Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

 

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей о живой природе, о разнообразии живых организмов, их роли в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrurok_po_rusyaz_i_okrmiru_3_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по русскому языку и окружающему миру в 3 классе

Русский язык: "Обобщение изученного об имени существительном"

Окружающий мир: "Разнообразие живых организмов, их роль в природе"

Цели урока:

  1. Продолжить развитие умения различать имена существительные, распознавать их род, изменять существительные по числам.
  2. Продолжить развитие умения образовывать при помощи разных суффиксов существительные.
  3. Обобщить знания детей о живой природе, о разнообразии живых организмов, их роли в природе.
  4. Продолжить воспитание бережного отношения к природе.
  5. Развивать познавательный интерес детей к чтению дополнительной литературы.

Оборудование: слайды с изображением животных и растений, толковый словарь русского языка В.И.Даля, тексты для учащихся на листах, пленки с заданиями для кодоскопа, наглядный материал по окружающему миру, таблицы по русскому языку, видеозапись.


Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Необычный он потому, что в одном уроке объединятся два предмета: русский язык и окружающий мир. Мы повторим все что знаем о существительном, еще раз вспомним, какую роль играют в природе живые организмы, а также вы узнаете много нового и интересного.
  2. Отгадайте загадку:

Стоит Алена – платок зеленый

Тонкий стан – белый сарафан. (Береза)  КАДР – БЕРЕЗОВАЯ РОЩА

  1. Спишите загадку, напишите отгадку. (с комментированием по строчке)

Какую работу выполняют в экосистеме растения? Почему они так называются? (Растения – это производители, кормильцы, они насыщают воздух кислородом, дают жизнь потребителям (едокам), создают органические вещества из простых неорганических, способны к фотосинтезу).  

Значит, береза в природе производитель, а в русском языке? (Существительное)

  1. Что такое существительное?
  2. Назовите постоянные признаки существительных (собств., нариц., одуш., неодуш., род, склонение). Найдите все существительные в загадке.
  3. Что можете сказать про существительное "Алена"? (собст.название, одуш., ж.р., 1скл.)
  4. Определите род и склонение существительных.
  5. Объясните значение слова "береза".
  6. Обратимся к толковому словарю русского языка В.И.Даля.

Береза (ж) – дерево, от старинного слова береза, бывает шерстолистая и остролистая, пушистая и плакучая. От слова береза образовано существительное березол, что означает "март" или "апрель".

Береста (ж) – верхний светлый слой березовой коры.

Из бересты плели лапти, горшки обвивали берестой. Из нее изготавливали деготь, то есть черную пахучую маслянистую жидкость, необходимую в крестьянском хозяйстве. Почки березы использовались в лечебных целях.

  1. Составьте предложение с существительным береза и разберите его по членам предложения и частям речи.

По стволу молодой березки медленно стекал прозрачный сок.

сок (какой?) прозрачный

стекал (по чему?) по стволу

по стволу (чего?) березки

березки (какой?) молодой

стекал (как?) медленно.

  1. Известно, что березы растут во многих странах мира, но ни в одной из них к этим стройным, белоствольным деревьям не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России.
  2. А какую пользу приносит человеку береза?

Слайд 2

Из древесины березы делают фанеру различных сортов, лыжи, санки, поделки, украшения, мебель.

Береза живет 80-100 лет, иногда дольше. В лесу ее высота достигает 25 метров. Березку необходимо беречь, не ломать ее ветки

  1. Найдите в первом абзаце существительные во множественном числе. Назовите эти существительные в ед.числе.

Сорта - сорт

Лыжи – лыжа

Санки - …

Поделки – поделка

Украшения – украшение

  1. С каким существительным возникли трудности? (Санки – существительное только во множественном числе).
  2. Поставьте существительное "мебель" во множественное число (Мебель – только в ед.числе).
  3. Назовите непостоянные признаки существительных (число, падеж).
  4. Спишите четверостишие о березе (по строчке, с комментированием орфограмм):

Слайд 3

Наряд ее летний чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

(В.Рождественский)

  1. Определите падеж существительных. Подчеркните все известные орфограммы. Почему о березе так много песен и стихов? (Береза – символ нашей страны)
  2. Какие еще группы растений, кроме деревьев, вы знаете? (Кустарники, травы)
  3. Послушайте и, если сможете, догадайтесь, о каком растении идет речь?

В старину в России была мода на фарфоровые блюдца с изображением цветка и надписью: "Солнце мое, иду за тобой". Этот цветок был эмблемой верной любви. Так же как он, всегда следующий за солнцем, верны друг другу и любящие люди. Назовите этот цветок. КАДР – ПОДСОЛНУХ. (подсолнух)

  1. Запишите это слово, разберите как речь речи.

Подсолнух – Что? Подсолнух, сущ., неод., нариц., м.р., 2 скл., ед.ч., И.п.

Мы побывали с вами в березовой роще, на поле где растут подсолнухи, а теперь перенесемся на болото и на минуту представим себя лягушками.

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались

Полотенцем растирались.

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям физкульт-привет

  1. А какие еще животные и растения живут на болоте и в других водоемах?

В Казахстане находится полуостров Мангышлак. В переводе с казахского Мангышлак означает «1000 зимовок – 1000 дорог». Этот полуостров омывают воды Каспийского моря. Там живут переселенцы-староверы из Архангельской области, которые привезли на полуостров с собой коров. Чем же они их там кормят, если на земле не растет ни травинки? Подсказка: если этот вид растений будет уничтожен, то экологической катастрофы не миновать, потому что эти растения являются главным поставщиком кислорода в атмосферу Земли.

Водоросли – сложное слово, разберите по составу.

Тексты детям

Водоросли – значит "растущие в воде", но на самом деле они живут и в воздухе, и в почве, и на ее поверхности, на скалах, стволах деревьев, в снегах и льдах Антарктиды и Арктики, в горячих источниках и даже в пустынях.

В Средиземном море найдена самая длинная водоросль – посидония. Ее стебли простираются примерно на 8 километров.

Вслух, по цепочке, дети находят существительные и подчеркивают их.

  1. Найдите в тексте существительные (20 слов)
  2. Назовите существительные во множественном числе?
  3. Можно ли определить род существительного во множественном числе? (поставить в ед.число)
  4. Определите род и склонение существительного "водоросль". (ж.р., 3 скл.)
  5. Как пишутся существительные ж.р. 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящие? (пишется "Ь": мышь, дичь, ночь, дочь, ложь, мощь).

КАДР – ЛАМИНАРИЯ (рассказ ученика о ней)

КАДР – РОСЯНКА (рассказ ученика о ней)

  1. Где живут лягушки? Кто еще живет в водоемах?

КАДР – РЫБА-КАЛУГА

  1. Кто эти животные по «профессии»?
  2. Что общего имеют все живые организмы? (дышат, потребляют воду, размножаются, растут и умирают)
  3. Чем животные отличаются от растений? (Животные в отличие от растений не способны создавать органические вещества из простых неорганических. Чтобы найти пищу животные должны двигаться. А чтобы знать, куда двигаться, животные должны чувствовать, отвечать на изменения окружающей среды.
  4. Распределите растения и животных в три столбика.

Производители

Потребители

Разрушители

Нарцисс

Кувшинка

Огурец

капуста

Носорог

Пчела

Мышь

еж

Сыроежка

Рак

Улитка

червяк

  1. Запишите эти существительные, обозначьте орфограммы.
  2. Каких опасных и ядовитых животных и растения вы знаете вы знаете?
  3. Зачем нужны такие опасные животные? Может их лучше было бы уничтожить, чтобы избежать опасности?

ВНИМАНИЕ! ВИДЕОЗНАКОМСТВО! Учитель биологии передает вам несколько слов. (видеозапись).

Все-все на свете,

на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Мы все-таки очень друг другу нужны

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

то это, конечно, ошибкой окажется.

Итог урока
  1. Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы говорили на уроке? (Существительное)
  2. Что вы знаете о существительном?
  3. О каких представителях живой природы мы вспоминали на уроке?
  4. Какую роль играют живые организмы на планете Земля?

Люди должны беречь и охранять природу, разнообразие живых организмов, так как все они нужны на Земле, выполняют свою роль в природе. Вы хорошо поработали на уроке, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида

урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе

В данном материале описан интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе....