Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шевякова Екатерина  Викторовна

конспект урока русского языка 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass_tri_skloneniya_im._sushch.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: открытия нового знания

УМК: Школа России

Технологическая карта

Тема

Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных

Цель

Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с определением типа склонения по окончанию и по роду и падежным окончаниям. Отработать навык определения имен существительных 1 склонения.

Задачи

Формировать  понятие о типах склонения  имён существительных;

Развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

Воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Формируемые УУД

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию ,формировать адекватную самооценку;

Регулятивные:  умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные: умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение

Основные понятия

Склонение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс.

Мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, работа в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (1парта первый ряд), далее по цепочке до последней парты последнего ряда.

-Возьмите за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке до последней парты последнего ряда, а потом обратно.

-Молодцы, сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

-Давайте это качество применять на уроке, при получении знаний.

Внутренняя позиция школьника.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Выполняют задания в конвертах.

1 группа – одушевленные и неодушевленные им.сущ.

2 группа -  собственные и нарицательные им.сущ.

3 группа – изменение им.сущ. по падежам

4 группа – единственное и множественное число им.сущ.

5 группа – (Сталкиваются с затруднением, т.к. не знают о понятии склонение) три склонения им.сущ

Составление общего кластера на основе вопросов по группам

- У каждого из вас на парте лежит жетон определенного цвета.

-Разделимся на 5 групп. У каждой группы свой вопрос и набор ответов. Вам нужно распределить слова по группам и определить признак имени существительного.

-Вопрос к 5 группе: «Удалось ли вам разбить слова на группы и определить признак сущ.?»

-Обобщим наши ответы и заполним кластер

Знать признаки имени существительного как части речи.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в изменении слов по падежам. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.

Записывают число в тетради.

Склоняют имена существительные, выделяют окончания. Выполняют взаимопроверку. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.

- Просклоняйте слова, данные на карточках. Выделите окончания. Определите их род.

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Какого рода слова в 1 группе?

- Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже.

Аналогично 2 и 3 группы слов.

- По какому признаку разделили эти слова?

- Определите тему урока. (Типы склонения имен существительных)

Уметь изменять имена существительные по падежам.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением существительных на три группы.

В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Определяют, по каким признакам объединены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.

- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям)

- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.

Составление схемы-опоры

- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

- Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 89

Составление алгоритма.

- Для чего нужно уметь определять склонение существительных?

Уметь определять склонение имени существительного.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний.

Физкультминутка

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении склонения.

Организует фронтальную работу по учебнику с.89 упр.154, самостоятельную работу с правилом на стр. 80

 

Записывают им.сущ., вставляя нужные окончания. Определяют род.

Сравнивают свои выводы с правилом в учебнике

-В чем сходство и различие данных имен существительных?

(одинаковые окончания, разный род)

-Обратите внимание, слова какого склонения вы записали?

Сверим свои ответы с правилом в учебнике.

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

Использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует самостоятельную работу по учебнику упр.156

Организует проверку упражнения по образцу.

Самостоятельно выполняют задание

Проверяют по образцу, исправляют ошибки

-Докажите, что только одно слово в каждой паре однокоренных слов является им.сущ. 1-го скл.

-По каким признакам вы это определили?

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Организует работу в парах.

Проводит работу над определением словарных слов

Работают в парах по карточкам карандашом

Записывают, определяют склонение

-Поработаем со своим товарищем.

-На партах лежат карточки с пословицами, но они перепутаны. Соедините начало и конец пословиц.

Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.

Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.

В умной беседе быть – ума прикупить.

- Запишите первую пословицу, объясните её смысл, найдите им.сущ. 1-го скл.

-Найдите и выпишите однокоренные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы

Беседа, беседовать

Уметь применять изученные правила.

Смысловое извлечение необходимого материала;

использование общих приемов решения задач;

построение речевых высказываний;

подведение под понятие.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

В форме диалога организует самостоятельное подведение итогов урока.

С помощью приема «лесенка достижений» привлекает учащихся оценить свои успехи на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Подходят и прикрепляют стикеры  на соответствующие места и объясняют свои действия.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– В чем мы затруднялись в начале урока?

– Какой же вывод сделали?

– Достигли ли мы цели урока?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе – прикрепите фигурку человечка на верхнюю ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете – на вторую ступеньку. Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – на третью ступеньку. Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете, как действовать, – на четвертую

Умение четко и убедительно формулировать свои мысли.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

IX. Д/з.

Знакомит с домашним заданием

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

С.90 правило упр.155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Конспект по русскому языку "Склонение имен существительных"

Конспект урока "Склонение имен существительных разработан по УМК "Школа России" для 4 класса, в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"

Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....