открытый урок 2 класс «Правописание слов с суффиксами -ИК, -ЕК»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мухагшанова Энгельсина Геннадьевна

открытый урок 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2класс74.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок русского языка

                          «Правописание слов с суффиксами  -ИК, -ЕК»

Предмет

русский язык

Класс

2 «г»

УМК

Начальная школа XXI века

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Технология развития критического мышления.

Тема

Правописание слов с суффиксами  -ИК, -ЕК

Цель

Формирование у учащихся умения находить и реализовывать новые способы действия для решения орфографической задачи

Задачи

Образовательная: организовать наблюдение за написанием суффиксов –ек, -ик формировать навыки правописания суффиксов с опорой на составленный алгоритм.

Развивающая: создать условия для совершенствования умения выходить на различные способы решения орфографических задач, развивать умение анализировать и сравнивать, умение планировать собственную деятельность в новых условиях.

Воспитательная: обеспечить условия для творческого самовыражения знаний учащихся, умения договариваться и слышать друг друга, способствовать формированию адекватной самооценки собственной деятельности.

Задачи урока: 

 предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:способствовать формированию УУД:

регулятивных:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Оборудование

учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1,ПК, презентация, дидактический материал для работы в группе, сигнальные карточки для теста, критериально-оценочные  листы, интерактивная игра.

Ход урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Формируемые УУД

1 Орг.момент

Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.

 
Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, повернитесь

И гостям нашим улыбнитесь.

 А  теперь присели

 Дружно на  меня посмотрели.

На столе у вас лежат оценочные листы. Вы на них будете отмечать свои успехи по этапам урока. А в конце урока украсите  свою «Ёлочку успеха». Я всем вам  желаю  успешности.

Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке

Личностные УУД:

Самоопределение в учебной деятельности.

Самополагание.

2.

Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности

3. Постановка учебной задачи

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение ранее изученных суффиксов  онок, ёнок, Создание ситуации успеха.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов –ек и -ик., познавательную цель: открытие способа гласной в суффиксах –ек или –ик на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем).

1Минутка чистописания. В одной прекрасной стране под названием "Русский язык" жили-были буквы. Каждый день они трудились и строили новые слова. Однажды три буквы-подружки Е, И и К придумали такие интересные буквосочетания, как ИК и ЕК, которые делали слова нежными и ласковыми. Был цветок, а стал цветочек, был мяч, а стал мячик.

ик  ек

Заполняем оценочные листы.

2. Стадия вызова. Приём «Найди верное утверждение».        

-   Как вы думаете , что вы написали?

Давайте вспомним, что мы знаем  о суффиксах.

3.  Тест. (работа парами)

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Да,  мы продолжаем работать с суффиксами.

- Но о суффиксах можно рассказать очень много. Что же мы будем конкретно изучать

 Прочитайте стихотворение на слайде:

У Буратино в сказке
Есть ключ.к золотой.
Откроет этим ключ.ком
Замоч.к нам с тобой.

- Назовите слова с пропуском букв.

- В какой части слова орфограммы?

-В чем возникло затруднение?

– Определите тему нашего урока.

http://festival.1september.ru/articles/637173/Image2378.gif

Тема урока: суффиксы -ек  и -ик.

Какую  учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

Какую поставим цель ?(научиться писать суффиксы ек и ик)


Индивидуальная работа

Прописывание по показу с частичным объяснением каллиграфии.

Фронтальная работа Рассуждения детей.

Систематизация информации в форме выполнения теста.

 

ученики читают

Ключик, ключиком, замочек

В суффиксе

Варианты работ:

  • ключИк
  • ключЕк
  • ключ.к

         ключЕ/Ик

Какую букву писать в суффиксе?

Правописание суффиксов –ек, -ик.

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Ставят цель

.

Личностные:

Определять и следовать общим для всех правилам работы в группе.

Оценивать необходимость полученных знаний и умений (исходя из личных потребностей).

Предметные:

Уметь применять способ проверки орфограммы, действуя по алгоритму.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

Уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Уметь анализировать.

Владеть приёмами моделирования

регулятивные:

Овладение приёмами планирования деятельности.

Уметь находить разные способы решения задач.

Принимать инструкцию.

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми.

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Карточка

         1 Выдели корень, суффикс.

        2. Рассмотри суффиксы.

    3.  Сделай выводы когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 арбузик –   нет арбузика

 бантик –   нет бантика

 кармашек –  нет кармашка

 горошек –  нет  горошка

Ребята, кто попробует сформулировать правило о суффиксах  -ек, -ик?

 Суффикс –ИК- сохраняет

гласную при     изменении формы слова:

    кирпичИК – кирпичИКи

 В суффиксе –ЕК- при изменении формы    слова гласная «убегает»:

  замочЕК - замочКи

У. – Как проверить верность наших выводов ?

Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 123.

- Прочитаем правило. . Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили верное открытие.

Ребята, послушайте  продолжение сказки ,которая поможет запомнить это правило.

. Так понравились эти слова подружкам Е и И, что стали они спорить, кому, в каких словах писаться. Спорили-спорили - никак слова не поделят .Решили они пойти к великой судье - Орфографии, чтобы она их рассудила. И вот в назначенное время буква И пришла, а ее  подружка  Е - нет. Видимо, забыла или куда-то убежала. Тогда судья так и решила: " В словах, где буква гласного звука в суффиксе слышится всегда - писать букву И. А   букву Е считать  беглым гласным в суффиксе –ек-.И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

Наблюдают за словами

( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Рассуждения учащихся на тему правильности/неправильности записи слов.

