Урок русского языка во втором классе."Обобщение изученного материала по теме:«Имя существительное»"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
На этом уроке дети обобщают слова- названия предметов; используют специальную терминологию при определении части речи; распределяют имена существительные в тематические группы предметов; подбирают антонимы, пользуясь словарем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_otkrytyy_urok_na_seminare.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на семинаре
по теме «Формирование универсальных учебных действий во втором классе».
Класс 2 Б
Предмет Русский язык
Раздел Имя существительное
Автор Чечевичкина Галина Витальевна
учитель начальных классов
Дата добавления 28.11.2013г.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное».
Цель: Обобщить и систематизировать изученный материал; развивать наблюдательность, речь; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся обобщать слова- названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов; подбирать антонимы, пользуясь словарем.
Ход урока.
- Организационный момент
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
- Актуализация знаний
Сегодня мы покажем все свои знания, полученные на уроках русского языка. Каждый урок русского языка - это постижение тайн одного из великих языков мира.
- Какие высказывания вы знаете о русском языке? ( Дети отвечают.)
- Молодцы, что много знаете высказываний о русском языке.
- Как вы понимаете китайскую мудрость:
« Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь».
3. Минутка чистописания
1. Отгадайте загадки и угадайте, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.
а) Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей.)
б) Бело покрывало
На земле лежало,
Лето пришло-
Оно все сошло. ( Снег.)
в) Молоток стук, постук.
Торчит в стене сук.
Постучи опять-
Будет не видать. ( Гвоздь.) - Молодцы!
А теперь определите порядок следования букв в этом ряду: В с г В г с В с г Дети: В этом ряду 3 буквы составляют 3 ячейки: заглавная «В» , строчная «с» , строчная «г». Буква «с» в каждой ячейке меняет свое место. Сначала она находится после заглавной «В» и перед строчной «г», затем после строчной «г». Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
1 ряд – дайте характеристику звуку [ В ]. [ в] – согласный, твердый, звонкий. 2 ряд – дайте характеристику звуку [ С ]. [ с ] – согласный, твердый, глухой. 3 ряд – дайте характеристику звуку [ Г ]. [ г ] – согласный, твердый, звонкий. ( Развитие фонематического слуха, регулятивных УУД ). - Молодцы! Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.
4. Самоопределение к деятельности
Мы закончили изучение одной из важнейших тем . И сейчас мы с вами угадаем тему нашего урока.
Ученик:
Загадаю вам загадку
Про невиданное чудо,
Что живет в далеком царстве,
Под названьем кратким Речь.
Отзывается то чудо
На вопрос кто? и Что?
Но искать его не нужно,
Ведь оно везде вокруг!
И морковка, и скамейка, и веселая семейка.
Речка, поле, даже книжка
Все оно – вот это чудо,
Больше мучить вас не буду –
Догадались уже что?… Нет?
В предложении оно,
Будто клоун по канату,
Ходят по прямой черте –
Или линии пунктирной –
Как по зебре пешеход. (Ответы детей)
- Какую цель урока мы с вами сегодня поставим? (Ответы детей).
Один из лингвистов сказал об этой части речи так: «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».
- Ребята, а кто такой лингвист? ( Языковед – ученый- специалист по языкознанию или по лингвистике)
- А что это за наука лингвистика? ( Это наука, изучающая языки ). (Ответы детей)
- Что вы знаете об имени существительном? ( Ответы детей ).
(Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД ). - Молодцы! - Какое время года вам больше всего нравится? Почему?
- Вот и сегодня мы будем говорить об этом прекрасном времени года.
5. Словарная работа.
- Каких вы знаете птиц, названия которых начинаются
на букву В, С, Г?( Дети называют, под картинки прикрепляются карточки с пропущенными буквами ).
В…РОНА, В…РОБЕЙ, С…ОРОКА, СКВ…РЕЦ, ГР…Ч. ( ? ) - Запишите только словарные слова.
- Затем запишите остальные слова.
а) Что общего в этих словах?
б) Чем отличаются? - Вспомним урок окружающего мира. На какие две группы можно разделить эти слова? ( Перелетные и оседлые ).
- Какие птицы называются перелетными? Почему? - Какие у нас на картинках являются перелетными? - В какое время года они к нам прилетают? - Вы сказали, что все существительные стоят в единственном числе.
Вам задание: напишите эти слова во множественном числе и поставьте ударение.
I группа составляет словосочетания с одним из слов. II группа составляет нераспространенные предложения со словами. III группа составляет распространенные предложения, используя слово перелетные и существительные, которые использовали.
