Урок русского языка «Однокоренные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Однокоренные слова»
Дидактическая задача урока: формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.
Цели урока:
Образовательная- познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивающая – развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.
Воспитывающая – воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание, ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению родного языка.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- С каким настроение пришли на урок?
- Что вы ждёте от урока?
- Сегодня на уроке у нас новая тема.
- Вы сами сможете сделать выводы и открытия, приобрести новые знания.
II. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года это стихотворение ?
- С какого звука начинается слово ОСЕНЬ?
- Пропишите данные на доске образцы у себя в тетрадях.
О о
- Прочитайте предложение :
ОСЕНЬ - ВРЕМЯ СОБИРАТЬ УРОЖАЙ.
-Как понимаете смысл этой пословицы?
(Осень – это пора достатка, богатства и урожая.)
- Запишите, правильно и красиво, её в свои тетради.
- Какое словарное слово встретилось в пословице?
Урожай
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Сейчас вы соберёте урожай из словарных слов, вставляя пропущенные орфограммы.
- Внимание на доску: КАПУСТА, ГОРОХ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, МАЛИНА, КАРТОФЕЛЬ
- Отгадайте загадку. Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? ( КАРТОФЕЛЬ)
- Новое словарное слово – картофель.
- Как мы по-другому называем картофель, в просторечии? (КАРТОШКА).
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и гриб трюфель под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и называли грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре1. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
IV. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Послушайте сказку.
Встретились однажды корень куста и корень слова
- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечал другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?
А я в словах живу, - ответил второй.
- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.
Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево.
- А от тебя что растет?
Что растет ребята?
Нужен ли нам корень слова? Что важнее? (ответы детей)
Корням ответили люди:
- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
- О чем пойдёт речь на уроке ? (КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА))
- А слово «КОРЕНЬ» в русском языке каким является ? (МНОГОЗНАЧНЫМ)
1. КОРЕНЬ - подземная часть растения.
2. КОРЕНЬ - внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.
3. КОРЕНЬ - значимая часть слова.
- Какое же из этих 3-ёх значений нас будет интересовать на уроке?
- А может кто-то скажет как называются слова у которых одинаковый корень ? (однокоренные)
V. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.
1. Карточка №1.(работа в группах)
- Ребята, прочтите очень внимательно текст.
СКОРО ЗИМА.
К утру лёг первый мороз. Он подморозил астры и флоксы. На траве появилась изморозь. Лужи покрылись стёклышками льда. Морозный воздух свеж и чист.
- Встретились ли однокоренные слова ?
- Какие?
- Какой в них корень?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
- Спишите однокоренные слова, выделите корень.
ВЫВОД: - какие слова записали?
- как пишется корень в однокоренных словах?
Физкультминутка.
ДРУЖНО ВСЕ ПОПРЫГАЛИ 1,2,3,
РУЧКАМИ ПОДВИГАЛИ 1,2,3,
НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ 1,2,3,
ГЛАЗКАМИ ПОХЛОПАЛИ 1.2,3,
ВПРАВО ПОСМОТРЕЛИ,
ВЛЕВО ПОСМОТРЕЛИ,
ТИХО,АККУРАТНО
ВСЕ ЗА ПАРТЫ СЕЛИ.
2. Сегодня мы учимся находить и подбирать однокоренные слова.
Предлагаю поработать в парах и заполнить таблицу.
- Прочитайте названия столбиков. Вам нужно используя предложенные корни, в первом столбике, подобрать однокоренные слова известных частей речи: существительное, прилагательное, глагол.
-Что такое существительное?
-Что такое прилагательное?
- Что такое глагол?
Карточка №2. (работа в парах)
ПОИСК РЕШЕНИЯ:
- Заполните таблицу.
- Понаблюдайте за написанием однокоренных слов.
- Выделите корень.
- Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов.
Корень | Существительное | Прилагательное | Глагол |
Цвет- | цветочек | цветочный | цветет |
Рыб- | рыбка | рыбный | рыбачит |
Зим- | зимушка | зимний | зимовать |
Фронтальная проверка по строчкам.
- Удалось ли вам подобрать однокоренные слова, используя разные части речи
ВЫВОД: ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
- Для подбора однокоренных слов можно использовать…( однокоренные слова разных частей р.)
- Корень в однокоренных словах….( пишется одинаково)
3. Работа по учебнику стр.61.
Упражнение №107.
-Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.
-Определите что обозначает каждое слово.
-Как называется общая часть однокоренных слов?
-Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика.
-Докажите, что эти слова однокоренные.
-Запишите однокоренные слова с корнем –берез-. Выделите корень.
4. Я знаю вы любите играть. Так вот следующее задание поможет вам сделать еще одно открытие.
Карточка №3. ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Гусь нож смешной
гусёнок ножичек смешать
гусеница ножной смешить
- Какие слова лишние и почему?
(Гусеница – насекомое, ножной – насос для автомобиля с манометром, смешать – например краски, красный и желтый, синий и зеленый.)
ВЫВОД: У ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
5. Учебник стр.61- правило.
- Внимательно прочитайте правило.
- Содержание правила и наши выводы совпадают?
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Работа по учебнику. На стр. 61, найдите и выполните УПР.108.
А сейчас обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
2. А сейчас для того, чтобы вы сами смогли оценить свои знания по теме урока я вам предлагаю выполнить задание на карточках.
Карточка №4.
-Запишите, как называют человека, который:
Строит дом –
Кладет печь –
Убирает двор –
Учит детей –
Работает на тракторе –
Слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.
- В родственных словах выделите корень.
ВЫВОД: - Какие слова писали на карточках ? (однокоренные)
- Какие слова называем однокоренными? ( с одинаковым корнем и значением)
3.Внимательно послушайте стихотворение, и постарайтесь запомнить однокоренные слова:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом
Это слово - слово «КОРЕНЬ»
Разрастаться стало вскоре .
И плоды нам принесло - стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот - садовод.
За ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова услышали?
- Какой в них корень?
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ИНФОРМАЦИЯ О Д/З.
- Прогулку по словесному саду мы будем продолжать завтра на уроке, а сейчас давайте вспомним какую задачу ставили в начале урока?
(Учиться распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.
- Кто считает что он с задачей справился?
- Какие же слова называют однокоренными?
Д/З - вы поупражняетесь в группировке однокоренных слов и выполните упражнение №109.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ
- Выразите своё отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную учебную деятельность и, выбрав одно предложение постарайтесь закончить его:
- Сегодня я узнал(а) ….. - Было интересно….
- Было трудно… - Я понял (а)….
- Теперь я могу… - У меня получилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Урок русского языка "Однокоренные слова" с использованием интерактивной доски.
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для 2 класса. Для отдельных этапов урока продуманы задания с использованием интерактивной д...
Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова"
конспект к уроку...
Урок русского языка "Однокоренные слова"
Урок русского языка "Однокоренные слова"...
Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация
Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация...
Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»
Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»...