Урок-сказка "Имя существительное. Обобщение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Колошва Анастасия Алексеевна

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koloshva_urok-skazka.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»

Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка»

Тема: «Имя существительное. Обобщение изученного.»

                                                                       

                                                                        Автор: Колошва А.А.

Учитель начальных классов

г. Троицк

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Путешествие по сказкам. Имя существительное. Обобщение изученного.

Цели:

  • Подытожить изученное учащимися об имени существительном:
  • Развивать аналитико-синтетические умения;
  • Закреплять умения определять род, число, склонение имён существительных:
  • Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные:
  • Формировать навыки работы в группах, в парах;
  • Закреплять правила написания с большой буквы в именах собственных:
  • Правописание имён существительных мужского и женского рода, которые оканчиваются на шипящий ;
  • Воспитывать любовь к сказке, желание больше читать;

Ход урока:

  1. Орг момент: Прозвенел сейчас звонок! Значит, начался урок!
  2. Приветствие гостей: Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним лицом, поприветствуйте их,

Мысленно пожелаем им отдохнуть на нашем уроке. А нам самоотверженно потрудиться!

  1. Минутка доброты: Улыбнитесь друг-другу! Садитесь!
  2. Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное царство! Сегодня мы в гостях у сказки, а может быть она у нас!

Ведь где ребята работают дружно,

Пишут умело. Там сказке можно появиться смело.

За работу!

Платить я вам буду из царской казны:

Если был ответ прекрасным

Ты жетон получишь красный!

Если твой ответ похуже-

Желтый цвет тобой заслужен,

Если плох был твой ответ-

Не получишь ты монет! И так отправляемся в сказочный лес!

А с какой наукой мы с вами подружились, для этого отгадайте Филворд

1 М Р Я И ГО ЛО ФО

Что изучает морфология?

И вот первое задание: Укажите части речи.

Морфология - наука о частях речи.

Какая часть речи главенствовала в предложение?

Слово это зашифровано,

Имя это зачаровано.

Сегодня главной частью речи будет имя существительное!

Лес полон прекрасных чудес

В этом сказочном лесу мы встретим много сказочных героев

А это кто по лесу идет?

А дорога далека

А дорога нелегка

За кустами волк-волчище рыщет, Красную Шапочку ищет!

Давайте ребята, поможем Красной Шапочке ответить на вопросы:

2 Блиц опрос:

1 Имя существительное-это……

2 Обозначает……

3 Отвечает на вопросы…..

4 Бывает……

5 Имеет…..

6 изменяется……

7 Роль в предложении

3 Работа в тетрадях :Тетради наклонно все положите

Запишите число. Классная работа. Кто автор сказки Красная Шапочка?

Минутка чистописания Автора и название сказки так напишите,

Чтобы ясно стало всем, красиво вам писать не лень!

Шарль Перро написал сказку « Красная Шапочка»

Найдите главные члены в этом предложении.

4 Словарный диктант. А сейчас мы отправляемся в царство вечной зимы, где в прекрасном ледяном царстве живет Снежная Королева.

Сказку быстро вспоминай

Персонаж в ней мальчик Кай

Королева Снежная - сердце заморозила,

Но девчушка нежная – мальчика не бросила.

Шла она на помощь другу Как зовут его подругу?

Поможем Герде вернуть Кая?

Мороз, метель, , север, ветер, ураган, Кровать, корзина, шоссе, ворона, аллея.

  1. А мы отправляемся дальше.

Перед нами избушка на КУРЬИХ НОЖКАХ.

Этот домик не простой

Этот домик костяной

Позвоню ка я разок

Чей услышу голосок?

Баба –Яга смешала все слова. Не может разобраться одушевлённое это слово или неодушевлённое?

ИГРА: «Живое, неживое»

Друг, луна, лес, огонь, народ, кот, бабочка, юрта

  1. Лес прошли. Навстречу Колобок преподносит нам загадки. Вам найти и записать отгадки.

1 В какой деревни живут кот Матроскин и Шарик? ( Простоквашино)

2 Какая фамилия у Кощея? ( Бессмертный)

3 Какое отчество у Добрыни, одолевшего Горыныча? ( Никитич)

4 Куда отправился Айболит лечить зверей? (в Африку)

5 Как зовут бабушку, от которой убежала вся посуда? ( Федора)

Каким правилом вы при написании слов-отгадок?

Помогите Колобку исправить ошибки:

Пёс шарик лопнул Шарик. У розы красивые Розы. Сегодня иванов серёжка подарил сестре Серёжки.