( Развитие познавательных, регулятивных УУД ).
-Молодцы!
6. Работа по теме урока
А). Работа с пословицами.
- Какие первые птицы спешат на родину? ( грачи ).
- По народному поверью это какой день? (17 марта - День Герасима).
- Посмотрите на картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
- Что вы видите на ней?
- А кто знает пословицу про весну и грачей?
а) В марте и курица из лужицы напьется. б) Увидел грача – весну встречай.
в) Грач на горе – весна на дворе. г) Алексей из каждого сугроба кувшин пролей. д) Грач зиму ломает.
- Все буквы в пословице перепутались. Давайте их поставим на место и узнаем, что за пословица написана. ЧРАГ МУИЗ ЛАТЕОМ (Грач зиму ломает).
( Дети самостоятельно составляют пословицу и находят имя существительное. Им предлагается сделать морфологический разбор слова грач и зима по своему выбору.)
(грач–сущ.,ед.ч.,м.р., одушевл., нариц.;
зима-сущ.,ед.ч.,одушевл., нариц. ) Идет взаимопроверка. ( Развитие познавательных, регулятивных УУД ).
7. Физкультминутка. В ладоши хлопаем, если услышим имя существительное.
Ножками топаем, если - другие части речи. ( ГРАЧ, ВЕСНА, ХЛОПАТЬ,ЗЕЛЕНЫЙ, ДУЕТ, ВЕТЕР, БЕГУТ, РУЧЬИ ).
8. Релаксация. ( Развитие регулятивных УУД ). 9. Работа в парах.
КАРТОЧКА № 1.
- Подчеркни слова, которые нужно писать с маленькой буквы. С одним из слов составить предложение и найти существительные. сергеевич, вода, ручей, ирина, весна, смирнов, грязь, облака, небо.
Один ученик работает у доски. Соединяет стрелкой собственные и нарицательные имена существительные.
солнце НАРИЦАТЕЛЬНОЕ Саранск Анна деревня СОБСТВЕННОЕ ( Развитие познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД ).
КАРТОЧКА № 2. - Выполните по группам.
Стоит чудесное весеннее утро в лесах цветут деревья появились ранние цветы жужжат над ними пчелы.
I группа – расставить точки.
II группа – расставить точки, найти существительные.
III группа - расставить точки, в первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
10. Индивидуальная работа у доски. В лесу расцветают подснежники.
- Выполнить синтаксический разбор предложения. - Какой частью речи выражено подлежащее? - Какое противоположное слово можно подобрать к слову утро?
( ВЕЧЕР ). а) Как называются слова противоположные по смыслу? - Подберите к выделенным словам противоположные по смыслу.
11. Работа со словарем.
ВЕСНА -….ДЕНЬ -…ЖАРА -… - Определите, одушевленные или неодушевленные имена существительные. - В словаре найдите одушевленные имена существительные с противоположным значением. 12.Работа по вариантам. - Что имеют имена существительные? ( Род ).
I вариант – выписать имена существительные ж.р.
II вариант - выписать имена существительные м.р. Идет взаимопроверка.
( Развитие регулятивных УУД ). Составление предложений о весне.
В начале урока мы с вами говорили, что весна самое прекрасное время года. Предлагаю послушать песню жаворонка.
- Какие картины нарисовала вам музыка?
- А теперь каждый станет художником своего слова. Составьте текст о весне. Начало текста на доске.
Наступила весна. …( Звучит музыка ). ( Развитие познавательных, регулятивных, личностных УУД ).
- О какой части речи мы с вами говорили?
- Какое задание вам было интересно? - Что не получилось у вас? - Какое задание показалось трудным?
- Что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем уроке?
- Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?
Д.З. Сочинить сказку об имени существительном. Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок.
Творчески мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях, находить творчество во взаимоотношениях с людьми, наконец, творчески относиться к жизни – вот и умения, которые помогают человеку жить и делать новые открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе "Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Урок спроектирован с точки зрения системно - деятельностного подхода. Запись урока в виде технологической карты....
Урок русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных".
Конспект урока русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных"....
Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных".
Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных"....
Урок русского языка в 3 классе «Обобщение изученного об имени существительном» или «Парад олимпийских надежд»
Тип урока: урок обобщения знаний по изученной теме Цели: 1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения 2. Формирование элементарной лингвистическ...
Урок русского языка во втором классе по теме "Закрепление изученного материала".
Это урок-отчёт. Его можно провести во2 классе и в 3классе при повторении....
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
Урок русского языка "Обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"
Урок закрепления изученного материала по теме "Имя существительное" в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...