Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
статья по русскому языку

Языкина Ирина Николаевна

Орфографическая грамотность так же является составной частью общей языковой культуры. Это залог точности выражения мысли и взаимопонимания. А в начальных классах закладываются все ё основы. На самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости. Если ребёнок научится обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы, то это и является орфографической зоркостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

 Важно не количество знаний, а качество их. 

Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Л.Н.Толстой.

Русский язык всегда считался и считается одним из самых трудных предметов в школе. Знание родного языка ребенок получает с детства, он овладевает им также естественно, как дышит, ест и растёт. Всё же это сложная дисциплина, которая требует большого усилия. Чтобы обучить учащихся русскому языку учитель должен хорошо ориентироваться в языкознании, психологии и  методике. Перед начальной школой стоит важнейшая задача, при изучении русского языка, формировать орфографическую грамотность. Орфографическая грамотность - одна из составных частей общей языковой культуры. Она обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Орфографическая грамотность так же является составной частью общей языковой культуры. Это залог точности выражения мысли и взаимопонимания. А в начальных классах закладываются все ё основы. На самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости. Если ребёнок научится обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы, то это и является орфографической зоркостью. Именно отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок, особенно в начальной школе. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является неумение «видеть» орфограммы. Поэтому ученые, психологи, методисты, учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Исходя из то, что есть на практике, в дальнейшем исследовании вопроса о формировании орфографической зоркости, можно сформулировать проблему следующим образом: какие же психолого-педагогические условия могут быть залогом успешной работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников? В начальной школе обучение правописанию следует строить так, чтобы по возможности предупредить ошибки. Это не означает, что учитель должен любыми путями оберегать учащихся от ошибок, подсказывать во время проверочных работы в форме послогового чтения или четкого проговаривания слов. Предупреждение ошибок достигается системой занятий по орфографии: осознанное усвоение правил и умение руководствоваться ими в практике письма, правильно подобранных письменных тренировочных упражнений. Обычный контрольный слуховой диктант не даёт реальной картины о состоянии грамотности школьников, так как многие написания случайно могут оказываются правильными. Что надо писать: О или А, И или Е? Дети могут  случайно угадать какую букву писать, и возможность эта велика, она составляет около 50 %. Многих учителей начальных классов волнует проблема: безграмотное письмо учащихся. Дети не могут «увидеть» орфограммы.  Так как же помочь учащимся писать грамотно? Как же развивать орфографическую зоркость? И, наконец, как добиться грамотного письма у детей? Зрительная память срабатывает моментально. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Зафиксируется в памяти так крепко, что потом надо будет много раз написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен не только хорошо слушать, но и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю  надо работать над развитием у учащихся фонематического слуха.

При помощи упражнений можно достичь любого орфографического навыка. Ритмичное  движение пишущей руки является залогом грамотного письма. Поэтому на уроках русского языка необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Ещё большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание по слогам, выделяя каждый звук, так как надо писать. Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

- увидеть орфограмму в слове;

- определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

- определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

- решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

- написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде.

 Те же этапы представляет каждая группа «разминка-пятиминутка», служит средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ (фонетико-графический раздел программы «Звуки и буквы»), морфологический и словообразовательный, а также орфографический анализ (раздел программы «Слово»), синтаксический анализ (раздел программы «Предложение»).

Первая группа упражнений, нацеленные на пропедевтику развития орфографической зоркости, включают такие задания:

  • Орфографическое чтение (читай, как пишем).    
  •  Орфографическое чтение (читай, как говорим).
  • Читай, как говорим, и читай, как пишем. (На доске 50–60 слов. Он рассчитан на 3–5 минут орфографического чтения. Сам учитель фразы не читает. Дети читают их вполголоса, не мешая друг другу. Потом один ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы орфографическим чтением. Дети следят, как ученик у доски произносит эти фразы.)
  • Письмо с проговариванием по слогам. Например, «Кот, пишу к,  гласную о, пишу т».

