Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_razbor_glagola_po_sostavu.doc | 59.5 КБ |
prezentatsiya_razbor_glagola_po_sostavu.ppt | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Задачина Елена Александровна
Тема: Разбор глагола по составу
Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тесты, карточки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Какой у нас урок?
- С каким настроением вы пришли на урок? Я очень рада. С хорошим настроением работа на уроке будет интересной и плодотворной.
- Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте предложение на доске. Запишите, по ходу объясняя пропущенные орфограммы.
Нельзя, чтоб тот себя пр_слав_л, кто грамматическ_ _ (не)зна_т правил.
- Может ли это высказывание стать девизом урока русского языка? Почему?
– Над какой частью речи мы сейчас работаем с вами, ребята? (Слайд 1)
- Что обозначает глагол? На нашем уроке мы будем выполнять действия: учиться думать, размышлять…
- Назовите глаголы в этом предложении.
- В какой форме они стоят?
- Поставьте глагол «прославил» в неопределённую форму, запишите. А теперь измените его по временам.
Прославить, прославил, прославит.
- Почему нет формы настоящего времени?
- Какие виды разборов мы можем провести над глаголом?
- Какой вид разбора вам наиболее интересен?
- У кого уже очень хорошо, получается, выполнять разбор глагола по составу?
- Мы сейчас это проверим. Выполните разбор этих глаголов по составу.
(1 ученик на закрытой доске, остальные в тетрадях)
Прославить, прославил, прославит
3. Постановка проблемы.
- У всех получилось так, как у ………?
- В некоторых словах ребята допустили ошибки.
( Назвать ошибки.)
- Почему разбор этих слов вызвал затруднение? У нас возникла проблема. Есть два варианта решения этой проблемы. Я могу вам сама рассказать, как её решить.
А есть другой вариант – вы сами попробуете решить эту проблему. И решите её сообща, работая в группах.
(Дети образовали группы по 4 человека. Группа, выполнившая задание, поднимает руки.)
Карточки с заданиями для групп.
- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова? (сущ., прил., 2 глаг.)
- Слов какой части речи на карточке больше?.
- Над какой же темой мы будем работать?
(Разбор глагола по составу) (Слайд 2)
- Что вам подсказало на схеме, что это глагол?
- Что же нужно определить, когда приступаем к разбору глагола по составу?
( После ответа ученика на экране появляется запись)
4. Решение проблемы.
- – Определяем, в какой форме стоит глагол: (Слайд 3)
думать – неопр. форма
сделаем – буд. вр. 1л. мн. ч
рассказала – прош вр. ж. р.
- - Выделяем суффиксы и окончания, которые не входят в основу: думать, сделаем, рассказала. (Слайд 4)
- - Выделяем основу: думать, сделаем, рассказала (Слайд 5)
.
- - В составе основы выделяем корень:
думать, сделаем, рассказала. (Слайд 6)
5) - Находим и выделяем приставку и глагольный суффикс: думать, сделаем, рассказала. (Слайд 7)
Образец записи:
думать - глаг. неопр. ф.
сделаем – глаг. буд. вр. 1 л. мн. ч.
рассказала – глаг. прош. вр. ж. р. ед. ч.
- Что у нас получилось? Как назовёте эту схему, эти действия по шагам? (Алгоритм, порядок.)
- Над какой проблемой будем работать? Чему учиться?
- Алгоритм разбора глагола по составу.
( На экране появляется запись) (Слайд 8)
- Объясните, почему, перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме.
- Почему удобнее начинать разбор глагола по составу «с конца»?
- Ребята, у вас на парте лежат памятки. Кто будет затрудняться в разборе глагола, можете пользоваться ею.
Памятка алгоритма разбора глагола по составу.
- Форма глагола.
- Не входит в основу.
- Основа.
- Корень
- Приставка, суффикс.
5. Закрепление изученного.
1) Работа по учебнику.
Упражнение 293. (1 ученик 1-ый столбик.
2 ученик 2-ой столбик).
бегают – глаг. наст. вр. 3 л. мн. ч.
читали – глаг. прош. вр. мн. ч.
строить – глаг. неопр. Ф
улыбается – глаг. наст. вр. 3л. ед. ч.
идти - глаг. неопр. ф.
молчат – глаг. наст. вр. 3л. мн. ч.
( Физминутка)
Идти, шагать и улыбаться,
И повернуться, и вдохнуть.
Руки поднять и опустить, и наклоняться,
И потянуться, просто отдохнуть.
Теперь чуть-чуть присесть и встать.
