Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока русского языка 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_4_klass_tri_skloneniya_im._sushch.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: открытия нового знания
УМК: Школа России
Технологическая карта
Тема | Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных | ||||||
Цель | Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с определением типа склонения по окончанию и по роду и падежным окончаниям. Отработать навык определения имен существительных 1 склонения. | ||||||
Задачи | Формировать понятие о типах склонения имён существительных; Развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы. Развивать устную и письменную речь учащихся. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; Воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду; | ||||||
Формируемые УУД | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию ,формировать адекватную самооценку; Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение | ||||||
Основные понятия | Склонение | ||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. Мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки. | ||||||
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, работа в группах | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | ||||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (1парта первый ряд), далее по цепочке до последней парты последнего ряда. | -Возьмите за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке до последней парты последнего ряда, а потом обратно. -Молодцы, сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде. -Давайте это качество применять на уроке, при получении знаний. | Внутренняя позиция школьника. | |||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Выполняют задания в конвертах. 1 группа – одушевленные и неодушевленные им.сущ. 2 группа - собственные и нарицательные им.сущ. 3 группа – изменение им.сущ. по падежам 4 группа – единственное и множественное число им.сущ. 5 группа – (Сталкиваются с затруднением, т.к. не знают о понятии склонение) три склонения им.сущ Составление общего кластера на основе вопросов по группам | - У каждого из вас на парте лежит жетон определенного цвета. -Разделимся на 5 групп. У каждой группы свой вопрос и набор ответов. Вам нужно распределить слова по группам и определить признак имени существительного. -Вопрос к 5 группе: «Удалось ли вам разбить слова на группы и определить признак сущ.?» -Обобщим наши ответы и заполним кластер | Знать признаки имени существительного как части речи. | |||
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Записывают число в тетради. Склоняют имена существительные, выделяют окончания. Выполняют взаимопроверку. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. | - Просклоняйте слова, данные на карточках. Выделите окончания. Определите их род. - Проверьте правильность выполнения задания. - Какого рода слова в 1 группе? - Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже. Аналогично 2 и 3 группы слов. - По какому признаку разделили эти слова? - Определите тему урока. (Типы склонения имен существительных) | Уметь изменять имена существительные по падежам. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. | ||
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы. | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | Определяют, по каким признакам объединены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | - По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям) - В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного. Составление схемы-опоры - Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? - Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 89 Составление алгоритма. - Для чего нужно уметь определять склонение существительных? | Уметь определять склонение имени существительного. | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний. | ||
Физкультминутка | |||||||
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении склонения. | Организует фронтальную работу по учебнику с.89 упр.154, самостоятельную работу с правилом на стр. 80
| Записывают им.сущ., вставляя нужные окончания. Определяют род. Сравнивают свои выводы с правилом в учебнике | -В чем сходство и различие данных имен существительных? (одинаковые окончания, разный род) -Обратите внимание, слова какого склонения вы записали? Сверим свои ответы с правилом в учебнике. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | Использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; | ||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует самостоятельную работу по учебнику упр.156 Организует проверку упражнения по образцу. | Самостоятельно выполняют задание Проверяют по образцу, исправляют ошибки | -Докажите, что только одно слово в каждой паре однокоренных слов является им.сущ. 1-го скл. -По каким признакам вы это определили? | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств. | ||
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Организует работу в парах. Проводит работу над определением словарных слов | Работают в парах по карточкам карандашом Записывают, определяют склонение | -Поработаем со своим товарищем. -На партах лежат карточки с пословицами, но они перепутаны. Соедините начало и конец пословиц. Беседа – дорогу коротает, а песня – работу. Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать. В умной беседе быть – ума прикупить. - Запишите первую пословицу, объясните её смысл, найдите им.сущ. 1-го скл. -Найдите и выпишите однокоренные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы Беседа, беседовать | Уметь применять изученные правила. | Смысловое извлечение необходимого материала; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие. | ||
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | В форме диалога организует самостоятельное подведение итогов урока. С помощью приема «лесенка достижений» привлекает учащихся оценить свои успехи на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Подходят и прикрепляют стикеры на соответствующие места и объясняют свои действия. | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – В чем мы затруднялись в начале урока? – Какой же вывод сделали? – Достигли ли мы цели урока? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе – прикрепите фигурку человечка на верхнюю ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете – на вторую ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – на третью ступеньку. Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете, как действовать, – на четвертую | Умение четко и убедительно формулировать свои мысли. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||
IX. Д/з. | Знакомит с домашним заданием | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | С.90 правило упр.155 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Урок русского языка "Склонения имен существительных"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Конспект по русскому языку "Склонение имен существительных"
Конспект урока "Склонение имен существительных разработан по УМК "Школа России" для 4 класса, в соответствии с ФГОС...
Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"
Цифровой образовательный ресурс...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"
Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....