Урок русского языка "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе.
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся применять правила правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов, безударных проверяемых гласных; отработают умение видеть орфограмму в слове.
Личностные:
- Способность к самооценке своих личностных качеств
- Владение коммуникативными умениями для успешной фронтальной работы и работы в паре
- Умение высказывать собственное мнение и аргументировать его
- Способность формулировать цель деятельности и этапы её реализации
Метапредметные
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Выявлять наличие в корне слова изученных орфограмм. Объяснять способ проверки орфограмм. Использовать алгоритм проверки орфограмм «Парные по звонкости-глухости согласные в корне» и «Безударные гласные в корне». Находить слова с указанными орфограммами. Классифицировать слова с орфограммами по заданному основанию.
Регулятивные:
Осуществлять самоконтроль в работе по определению слов с орфограммами и применении правил правописания; осуществлять взаимоконтроль в парной работе.
Коммуникативные:
Уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учиться слушать собеседника, вести диалог.
Цель: создание условий для формирования умений применять правила правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова.
Образовательная цель: формировать навыки правописания слов с безударной гласной и парными звонкими и глухими согласными в корне.
Развивающая цель:
- развитие у учащихся мышления (анализ, синтез, классификация)
- формирование навыков самоконтроля и самооценки
Воспитательная цель: учить эффективному взаимодействию учащихся (умение слушать другого, уважительно относиться к мнению товарища, аргументированно доказывать свою точку зрения)
Учебные задачи:
- Тренировать орфографическую зоркость учащихся
- Формировать умение применять правила правописания слов с орфограммами «Парный звонкий и глухой согласный в корне» и «Безударная гласная в корне»
- Развивать умение классифицировать слова с орфограммами по заданному основанию.
- Формирование умения анализировать, выделять существенные признаки предмета (при работе с загадками)
Ученик научится: применять правила правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова; осуществлять поиск орфограммы в корне слова, определять её вид; объяснять способ проверки слов с орфограммами в корне.
Ученик получит возможность научиться: подбирать примеры слов с орфограммами «Парный звонкий и глухой согласный в корне» и «Безударная гласная в корне».
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть Авторы: С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.
- Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 класс 1 часть Автор: М.И. Кузнецова
- Наглядный материал: карточки с личностными качествами учащихся , сигнальные карточки «зелёные» и «красные» для обратной связи, электронная презентация.
- Конверты с индивидуальными заданиями по теме для дифференцированной работы учащихся.
- Интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный этап.
Учитель:
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в интересное и сложное путешествие. Нашими верными помощниками будут учебные принадлежности: учебник русского языка, тетради, ручки и карандаши. Проверьте, все ли готовы отправиться в путь? (Дети проверяют)
На магнитной доске карточки с личными качествами: внимательность, дисциплина, аккуратность, активность, трудолюбие, хорошее настроение, лень, раздражительность, перебивать товарища или учителя.
Карточки расположены в произвольном порядке.
Учитель: Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке? (Дети выходят к доске, выбирают необходимые качества и группируют их в один столбик)
внимательность
дисциплина
аккуратность
активность
трудолюбие
хорошее настроение
Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать? (Ответы учеников)
Возьмём ли мы в путешествие лень, раздражительность и привычку перебивать товарища или учителя? (нет)
- Постановка цели и определение учебных задач
Актуализация знаний
Учитель: Я хочу познакомить вас с одним мальчиком. Зовут его Петя. Послушайте стихотворение о нём:
Давным-давно на белом свете
Жил второклассник, мальчик Петя,
Хоть был талантлив и умён,
Но с русским был не дружен он.
И дома, в школе, на уроке
Все сыпали ему упрёки:
«Правописанья правил он
Не знает, глупых мыслей полн!»
Пришёл конец терпенью Пети,
И он решил, вы все заметьте,
Пойти в страну правописанья
И осмотреть всё со стараньем…
Шёл долго, коротко ли шёл,
Но всё ж страну он ту нашёл…
У: Как называется страна, в которую пришёл Петя?
Дети: Правописание
У: Как вы думаете, почему она так называется? (Варианты ответов: «В этой стране все правильно пишут», «Там все знают правила правописания»)
У: Внимательно посмотрите на доску и скажите, кто населяет эту страну?
шапка луг лодка ветка корж звезда земля плита вода лицо
Д: В этой стране живут слова с орфограммами.
У: На какие две группы можно разделить слова?
Д: Безударная гласная и парные согласные в корне слова
У: Как вы думаете, зачем Петя пришёл в эту страну?
Д: Научиться писать слова с орфограммами.
У: Поможем Пете стать грамотным второклассником? (да)
Цель урока: Чему будем учиться на уроке?
Д: Мы будем учиться писать гласные и согласные в корнях слов.
III. Каллиграфическая минутка
Тренируемся в написании прописной буквы П. Из каких элементов состоит буква?
Что мы должны соблюдать? (наклон, параллельность линий, размер, расстояние между буквами)
-Назовите имена, которые начинаются на букву П (Паша, Полина, Петя)
Внимательно запишите.
Разминка Игра «Угадай, кто я?»
Я – несколько слов, связанных между собой по смыслу. (предложение)
Я – отвечаю на вопросы кто? или что? (существительное)
Я – общая часть родственных слов. (корень)
- Какие слова, называются однокоренными?
IV. Закрепление.
- Запишите слова с непроверяемым написанием. Что это за слова, объясните Пете?
-Второй выходной день (воскресенье)
- Верхняя одежда (пальто)
- Куда бежит — сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это?...(дорога)
- Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке. (щавель)
- Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...(Ворона)
- Найдите слово, в котором при подборе однокоренных слов происходит чередование согласных? (дорога) Докажи.
Отработка правила написания парных согласных и безударных гласных в корне слов
- Как проверить правильное написание гласных и согласных в корнях слов? (Знать правило)
-1 вариант Правило проверки безударных гласных
2 вариант Правило проверки парных согласных
Мой совет вам:
Русский – наш родной язык, Если буква гласная вызвала
Он прекрасен и велик сомнение,
В нашей солнечной стране Ты её немедленно ставь под
Близок он тебе и мне ударение
Буквы как нам выбирать?
Вдруг начнут озорничать?
Прыгать, бегать и скакать.
Не в то место могут встать
Проверяй согласный,
За ним поставь ты гласный.
Физминутка в 10.30
VI. Этап применения знаний
- Запишите под диктовку слова, обозначая орфограмму в слове. Устно подбирая проверочные слова.
Н..винка, х..лмы, сугро.., л..шадка, улы..ка, зу..ки, л..нивый, шу..ка, в..шнёвый.
Девочки подчеркните слова с безударной гласной, мальчики с парной согласной. Проверка
Работа в парах
Детям выдаются карточки с заданиями
У: Постарайтесь выполнить задание быстро и правильно. Обсудите ваши варианты ответов в паре, объясните друг другу, почему вы так считаете, старайтесь внимательно слушать товарища.
Проверка: пары отвечают устно, дети дают обратную связь с помощью карточек (зелёные – верно, красные – неверно)
Работа в тетрадях на печатной основе
VII Итог урока.
У: Какой теме был посвящён наш урок? О чём говорили?
Д: О правилах правописания слов с парными согласными и безударными гласными в корне.
У: Чему мы учились?
Д: Учились писать слова с этими орфограммами, подбирать проверочные слова, находить орфограммы в словах.
У: Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с орфограммой?
Д: Вспомнить правило проверки.
VIII. Рефлексия
Какой совет можно дать Пете?
В конце сегодняшнего путешествия можем подвести итог. Нам предстоит еще много нового узнать в стране Правописания.
-Если сейчас вы сможете составить слово, то узнаете, что вам сказал Петя.
Слово Молодец
IX. Домашнее задание. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:- определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...
Урок русского языка во 2 классе на тему "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
Методическая разработка урока с применением современных образовательных технологий. Тип урока: повторения и закрепления изученного материала. Форма: урок - путешествие. Использовано оборудование: прое...
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....
открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».
Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...
«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»
«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова» - конспект урока во 2 классе...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка во 2 классе «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»
Урок для 2 класса по русскому языку....