урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нетёсова Лариса Петровна

Что такое основа слова? технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык374 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ», ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ОСНОВА СЛОВА?».

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления с  понятием основа слова, для формирования умения находить основу в слове и выделять её.

Тип урока

 Урок открытия нового знания.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):  научатся находить и выделять основу в словах, анализировать, составлять модели разбора слова по составу, подбирать слова к этим моделям, выделять  в словах корень, приставку и суффикс, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, будут учиться различать формы слова и однокоренные слова, различать твёрдую и мягкую основу слова.

 Регулятивные:  владеть способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; пользоваться учебником; совершенствовать умение работать на компьютере.

Коммуникативные: вступать в речевое общение, уметь  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные:  повысить мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; воспитывать доброжелательность, доверие и внимательность к одноклассникам, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Методы и формы обучения

Смешанное обучение «Ротация станций». со сменой рабочих мест двух групп. Третья группа работает постоянно с учителем.

Фронтальная, индивидуальная; групповая.  

Образовательные
ресурсы

 https://resh.edu.ru/ (вход на РЭШ)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/12/01/test-sostav-slova-3-klass  (интерактивный тест «Состав слова).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4389/20190627173803/OEBPS/objects/e_russ_3_36_1/5c6bc4e58b141757fe1e9fd7.mp4   (видеоурок)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/12/23/prezentatsiya-k-uroku-osnova-slova Шаблон презентации  с авторскими изменениями.

Оборудование

  Проектор, ноутбуки, доска.

Наглядно-
демонстрационный материал

Схемы обозначения частей слова.

 Карточки с памятками, заданием, маршрутные листы ( приложение 3).

Основные понятия и термины

 Основа слова. Формы слова. Однокоренные слова. Твёрдая и мягкая основа.

Название этапа, форма работы, вид работы

 

Содержание взаимодействия с учащимися

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 I. Организационный этап

(коллективно)
Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу  (1 мин)

-Работаем по цветному плану. Весь план перед вами на доске.

     Одна голова хорошо, а две лучше.

 - Как вы это понимаете?

-Повторим правила работы в группах.

 Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку
 

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.
  

 - Регулятивные:

контроль

 - Личностные:

самоопределение к деятельности  - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 II. Актуализация знаний  
 

Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа.
1. Словарно –орфографическая работа.

  (коллективно)

(3 мин)

2. Повторение по теме «Состав слова».

Станция работы с учителем.  Группа №  3

   

Станция работы в онлайн  Группа №2 (5-7 мин)

Работа в группе без учителя Группа № 1

 ( Жёлтая карточка с текстом у каждого)

«Г.лубушка , как х.р.ша!

Ну что за шейка, что за гла.ки!

Рассказывать, так ,право, ска.ки!

Какие пёры. ки! Какой н.сок!

И, верно, ангельский быть должен г.л.сок!

Спой, светик, не стыдись!..»

-Прочитать выразительно!

 - Вставьте пропущенные буквы.

 Проверка слайд 2

-Чем похожи все предложения в тексте?

-Найдите предложения с обращением.

Зачитайте их! Проверка слайд 2

 -Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемая ударением, запишите одно (с провер. словом)

- Найдите слова с непроверяемой  безударной гласная в корне слова. Орфографически проговорите.    

 -Найдите слова с парным согласным в корне слова. -Запишите одно с проверкой.      

 -В какой части слова эти орфограммы?   ( орфограммы корня)                            

  «Опрос троих:» Группа №  3 ( таблица на доске)

вопросы

№1

№2

№3

 Маша Л.

 Антон

 Оля

 - Ребята задаём вопросы которые у вас на карточках. (приложение 1)

 Группа №2 – Интерактивный тест (онлайн) на компьютерах   «Состав слова» для самопроверки знаний.

Группа № 1- проект « Парк однокоренных слов» (приложение 4)

 Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.

Демонстрируют знания, умения

Оценивают свою работу после сверки с образцом

 -Познавательные:

 постановка и решение проблемы;

 - Регулятивные:

  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 - Личностные:

 развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 III. Целеполагание
 

Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с лишним данным.

(Коллективная работа)

Ротация станций (2 мин)

-Какие ещё части слова вы знаете?    Слайд 3           

 http://festival.1september.ru/articles/623570/1.gif   (на доске)

 

   - Разделите на группы эти обозначения. Если затрудняетесь, воспользуйтесь карточкой –помощницей.

В группах лежат  карточки-помощницы:

  1. Выбери знаки препинания:
  2. Выбери главные члены предложения:
  3. Выбери части слова:

- Что осталось?

-Это мы узнаем сегодня.

Ваши версии, что это? откройте с.. 73 найдите ответ…  сформулируйте тему урока  …  

 -Поставим задачи на урок:          

   -Что узнаем? …  (что такое основа слова, зачем её надо уметь находить))                                        - Чему научимся?  …(находить основу в слове, приводить примеры слов с разными основами)

Смена мест работы ( 1 и 2 группы)

 Создает  проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий.
 

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования

Оценивают свою работу после сверки с образцом

 - Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..

 - Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение  - Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

 IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.
 

Станция работы в онлайн  Группа № 1 (10 мин)

  Работа в группе без учителя Группа № 2

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (группы). Учебная дискуссия.

Практическая работа.

Вопросы:

Из чего может состоять основа?

Что в основе главное?

О чём может рассказать основа?

Гимнастика для глаз.

    (Коллективно)

 

 1 группа – оденьте наушники, посмотрите и прослушайте видеоурок (платформа РЭШ)

выполните тренировочные задания  1- 5

 Сбросьте ответы.

2 группа – откройте с. 95 ознакомьтесь с правилом. Если возникнут вопросы обсудите в группе.      №179    

 -  Какой это текст?  …                      

 - Что узнали из текста? …                      

  - Зачитайте выделенные слова.    

 – Разделите их на две группы.        

 *формы слова                            

 *однокоренные слова                        

 -  Выделите основу в словах.      

    -Сравните основы у каждой группы. Сделайте вывод.                              

- Составьте алгоритм Как найти основу в слове?    

 Ответьте на вопросы:

- Как отличить формы слова от однокоренных слов?

- Как определить твёрдую и мягкую основу слова?

Сделайте вывод.                              

3 группа задание на доске (работают с учителем).

  • Найдите основу в словах по алгоритму

 (алгоритм на карточке)

Мостик, звёздный, цветочки, пятый, лапища, скользкий.

  • Разделите слова на две группы: где основа оканчивается на твёрдый согласный, … на мягкий согласный. (Твёрдая и мягкая основа).
  • Зимний, зимой, зимовать, зима, зимушка, зимы. 

-Выделите основу в словах. Разделите на две группы: формы слова и однокоренные слова

- Сделайте вывод.                              

Вывод: У форм одного и того же слова основа одинаковая!

 Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в  группах. Побуждает к анализу собственных действий.

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

Выполняют  глазами направления, которые  называет физрук группы

Оценивают свою работу после сверки с образцом

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 - Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

 -Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 - Регулятивные:

  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 V. Закрепление, применение нового материала         (7 мин)


1. Коллективная работа (фронтально) 

        

 2. Самостоятельная работа.

 1. Вопросы:

- Что такое основа слова? Слайд 4

 - Из чего может состоять основа? Слайд 5

 - Что в основе главное? (лексическое значение)

- Зачем так важно уметь находить основу слова? (форма слова или однокоренное слово)

  - На какие две группы можно разделить основы слова? (твёрдая основа и мягкая основа).

- Восстановите порядок разбора по составу Слайд 6

2 . Соберите рассыпавшиеся слова, найдите в них основу:  Ист ят  снеж лет инк и пуш ый  (   пушистый, летят, снежинки)                                              - Зачитайте слова, назовите основы в словах.                               – Где вы уже слышали слово основа?(основа предложения)    

  - Составьте предложение из данных слов, можно добавить  свои слова.                                        – Зачитайте предложение и дайте ему характеристику.          

 – Подчеркните в предложении грамматическую основу.

 Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия.

Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.

Оценивают свою работу после сверки с образцом

- Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность,  составлять алгоритм  действий.

 - Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

 - Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

 - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

   VI.  Рефлексия учебной деятельности
 

  Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;

 - выделение главных признаков;

- объединение признаков;

- оформление вывода.

Действия по оценке знаний умений и навыков.
Беседа

 

 

 

  - Разберите слова по составу.      

 -  Повторим план разбора (памятка).

Берёзки, снежок, настенные.

 - Выполним тест. Слайды 7-13 (приложение 5)

Проверка: если всё верно, то получилось слово МОЛОДЦЫ

Оцените свою работу. Как подросли в знаниях…

(карточка самооценки своих достижений)

- Какую задачу ставили в начале урока?

 - Удалось ли её решить?

 - Что нового узнали на уроке?

 - Где можно применить новые знания?                

 - Какие трудности у кого возникали?

- Кому и в чём нужно повторение?

- Оцените свою работу и работу каждого   карточка  самооценки.  …).

  Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу.

  Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Использует приобретенные знания в практической деятельности.   Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Анализирует деятельность.

 - Познавательные:

умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.  Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

 - Личностные:

уточнение собственных возможностей

 - Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей, оценка своих достижений на уроке.

   

  VII. Итог урока.

 

  Домашнее задание по группам: 1 и 2 группа выполнить контрольные задания на платформе РЭШ , 3 группа в онлайн, по ссылке на телефоне, вам нужно будет выполнить тест и сбрость мне скриншот (оценку).

 У кого нет возможности, то выполняют тест здесь,  в любое время.

   

 

                                                                                                                                     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....