Вторая группа упражнений, направленная на выработку фонетико-графических умений, содержала задания:

  • Написание каких букв вы повторили? Какие звуки они обозначают? Приведите примеры слов с этими звуками. Какие это звуки, гласные или согласные? Докажите.
  • Детям показывается буква из разрезанной азбуки, они рассуждают: «Это буква эф, обозначает звуки [ф] и [ф’]. Это согласные звуки».
  • Назовите написанные на доске буквы: ж, ш, щ, ц, ч. Сравните их. Чем похожи эти буквы? (Отличается графическое сходство; это буквы согласных звуков; каждая их этих букв в отличие от других согласных обозначается как один звук).
  • Обозначьте буквами разрезной азбуки гласные звуки слова «ребенок». Назовите одним словом остальные звуки.
  • В слове с непроверяемым написанием назовите гласные (согласные) звуки и буквы. Написание букв надо запомнить? Почему?
  • Назовите предмет, изображенный на картинке (белка). Перечислите согласные звуки в этом слове и обозначьте их буквами разрезной азбуки. Какие еще звуки могут обозначаться этими буквами? Приведите примеры.
  • В напечатанных текстах (2–3 предложения) подчеркните: 1-й вариант — все гласные, 2-й вариант — все согласные.

Третья группа упражнений содержит задания на целенаправленное списывание, письмо по памяти, комментированное письмо.

  • Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты, река, столбы).
  • Подбери к данным словам слова с безударными гласными. Сравни написание ударных и безударных гласных (мост — м.сты, зимы — з.ма, страны — стр.на).
  • Найди и подчеркни все гласные, которые надо проверить или запомнить: На языке медок, а на сердце ледок. Красна весна цветами, а осень плодами.
  • В следующих пословицах подчеркните все парные и глухие согласные и звонкие, которые надо проверить или запомнить: Лучше умный враг, чем глупый друг. Рыбка мелка, да уха сладка. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. 
  • Прочитайте  текст Н. Сладкова «И грустно и радостно». Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
    Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно.
    На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами. Какие слова можно проверить словами горы, реки? На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
  • Спишите ряд родственных слов. Подчеркните проверочные слова. Вода водяной водица. Лесной, лесничий, лес. Запишите еще одну группу однокоренных слов на данное правило.

Четвертая группа приемов, направленных на формирование орфографической зоркости учащихся — это различные виды диктантов. Среди которых наиболее полно отвечают целям развития способности видеть орфограммы диктант «Проверяю себя». Методика его подробно описана Кобызевым А. И., Заморзаевой Е. М. В процессе письма ученик поставлен в такие условия, что он должен писать во всех случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и когда не уверен в этом. В интересах обучения учителю важно выявить все эти сомнения. Диктант «Проверяю себя» помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать. Как же научиться своевременно обнаруживать и предупреждать скрытые ошибки? Как развивать способность учащихся видеть орфограммы, видеть те места, где при письме орфографическая ошибка? Учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки букву «в» (вопрос). Таким образом осуществляется предупреждение ошибок. После записи каждого предложения учитель выясняет, у кого в процессе письма возникли вопросы. Учитель видит, сколько учеников затрудняется объяснить написание и просит других учащихся ответить на вопросы товарищей. Отвечает кто-либо из школьников, не поднявших руку (т. е. из тех, у кого вопрос не возник и кто, следовательно, может объяснить написание). Иногда с помощью учителя может ответить и сам ученик, задавший вопрос. Если учащиеся не могут дать полного и четкого ответа, их объяснение уточняет учитель. Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают ее, а допустившие ошибку, — исправляют. Если есть еще написания, в которых, по мнению учителя, учащиеся могут ошибаться, то вопрос задает сам учитель, хотя этого вопроса у учеников не возникло. Для них, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным; для тех, кто только что исправил ошибку, он объяснительный.

 На уроках закрепления и обобщающего повторения текст для обучающего диктанта может быть насыщен орфограммами на различные правила, быть большим по объему. Необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме будет зависеть от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах. Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик  сможет  решить вопрос  о её конкретном  написании. Значит,

умение обнаруживать   орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является  базовым орфографическим  умением, первым этапом при обучении  правописанию, залогом  грамотного письма. Чем  развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.

Подборку подготовила учитель

начальных классов высшей категории

 ГБОУ ООШ с. Малое Ибряйкино

 м. р. Похвистневский Самарской области

Языкина И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Ум...

Родительское собрание "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов".

В современном понимании орфография - это система правил написания слов.Формирование орфографического навыка в начальных классах является одним из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное...

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»

Родительское собрание: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»...