Открытый урок в 3 классе. Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Малышева Екатерина Игоревна

Урок русского языка в 3 классе. Однокоренные слова. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»

Учитель: Малышева Екатерина Игоревна

Предмет: русский язык

Класс: 3

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.

Тема занятия: Однокоренные слова

Цель: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую

Планируемые результаты:

Предметные

различать однокоренные слова;

выделять корень в однокоренных словах;

подбирать примеры однокоренных слов;

находить однокоренные слова в тексте;

Метапредметные:

Познавательные:

наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.

- построить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-нацелить на успешную деятельность;

Коммуникативные:

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- формировать умение слушать и слышать;

-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

Личностные:

-проявлять интерес к русскому языку;

- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

-формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи:

  • Повторить общие сведения о родственных словах, наличие в них общей смысловой части.
  • Знать понятие, что такое однокоренные слова.
  • Знать, что такое корень слова.
  • Формирование умение находить в тексте однокоренные слова.
  • Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала

Место проведения: классная комната

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии: технология интегрированного обучения

Основные понятия: однокоренные слова, корень

Межпредметные связи: литературное чтение.

Схема конспекта занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

  1. Организационный

Организует работу детей. Создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствие учителя.

Положительный настрой на урок

Коммуникативные УУД -продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  1. Актуализация знаний

- Ребята, что вы видите на экране?

- А сейчас?

- А теперь?

- Кто знает, как называется то, что изображено на слайде?!

- Это семейное древо.

- Как вы думаете, что такое семейное древо?

- Может быть это дерево, которое один посадил, а каждый третий поливал?

- У каждого человека в роду есть свое семейное древо. Если «рассматривать» жизнь каждого, то мы уйдем глубоко в корни.

- Ребята, а я хочу вам сказать, что не только у людей бывают семейные корни.

- Может, кто-то догадался, что я этим хочу сказать?

- Корни бывают и у слов.

- Как же это доказать?

- Вот представьте, что как-то появилось на свет, такое слово, как травинка. И была она одна одинешенька. Грустно стало ей одной и решила отправиться травинка на поиски таких, как она. «А вдруг повезет!» - проговорила травинка и пошла.

 Но как оказалось, так думала не только эта травинка, а еще эта и вот эта. И стало их много…И превратились они все в…

- Правильно! В траву.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы, высказывают свои мнения.

Уметь вести диалог этикетного характера.

Личностные УУД - Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные УУД

- формулировать собственное мнение.

  1. Постановка проблемы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- И, если задуматься, то как можно составить семейное древо для слово «травинка»?

- Дак вот, ребята, если брать людей с их корнями, то их объединяет родственная связь по крови.

- А как же быть со словами? Что общего мы видим у них?

- Правильно, ребята!

- Как называется общая часть у слов?

- То есть слова, которые имеют общий корень называются…?

- Верно. Кто-то может назвать тему урока?

- Тема нашего урока: Однокоренные слова.

Беседа. Отвечают на вопросы полным и развернутым ответом. Поиск путей решения проблемы.

Понимать поставленную цель.

Познавательные УУД 

- устанавливать причинноследственные связи.

-проводить анализ. Коммуникативные УУД 

- формулировать собственное мнение. Регулятивные УУД 

- выполнять учебные действия в материале,

 - устанавливать причинноследственные связи.

Познавательные УУД 

- уметь ориентироваться в своей системе знаний

 - анализировать объекты, выделять главное.

  1. Первичное усвоение новых знаний. Работа с учебником и тетрадью.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 61, упражнение 107.

- Ребята! Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.

- Определите, что обозначает каждое слово.

- А, что общего в лексическом значении этих слов?

- Дети, назовите, пожалуйста, общую часть этих однокоренных слов (берёзка, березняк, подберёзовик).

- Верно!

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Упражнение 107.

- Запишите однокоренные слова с корнем берёз-. Выделите в них корень.

- Кстати, ребята, а как же это – выделить корень?

- Как – то однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный. Вот и вы с помощью этого домика выделите в словах корень берёз-.

- Дак, что же такое, ребята, однокоренные слова?

- Найдите на странице 61 правило. Прочитайте.

Физкультминутка

Находят нужную страницу в учебнике. Отвечают на вопросы, делают выводы по теме.

Знать, что такое однокоренные слова.

Коммуникативные УУД

- уметь предлагать, рассуждать.

Личностные УУД     

- проявлять уверенность.

 Познавательное УУД

- сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника.

  1. Первичная проверка понимания.

Работа в группах.

- У меня для вас задание. Сейчас мы с вами превратимся в тех, кто составляет семейные древа, но составлять мы их будем для слов. Будут у нас словесные древа.

- Сейчас я вам раздам вот такие листочки, на них написаны слова, которые являются началом «жизни» для других его родственников. Ведь однокоренные слова по - другому еще так и называют «Родственные». Ваша задача проработать в группах. Вписать слова в окошки. Так же вам раздам фломастеры. Оформите ваши древа. Можно подрисовать им крону, листья. Можно сделать фон. Распределите ваши роли. Договоритесь, кто будет писать слова, кто рисовать крону и т.д. Повесьте готовую работу на доску.  

- На это я даю вам 7 минут.

- Давайте же посмотрим сколько словесных древ у нас получилось.

- Какие замечательные у нас получились древа слов. Скажите, можно ли остановиться только на этом?

Самостоятельно выполняют задание, в условиях групповой работы. Отвечают на вопрос учителя.

Применять полученные знания самостоятельно.

Коммуникативные УУД

- уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные УУД

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

  1. Первичное закрепление.

- А, сейчас мы с вами докажем, что действительно словесные древа можно придумать еще и еще.

- Ребята, у меня к вам еще одно задание. У вас на столах лежат листочки со словами. Разложите их перед глазами. Сейчас я вам буду называть слово, ваша задача найти у себя в группах слова, которые будут иметь общую часть с тем словом, которое я назову, после того, как вы его найдете назовите его и выйдите к доске, чтобы повесить слово к древу. Оно находится на доске. Будьте внимательны.

- Первое слово:

- «цветок».

- «человек»

- «чай»

- «чертёж»

- «работа»

- «небо»

Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод.

Применять полученные знания.

Познавательные УУД

-выполнение работы по предложенному плану.

Регулятивные УУД

-принятие и сохранение учебной задачи.

  1. Рефлексия.

- Замечательная работа!

- Ребята, скажите, что сейчас мы с вами делали?

- Почему в каждом из древ, слова имеют одинаковые лексические значения?

- Как доказать, что слова являются однокоренными?

- Скажите, слова заяц и кролик будут являться однокоренными?

- Почему же? Между этими животными же есть общее. Например, длинные уши.

-  Верно, ребята! Вы молодцы. Сегодня домашним заданием для вас будет правило на странице 61 и упражнение 109.

- А наш урок подошел к концу. Закончить его я хотела бы такой фразой.

- «Главное верить – если веришь, то всё обязательно будет хорошо – даже лучше, чем ты сам сможешь устроить». Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности. Записывают домашнее задание.

Уметь вести диалог, высказывать мнение, приводя аргументы.

Личностные УУД

- выражают положительное отношение к процессу познания.

 Регулятивные УУД

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД

- умение слушать и вступать в диалог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ТРАВИНКА ТРАВА

Слайд 4

ТЕМА УРОКА ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Слайд 5

Работа с учебником Стр. 61 упр. 107

Слайд 6

26 октября Классная работа

Слайд 7

берёз

Слайд 9

Работа с учебником Стр. 61 правило



Предварительный просмотр:

ЦВЕТОЧЕК

ЦВЕТНИК

ЦВЕТУТ

ЦВЕТОВОД

РАСЦВЕТАТЬ

ЧЕЛОВЕЧНЫЙ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЧАЙНИК

ЧАЙНЫЙ

ЧЕРТИТЬ

ЧЕРТЁЖНИК

ЧЕРТА

РАБОТНИК

РАБОЧИЙ

ЗАРАБОТАТЬ

ПОДРАБОТАТЬ

ЗИМА

КОТЁНОК

БРАТ

СЕСТРА

РИСОВАТЬ

ТЕЛЕФОН

МОРОЗНЫЙ

СНЕГ

КОФТА

ОКНО

ШКОЛА

КОМПЬЮТЕР

ТЕЛЕВИЗОР

ЩЕНОК

УЧЕНИК

ДИРЕКТОР

СВЕТИТЬ

ИГРАТЬ

ДРУЖИТЬ

БЕГАТЬ

ПИТЬ

ВОДА

САЛАТ

РИС



Предварительный просмотр:

Ссылка на открытый урок Малышевой Екатерины Игоревны МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»

        

https://www.youtube.com/watch?v=f-rajlpb7qw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"...