Конспект урока русского языка "Определение" в рамках конкурса "Учитель года Подмосковья"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
3 класс
Темы «Определение»
Цель: формирование понятия об определении, как о второстепенном члене предложения.
Задачи:
- образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
- развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
- воспитательные: воспитывать умение работать в паре, группе; умение вести диалог, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые предметные результаты: проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют языковую единицу -член предложения.
Метапредметные результаты:
Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения, осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, соблюдают грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные:
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; развитие чувства любви и уважения к русскому языку; становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
Ход урока:
Организационный этап: (1 мин)
Приветствие учащихся:
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Актуализация знаний: (2 мин)
- Сегодня я приглашаю вас в путь за новыми знаниями в удивительную страну Знаний. Чтобы начать наш урок, нужно открыть волшебную, но современную дверь.
(на доске кадр с волшебной дверью, на которой поля: логин и пароль)
- Попробуем открыть дверь? Предложите слово, которое поможет нам попасть в волшебную страну.
Ответы детей: подлежащее.
Учитель: что такое подлежащее?
Ответы детей: подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении; отвечает на вопросы «кто?» или «что?»
- Посмотрите, неверный пароль! Какие ещё вы знаете член предложения?
Ответы детей: сказуемое.
Учитель: что такое сказуемое?
Ответы детей: сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, называет действие предмета, отвечает на вопросы «что делает?», «что сделал?», «каков?».
Учитель: давайте попробуем!
(Если ученики предлагают обстоятельства- повторяем слайд с закрытой дверью)
- Увы, наша дверь вновь не открылась. Как вы думаете, почему?
Ученики: наверное, есть и другие члены предложения.
Учитель: посмотрите, у вас на партах лежат листики берёзы. Я принесла их из волшебной страны. Они помогут вам открыть нашу дверь. Но сначала вы должны доказать, что готовы к новому путешествию и настроены очень серьёзно.
Постановка цели и задачей урока: (6 минут)
На доске:
Улыбнулись сонные берёзки.
- В записанном предложении выделите главные члены предложения.
(Один ученик работает у доски)
- Какой слово осталось неподчёркнутым?
Ученики: сонные.
Учитель: На какой вопрос отвечает этот член предложения?
Ученики: какие?
Учитель: Мы знаем, как называется этот член предложения, и как мы должны его подчеркнуть?
Ученики: нет
Учитель: Это тайна, которую мы сейчас разгадаем! Разделитесь, пожалуйста, на группы.
(Ученики делятся на 4 группы по цвету листочков берёзы, которые держат капитаны)
Учитель: выполните задание на карточках, получите пароль и откройте нашу волшебную дверь!.
(ученики выполняют задания, капитаны получают карточки, из которых складывают слово «определение», которое подчёркнуто волнистой линией)
На доску:
Определение
Учитель: посмотрите. Ребята, дверь открылась, и страна Знаний гостеприимно приветствует вас!
(выключить экран)
(на доске «рыба»: члены предложения (будут заполнены подлежащее, сказуемое, вопросы на которые они отвечают). А вот и знакомый вам страж знаний! Давайте расскажем ему, как вы смогли открыть дверь?
Ученики: добавим член предложения – определение.
Учитель: а можете ли вы назвать вопросы, на которые отвечает этот член предложения?
Ученики: какие.
Учитель: с каким словом связано слово «сонные» в предложении? Укажите стрелочкой.
Ученики: берёзки.
Учитель: слово «берёзки» стоит в каком числе?
Ученики: во множественном.
Учитель: а если слово «берёзка» будет стоять в единственном числе, то на какой вопрос будет отвечать связанное с ней слово-определение?
Ученики: какая?
Учитель: Молодцы! Добавляем на нашу рыбку. Вы настоящие путешественники и исследователи страны Знаний! Подчеркните, пожалуйста, и в нашем предложении слово «сонные» волнистой линией.