Вот сколько действий помогают
Нам глаголы совершать.
6. Игра «Составь слово» (Слайд 9)
( На проекторе – таблица. Работа выполняется коллективно). Запишите полученное слово, укажите его части.
Из первого слова возьми ты приставку,
А из второго корень возьми.
Суффикс используй из третьего слова.
Теперь прочитай, твоё слово готово! (Слайд 10)
пришёл дума бегать
забег горит хватать
побежал работник играть
поход похвально сорить
- Молодцы, ребята, мне вам хочется сказать два последних, получившихся у вас слова. Вы очень хорошо поработали, и вас хочется похвалить. Умницы!
7.Самостоятельная работа.
( разноуровневые задания.) Фронтальная проверка. (Слайд 11)
Красные | Синие | Жёлтые |
Подбери слова к данным схемам: | Разбери глаголы по составу: полетела приближаться цветут крутить | Определи, какой глагол подходит к схемам? подскажешь бегаешь держать уколоться убежать |
- Вам предлагаются карточки трёх цветов. На каждом цвете определённые задания. Прочитайте и выберите, какое задание вы хотели бы и смогли выполнить?
- Кто выбрал красную карточку? (1 к доске)
- Кто – синюю? (1 у доски)
- Кто - жёлтую? (1 у доски)
- А теперь проверим знания каждого ученика, выполнив предложенный тест.
- Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала:
а) Определю спряжение глагола;
б) Определю, в какой форме стоит глагол;
в) Выделю основу.
- Если глагол стоит в прошедшем времени, то я:
а) Выделю окончание и суффикс –л-;
б) Выделю глагольный суффикс;
в) Выделю корень.
- Суффикс -ся (сь) возвратного глагола:
а) Не входит в основу глагола;
б) Входит в основу глагола;
в) Иногда входит.
( Проверка теста на экране) (1-б 2-а 3- б) (Слайд 13)
9. Итог урока.
- Назовите тему урока.
- Какую учебную задачу (проблему) ставили?
- Справились ли вы с её решением? Обоснуйте ответ.
- Какие формы работы вам были наиболее интересны?
- Домашнее задание.
Выполните упражнение № 294. И так как некоторые ребята хотели сделать сегодня и другой разбор, помимо словообразовательного, можете выполнить любой вид разбора. (Слайд 14)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ
1. Определяем, в какой форме стоит глагол: думать – неопр. форма сделаем – буд. вр. 1л. мн. ч рассказала – прош вр. ж. р.
думать, сделаем, рассказала.
думать сделаем рассказала 3. Выделяем основу:
думать сделаем рассказала
думать - глаг. неопр. ф. сделаем – глаг. буд. вр. 1 л. мн. ч. рассказала – глаг. прош. вр. ж. р. ед. ч. Образец записи:
Из первого слова возьми ты приставку, А из второго корень возьми. Суффикс используй из третьего слова. Теперь прочитай, твоё слово готово!
Подбери слова к данным схемам ешь а ют и ть ся Разбери глаголы по составу: Полетела Приближаться Цветут Крутить Определи, какой глагол подходит к схемам? ть ть ся ешь Подскажешь Бегаешь Держать Уколоться Убежать
Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала: а) Определю спряжение глагола; б) Определю, в какой форме стоит глагол; в) Выделю основу. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я: а) Выделю окончание и суффикс –л-; б) Выделю глагольный суффикс; в) Выделю корень. Суффикс -ся (сь) возвратного глагола: а) Не входит в основу глагола; б) Входит в основу глагола; в) Иногда входит.
Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала: б) Определю, в какой форме стоит глагол. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я: а) Выделю окончание и суффикс -л-. Суффикс -ся (-сь) возвратного глагола: б) Входит в основу глагола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"
Цель: научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...
Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"
Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе Обобщение по теме "Глагол"
Презентация составлена для обобщения знаний по теме "Глагол" и направлена на воспитание патриотического чувства и гордости за подвиг народа во время Великой Отечественной войны....
Презентация к уроку русского языка №45 в 4 классе на тему "Правописание ться и тся в глаголах"
УМК "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку русского языка в 3-4 классе на тему " НЕ с глаголами"
Презентация поможет детям в игровой форме лучше понять и запомнить правила написания частицы НЕ с глаголом, а также познакомиться с некоторыми исключениями....
Урок русского языка в 3 Г классе по теме «Разбор слова по составу»(УМК «Школа России»)
Урок «открытия» новых знаний....
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Разбор слов по составу"
Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Разбор слов по составу"...