«Имена прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Храпинская Елена Аркадьевна

Урок русского языка с использованием технологии дифференцированного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием технологии дифференцированного обучения

по теме «Имена прилагательные», 4 класс

Учитель: Храпинская Е.А.

Цели урока: 

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразованию, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Формируемые УУД: п. — смысловое чтение как осмысление цели чтения; оформление

своих мыслей в устной речи с учетом учебных задач;

к. — владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); умения спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

р. — определение цели учебной деятельности с помощью учителя; контроль и оценивание собственных учебных действий, внесение соответствующих коррективов в их реализацию; л. — осознание российской гражданской идентичности (чувство патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности).

Ожидаемый результат:
1. Обучающиеся устанавливают зависимость имени прилагательного от имени существительного, умеют определять род, число, падеж имён прилагательных в словосочетаниях.
2. Обучающиеся используют имена прилагательные для того, чтобы сделать речь точной и выразительной, используя эпитеты и сравнения.
3. Обучающиеся определяют тему текста.
4. Обучающиеся работают в группах, принимают совместное решение и озвучивают.

Ход урока:

  1. Орг момент:

Учитель:

-Ребята, встали ровненько, красиво. Ребята, вам меня хорошо видно?

-А я что-то не очень вижу вас. Извините, я же совсем забыла. (одевает туфли). Теперь меня хорошо видно?

- А вы хотите подрасти, только не так, как я, а по-настоящему?

- Что нужно делать, чтобы вырасти?

- Сегодня, я уверена, к концу урока мы подрастем. Но, для этого нужно много трудиться.

- У меня тоже есть способ, как подрасти, но я о нем скажу в конце урока.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Я думаю, что это занятие принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.
Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.

  1. Актуализация знаний

Итак, с какой частью речи мы с вами работали уже на протяжении нескольких уроков ( им прилагательное)

- Что же такое имя прилагательное?

А сегодня мы с вами обобщим все свои знания!

- Какие цели ставим перед собой на урок?

urok-russkogo-yazyka-obobshhenie-znanij-ob-imeni-prilagatelnom3

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, закрепим  родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

(слайд 3 ) «Цели урока»

Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, хотя она уже заканчивается, поговорим  о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

  1. Сообщение о самооценке

- вы сегодня будете оценивать сами себя, как этот у нас бывает на уроках обобщения и повторения пройденного материала.

- Ребята, у вас на столах лежат листочки  самооценки.

-За каждое правильно выполненное задание вы будете оценивать сами себя , поставив себе  балы .

-В конце урока поставим  соответствующую оценку, исходя из количества набранных  баллов.

«5» - 13-14 балла, «4» - 11-12 балл. «3» - 10-9 баллов

  1. Закрепление знаний и способов действия

. Прочитайте хором буквосочетания на доске:

              -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие

 -  Что они напоминают?

 Выписать и прописать целую строчку для

 1 ряда – окончания прилагательных женского рода;

2 ряд – окончания прилагательных среднего  рода;

 3 команды – окончания прилагательных мужского рода;

 

 -ая, -яя,           -ий, -ый, -ой,       -ое, -ее,          -ые, -ие

     ж.р.                  м.р.                           ср.р.             мн.ч.

   (какая?)        (какой?              (какой?)       (какие?)

- запишите примеры имён прилагательных  на зимнюю тему в свой столбик

-Проверим     -  оцените себя в 1 балл

- Какой вывод можно сделать?

- Как изменяется имя прилагательное?

2.  Словарная работа (Слайд 4 )  «Словарь»

-  Д..кабрь,  м…роз,  пр..красно, кал…ндарь,  ле...ко , …нварь.

-Прочитайте слова

- вставьте буквы

-Есть ли среди них прилагательные?

- А какие это части речи? (существительные, наречия)

- Образуйте имена прилагательные ( 1 ученик работает у доски)

- запишите  прилагательные в форме:

1. в начальной форме (декабрьский)

2.в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)

3.в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)

4.образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –

- Определите падеж, род, число.

- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)

5.в форме .мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)

Последнее прилагательное запишите в любой форме.

- В какой форме записали?

Дополнительный вопрос

- К каким прилагательным  можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный  - безобразный)

3. Работа с деформированным предложением

Запишите предложение: (1 ученик работает у доски)

- составьте из слов предложение, запишите , выделите орфограммы

На высокой  ели затаилась проворная белочка.

 - Выделите  орфограммы (парный  согласный, безударный  гласный в корне, проверяемый  ударением, сочетание жи, предлог, безударный  гласный  в окончании  прилагательного , существительного.)

- Выполните синтаксический разбор предложения

- Какой вывод делаем? 

 - им прилагательные в предложении бывают определениями

- Самостоятельно выполните  морфологический разбор по вариантам

      1в. – на ели,                           2 в. – на густой

      1.В ели-сущ. (в чем?)       1.  В густой – прил. (в каком?)

2.Нач.ф.- ель .                    2. Нач.ф. – густой.

      3.ж.р., 3 скл,                           3. В  ж., р., в П.п, в ед.ч.

4.В П.п, ед.ч                            4. Определение

5.Дополнение

Взаимопроверка в парах.      Оцените соседа «+» или «-»  (Слайд 7)

- Какие морфологические признаки совпадают? (род, число, падеж)

- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)

ОЦЕНИ свой ответ.  

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

- Если я произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседает первый ряд.

- Если я произнесу словосочетание, в котором слова женского рода, то приседает второй ряд.

- Если я произнесу словосочетание, в котором слова среднего рода, то приседает третий ряд ряд.

Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хорошее  здоровье, хитрая лиса солнечный зайчик,  морозное утро,  снежная вьюга,  высокие сугробы.    

ОЦЕНИТЕ

4. Посмотрите внимательно на слайд. О чём говорит эта запись?

             Высокий сугроб

             Высокого сугроба

            Высокому  сугробу

           Высокий сугроб

         Высоким сугробом

Высоком  сугробе

- Какой вывод можно сделать?   Имена прилагательные изменяются по падежам

5. Самостоятельная работа.

Достаньте из конвертов карточки с заданием. Вставьте пропущенные окончания, укажите род и падеж прилагательных. Самопроверка по экрану (слайд №6).

На зимней опушке – ж.р., П.п.

Рыжую белку – ж.р., В.п.

С серым волком – м.р., Т.п.

По пушистому снегу – м.р., Д.п.

Яркое солнце – ср.р., Им.п.

Ждали февральского холода – м.р., Р.п.

Оцените свою работу    2 б.

Какой вывод сделаем?

  • Вспомним, как определить падеж прилагательных?
  • Как проверить написание безударных падежных окончаний имён прилагательных?

6.  Практическая работа.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Наша прогулка по зимнему лесу продолжается.

На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом. (Приложение),

______________________

_____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом. Д…..ревья

надели ________ша….ки. В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____________________________лес..м.

– Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не хватает? Какой это текст: описание или повествование?

-  Давайте отредактируем текст.

Работа по группам.

7 Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес)

Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания 2 уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На обратной стороне листа с текстом:

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи

Проверка  --

Давайте сделаем  ВЫВОД

Какую роль имена прилагательные выполняют в нашей речи?

8 . Обобщение знаний об имени прилагательном

 - А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителями.

 Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоили  новую тему?

Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?          

    -  Какими членами предложения являются имена прилагательные?        

    - Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?            

-  Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?             

-  Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

9. Рефлексия.

2) Игра «Верно ли…»  

1. Верно ли, что имя прилагательное обозначает предмет?              -нет

2. Верно ли, что прилагательное женского рода имеет окончания –ая, -яя? да

3. Верно ли, что чтобы определить падеж прилагательного нужно определить падеж у существительного, с которым связано это прилагательное? - да

4. Верно ли, что у прилагательного во множественном числе всегда можно определить род?                                                                                - нет

5. Верно ли, что среди слов белила, беленький, белить нет имени прилагательного?                                                                        -нет

6. Верно ли, что безударное окончание прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, заданного к этому прилагательному?                  - да

7. Верно ли, что прилагательное в предложении является второстепенным членом – определением?                                                                - да

Ответы     - + + - - + +

- А какой праздник скоро?

- на уроке технологии мы сделали открытки, но не подписали их, сейчас это доделаем

- задание, добавьте  имена прилагательные  по смыслу..

Творческая работа.  (Карточка 2)

1в.

                           ______________________ папочка!

  Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя _____________________ настроенье.

Тво. _______________ ……………..

 - зачитайте свои поздравления!

10 Подведение итогов

- Ребята, встаньте, пожалуйста, на свои места. Дайте, я на вас посмотрю.

- Подросли? Нет?

-Может вы не только на внешность должны смотреть, а на что-то внутреннее?

-Внутренне мы подросли? Накопили знания?

- И я думаю, что вы будете расти не обязательно внешне, а внешне вы тоже будете расти.

- А для того, чтобы вы выросли, нужно ставить задачи и их решать. Тогда точно подрастешь.

- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

- О какой части речи мы говорили сегодня?

- Как мы можем определить род имени прилагательного?

- Как мы можем определить падеж имени прилагательного?

- Как мы проверяем написание безударного окончания прилагательного?

- Закончите фразу:

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

 - После урока мне захотелось …

- Ребята,  посчитайте свои баллы на своих листах самооценки. Оцените себя, как вы работали на уроке?

-Кто получил  13- 14 баллов, ставьте себе на листах самооценки отметку 5.

-Кто получил  12-11   баллов, ставьте 4,  

-кто получил   8-10 баллов  - 3,

-Ребята, поднимите руки, кто получил оценку 3?

 -Нам еще придется потрудиться.

11. Домашнее задание

 По желанию.  Дополнительное творческое задание:  составить словосочетания прилагательное + существительное для одноклассников, которые помогут им потренироваться в определении числа, рода и падеж

- Я оценю вашу работу сегодня фразеологизмом.

( в этом фразеологизме присутствует волшебное число)

Вы у меня сегодня … (Семи пядей во лбу).

Вот и подошел наш урок к завершению путешествия по теме имя прилагательное

Хочу работу вашу  оценить,

Но прилагательными только.

Сегодня вы были ( умные ,воспитанные , внимательные , красивые .)…..

- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...