Деловая игра. Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема "Роль имен существительных в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_delovaya_igra_russkiy_yaz.docx | 473.7 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации городского округа Чехов
Московской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза А. И. Маркова
Деловая игра
Конспект урока с использованием игровых технологий
Тема: «Роль имен существительных в предложении и речи. Приемы правки текста».
Русский язык. 4 класс
автор-составитель:
учитель начальных классов
Донец Валентина Александровна
г.о. Чехов, 2023г.
Деловая игра
Краткий комментарий
Мы знаем, что деловая игра используется как метод интерактивного обучения. Поэтому я часто применяю этот вид работы на многих уроках. Деловая игра помогает учащимся самореализоваться, самоутверждаться.
Когда ребята приступают к деловой игре, я всегда напутствую их и говорю: «Играйте весело и продуктивно. Примерьте на себя роль, которую вам поручили, узнайте свои компетенции, дерзайте и постарайтесь справиться успешно.» Участники деловой игры распределялись по группам и получив задание, самостоятельно подбирали материал для выступления. Учащиеся имеющие слабые знания готовились по материалу учебника. На уроке ребята, как настоящие ученые выступали с сообщениями, сопровождая их показом наглядности. Даже самые слабые учащиеся чувствовали себя уверенно. Родители и учащиеся параллельного класса присутствовали в качестве зрителей, принимавших активное участие в работе.
Деловая игра для школьников – прежде всего имитационная модель профессиональной деятельности – это роли деловых людей: предпринимателей, юристов, редакторов и т.д.; в которые дети легко воплощаются, перевоплощаются и погружаются, тем самым приобретая уникальные навыки, необходимые для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему.»
В деловой игре востребованы не только и не столько память и быстрота реакции, сколько гибкость мышления, логические, творческие, коммуникативные способности. В деловой игре для школьников существует определенный сюжет. Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Очень важно развивать интерес к творчеству. Деловые игры являются одним из активных способов обучения. Они обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и материалами игры.
Игра – это один из самых естественных способов общения с миром.
В процессе проведения таких игр, я стала замечать, что у многих учащихся повысился интерес к знаниям. Поэтому я старалась чаще умело использовать игру на других уроках.
Я хочу предложить урок деловой игры, который интересно и удачно был проведен с моими четвероклассниками. Интересно было наблюдать за действиями ребят и мне и родителям.
Тема: «Роль имен существительных в предложении и речи. Приемы правки текста».
Цели: продолжить развитие умений применять имена существительные в предложении, в речи; упражнять в построении предложений, грамматических разборах имен существительных; развивать мышление и речь; прививать любовь и интерес к литературе и языку, приучать работать коллективно, в группах.
Оборудование: учебник «Русский язык», карточки, диск с музыкой П.И. Чайковского «Детский альбом», картинки с изображением березы, сосны, зимнего пейзажа, бейджики секретарей, художника - оформителя, журналистов, таблички «Корректорские группы 1, 2, 3, 4», лист ватмана для газеты, лист с правилами работы в группах.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мы урок наш начинаем,
На столе мы проверяем:
Все ль в порядке?
Все ль на месте?
И урок начнем мы вместе!
Настрой на хорошую работоспособность (прослушивание записи П.И. Чайковского)
Аутогенная тренировка (упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов).
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки, закройте глаза. У вас прекрасное настроение. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится ровным, свободным, спокойным. Вы можете выполнять любое трудное задание. Я считаю до пяти, когда скажу «пять» - откройте глаза.
2. Сообщение темы и цели.
- Сегодня наш класс превратился в редакцию газеты. Мы будем выпускать газету «Хочу все знать!». Давайте вспомним, кто руководит выпуском газеты. (Главный редактор.)
А какие помощники есть у главного редактора? Чем они занимаются? (Ответственные секретари и корректорские группы.)
Я назначаю секретарей и корректорскую группу.
- Захотели бы вы читать газету если бы в ней не было фотографий и рисунков?
(Нет.)
Кто в редакции занимается этим? (Художники – дизайнеры.)
Я назначаю художника – дизайнера.
- Кто собирает материал для газеты? (Журналисты.)
Я назначаю журналистов.
- Теперь, когда творческий коллектив редакции в полном составе, мы приступаем к работе.
«Играйте весело и продуктивно. Примерьте на себя роль, которую вам поручили, узнайте свои компетенции, дерзайте и постарайтесь справиться успешно.»
3.Проверка домашнего задания.
- Чтение сочинений учеников на различные темы (для газеты).
