Урок русского языка "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Урок русского языка по теме «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова». 2-й класс
Программа «Школа 2100»
УМК : «Русский язык» 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О,В.Пронина.
Урок введения нового знания
Цель урока: Познакомить детей с определением корня слова.
Задачи урока:
- Обобщить представления детей об однокоренных словах (двух признаках однокоренных слов);
- Научить находить лишние слова в группе однокоренных слов, объединять однокоренные слова в группы, находить однокоренные слова с заданным корнем;
- Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Формирование универсальных учебных действий:
- Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.
- Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .
- Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Проблемная ситуация строится на столкновении ранее изученного материала и незнания точного определения корня слова.
- Создание проблемной ситуации: детям предлагается практическое задание «на ошибку». Показываются разные варианты выполнения задания, недостаточность знаний для точного определения понятия.
- Метод постановки учебной проблемы – побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
- Побуждение к формулированию учебной проблемы ( в виде темы)
- Поиск решения – подводящий диалог
- Тип знания – понятие (корень слова)
Планируемый результат: В ходе урока учащиеся познакомятся с определение «корня слова», научатся находить и выделять корень в группе однокоренных слов. Осознают значимость этой морфемы.
В перспективе: Формировать навыки правописания однокоренных слов, развивать орфографическую зоркость.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
И некогда дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный!
-Сядут тихо те ученики 2-го класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя. СЛАЙД 1
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ СЛАЙД 2
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
-Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу.
-Ребята! Чтоб наш урок был… Давайте сделаем рекламу нашему уроку.
|
|
|
|
|
|
|
|
-Проверьте свое рабочее место: все ли в порядке?
-Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания. СЛАЙД 3
Запись числа и названия работы в тетради. Правила посадки при письме.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
Интеллектуальная разминка:
1. Сладости в обертках.
2. Во что ставят цветы?
3. Геометрическая фигура без углов - это …
4. Что подпрыгивает, если ударить?
5. Бабушкина дочь – это …
6. Что надевают на ноги?
7. Кто лечит людей?
III. Словарная работа. СЛАЙД 4
-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарная работа). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.
1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)
2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)
3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)
4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)
5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)
Взаимопроверка по записям на слайде. Оценивание на доске: дети отмечают, какую оценку получили.
- На какие группы можно разделить слова? По какому признаку?
- Разделим слова на слоги, используя приседания. Что заметили?
IV. Введение в новый раздел. СЛАЙД 5
-Прочитайте пословицу и поговорку: «Смотри в корень!» и «Корень учения горек, а плоды его сладки». Когда так говорят?
(Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чём-то важном, главном. «Смотри в корень!» означает: выдели самое главное).
-Догадайтесь, какова тема урока? («Корень слова»).
Работа с учебником.
-Откройте учебник на с. 74. Чему удивился Петя Зайцев? (Пус знает, что у растений есть корень. Он думает: «Неужели такой корень изучают на уроках русского языка?»
-Слово «корень» многозначное. «Корень» - подземная часть растения. «Корень» - внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя.
-Что общего в значениях этого слова? (Важная часть чего-либо).
-Как думаете, почему учёные-языковеды часть слова назвали корнем?
Итак, друзья, смелей вперёд!
Нас главная часть слова ждёт.
Физминутка.
Спал цветок, и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился ввысь и улетел!
V. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. СЛАЙД 6
-Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)
-Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.
-Я вам расскажу одну историю. Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло. СЛАЙД 7
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?
-Что мы называем корнем? СЛАЙД 8
Корень- это общая часть родственных слов.
СЛАЙД 9
«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)
Запись слов в тетради и у доски.
СЛАЙД 10
Жил-был корень “сад”. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
Прочитайте только корень. Вы поняли значение слова?
А теперь попробуем закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Какие выводы можете сделать о корне?
Вывод: в корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.
Работа по учебнику.
а) С. 85, упр. 116.
Какой корень «посадили» здесь?
Физминутка.
Я буду называть слова. Если в слове корень «лес», то вы встаёте, руки вверх. Если корень «сад», то приседаете, руки на пояс.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
б) С. 85, упр. 117 (по заданию учебника).
Работа над правилами (с. 86).
а) Сделайте выводы о том, что узнали о корне:
- что такое корень;
- как его выделить в слове;
- роль корня в слове.
б) Прочитайте правила по учебнику. Сравните своё определение с тем, которое дали авторы.
в) Докажите, ...
Решение проблемной ситуации.
Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» СЛАЙД 11
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»
Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)
- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. СЛАЙД 12
Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей
Физминутка. СЛАЙД 13 – 18
Письмо по памяти СЛАЙД 19
Землю вьюга белая
Замела снежком.
Мы из снега сделали
Двухэтажный дом.
Проверка в парах.
Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.
-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
Самостоятельная работа СЛАЙД 20
(По учебнику с.87, упражнение 120.)
VI. Итог урока. СЛАЙД 21
Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?
Прочитайте их утверждения.
Итак. Корень – это общая часть родственных слов.
Какие слова мы называем однокоренными?
1.Какое задание понравилось? СЛАЙД 22
2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?
3.О чём не знали, а на уроке узнали?
Домашнее задание. СЛАЙД 23
Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.
Рефлексия. СЛАЙД 24
Вы считаете, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой. Вы научились и
можете помочь другим.
Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке
МБОУ Конзаводская СОШ
Урок русского языка
во 2 «Б» классе
ОС «Школа 2100»
на тему:
« Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»
Разработала: Сидоренко М. Н.
Учитель начальных классов
Квалификационная категория: II
Стаж работы: 18 лет.
х. Чернышевка
2013-2014 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...