Деловая игра "Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языкав 3-м классе "Морфемный разбор" с использованием игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tabuldina_-_urok_rya_-_igrovye_tekhnologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Табульдина Зайтуна Максутовна

Деловая игра «Знатоки русского языка»

Урок русского языка в 3-м классе

Цели урока:

  • Развивать умение разбирать слова по составу.
  • Уточнить знания о суффиксах и приставках.
  • Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  • Развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Оборудование:

  • экран, интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, фонограмма с классической музыкой;
  • презентация урока;
  • таблицы с приставками и суффиксами, орфографические словари, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонов А.Н.;
  • тесты по теме, шарады, кроссворд, индивидуальные карточки;
  • гимнастика для глаз.

Форма проведения урока: деловая игра «Конкурс знатоков русского языка».

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Активизация опорных знаний

Учитель: Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, искрящиеся глаза и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! А урок русского языка сегодня пройдет в форме деловой игры «Конкурс знатоков русского языка».  

Сегодня на уроке нам предстоит хорошенько потрудиться: вспомнить всё, что мы знаем о частях слова, их значении, будем учиться правильно писать и употреблять приставки и суффиксы.  Как иначе называются части слова? Морфемы. А разбор по составу? Морфемный разбор.

Ученик-скептик: Я считаю, что в русском языке не необходимости в таком огромном количестве разнообразных приставок и суффиксов.  Тем более, что из-за них страдает грамотность учащихся.  Например, в слове «сделать» произносим звук [з], а по правилам орфографии надо писать приставку с-.  Зачем запутывать учеников? Разве нельзя сказать просто – надо делать, будем делать?

Учитель: Ребята, у скептика свое мнение.  А кто это такой – скептик? Найдем значение этого слова в толковом словаре.  Ребята, вы согласны с мнением скептика? Чтобы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны, что благодаря им наша речь становится ярче и богаче, мы с вами разделимся на команды:

1 команда (1 ряд) – «Приставка»

2 команда (2 ряд) – «Суффикс»

3 команда (3 ряд) – «Окончание»

Но прежде, чем начнется наша игра, давайте пополним наш словарный запас.

Словарная работа: 8 слов.

III основная часть

Начинаем игру «Конкурс знатоков русского языка»

1 гейм – «Подберите однокоренные слова»  

Учитель: Напомните, ребята, что такое корень? Из одного корня вырастают целые заросли слов.  От корня «да»: дал, отдал, отдаю, можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280.  Как образуются слова, вы сможете узнать по «Школьному словообразовательному словарю русского языка» Тихонова А.Н.

– А сколько слов вы сможете образовать за 1 минуту?

За каждое слово команда получит балл.  У какой команды их наберется больше, та команда и станет победителем игры.

1 команда с корнем – «-золот-»

2 команда с корнем «-лес-»

3 команда с корнем «-сад-»

- При помощи каких частей слова вы образовали однокоренные слова?

2 гейм «Защита названия команды»

Мой корень в «просьбе» заключен,
В ней он озвучен и смягчен;
Приставка в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос)

Каждая команда рассказывает про свою часть слова по вопросам:

                Что это такое?

                Для чего служит?

                Где пишется?

В это время для сильных учеников из каждой команды раздаются карточки с индивидуальным заданием.

«Берегите зрение» - гимнастика для глаз.

3 гейм «Кто больше?»

А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто много знает,
Тот награды получает.

Задание заключается в том, чтобы написать как можно больше слов за 2 минуты.

1 команда: С помощью приставок и корня «-ход-», добавляя где нужно суффиксы, образуйте однокоренные слова.

2 команда: Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.

3 команда: Составьте слова из морфем.

Учитель: Вот, скептик, посмотри, сколько новых и интересных слова получилось при помощи приставок и суффиксов.

Ученик-скептик: У меня есть одно хитрое задание для ребят: найти, где спрятались приставки в словах и выделить их.  Смотрите, не спутайте корень с приставкой! Работу выполняем в паре.

4 гейм «Разгадайте кроссворд,
все слова которого начинаются на букву К»

  • В нее кладут еду для зимующих птиц.
  • Птица, откладывающая свои яйца в чужие гнезда.
  • Животное, живущее под землей.
  • Морское путешествие.
  • Горящая куча дров.
  • Смешной артист цирка.
  • И маленькая птичка, и вкусный тропический плод.
  • Круглый огородный овощ.
  • Детеныш козы.


Слов на этом свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.

Запишите по памяти все 9 слов и выделите корень.

Разберите по составу: 1 вариант – первое слово, 2 вариант – последнее слово.

5 гейм «Найдите слово по схеме»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
                        
(А.С.Пушкин)

6 гейм «Найдите ошибку»

7 гейм «Это все мы проходили»

8 гейм «Поиграем»

Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она …

- Какой суффикс в названиях животных?

Он тигр – она тигрица,
он осел – она ослица,
он козел – она …

- Какой суффикс в названиях животных?

9 гейм «Напиши небольшое сочинение»

1 вариант «Мое любимое животное»

2 вариант «Моя любимая книжка»

Разберите по составу подчеркнутые слова.

IV. Подведение итогов

Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок, а вместе с ним и игра. Понравился вам урок? Скептик, смогли мы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны?

Вывод (скептик): Чем больше приставок и суффиксов мы будем знать, тем грамотней будем писать, тем богаче и ярче будет наш язык.

Шарада на десерт

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

Оценивание учащихся

Подсчет баллов.

1 место – «Молодцы!»

2 место – «Так держать!»

3 место – «Выше нос!»

V. Домашнее задание

1 вариант. Написать как можно больше слов по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

2 вариант. Написать как можно больше слов по схеме: корень, суффикс, окончание.

Использованная литература

  • О.В.Узорова «Самый полный сборник контрольных тестов»
  • Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» (2-4 классы)
  • О.Д.Ушакова «Разбор слова по составу» (2-4 классы)
  • Н.А.Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы»
  • Т.М.Анохина. «Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы»
  • Библиотека «Первого сентября» - «Я иду на урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Конкурс знатоков русского языка"

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи»....

Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...

Деловая игра по русскому языку 4 класс

Деловая игра по русскому языку на уроке  обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...

Деловая игра на уроке русского языка в 3 классе

Одним из примеров организации деловой игры на уроках, является в моей работе на уроках русского языка игра «Заседание редакционного совета». Мы проводим эту игру после изучения боль...

Деловая игра по русскому языку в 4 классе.

Урок создан в форме деловой игры. Используются методы: работа в группах, наглядный, проблемный....

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

Деловая игра по русскому языку "Знатоки русского языка" 3 класс

Презентация к деловой игре "Знатоки русского языка"...