Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей о живой природе, о разнообразии живых организмов, их роли в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrurok_po_rusyaz_i_okrmiru_3_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по русскому языку и окружающему миру в 3 классе
Русский язык: "Обобщение изученного об имени существительном"
Окружающий мир: "Разнообразие живых организмов, их роль в природе"
Цели урока:
- Продолжить развитие умения различать имена существительные, распознавать их род, изменять существительные по числам.
- Продолжить развитие умения образовывать при помощи разных суффиксов существительные.
- Обобщить знания детей о живой природе, о разнообразии живых организмов, их роли в природе.
- Продолжить воспитание бережного отношения к природе.
- Развивать познавательный интерес детей к чтению дополнительной литературы.
Оборудование: слайды с изображением животных и растений, толковый словарь русского языка В.И.Даля, тексты для учащихся на листах, пленки с заданиями для кодоскопа, наглядный материал по окружающему миру, таблицы по русскому языку, видеозапись.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Необычный он потому, что в одном уроке объединятся два предмета: русский язык и окружающий мир. Мы повторим все что знаем о существительном, еще раз вспомним, какую роль играют в природе живые организмы, а также вы узнаете много нового и интересного.
- Отгадайте загадку:
Стоит Алена – платок зеленый
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза) КАДР – БЕРЕЗОВАЯ РОЩА
- Спишите загадку, напишите отгадку. (с комментированием по строчке)
Какую работу выполняют в экосистеме растения? Почему они так называются? (Растения – это производители, кормильцы, они насыщают воздух кислородом, дают жизнь потребителям (едокам), создают органические вещества из простых неорганических, способны к фотосинтезу).
Значит, береза в природе производитель, а в русском языке? (Существительное)
- Что такое существительное?
- Назовите постоянные признаки существительных (собств., нариц., одуш., неодуш., род, склонение). Найдите все существительные в загадке.
- Что можете сказать про существительное "Алена"? (собст.название, одуш., ж.р., 1скл.)
- Определите род и склонение существительных.
- Объясните значение слова "береза".
- Обратимся к толковому словарю русского языка В.И.Даля.
Береза (ж) – дерево, от старинного слова береза, бывает шерстолистая и остролистая, пушистая и плакучая. От слова береза образовано существительное березол, что означает "март" или "апрель". Береста (ж) – верхний светлый слой березовой коры. Из бересты плели лапти, горшки обвивали берестой. Из нее изготавливали деготь, то есть черную пахучую маслянистую жидкость, необходимую в крестьянском хозяйстве. Почки березы использовались в лечебных целях. |
- Составьте предложение с существительным береза и разберите его по членам предложения и частям речи.
По стволу молодой березки медленно стекал прозрачный сок.
сок (какой?) прозрачный
стекал (по чему?) по стволу
по стволу (чего?) березки
березки (какой?) молодой
стекал (как?) медленно.
- Известно, что березы растут во многих странах мира, но ни в одной из них к этим стройным, белоствольным деревьям не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России.
- А какую пользу приносит человеку береза?
Слайд 2 Из древесины березы делают фанеру различных сортов, лыжи, санки, поделки, украшения, мебель. Береза живет 80-100 лет, иногда дольше. В лесу ее высота достигает 25 метров. Березку необходимо беречь, не ломать ее ветки |
- Найдите в первом абзаце существительные во множественном числе. Назовите эти существительные в ед.числе.
Сорта - сорт
Лыжи – лыжа
Санки - …
Поделки – поделка
Украшения – украшение
- С каким существительным возникли трудности? (Санки – существительное только во множественном числе).
- Поставьте существительное "мебель" во множественное число (Мебель – только в ед.числе).
- Назовите непостоянные признаки существительных (число, падеж).
- Спишите четверостишие о березе (по строчке, с комментированием орфограмм):
Слайд 3 Наряд ее летний чудесен, Нет дерева сердцу милей, И столько задумчивых песен Поется в народе о ней. (В.Рождественский) |
- Определите падеж существительных. Подчеркните все известные орфограммы. Почему о березе так много песен и стихов? (Береза – символ нашей страны)
- Какие еще группы растений, кроме деревьев, вы знаете? (Кустарники, травы)
- Послушайте и, если сможете, догадайтесь, о каком растении идет речь?
В старину в России была мода на фарфоровые блюдца с изображением цветка и надписью: "Солнце мое, иду за тобой". Этот цветок был эмблемой верной любви. Так же как он, всегда следующий за солнцем, верны друг другу и любящие люди. Назовите этот цветок. КАДР – ПОДСОЛНУХ. (подсолнух)
- Запишите это слово, разберите как речь речи.
Подсолнух – Что? Подсолнух, сущ., неод., нариц., м.р., 2 скл., ед.ч., И.п.
Мы побывали с вами в березовой роще, на поле где растут подсолнухи, а теперь перенесемся на болото и на минуту представим себя лягушками.
Физкультминутка
На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались Полотенцем растирались. Ножками топали Ручками хлопали | Вправо влево наклонялись И обратно возвращались Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям физкульт-привет |
- А какие еще животные и растения живут на болоте и в других водоемах?
В Казахстане находится полуостров Мангышлак. В переводе с казахского Мангышлак означает «1000 зимовок – 1000 дорог». Этот полуостров омывают воды Каспийского моря. Там живут переселенцы-староверы из Архангельской области, которые привезли на полуостров с собой коров. Чем же они их там кормят, если на земле не растет ни травинки? Подсказка: если этот вид растений будет уничтожен, то экологической катастрофы не миновать, потому что эти растения являются главным поставщиком кислорода в атмосферу Земли.
Водоросли – сложное слово, разберите по составу.
Тексты детям Водоросли – значит "растущие в воде", но на самом деле они живут и в воздухе, и в почве, и на ее поверхности, на скалах, стволах деревьев, в снегах и льдах Антарктиды и Арктики, в горячих источниках и даже в пустынях. В Средиземном море найдена самая длинная водоросль – посидония. Ее стебли простираются примерно на 8 километров. |
Вслух, по цепочке, дети находят существительные и подчеркивают их.
- Найдите в тексте существительные (20 слов)
- Назовите существительные во множественном числе?
- Можно ли определить род существительного во множественном числе? (поставить в ед.число)
- Определите род и склонение существительного "водоросль". (ж.р., 3 скл.)
- Как пишутся существительные ж.р. 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящие? (пишется "Ь": мышь, дичь, ночь, дочь, ложь, мощь).
КАДР – ЛАМИНАРИЯ (рассказ ученика о ней)
КАДР – РОСЯНКА (рассказ ученика о ней)
- Где живут лягушки? Кто еще живет в водоемах?
КАДР – РЫБА-КАЛУГА
- Кто эти животные по «профессии»?
- Что общего имеют все живые организмы? (дышат, потребляют воду, размножаются, растут и умирают)
- Чем животные отличаются от растений? (Животные в отличие от растений не способны создавать органические вещества из простых неорганических. Чтобы найти пищу животные должны двигаться. А чтобы знать, куда двигаться, животные должны чувствовать, отвечать на изменения окружающей среды.
- Распределите растения и животных в три столбика.
Производители | Потребители | Разрушители |
Нарцисс Кувшинка Огурец капуста | Носорог Пчела Мышь еж | Сыроежка Рак Улитка червяк |
- Запишите эти существительные, обозначьте орфограммы.
- Каких опасных и ядовитых животных и растения вы знаете вы знаете?
- Зачем нужны такие опасные животные? Может их лучше было бы уничтожить, чтобы избежать опасности?
ВНИМАНИЕ! ВИДЕОЗНАКОМСТВО! Учитель биологии передает вам несколько слов. (видеозапись).
Все-все на свете, на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепыхИ даже без хищников злых и свирепых! | Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед и кто делает яд. Мы все-таки очень друг другу нужны А если нам кто-нибудь лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется. |
Итог урока
- Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы говорили на уроке? (Существительное)
- Что вы знаете о существительном?
- О каких представителях живой природы мы вспоминали на уроке?
- Какую роль играют живые организмы на планете Земля?
Люди должны беречь и охранять природу, разнообразие живых организмов, так как все они нужны на Земле, выполняют свою роль в природе. Вы хорошо поработали на уроке, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс
интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2 коррекционном классе 8 вида
урок по изучению и закреплению знаков препинания и знаков дорожного движения...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе
В данном материале описан интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе....