«Разделительный мягкий знак (ь)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока(Русский язык 2 класс+Самоанализ урока по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2klass._otkrytyy_urok.docx | 48.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык Класс 2
Дата | ФИО учителя | ||
17.01.2023 | Лисовая Ольга Андреевна | ||
Тема урока | Ознакомление с правописанием | ||
«Разделительный мягкий знак (ь)» | разделительного мягкого знака | ||
Тип урока | Форма урока | ||
урок введения нового знания | Урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа) | ||
Цель урока (Задачи урока) | Методическая цель урока: | ||
Цель - познакомить с правописанием разделительного мягкого знака Задачи: - учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости; - формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком. | Продемонстрировать применение употребления разделительного мягкого знак | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты | Метапредметные познавательные (П), коммуникативные (К), регулятивные (Р) | Личностные (Л) | |
Базовый уровень: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком. Повышенный уровень: Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях. Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком. | Познавательные: · воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; · находить дополнительную информацию; · классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); · выявлять и корректировать причины собственного затруднения; · структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: · осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; · работать в парах, в группах, обосновывать и доказывать собственное мнение; · участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; Регулятивные: · планировать решение учебной задачи; · уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; · находить и исправлять собственные ошибки. | Личностные: · формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям; · применять правила делового сотрудничества. |
* Планируемые результаты: предметные результаты и УУД: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс, проектор
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе | Этапы урока/занятия, на которых технология применяется |
1 | приемы технологий проблемного обучения | Практический этап урока |
2 | сотрудничества | Практический этап урока |
3 | критического мышления | Практический этап урока |
4 | здоровьесберегающая технология | Физминутка |
5 | технология личностностно-ориентированного обучения | Практический этап урока |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация | Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учащихся на изучение темы «Разделительный мягкий знак». | 1. Создание эмоционального настроя. 2. Минутка чистописания (слайд 2-3) 3.Словарная работа (слайд 4-5) | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Я вам желаю удачи. - Запишите число, классная работа. На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко (грустное или веселое). Пропишите показы. – Сегодня мы познакомимся с новым словом. Отгадайте, о ком идет речь. Джунгли – дом её родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна). - Запишите это слова в тетрадь. - Назовите звуки в этом слове, запишите их. - Где в слове написание расходится с произношением? - Какие буквы помогают обозначить мягкость согласного звука в этом слове? - Какие еще буквы помогают обозначить мягкость согласного звука? – Что же вы заметили? | Поприветствовать учителя и друг друга. Рисуют своё настроение. (Нарисовать у ротик у солнышка). Дети выписывают слово, делают его звуковой анализ. [а б ` и з` й` а н а] Буквы ь, е, ё, и, ю, я. | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение сопоставлять произношение и написание слов. Коммуникативные УУД Умение отвечать на вопросы. |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. | Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока | Наблюдение над словами с ь Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов вынесены на слайд. (слайд 6-7) (Слайд 8) | Работа в группах – Прочитайте слова на карточках: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья. – Чем они похожи и в чём отличие? - Разделите их на две группы. - Поставьте себе оценку за это задание на полях. - Сколько звуков в слове коньки? - Почему звуков меньше чем букв? - Какую роль играет мягкий знак в этом слове? - Сколько звуков и букв в слове вьюга? - Назовите звуки. - Какая буква пишется на месте звука [Й`]? –Сформулируйте проблемный вопрос. – Составим план урока. 1. Воспринимать на слух слова с разделительным ь. 2. Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение. – Что мы сейчас делали? | Дети читают слова, делят их на 2 группы. Пять звуков и шесть букв. Мягкий знак звука не обозначает. Указывает на мягкость согласного. 5 букв и 5 звуков. [в `й` у г а] Ь Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется? Учитель составляет план вместе с детьми. Планировали свою деятельность. | Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на экране. Коммуникативные УУД Умение работать в группах. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Открытие нового (знания, способа действия) | Цель – познакомить учащихся с правилом написания разделительного ь. | 1. Звуко-буквенный анализ слов. 2. Наблюдение над написанием ь в словах 3. Физкультминутка. | - Откройте учебник на с. 31. Прочитайте тему урока. Работа с упр.51 на с.31 - Произведите звуко-буквенный разбор первой пары слов: полю [пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. –Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами. – Сделаем вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает? – А за какими буквами «прячется» этот звук? -Кто нам поможет узнать, как называется в таких случаях ь? Работа с упр. 52 учебника. - Понаблюдайте, между какими буквами пишется ь? Ваши версии? – Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? – Произнесите без этого звука. Что получится? - Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком. – Какая здесь орфограмма? - Как её подчёркиваем? – В каких буквах «спрятан» звук [й']? - Как их подчёркиваем? – Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? – Сделаем общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется? – Сравните свои выводы с правилом в учебнике. Разделительный мягкий знак-похлопаете в ладоши. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами. Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь. | Один ученик работает у доски. - Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й']. -За буквами гласных я, ю, е, ё, и. Чтение правила на с 31 учебника. -О звуке [й']. Теряется смысл: ручи. Воробьи, соловьи... -Разделительный мягкий знак. - Одной чертой. -В буквах е, ё, ю, я, и. - Двумя чертами. Подчёркивают буквы перед ь и после него в записанных словах, затем делают вывод: разделительный ь пишется после букв согласных перед буквами гласных е, ю, ё, я, и. - Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й']. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными ю. ё, я, е и помогает буквам ю. ё, я, е обозначить звук [й']. Читают правило на с. 32. | Познавательные: 1. Обобщать и классифицировать по признакам. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Цель – создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности. | 1. Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. Работа в группах Слайд 9 Упр. 53 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место. 2. Самостоятельная работа (Слайд 10-13) (Слайд 14) Начало формирования алгоритма самооценки. | – Какие условия для написания разделительного ь мы открыли? - Давайте попробуем составить алгоритм по применению правила. Для этого вам нужно расположить карточки в нужном порядке. - Поставьте себе оценку за это задание на полях. - А сейчас выполним упражнение 53. – Обсудите в группах и запишите слова, вставляя пропущенные слоги. – Обозначьте орфограмму. - Как она называется? – Как подчёркивается ь? -Что подчеркнём двумя чертами? - Сравните свою работу со слайдом. – Устно составьте предложение с любым словом. - Поставьте себе оценку за это задание на полях. – Что вам нужно было сделать? – Удалось выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | -Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и. Дети самостоятельно формулируют алгоритм. 1.Слушаем, как звучит слово. 2.Определяем, есть ли звук [Й’] после согласного звука перед гласным. 3. Если есть, то мягкий знак пишем после буквы согласного перед буквами е,ё,ю,и,я. Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают. Соловьи. Варенье. Печенье. Платье. Разделительный ь. - Одной чертой. Буквы е, я. -Учились оценивать свою работу. -Умение работать с информацией. | Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Итоговая рефлексия учебной деятельности | Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Самостоятельная работа Даны предложения на слайде. (Слайд 15) Друзья познаются в беде. Меньше говори, да больше делай. Капельки росы блестят на траве. Ученье -путь к уменью. Около пенька сидит лиса. (Слайд 16) | - Прочитайте предложения. Выпишите те предложения, где в словах пишется ь разделительный. – Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный. – Какова функция ь в трёх остальных случаях? - Поставьте себе оценку за это задание на полях. | Дети самостоятельно работают по карточкам и проверяют по слайду 4. - Стоит после согласного перед буквами я, е, ю и помогает им обозначить звук [ й]. - Обозначает мягкость согласных. | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. |
Домашнее задание | Упр. 56, стр. 33. Выучить правило на стр. 32. По желанию: записать пословицу, в которой есть слово с разделительным мягким знаком. (слайд 18-19) | Прием «Инсерт». - Ответьте на вопросы и заполните таблицу. (Слайд 17) «V» - уже знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос
- Какое настроение у вас в конце урока? Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно? | Заполняют таблицу. Рисуют своё настроение на полях. |
Приложение 1.2.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Дата 17.01.2023 Учитель Лисовая Ольга Андреевна
Данный урок (по предмету «Русский язык») является уроком № __
Тема урока: «Разделительный мягкий знак (ь)»
Цели урока: образовательные: познакомить с правописанием разделительного мягкого знака, воспитательные: развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком и умение определять способы обозначения мягкости согласных при письме, развивающие: Закреплять знания о разделительном мягком знаке.
В данном уроке я поставила следующие задачи:
- учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;
- формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, направленные на формирование УУД:
Личностные:
· формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
· применять правила делового сотрудничества.
Познавательные:
· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
· находить дополнительную информацию;
· классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
· выявлять и корректировать причины собственного затруднения;
· структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
· осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;
· работать в парах, в группах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
· участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Регулятивные:
· планировать решение учебной задачи;
· уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
· находить и исправлять собственные ошибки.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Базовый уровень:
Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.
Повышенный уровень:
Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.
Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.
Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.
Это урок - урок введения нового знания.
Он включал в себя 6 этапов: мотивация; введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным; итоговая рефлексия учебной деятельности; домашнее задание.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: приемы технологий проблемного обучения, сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология личностностно-ориентированного обучения и использовала их на следующих этапах урока: введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
В ходе урока была организована индивидуальная и коллективная работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался коллективная работа, потому что дети активнее включались в работу.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, презентация.
Темп урока динамичный, исходя из возможностей класса.
Распределение времени было рациональное.
Мне удалось уложиться по времени.
Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.
Меня порадовали дети, потому что активно работали на уроке, отвечали на все вопросы, включались в практическую работу.
Результаты урока совпадают с целью урока.
Я полагаю, что все усвоили новые знания, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
В целом урок можно считать отличным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...