Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бессуднова Ольга Нарцызовна

Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.

Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имени существительном;
  • вырабатывать орфографическую зоркость;
  • повторить написание слов с непроверяемым написанием;
  • развивать речь, память, внимание;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

Буду грамотно писать.

  1. Сообщение темы и целей урока

Прочитайте слова.

Волшебный, зима, холодный.

  • Какое слово лишнее? К какой части речи относится слово зима?
  • Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя существительное».
  • Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное».
  • Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Всех, кто здесь живет, называют Части речи.
  • Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Минутка чистописания

  • А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.
  • О каком времени года это стихотворение?

     Проплясали по снегам

     Снежные метели

     Снегири снеговикам

     Песню просвистели.

     У заснеженной реки

     В снежном переулке

     Звонко носятся коньки,

     Режут лед снегурки.

  • Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? (С)
  • Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)
  • Может ли этот звук быть мягким?
  • Какой буквой при письме обозначается?
  • Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.

               сСс  СсС

(За)мел…кал  (в)м...розном  воздухе  лё...кий сн...жок.  

  • Прочитайте предложение.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Объясните орфограммы.
  • Разберите по членам предложения и частям речи.
  • Проверим.
  • Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 
  • Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)
  • Выполните звуко-буквенный анализ слова мороз.

                 Мороз –   марос  - 5б., 5зв., 2сл.

(Одновременно идет анализ каждого звука.)

4. Словарная работа

  • Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.)
  • Нам придется сделать остановку у колодца.

     Беда – провалились в колодец слова.

     Их достать – нелегкое задание!

     Надо знать тех слов правописание!

       

  • Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.)
  • Нужно достать из колодца слова:

1 вариант – с безударной гласной «О»

2 вариант – с безударной гласной «Е»

       К…мпьютер, ин...й, в…лшебный, м...тро, ок...ан, пр...дмет, ш...фёр,  ч...рёмуха, кр... вать, пр...фессия, м...чта, п...года. ( На экране.)

  (Индивидуальная работа – карточки  со словарными словами слабым ученикам.)

  • Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму.
  • Проверим.
  • Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.)

5. Повторение знаний об имени существительном как части речи.

  • Итак, мы дошли до страны Речь. Чтобы войти в неё, нужно ответить на вопросы.
  • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи.)
  • Что обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает предмет.)
  • На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.)
  • Как изменяются имена существительные? (По числам.)
  • Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.)
  • Как определить род имени существительного?
  • Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
  • Сегодня мы побываем у него в гостях.

6. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

  • Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и предлагает выполнить упражнение из учебника стр.52 упр.3.
  • Прочитайте задание.
  • Назовите начальную форму имени существительного. (В форме единственного числа, отвечает на вопросы кто? или что?).
  • 1 вариант выписывает слова из первого абзаца.
  • 2 вариант – из второго абзаца.

(Самостоятельно.)

 Собака, лисица, кошка, добыча, охотник, стойка.

 Собака, человек, взлёт, охота, лай, болото, птица, охотник.

  • Проверка.
  • Как определить род имени существительного во множественном числе?

(Надо сначала поставить его в форму единственного числа.)

Имя существительное (н.ф.)

                                     

 ед.ч.             кто?  что?

7. Физминутка

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движения

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Следующую работу.

8. Творческая работа

  • Имя существительное  хочет рассказать вам про задание, которое выполнил Незнайка.
  • Прочитайте текст.

Помоги птицам.

     Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири,  …….. . Ребята, помогайте …… зимой!

  • Чего здесь не хватает? Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)
  • Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.
  • Проверка.
  • Спасибо, помогли исправить Незнайкины ошибки.
  • Ребята, а вы как помогаете птицам зимой?

Задания:

  1. Разберите слова по составу: кормушки , смастерили  ( 2 ученика разбирают маркером на карточках).

2)Разберите как часть речи существительные: поля – 1в., птицам – 2в.

На поле – (на чем?), н.ф. (что?) поле – сущ., неодуш., ср.р., ед.ч.

Перед вами на экране разбор имени существительного как части речи.

Порядок разбора имени существительного

как части речи.

  1. Вопрос.
  2. Начальная форма ( в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?)
  3. Часть речи.
  4. Постоянные признаки:

а) одушевлённое или неодушевлённое;

б) род.

   5.  Непостоянные признаки:

        число.

   Порядок разбора дан на странице 35.

   ( 2 ученика разбирают на доске.)

   Проверка.

9. Рефлексия.

  • Заканчивается наше путешествие в страну Речь.
  • В путь! Домой!

     Садитесь поудобнее,

     Ведь к концу подходит наш урок.

     Чтобы закончить наше путешествие,

     Надо подвести итог.

  • Над какой темой мы работали?
  • Верите ли вы, что:
  • Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА
  • Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ
  • Изменяется имя существительное по родам? нет
  • Изменяется имя существительное по числам? ДА
  • Розовый - это имя существительное? НЕТ
  • Имя существительное бывает женского рода? ДА
  • Пенал – это имя существительное? ДА
  • Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ
  • Имя существительное бывают мужского рода? ДА
  • Что вам особенно понравилось?
  • Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями.
  • А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное».
  • Эти ребята на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки нашего класса … .

10. Домашнее задание

  • Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.
  • Спасибо вам, ребята, за работу!
  • Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация изученного материала по орфографии"

 Главная задача данного урока русского языка - систематизировать знания об основных орфограммах корня и закрепить способы решения известных орфографических задач. Учащиеся выполняют различные проблемн...

Технологическая карта к уроку математики на тему: "Обобщение и систематизация изученного". 2 класс

Технология деятельностного подхода на уроке математики во 2 классе на тему: "Обощение и систематизация изученного"....

Технологическая карта урока по математике 4 класспо теме: "Обобщение и систематизация изученного материала".

Технологическая карта урока по математике 4 класс по теме: "Обобщение и систематизация изученного материала".  УМК "Школа России"...

Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка .

Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка ....