урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ», ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ОСНОВА СЛОВА?».
Цель деятель- | Создать условия для ознакомления с понятием основа слова, для формирования умения находить основу в слове и выделять её. | |||||||||||||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | |||||||||||||||||||
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить и выделять основу в словах, анализировать, составлять модели разбора слова по составу, подбирать слова к этим моделям, выделять в словах корень, приставку и суффикс, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, будут учиться различать формы слова и однокоренные слова, различать твёрдую и мягкую основу слова. Регулятивные: владеть способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; пользоваться учебником; совершенствовать умение работать на компьютере. Коммуникативные: вступать в речевое общение, уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Личностные: повысить мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; воспитывать доброжелательность, доверие и внимательность к одноклассникам, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. | |||||||||||||||||||
Методы и формы обучения | Смешанное обучение «Ротация станций». со сменой рабочих мест двух групп. Третья группа работает постоянно с учителем. Фронтальная, индивидуальная; групповая. | |||||||||||||||||||
Образовательные | https://resh.edu.ru/ (вход на РЭШ) https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/12/01/test-sostav-slova-3-klass (интерактивный тест «Состав слова). https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/12/23/prezentatsiya-k-uroku-osnova-slova Шаблон презентации с авторскими изменениями. | |||||||||||||||||||
Оборудование | Проектор, ноутбуки, доска. | |||||||||||||||||||
Наглядно- | Схемы обозначения частей слова. Карточки с памятками, заданием, маршрутные листы ( приложение 3). | |||||||||||||||||||
Основные понятия и термины | Основа слова. Формы слова. Однокоренные слова. Твёрдая и мягкая основа. | |||||||||||||||||||
Название этапа, форма работы, вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
I. Организационный этап (коллективно) | -Работаем по цветному плану. Весь план перед вами на доске. Одна голова хорошо, а две лучше. - Как вы это понимаете? -Повторим правила работы в группах. | Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку | Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок. | - Регулятивные: контроль - Личностные: самоопределение к деятельности - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||||||||||
II. Актуализация знаний Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа. (коллективно) (3 мин) 2. Повторение по теме «Состав слова». Станция работы с учителем. Группа № 3
Станция работы в онлайн Группа №2 (5-7 мин) Работа в группе без учителя Группа № 1 | ( Жёлтая карточка с текстом у каждого) «Г.лубушка , как х.р.ша! Ну что за шейка, что за гла.ки! Рассказывать, так ,право, ска.ки! Какие пёры. ки! Какой н.сок! И, верно, ангельский быть должен г.л.сок! Спой, светик, не стыдись!..» -Прочитать выразительно! - Вставьте пропущенные буквы. Проверка слайд 2 -Чем похожи все предложения в тексте? -Найдите предложения с обращением. Зачитайте их! Проверка слайд 2 -Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемая ударением, запишите одно (с провер. словом) - Найдите слова с непроверяемой безударной гласная в корне слова. Орфографически проговорите. -Найдите слова с парным согласным в корне слова. -Запишите одно с проверкой. -В какой части слова эти орфограммы? ( орфограммы корня) «Опрос троих:» Группа № 3 ( таблица на доске)
- Ребята задаём вопросы которые у вас на карточках. (приложение 1) Группа №2 – Интерактивный тест (онлайн) на компьютерах «Состав слова» для самопроверки знаний. Группа № 1- проект « Парк однокоренных слов» (приложение 4) | Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки. | Демонстрируют знания, умения Оценивают свою работу после сверки с образцом | -Познавательные: постановка и решение проблемы; - Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - Личностные: развитие учебно-познавательных мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||||||||||
III. Целеполагание Выход на тему урока. Учебная дискуссия. Задание с лишним данным. (Коллективная работа) Ротация станций (2 мин) | -Какие ещё части слова вы знаете? Слайд 3 (на доске)
- Разделите на группы эти обозначения. Если затрудняетесь, воспользуйтесь карточкой –помощницей. В группах лежат карточки-помощницы:
- Что осталось? -Это мы узнаем сегодня. Ваши версии, что это? откройте с.. 73 найдите ответ… сформулируйте тему урока … -Поставим задачи на урок: -Что узнаем? … (что такое основа слова, зачем её надо уметь находить)) - Чему научимся? …(находить основу в слове, приводить примеры слов с разными основами) Смена мест работы ( 1 и 2 группы) | Создает проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования Оценивают свою работу после сверки с образцом | - Регулятивные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу.. - Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | ||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания и первичное закрепление. Станция работы в онлайн Группа № 1 (10 мин) Работа в группе без учителя Группа № 2 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (группы). Учебная дискуссия. Практическая работа. Вопросы: Из чего может состоять основа? Что в основе главное? О чём может рассказать основа? Гимнастика для глаз. (Коллективно)
| 1 группа – оденьте наушники, посмотрите и прослушайте видеоурок (платформа РЭШ) выполните тренировочные задания 1- 5 Сбросьте ответы. 2 группа – откройте с. 95 ознакомьтесь с правилом. Если возникнут вопросы обсудите в группе. №179 - Какой это текст? … - Что узнали из текста? … - Зачитайте выделенные слова. – Разделите их на две группы. *формы слова *однокоренные слова - Выделите основу в словах. -Сравните основы у каждой группы. Сделайте вывод. - Составьте алгоритм Как найти основу в слове? Ответьте на вопросы: - Как отличить формы слова от однокоренных слов? - Как определить твёрдую и мягкую основу слова? Сделайте вывод. 3 группа – задание на доске (работают с учителем).
(алгоритм на карточке) Мостик, звёздный, цветочки, пятый, лапища, скользкий.
-Выделите основу в словах. Разделите на две группы: формы слова и однокоренные слова - Сделайте вывод. Вывод: У форм одного и того же слова основа одинаковая! | Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группах. Побуждает к анализу собственных действий. | Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу. Выполняют глазами направления, которые называет физрук группы Оценивают свою работу после сверки с образцом | - Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. - Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); -Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; | ||||||||||||||||
V. Закрепление, применение нового материала (7 мин)
2. Самостоятельная работа. | 1. Вопросы: - Что такое основа слова? Слайд 4 - Из чего может состоять основа? Слайд 5 - Что в основе главное? (лексическое значение) - Зачем так важно уметь находить основу слова? (форма слова или однокоренное слово) - На какие две группы можно разделить основы слова? (твёрдая основа и мягкая основа). - Восстановите порядок разбора по составу Слайд 6 2 . Соберите рассыпавшиеся слова, найдите в них основу: Ист ят снеж лет инк и пуш ый ( пушистый, летят, снежинки) - Зачитайте слова, назовите основы в словах. – Где вы уже слышали слово основа?(основа предложения) - Составьте предложение из данных слов, можно добавить свои слова. – Зачитайте предложение и дайте ему характеристику. – Подчеркните в предложении грамматическую основу. | Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия. | Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал. Оценивают свою работу после сверки с образцом | - Регулятивные: Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий. - Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. - Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности - выделение главных признаков; - объединение признаков; - оформление вывода. Действия по оценке знаний умений и навыков.
| - Разберите слова по составу. - Повторим план разбора (памятка). Берёзки, снежок, настенные. - Выполним тест. Слайды 7-13 (приложение 5) Проверка: если всё верно, то получилось слово МОЛОДЦЫ Оцените свою работу. Как подросли в знаниях… (карточка самооценки своих достижений) - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли её решить? - Что нового узнали на уроке? - Где можно применить новые знания? - Какие трудности у кого возникали? - Кому и в чём нужно повторение? - Оцените свою работу и работу каждого карточка самооценки. …). | Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу. Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | Использует приобретенные знания в практической деятельности. Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Анализирует деятельность. | - Познавательные: умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи. Рефлексия мотивации, способов деятельности общения. - Личностные: уточнение собственных возможностей - Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей, оценка своих достижений на уроке.
| ||||||||||||||||
VII. Итог урока.
| Домашнее задание по группам: 1 и 2 группа выполнить контрольные задания на платформе РЭШ , 3 группа в онлайн, по ссылке на телефоне, вам нужно будет выполнить тест и сбрость мне скриншот (оценку). У кого нет возможности, то выполняют тест здесь, в любое время. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....