Первичное усвоение новых знаний: (4 минуты)
Учитель: Посмотрите, как прекрасна страна Знаний! Здесь и горы, и озеро, и реки, и наши красавицы – берёзки – символ России. Много прекрасных строк написано русскими поэтами про русскую берёзку. Давайте же и мы попробуем составить про них предложения.
У вас на партах в конверте слова. Они рассыпались. Работая в группе, соберите их в предложения.
Ученики: составляют предложения:
Задремали звёзды золотые.
Шелестят зелёные серёжки.
Растрепались шёлковые косы.
Горят серебряные росы.
Проверяем устно.
Физкультминутка: (1 минута)
Мы листики осенние
На веточках сидели,
Дунул ветер –
Мы присели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на стулья тихо сели.
Первичное закрепление новых знаний: (7 минут)
Учитель: выпишите из составленных предложений слова-определения в тетрадь, подчеркните их волнистой линией.
Золотые, зелёные, шёлковые, серебряные.
Учитель: ребята, этими красивыми словами описывает Сергей Есенин героиню своего стихотворения – берёзку. Какой художественный приём он использует?
Ученики: олицетворение.
Учитель: а кем представляет он свою берёзку?
Учитель: девушкой, с серёжками, с длинными волосами.
На доску: плакат русской красавицы.
Учитель: посмотрите, пожалуйста, на девушку и на берёзку. Какими словами вы можете их описать?
Ученики: предлагают разные варианты.
Учитель: подумайте, какую роль выполняет член предложения – определение?
Ученики: описание. Предмет или явление представляем точнее, ярче.
Учитель: Возьмите конверт с карточками. Выпишите предложения.
Растет белая береза.
Берёзки надели зелёные серёжки.
Люди называют русскую берёзку красавицей.
Учитель: поменяйтесь тетрадками, проверьте работу друг друга по образцу.
Ученики выполняют проверку.
Учитель: мы записали предложения. А что такое предложение?
Ученики: предложение – это одно или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу.
Учитель: возьмите карандаши, найдите в каждом предложении слово, от которого мы будем задавать вопрос к определениям.
Ученики: рисуют стрелки, устно называют словосочетания.
Подведение итогов урока: (2 минуты)
Учитель: подчеркните в предложениях определения. Что мы сегодня узнали нового?
Ученики: определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «Какая?», «какие?»
Рефлексия учебной деятельности: (3 минуты)
Учитель: Как красива, богата, ярка наша речь, прямо как наша радуга в стране Знаний, если мы используем в ней определения. Сегодня мы прощаемся с волшебной страной, но ненадолго. Впереди нас ещё ждет река Дополнение!
Учитель: Возвращаемся в нашу осеннюю реальность. Если вам было интересно сегодня на уроке и вы хорошо поработали, поднимите желтые листики. Если у вас возникали трудности, поднимите зелёные листики.
Домашнее задание будет таким: кто хочет проявить свои творческие качества – составьте 3 предложения о берёзке, используя разнообразные определения. Если вы хотите поработать с учебником, то выполните упр. 4 на стр. 97
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на конкурсе "Учитель года 2011"
Участие в семинарах, совещаниях, "круглых столах", конкурсах2009/2010 уч.г 1.Принимала участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Ко- рабли будущего»,...
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"
Разработка урока с использованием мультимедийной презентации...
Конспект урока, посвященного началу нового учебного года во 2 классе.
Это занятие разработано с учетом такой особенности второго года обучения, как появление в жизни школьников отметок. Немного истории, редких и забавных фактов на данную тему сделали урок интересным как...
Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....
Конспект урока технологии "Открытка к Новому году" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока технологии (3 класс)Тема: открытка к Новому годуИзделие: Открытка "Хрюшка"Цель: формирование представления о празднике,Планируемые результаты:Предметные:-знать историю во...
Конспект урока изобразительного искусства + презентация "Времена года" (УМК Б.М.Неменского 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения рисовать объекты природы и их украшения.Планируемые результаты: Предметные: -развивать творческое воображение изобразительные навыки;-обучить образному я...