введение.

2

1

1

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Развитие мелкой моторики рук

3

3

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Упражнения для работы над высотой букв

4

4

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Упражнения для работы над формой отдельных букв

7

7

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв

9

9

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв

6

6

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Практические и творческие работы

2

2

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Что такое каллиграфия

1

1

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Основные виды штриховок

9

9

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Работа с текстом

20

20

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Общие понятия

4

4

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Теоретическая часть

Практическая часть

Повторение

10

10

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Узоры в письме

13

13

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Шрифты

7

7

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

Творческий преокт

4

4

Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru

 Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinia.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"

Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....