Деловая игра. Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема "Роль имен существительных в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_delovaya_igra_russkiy_yaz.docx473.7 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации городского округа Чехов

Московской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза А. И. Маркова

Деловая игра

Конспект урока с использованием игровых технологий

Тема: «Роль имен существительных в предложении и речи. Приемы правки текста».

Русский язык. 4 класс

автор-составитель:

учитель начальных классов

Донец Валентина Александровна

г.о. Чехов, 2023г.

Деловая игра

Краткий комментарий

   Мы знаем, что деловая игра используется как метод интерактивного обучения. Поэтому я часто применяю этот вид работы на многих уроках. Деловая игра помогает учащимся самореализоваться, самоутверждаться.

   Когда ребята приступают к деловой игре, я всегда напутствую их и говорю: «Играйте весело и продуктивно. Примерьте на себя роль, которую вам поручили, узнайте свои компетенции, дерзайте и постарайтесь справиться успешно.» Участники деловой игры распределялись по группам и получив задание, самостоятельно подбирали материал для выступления. Учащиеся имеющие слабые знания готовились по материалу учебника. На уроке ребята, как настоящие ученые выступали с сообщениями, сопровождая их показом наглядности. Даже самые слабые учащиеся чувствовали себя уверенно. Родители и учащиеся параллельного класса присутствовали в качестве зрителей, принимавших активное участие в работе.

   Деловая игра для школьников – прежде всего имитационная модель профессиональной деятельности – это роли деловых людей: предпринимателей, юристов, редакторов и т.д.; в которые дети легко воплощаются, перевоплощаются и погружаются, тем самым приобретая уникальные навыки, необходимые для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему.»

   В деловой игре востребованы не только и не столько память и быстрота реакции, сколько гибкость мышления, логические, творческие, коммуникативные способности. В деловой игре для школьников существует определенный сюжет. Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Очень важно развивать интерес к творчеству. Деловые игры являются одним из активных способов обучения. Они обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и материалами игры.

   Игра – это один из самых естественных способов общения с миром.

   В процессе проведения таких игр, я стала замечать, что у многих учащихся повысился интерес к знаниям. Поэтому я старалась чаще умело использовать игру на других уроках.

   Я хочу предложить урок деловой игры, который интересно и удачно был проведен с моими четвероклассниками. Интересно было наблюдать за действиями ребят и мне и родителям.

   Тема: «Роль имен существительных в предложении и речи. Приемы правки текста».

   Цели: продолжить развитие умений применять имена существительные в предложении, в речи; упражнять в построении предложений, грамматических разборах имен существительных; развивать мышление и речь; прививать любовь и интерес к литературе и языку, приучать работать коллективно, в группах.

   Оборудование: учебник «Русский язык», карточки, диск с музыкой П.И. Чайковского «Детский альбом», картинки с изображением березы, сосны, зимнего пейзажа, бейджики секретарей, художника - оформителя, журналистов, таблички «Корректорские группы 1, 2, 3, 4», лист ватмана для газеты, лист с правилами работы в группах.

   Ход урока. 

  1. Организационный момент.

               Мы урок наш начинаем,

                 На столе мы проверяем:

                 Все ль в порядке?

                 Все ль на месте?

                 И урок начнем мы вместе!

   Настрой на хорошую работоспособность (прослушивание записи П.И. Чайковского)

   Аутогенная тренировка (упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов).

   - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки, закройте глаза. У вас прекрасное настроение. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится ровным, свободным, спокойным. Вы можете выполнять любое трудное задание. Я считаю до пяти, когда скажу «пять» - откройте глаза.

   2. Сообщение темы и цели.

   - Сегодня наш класс превратился в редакцию газеты. Мы будем выпускать газету «Хочу все знать!». Давайте вспомним, кто руководит выпуском газеты. (Главный редактор.)

   А какие помощники есть у главного редактора? Чем они занимаются? (Ответственные секретари и корректорские группы.)

   Я назначаю секретарей и корректорскую группу.

   - Захотели бы вы читать газету если бы в ней не было фотографий и рисунков?

(Нет.)

   Кто в редакции занимается этим? (Художники – дизайнеры.)

   Я назначаю художника – дизайнера.

   - Кто собирает материал для газеты? (Журналисты.)

   Я назначаю журналистов.

   - Теперь, когда творческий коллектив редакции в полном составе, мы приступаем к работе.

«Играйте весело и продуктивно. Примерьте на себя роль, которую вам поручили, узнайте свои компетенции, дерзайте и постарайтесь справиться успешно.»

   3.Проверка домашнего задания.

