Разработка урока русского языка по теме "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока русского языка по теме "Время глагола". На уроке обобщаются знания и умения учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vremya_glagola.docx | 29.31 КБ |
rasselite_glagoly_po_domikam.docx | 11.73 КБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 11.26 КБ |
chetvertyy_lishniy.docx | 12.26 КБ |
otkr_urok_1.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Время глагола
Автор: учитель начальных классов Овчаренко Л.И.
Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».
Задачи:
обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
коррекционно- развивающие: развивать память, внимание, речь.
Формируемые УУД.
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для самостоятельной работы
Ход урока
- Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, не шумите,
На меня все посмотрите.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем вам. (Слайд 1)
- Чистописание.
А сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь.
За работу все возьмитесь. (Слайд 2)
Начнем работу с чистописания
К нам буквы просятся уже.
В тетрадочках мы все пропишем
Соединенья с буквой «г». (Элементы соединения - гл)
- Словарная работа
А теперь вспомним некоторые словарные слова.
Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишете с комментированием в тетради.
- Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)(Слайд 3)
2) Инструмент в руках у нас,
В огороде — высший класс
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать?(Лопата.)
3) Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею…(Автомобиль)
4) Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох ).
5) Лежит меж грядок –
Зелен и сладок… (Огурец.)
6) Все ступеньки собрались,
Вверх под крышу поднялись. (Лестница)
- А теперь прочитайте первые буквы наших словарных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)(Слайд 4)
4. Повторение о глаголе
- А что же такое глагол? - Как могут изменяться глаголы?
- Что такое неопределённая форма глагола?
- Какую роль глагол выполняет в предложении?
- Для чего нужны глаголы? Что будет, если убрать их из нашей речи? Что получится?
( Глагол – это одна из двух частей речи, без которой невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.)
- Беседа о времени
У меня для вас ещё одна загадка:
Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.
- О чем я говорю? (Это время) (Слайд 5)
- Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
- Знаете ли вы пословицы со словом время?
Делу время, потехе – час.
Время – не птица, за хвост не поймаешь.
Не время сидеть сложа руки. Аппетит приходит во время еды. Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
Всему своё время.
- А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ? (Слайд 6)
( У глаголов есть время)
- Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какова тема урока? (Время глагола)
- Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…
5. Развитие речи.
- Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (Слайд 7)
- Какие приметы весны вы видите?
- Составьте предложения по картинке, используя глаголы.
- Я тоже составила несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку.
Запись:
Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.
Найти и подчеркнуть основу предложения.
Определим время глаголов:
- Назовите глагол в первом предложении.
- На какой вопрос он отвечает?
- Какое действие по времени он обозначает?
На доске карточка: П.в. Что делал? Что делали?
- Назовите глагол во втором предложении.
- На какой вопрос он отвечает?
- Какое действие по времени он обозначает?
На доске: Н.в. Что делает? Что делают?
- Назовите глагол в третьем предложении.
- На какой вопрос он отвечает?
- Какое действие по времени он обозначает?
На доске: Б.в. Что сделает ? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?
Вывод :
Как же мы сможем определить время глагола? ( по вопросу и смыслу)
- Работа по учебнику
Упр. 146 стр. 71
- Откройте учебники и найдите упражнение № 146
- Прочитайте стихотворение
- О каком времени года говорится? Какие слова на это указывают?
- Прочитайте еще раз стихотворение и найдите в нем глаголы Самостоятельная работа
- Выпишем глаголы с комментированием и укажем их время.
7. Физминутка
ФИЗМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
+ для глаз (Слайд 8)
- Работа в парах
Игра «Глаголы заблудились»
- А теперь работаем в парах.
Прочитайте слова на синей стороне листочка-раздатки. Что это за часть речи?
Приключилась беда. Глаголы услышали музыку физминутки и высыпали на улицу, перепутались. Теперь они не могут найти свои домики.
Поможем глаголам. Расселите глаголы по своим домикам
Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал
Проверка: (Слайд 9)
- Прочитайте, какие глаголы в какой домик вы заселили. Почему?
Игра «Четвёртый лишний». Домики
- Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
- А теперь посмотрите на зеленую сторону наших листочков. Здесь в домиках есть лишние глаголы. Найдите их и переселите в нужный домик.
Проверка: (Слайд 10)
- Назовите лишний глагол в первом домике. Почему? В какой домик он переедет?
- Назовите лишний глагол во втором домике. Почему? В какой домик он переедет?
- Назовите лишний глагол в третьем домике. Почему? В какой домик он переедет?
- Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
- Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
- Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные будущего времени)
- Самостоятельная работа
Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.
Текст:
Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Проверка: (Слайд 11)
- Давайте послушаем, какие у вас получились тексты. А правильно ли вы указали время глагола, я проверю сама.
- Рефлексия
Урок приблизился к концу,
Я у вас спросить хочу:
- Над какой темой мы работали?
- В форме какого времени бывают глаголы?
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
(Слайд 12)
В корзиночках вы найдете смайлики. Они помогут вам оценить свою работу на уроке
Кому все удалось и все было понятно – весёлый
У кого остались вопросы, были ошибки – равнодушный
Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок - грустный
Д/З
Оценки
Предварительный просмотр:
Расселите глаголы по домикам
Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал
Предварительный просмотр:
Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.
Вот и ___________________ долгожданная весна.
Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы.
Из - под снега ______________ подснежник.
С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи.
Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.
Вот и ___________________ долгожданная весна.
Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы.
Из - под снега ______________ подснежник.
С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи.
Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.
Вот и ___________________ долгожданная весна.
Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы.
Из - под снега ______________ подснежник.
С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи.
Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Предварительный просмотр:
«Четвертый – лишний»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
рисовал смотрел жевал играет бежит напишет скажет будет молчать
визжал дул поскрипывал скулил удивил трещит скрипит воет встречает прочитает запишет нарисует
Вот и наступила долгожданная весна. Ярко светит солнышко. В лесу защебетали птицы. Из - под снега выглянул подснежник. С пригорка зажурчал ручеёк. Скоро прилетят грачи. Мы все с нетерпением ждём весенних каникул.
Мне всё было понятно! Мне всё понятно, но надо ещё потренироваться Мне было трудно, нужна помощь! Оцените свою работу на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме: "Глагол. Закрепление".
Тема урока: «Глагол. Закрепление». Предмет: Русский язык Класс: 4...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Глагол. Знакомство с понятием." 2 класс
Цели и задачи урока; развернутый конспект урока по теме....
Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"» Пояснительная запискаДанный урок относит...
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Методическая разработка урока русского языка "Личные формы глагола"
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» Задачи:Личностные:-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;-учи...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...