Обнаружение границ знания/незнания.

Формулирование проблемы. Согласование темы урока (исходя из проблемы).

Анализ пробного учебного действия:

1. Что я делал, какие знания  применял?

2.  Где возникло затруднение?  (место)

3.  Почему оно возникло?  (причина)

Планирование деятельности.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек.

Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Умение сотрудничать со сверстниками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы

Предметные: Понимание необходимости условия проверки одинаково звучащих частей слова.

Уметь применять правило проверки написания суффикса

Уметь применять способ проверки орфограммы, действуя по алгоритму.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Анализ с целью выявления места и причины затруднения.

Доказательство.

регулятивные:

Целеполагание, как способ освоенного и неосвоенного.

Прогнозирование.

коммуникативные:

Точное выражение своих мыслей.

Физ. минутка

Цель этапа
Сохранение здоровья детей.

Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической.
1. «Буратино»

2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.

Выполнение динамической паузы

Регулятивные, личностные

5.Первичное закрепление 

Цель этапа

Создание условий для самостоятельного  построения выхода из затруднение  и фиксация нового знания

Формирование умения выполнять задание по алгоритму:

Взаимодействие в образовательном процессе

Применение нового знания в типовых заданиях. Орфографический тренинг в коллективной деятельности

-. Проговаривание способа решения в громкой речи

Создание кластера. А сейчас давайте составим алгоритм  правописания суффиксов –ек  -ик и в

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

1.Выделяю корень, если [ик] - ?

2.Изменяю форму слова (нет, много)

Если [и] > -ик.

Если [-] > -ек.

  1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем.
  2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много.
  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-.

Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться.

Выполняем упражнение №1  на стр. 124

Поднимите сигналы(цветовые сигналы: зелёный всё понятно , красный – прошу помощи)

 

Учебник  с. 124 упр. 1  

Как вы будете объяснять написание суффиксов?

( Для этого нужно изменить форму слова)

ПРОВЕРКА

вывод

Коллективное составление алгоритма действий по выбору правописания суффикса ИК, ЕК

Решение исходной учебной задачи, исходя из новых условий.

Фронтальная работа.

Учащиеся  называют новое  слово и рассуждают согласно алгоритму: в слове «сыночек» корень сын. Суффикс-ек. Проверяю. Беру в помощники слово «нет». Нет сыночка. Гласный убежал. Значит суффикс –ек.

Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Уметь работать по плану.

Уметь планировать собственную  деятельность, исходя из учебной задачи.

познавательные:

Самостоятельно  создавать способы решения проблемы.

Построение логической цепи рассуждения.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

коммуникативные

Точно выражать свои мысли.

6.Самостоятельная работа с проверкой

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

 ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.

Овраж…к,   мост…к,  дом…к,  песоч…к, мяч…к,  горош…к

 Проверка .Вывод.

Заполняем оценочные листы.№3

Какое значение придают эти суффиксы?(Уменьшительно-ласкательное) 

Индивидуальная работа с последующей проверкой

Вставление  пропущенных орфограмм.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Овладевать волевой саморегуляцией.

Уметь ставить офографическую задачу.

Планировать деятельность, исходя из задачи.

Владеть навыками самооценки и самоконтроля.

познавательные:

Самостоятельное создание способов решения орфографической задачи.

Умение действовать по алгоритму.

7 Домашнее задание

Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке
Взаимодействие в образовательном процессе

В сказке «Приключение Буратино или золотой ключик » есть девочка  с голубыми волосами. Как её зовут? Мальвина – это кукла, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия.

Задание. Составьте рассказ» «ДОМИК МАЛЬВИНЫ». по опорным словам, записанным на листочках..

Опорные слова.

Овраж…к, мост…к, лужайка, дом…к, дорожки , песоч…к, фонтан, мяч…к, в саду, душистый горош…к, девочка с голубыми волосами, завтракать. 

Пример. Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Дорожки вокруг домика покрывал чистенький песочек. Из фонтана била тоненькая струйка воды, в ней плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные.

7.Итог занятий. Рефлексия деятельности 

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

-Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

Дополните предложения:

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с …      .

Я научился (научилась) …    .  

-У вас на партах оценочные листы.   А внизу есть « Ёлочка успеха» Раскрасьте шарики  по итогам этапов.

Если сегодня на уроке вам было интересно и вы открыли для себя новое знание по русскому языку. И вы чувствуете себя на высоте,  то раскрасьте  звёздочку

          Спасибо за урок

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные

   Лист самооценки.

     Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

«Ёлочка  успеха»

C:\Users\1\Desktop\preview_ielka-s-ukrashieniiami.gif

1

Минутка чистописания

2

«Найди верное утверждение»

3

«Мозговой штурм»

1)Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

2) Большинство решений предложено мной

3) Мне интереснее и полезнее работать в группе

4

УПРАЖНЕНИЕ №1

5

Самостоятельная  работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".

Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...

урок русского языка во 2 классе ,по теме :"Правописание слов с суффиксами -ик-,-ек_. УМК"Начальная школа 21 век"

Урок открытия нового знания, технология построения урока-урок исследования, на уроке формировалось умение писать суффиксы -ек-, -ик-, было организовано наблюдение за условием выбора суффиксов -ек-, -и...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...