  1. Чтение сочинений учеников на различные темы (для газеты).
  2. Пресс – конференция: обсуждаются вопросы, связанные с частью речи – именем существительным. Дети задают вопросы друг другу; работа в парах.

   4. Работа в тетрадях.

  1. Запись числа, темы урока.
  2. Словарная работа: диктор, газета.

Ученики ищут слова и поясняют орфограммы. (Безударные гласные о, а, непроверяемые слова надо запомнить.)

   - Подберите к этим словам однокоренные слова, выделите в них непроверяемую гласную.

     3) Языковая разминка.

      На доске: У березки… посеребрила светлые … (зима, косы)

   - Спишите, вставьте существительные, обозначьте их.

   Синтаксический разбор предложения, комментирование, запись схемы на доске.

   - Определение падежей существительных.

   Морфологический разбор существительных косы, зима (на доске и в тетради).

   Фонетический разбор слов косы, зима (на доске и в тетради).

   4) Работа с текстом

    Вставьте пропущенные существительные.

             Заколдован…

               Дремлет… под сказку …

               Словно белою…

               Подвязалася…

                                                   С. Есенин

   (Слова для справок: невидимка, лес, сон, косынка, сосна).

   Письмо по памяти.

   Определение7 всех частей речи (надписать над словами).

   Выделение окончания существительных, определение склонения и падежа.

   Подбор синонимов к слову колдун (волшебник, маг).

   Вывод о роли существительных в речи.

   Физкультминутка: точечный массаж; упражнения для позвоночника, рук, упражнения для глаз.

   4. Работа с учебником. (Текст «Первая газета»).

  1. Выразительное чтение в слух.
  2.  - Употребляются ли в этом тексте существительные? Назовите их.

О чем текст?

Вот и мы сейчас создадим очередной номер нашей газеты.

Главный редактор распределяет заметки, полученные от журналистов, между корректорскими группами.

- Первую заметку прислала нам Маша Неумейкина. В ее материале повторяются одни и те же существительные или местоимения. Какое правило она не знает? (Эти части речи в предложении могут заменять друг друга.)

   Все заметки журналисты прислали в редакции без заголовков. А где вы видели газету, где нет ни одного заголовка? Почему заголовок – неотъемлемая часть текста? (Заголовок содержит тему, а иногда и главную мысль текста.)

   Необходимо озаглавить ваши заметки.

 (Первая корректорская группа получает задание и приступает к заданию.)

   Вторая статья прислана нам марсианским корреспондентом. Пока это послание летело к Земле, весь текст рассыпался на части. Поэтому задача следующей корректорской группы – восстановить текст и озаглавить его.

   Материал для третьей группы наш корреспондент взял у русского писателя А.И. Куприна. Но весь текст зашифрован так, что его трудно прочитать. Все слова в нем переставлены. А материал очень познавательный, из него мы узнаем, какое интересное животное обычная лошадь.

   Четвертый материал пристал к нам ученик третьего класса. Дело в том, что он просит редакцию помочь написать ему сочинение об осени. Учитель дал ему текст, где пропущены слова, а на их месте стоят только вопросы к ним. Я думаю, что корректоры четвертой группы справятся с этим заданием и помогут ученику.

   На доске вывешивается лист для газеты «Хочу все знать!», школьники оформляют ее, размещая свои рисунки и сочинения, тексты, над которыми работали.

5. Итог урока.

  1. Дорогие мои ребята!  Наш урок был не обычным, он проходил в форме деловой игры.

     Кем вы сегодня были?

    Чем мы занимались на уроке?

   Что за часть речи – имя существительное?

  1. Оценка работы школьников на уроке.
  2. Домашнее задание: «Ребята, я предлагаю вам на альбомном листе создать свою газету на любую тему.

Сегодня вы все потрудились замечательно. Я благодарю вас и ваших родителей за подготовку и проведение деловой игры. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по русскому языку 4 класс

Деловая игра по русскому языку на уроке  обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...

Деловая игра по русскому языку в 4 классе.

Урок создан в форме деловой игры. Используются методы: работа в группах, наглядный, проблемный....

Деловая игра "Знатоки русского языка"

Урок русского языкав 3-м классе "Морфемный разбор" с использованием игровых технологий....

Деловая игра по русскому языку

Командная игра по русскому языку для 3 класса...

Деловая игра по русскому языку "Знатоки русского языка" 3 класс

Презентация к деловой игре "Знатоки русского языка"...

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...

Деловая игра. Урок математики для 4 класса.

Урок построен в форме деловой игры, что вызывает у учащихся интерес к математике....