1 Орг.момент | Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок. | Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, повернитесь И гостям нашим улыбнитесь. А теперь присели Дружно на меня посмотрели. На столе у вас лежат оценочные листы. Вы на них будете отмечать свои успехи по этапам урока. А в конце урока украсите свою «Ёлочку успеха». Я всем вам желаю успешности.
| Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке | Личностные УУД: Самоопределение в учебной деятельности. Самополагание. |
2. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности
3. Постановка учебной задачи | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение ранее изученных суффиксов онок, ёнок, Создание ситуации успеха.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов –ек и -ик., познавательную цель: открытие способа гласной в суффиксах –ек или –ик на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем).
| 1Минутка чистописания. В одной прекрасной стране под названием "Русский язык" жили-были буквы. Каждый день они трудились и строили новые слова. Однажды три буквы-подружки Е, И и К придумали такие интересные буквосочетания, как ИК и ЕК, которые делали слова нежными и ласковыми. Был цветок, а стал цветочек, был мяч, а стал мячик. ик ек Заполняем оценочные листы. 2. Стадия вызова. Приём «Найди верное утверждение». - Как вы думаете , что вы написали? Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксах.
3. Тест. (работа парами) Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. Да, мы продолжаем работать с суффиксами. - Но о суффиксах можно рассказать очень много. Что же мы будем конкретно изучать
Прочитайте стихотворение на слайде:
У Буратино в сказке Есть ключ.к золотой. Откроет этим ключ.ком Замоч.к нам с тобой. - Назовите слова с пропуском букв. - В какой части слова орфограммы?
-В чем возникло затруднение? – Определите тему нашего урока.
Тема урока: суффиксы -ек и -ик. Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)
Какую поставим цель ?(научиться писать суффиксы ек и ик)
| Индивидуальная работа Прописывание по показу с частичным объяснением каллиграфии.
Фронтальная работа Рассуждения детей.
Систематизация информации в форме выполнения теста.
ученики читают
Ключик, ключиком, замочек
В суффиксе
Варианты работ: ключЕ/Ик Какую букву писать в суффиксе?
Правописание суффиксов –ек, -ик.
Ставят учебные задачи. Называют орфограмму. Ставят цель
.
| Личностные: Определять и следовать общим для всех правилам работы в группе. Оценивать необходимость полученных знаний и умений (исходя из личных потребностей). Предметные: Уметь применять способ проверки орфограммы, действуя по алгоритму.
Метапредметные (УУД):
познавательные: Уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений. Уметь анализировать. Владеть приёмами моделирования регулятивные: Овладение приёмами планирования деятельности. Уметь находить разные способы решения задач. Принимать инструкцию.
коммуникативные: Слушать и понимать речь других.
|
4.Первичное усвоение новых знаний. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми.
| Прием «Мозговой штурм». Групповая работа У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Карточка 1 Выдели корень, суффикс. 2. Рассмотри суффиксы. 3. Сделай выводы когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. арбузик – нет арбузика бантик – нет бантика кармашек – нет кармашка горошек – нет горошка Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?
Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИК – кирпичИКи В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: замочЕК - замочКи У. – Как проверить верность наших выводов ? Д. – Надо прочитать правило в учебнике. У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 123. - Прочитаем правило. . Совпадают ли они? -Значит, мы совершили верное открытие. Ребята, послушайте продолжение сказки ,которая поможет запомнить это правило. . Так понравились эти слова подружкам Е и И, что стали они спорить, кому, в каких словах писаться. Спорили-спорили - никак слова не поделят .Решили они пойти к великой судье - Орфографии, чтобы она их рассудила. И вот в назначенное время буква И пришла, а ее подружка Е - нет. Видимо, забыла или куда-то убежала. Тогда судья так и решила: " В словах, где буква гласного звука в суффиксе слышится всегда - писать букву И. А букву Е считать беглым гласным в суффиксе –ек-.И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. -Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.
|
Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы). Обсуждают свои наблюдения. Рассуждения учащихся на тему правильности/неправильности записи слов. Обнаружение границ знания/незнания.
Формулирование проблемы. Согласование темы урока (исходя из проблемы). Анализ пробного учебного действия: 1. Что я делал, какие знания применял? 2. Где возникло затруднение? (место) 3. Почему оно возникло? (причина) Планирование деятельности.
Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.
Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек.
| Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Умение составлять алгоритмы Предметные: Понимание необходимости условия проверки одинаково звучащих частей слова. Уметь применять правило проверки написания суффикса
Уметь применять способ проверки орфограммы, действуя по алгоритму.
Метапредметные (УУД): познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование. Анализ с целью выявления места и причины затруднения. Доказательство.
регулятивные: Целеполагание, как способ освоенного и неосвоенного. Прогнозирование. коммуникативные: Точное выражение своих мыслей. |
Физ. минутка | Цель этапа Сохранение здоровья детей.
| Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической. 1. «Буратино» 2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.
| Выполнение динамической паузы | Регулятивные, личностные
|
5.Первичное закрепление | Цель этапа
Создание условий для самостоятельного построения выхода из затруднение и фиксация нового знания Формирование умения выполнять задание по алгоритму: Взаимодействие в образовательном процессе
Применение нового знания в типовых заданиях. Орфографический тренинг в коллективной деятельности | -. Проговаривание способа решения в громкой речи Создание кластера. А сейчас давайте составим алгоритм правописания суффиксов –ек -ик и в Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик 1.Выделяю корень, если [ик] - ? 2.Изменяю форму слова (нет, много) Если [и] > -ик. Если [-] > -ек. |
- Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем.
- Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много.
- Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.
Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Выполняем упражнение №1 на стр. 124 Поднимите сигналы(цветовые сигналы: зелёный всё понятно , красный – прошу помощи) Учебник с. 124 упр. 1 Как вы будете объяснять написание суффиксов? ( Для этого нужно изменить форму слова) ПРОВЕРКА вывод
| Коллективное составление алгоритма действий по выбору правописания суффикса ИК, ЕК
Решение исходной учебной задачи, исходя из новых условий.
Фронтальная работа. Учащиеся называют новое слово и рассуждают согласно алгоритму: в слове «сыночек» корень сын. Суффикс-ек. Проверяю. Беру в помощники слово «нет». Нет сыночка. Гласный убежал. Значит суффикс –ек. Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.
|
Метапредметные (УУД) регулятивные: Уметь работать по плану. Уметь планировать собственную деятельность, исходя из учебной задачи. познавательные: Самостоятельно создавать способы решения проблемы. Построение логической цепи рассуждения. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. коммуникативные Точно выражать свои мысли.
|
6.Самостоятельная работа с проверкой | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Овраж…к, мост…к, дом…к, песоч…к, мяч…к, горош…к Проверка .Вывод. Заполняем оценочные листы.№3 Какое значение придают эти суффиксы?(Уменьшительно-ласкательное)
| Индивидуальная работа с последующей проверкой Вставление пропущенных орфограмм.
| Метапредметные (УУД) регулятивные: Овладевать волевой саморегуляцией. Уметь ставить офографическую задачу. Планировать деятельность, исходя из задачи. Владеть навыками самооценки и самоконтроля. познавательные: Самостоятельное создание способов решения орфографической задачи. Умение действовать по алгоритму. |
7 Домашнее задание | Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке Взаимодействие в образовательном процессе
| В сказке «Приключение Буратино или золотой ключик » есть девочка с голубыми волосами. Как её зовут? Мальвина – это кукла, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия. Задание. Составьте рассказ» «ДОМИК МАЛЬВИНЫ». по опорным словам, записанным на листочках.. Опорные слова. Овраж…к, мост…к, лужайка, дом…к, дорожки , песоч…к, фонтан, мяч…к, в саду, душистый горош…к, девочка с голубыми волосами, завтракать. Пример. Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Дорожки вокруг домика покрывал чистенький песочек. Из фонтана била тоненькая струйка воды, в ней плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.
|
| Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные.
|
7.Итог занятий. Рефлексия деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
| -Какую цель мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? Дополните предложения: Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … . -У вас на партах оценочные листы. А внизу есть « Ёлочка успеха» Раскрасьте шарики по итогам этапов. Если сегодня на уроке вам было интересно и вы открыли для себя новое знание по русскому языку. И вы чувствуете себя на высоте, то раскрасьте звёздочку Спасибо за урок | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные
|