- Пресс – конференция: обсуждаются вопросы, связанные с частью речи – именем существительным. Дети задают вопросы друг другу; работа в парах.
4. Работа в тетрадях.
- Запись числа, темы урока.
- Словарная работа: диктор, газета.
Ученики ищут слова и поясняют орфограммы. (Безударные гласные о, а, непроверяемые слова надо запомнить.)
- Подберите к этим словам однокоренные слова, выделите в них непроверяемую гласную.
3) Языковая разминка.
На доске: У березки… посеребрила светлые … (зима, косы)
- Спишите, вставьте существительные, обозначьте их.
Синтаксический разбор предложения, комментирование, запись схемы на доске.
- Определение падежей существительных.
Морфологический разбор существительных косы, зима (на доске и в тетради).
Фонетический разбор слов косы, зима (на доске и в тетради).
4) Работа с текстом
Вставьте пропущенные существительные.
Заколдован…
Дремлет… под сказку …
Словно белою…
Подвязалася…
С. Есенин
(Слова для справок: невидимка, лес, сон, косынка, сосна).
Письмо по памяти.
Определение7 всех частей речи (надписать над словами).
Выделение окончания существительных, определение склонения и падежа.
Подбор синонимов к слову колдун (волшебник, маг).
Вывод о роли существительных в речи.
Физкультминутка: точечный массаж; упражнения для позвоночника, рук, упражнения для глаз.
4. Работа с учебником. (Текст «Первая газета»).
- Выразительное чтение в слух.
- - Употребляются ли в этом тексте существительные? Назовите их.
О чем текст?
Вот и мы сейчас создадим очередной номер нашей газеты.
Главный редактор распределяет заметки, полученные от журналистов, между корректорскими группами.
- Первую заметку прислала нам Маша Неумейкина. В ее материале повторяются одни и те же существительные или местоимения. Какое правило она не знает? (Эти части речи в предложении могут заменять друг друга.)
Все заметки журналисты прислали в редакции без заголовков. А где вы видели газету, где нет ни одного заголовка? Почему заголовок – неотъемлемая часть текста? (Заголовок содержит тему, а иногда и главную мысль текста.)
Необходимо озаглавить ваши заметки.
(Первая корректорская группа получает задание и приступает к заданию.)
Вторая статья прислана нам марсианским корреспондентом. Пока это послание летело к Земле, весь текст рассыпался на части. Поэтому задача следующей корректорской группы – восстановить текст и озаглавить его.
Материал для третьей группы наш корреспондент взял у русского писателя А.И. Куприна. Но весь текст зашифрован так, что его трудно прочитать. Все слова в нем переставлены. А материал очень познавательный, из него мы узнаем, какое интересное животное обычная лошадь.
Четвертый материал пристал к нам ученик третьего класса. Дело в том, что он просит редакцию помочь написать ему сочинение об осени. Учитель дал ему текст, где пропущены слова, а на их месте стоят только вопросы к ним. Я думаю, что корректоры четвертой группы справятся с этим заданием и помогут ученику.
На доске вывешивается лист для газеты «Хочу все знать!», школьники оформляют ее, размещая свои рисунки и сочинения, тексты, над которыми работали.
5. Итог урока.
- –Дорогие мои ребята! Наш урок был не обычным, он проходил в форме деловой игры.
Кем вы сегодня были?
Чем мы занимались на уроке?
Что за часть речи – имя существительное?
- Оценка работы школьников на уроке.
- Домашнее задание: «Ребята, я предлагаю вам на альбомном листе создать свою газету на любую тему.
Сегодня вы все потрудились замечательно. Я благодарю вас и ваших родителей за подготовку и проведение деловой игры. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по русскому языку 4 класс
Деловая игра по русскому языку на уроке обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...
Деловая игра по русскому языку в 4 классе.
Урок создан в форме деловой игры. Используются методы: работа в группах, наглядный, проблемный....
Деловая игра "Знатоки русского языка"
Урок русского языкав 3-м классе "Морфемный разбор" с использованием игровых технологий....
Деловая игра по русскому языку
Командная игра по русскому языку для 3 класса...
Деловая игра по русскому языку "Знатоки русского языка" 3 класс
Презентация к деловой игре "Знатоки русского языка"...
Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.
Урок представлен в виде деловой игры " Редакция". Цель нестандартности урока - создать положительную мотивацию к урокам русского языка. Используется групповая форма р...
Деловая игра. Урок математики для 4 класса.
Урок построен в форме деловой игры, что вызывает у учащихся интерес к математике....