Конспект урока русского языка "Определение" в рамках конкурса "Учитель года Подмосковья"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кузнецова Юлия Сергеевна

Регламент: 30 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_opredelenie3.docx147.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

Темы «Определение»

Цель: формирование понятия об определении, как о второстепенном члене предложения.

Задачи:

 - образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;

- развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;

воспитательные: воспитывать умение работать в паре, группе; умение вести диалог, способствовать формированию адекватной самооценки.

Планируемые предметные результаты: проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют языковую единицу -член предложения.

Метапредметные результаты:

        Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

       Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения, осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

       Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, соблюдают грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

        Личностные:

развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; развитие чувства любви и уважения к русскому языку; становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

Ход урока:

Организационный этап: (1 мин)

Приветствие учащихся:

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

Актуализация знаний: (2 мин)

- Сегодня я приглашаю вас в путь за новыми знаниями в удивительную страну Знаний. Чтобы начать наш урок, нужно открыть волшебную, но современную дверь.

(на доске кадр с волшебной дверью, на которой поля: логин и пароль)

- Попробуем открыть дверь? Предложите слово, которое поможет нам попасть в волшебную страну.

Ответы детей: подлежащее.

Учитель: что такое подлежащее?

Ответы детей: подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении; отвечает на вопросы «кто?» или «что?»

- Посмотрите, неверный пароль! Какие ещё вы знаете член предложения?

Ответы детей: сказуемое.

Учитель: что такое сказуемое?

Ответы детей: сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, называет действие предмета, отвечает на вопросы «что делает?», «что сделал?», «каков?».

Учитель: давайте попробуем!

(Если ученики предлагают обстоятельства- повторяем слайд с закрытой дверью)

 - Увы, наша дверь вновь не открылась. Как вы думаете, почему?

Ученики: наверное, есть и другие члены предложения.

        Учитель: посмотрите, у вас на партах лежат листики берёзы. Я принесла их из волшебной страны. Они помогут вам открыть нашу дверь. Но сначала вы должны доказать, что готовы к новому путешествию и настроены очень серьёзно.

Постановка цели и задачей урока: (6 минут)

        На доске:

Улыбнулись сонные берёзки.

- В записанном предложении выделите главные члены предложения.

(Один ученик работает у доски)

        - Какой слово осталось неподчёркнутым?

        Ученики: сонные.

Учитель:  На какой вопрос отвечает этот член предложения?

Ученики: какие?

Учитель: Мы знаем, как называется этот член предложения, и как мы должны его подчеркнуть?

Ученики: нет

Учитель: Это тайна, которую мы сейчас разгадаем! Разделитесь, пожалуйста, на группы.

(Ученики делятся на 4 группы по цвету листочков берёзы, которые держат капитаны)

Учитель: выполните задание на карточках, получите пароль и откройте нашу волшебную дверь!.

(ученики выполняют задания, капитаны получают карточки, из которых складывают слово «определение», которое подчёркнуто волнистой линией)

На доску:

Определение

Учитель: посмотрите. Ребята, дверь открылась, и страна Знаний гостеприимно приветствует вас!

(выключить экран)

(на доске «рыба»: члены предложения (будут заполнены подлежащее, сказуемое, вопросы на которые они отвечают). А вот и знакомый вам страж знаний! Давайте расскажем ему, как вы смогли открыть дверь?

Ученики: добавим член предложения – определение.

Учитель: а можете ли вы назвать вопросы, на которые отвечает этот член предложения?

Ученики: какие.

Учитель: с каким словом связано слово «сонные» в предложении? Укажите стрелочкой.

Ученики: берёзки.

Учитель: слово «берёзки» стоит в каком числе?

Ученики: во множественном.

Учитель: а если слово «берёзка» будет стоять в единственном числе, то на какой вопрос будет отвечать связанное с ней слово-определение?

Ученики: какая?

Учитель: Молодцы! Добавляем на нашу рыбку. Вы настоящие путешественники и исследователи страны Знаний! Подчеркните, пожалуйста, и в нашем предложении слово «сонные» волнистой линией.

Матеріали до прийому "Фішбоун"

Первичное усвоение новых знаний: (4 минуты)

Учитель: Посмотрите, как прекрасна страна Знаний! Здесь и горы, и озеро, и реки, и наши красавицы – берёзки – символ России. Много прекрасных строк написано русскими поэтами про русскую берёзку. Давайте же и мы попробуем составить про них предложения.

У вас на партах в конверте слова. Они рассыпались. Работая в группе, соберите их в предложения.

        Ученики: составляют предложения:

Задремали звёзды золотые.

Шелестят зелёные серёжки.

Растрепались шёлковые косы.

Горят серебряные росы.

        Проверяем устно.

Физкультминутка: (1 минута)

Мы листики осенние

На веточках сидели,

Дунул ветер –

Мы присели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на стулья тихо сели.

Первичное закрепление новых знаний: (7 минут)

Учитель: выпишите из составленных предложений слова-определения в тетрадь, подчеркните их волнистой линией.

Золотые, зелёные, шёлковые, серебряные.

Учитель: ребята, этими красивыми словами описывает Сергей Есенин героиню своего стихотворения – берёзку. Какой художественный приём он использует?

Ученики: олицетворение.

Учитель: а кем представляет он свою берёзку?

Учитель: девушкой, с серёжками, с длинными волосами.

На доску: плакат русской красавицы.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на девушку и на берёзку. Какими словами вы можете их описать?

Ученики: предлагают разные варианты.

Учитель: подумайте, какую роль выполняет член предложения – определение?

Ученики: описание. Предмет или явление представляем точнее, ярче.

Учитель: Возьмите конверт с карточками. Выпишите предложения.

Растет белая береза.

Берёзки надели зелёные серёжки.

Люди называют русскую берёзку красавицей.

        Учитель: поменяйтесь тетрадками, проверьте работу друг друга по образцу.

        Ученики выполняют проверку.

Учитель: мы записали предложения. А что такое предложение?

Ученики: предложение – это одно или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу.

Учитель: возьмите карандаши, найдите в каждом предложении слово, от которого мы будем задавать вопрос к определениям.

        Ученики: рисуют стрелки, устно называют словосочетания.

Подведение итогов урока: (2 минуты)

        Учитель: подчеркните в предложениях  определения. Что мы сегодня узнали нового?

        Ученики: определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «Какая?», «какие?»

Рефлексия учебной деятельности: (3 минуты)

        Учитель: Как красива, богата, ярка наша речь, прямо как наша радуга в стране Знаний, если мы используем в ней определения. Сегодня мы прощаемся с волшебной страной, но ненадолго. Впереди нас ещё ждет река Дополнение!

Учитель: Возвращаемся в нашу осеннюю реальность. Если вам было интересно сегодня на уроке и вы хорошо поработали, поднимите желтые листики. Если у вас возникали трудности, поднимите зелёные листики.

Домашнее задание будет таким: кто хочет проявить свои творческие качества – составьте 3 предложения о берёзке, используя разнообразные определения. Если вы хотите поработать с учебником, то выполните упр. 4 на стр. 97

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на конкурсе "Учитель года 2011"

Участие  в  семинарах,  совещаниях,  "круглых  столах",  конкурсах2009/2010 уч.г 1.Принимала участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Ко- рабли будущего»,...

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Разработка урока с использованием мультимедийной презентации...

Конспект урока, посвященного началу нового учебного года во 2 классе.

Это занятие разработано с учетом такой особенности второго года обучения, как появление в жизни школьников отметок. Немного истории, редких и забавных фактов на данную тему сделали урок интересным как...

Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....

Конспект урока технологии "Открытка к Новому году" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока технологии (3 класс)Тема: открытка к Новому годуИзделие: Открытка "Хрюшка"Цель: формирование представления о празднике,Планируемые результаты:Предметные:-знать историю во...

Конспект урока изобразительного искусства + презентация "Времена года" (УМК Б.М.Неменского 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения рисовать объекты природы и их украшения.Планируемые результаты: Предметные: -развивать творческое воображение изобразительные навыки;-обучить образному я...