  1. Что за сказка отгадайте? Быстро руки поднимайте.

Баба с дедом в ней живут, мыши удалые. Даже куры здесь несут яйца золотые.

  1. Задание : У вас на карточках написаны слова, напишите пару слову , переставляя буквы и укажите род.

Сосна-…., каприз- …., кулак-…, камыш-…., коршун-…., уклон-…

  1. Следующий герой сказки- Это просто чудачек!

С ним хозяин мальчик Робин, и приятель Пятачок!

Для него прогулка праздник .И на мёд особый нюх .Этот плюшевый проказник, медвежонок …..

Вини- Пух очень любит сладости .Помогите ему разложить слова в три вазы по склонениям.

Халва, сахар, печенье, варенье, мёд, сладость, повидло, конфета, орех, джем

Физминутка: Шагая по царству, устали немножко .Сейчас отдохнём и обратно в дорожку.

Из-за парты тихо встали

И по царству зашагали

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазками миг-миг

Мы плечиками чик-чик

Раз сода, два – туда.

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два- привстали. Тихо сели не устали?

  1. Уверенный в себе, хоть Неумейка

И от природы он большой Зазнайка,

А ну-ка угадать сумейка

Известен он, под именем …( Незнайка)

На доске написан текст. Выписать имена существительные с шипящим на конце и объяснить правописание:

Жил-был ёрш…..-вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ…. лезут. Взял Иван острый меч….Стерегут царские сыновья пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья-царевна.

  1. Как изменяются имена существительные?

Он к мёду поднимался и умудрялся петь:

Я тучка –тучка –тучка

Я вовсе не медведь.

Играем в игру: много –ах Мало- ох

Зайцы, петух, мёд, пчёлы, ведро, олень, брюки, ножницы, тетради, веточки.

  1. Этот кот-добрейший в мире.

Он мышам в своей квартире

Говорил всегда, что нужно

Кошке с мышками жить дружно.( Кот Леопольд)

По группам

Как еще изменяются имена существительные? Что такое склонение?

1 группа : Просклонять слово зима и выделить окончание

2 группа: Поставить слово в указанный падеж: Снегурочка (В.П.), Мороз( п.п.)

Снег (Т.п)Заяц (Р.п.) дом ( Д.п.) Солнышко (в.п.),

3 группа: Определите падеж у существительного Кот.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста, убегая от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая, и та,

Видя грозного кота, убежит скорей под дом, чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

  1. Всем он долго неизвестный, стал он каждому знаком.Всем по сказке интересной Мальчик-Луковка знаком

Очень просто и недлинно, он зовётся -…..

По вариантам:

Помоги Чиполино найти лишнее слово и разобрать по составу все слова

Девочки Мальчики Луковица, лук, Луковый, лукошко

2 Вариант: Носик, носище, носит ,нос

  1. Он приходит
    В зимний вечер
    Зажигать на ёлке свечи.
    Бородой седой оброс,
    Кто же это? ...

Творческая работа по группам 1 гр Наступила зима.2 гр животные

3 гр Люди

14 Она красива и мила

И имя ей от слова золото по группам

Какое из выделенных слов глагол, а какое существительное?

1 гр.

Затопили печь ,чтобы пироги печь.

2гр.

Была Катюша запевала, она всё песни запевала.

3 гр.

Медведь в лесу не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

Оценки за урок

Итог

У вас на парте лежат сердечки. Кому урок не понравился - пусть сердечко останется лежать на парте.

Кому урок не очень понравился - поднимите сердечко на высоту согнутой руки.

А кому урок понравился - поднимите руку с сердечком высоко вверх.

Окончен урок и выполнен план

Спасибо ребята огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились, за то что вы мне все так пригодились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Обобщение изученного по теме "Имя существительное"

Презентация содержит материал по обобщению изученного об имени существительном в 3 классе по системе и УМК"Школа 2100"...

обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"

Урок русского языка вместе с презентацией охватывает темы, изученные раннее. Почти весь материал урока показан наглядно....

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

«Обобщение изученных знаний об именах существительных».

Развитие умения различать части речи, распознавать...

Урок русского языка во втором классе."Обобщение изученного материала по теме:«Имя существительное»"

На этом уроке дети обобщают слова- названия предметов; используют специальную терминологию при определении части речи;  распределяют имена существительные в тематические группы предметов; подбира...

Урок русского языка в 3 классе «Обобщение изученного об имени существительном» или «Парад олимпийских надежд»

Тип урока: урок обобщения знаний по изученной теме Цели: 1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения 2. Формирование элементарной лингвистическ...

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала....