Технологическая карта урока русского языка по теме: "Мягкий знак -показатель мягкости согласного"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по теме: "Мягкий знак" предназначен для учащихся 2 класса. Задача урока: дать понятие "ь -мягкий знак", показать что мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь- знака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 79.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме».
Тип урока: Освоение новых знаний.
Вид урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты
Предметные: Способствовать ознакомлению учащихся со свойством мягкого знака - обозначать мягкость согласного звука на письме, формированию умения определять количество букв и звуков в словах; создать условия для развития умения объяснять смысл слов, записывать предложения.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе.
Личностные:
- Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: раздаточный материал для групп, учебник " Русский язык", 2017 год В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) | |||
1. Самоопределение к деятельности | - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А ещё у нас в гостях сказочный Снеговичок! - Будем надеяться, что наши гости с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам. Сегодня на уроке нас ждёт много интересного и пусть девизом урока станут слова: «Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит грамотно писать Должен научиться!» | Ученики участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении девиза, осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме (беседа) | Знать: смысловое значение слов Уметь: доказательно выражать свою мысль | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при чтении высказывания - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при обсуждении девиза - сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при обсуждении девиза Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при объяснениии смысла девиза Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при обсуждении девиза Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при проведении беседы |
2.Чистописание | -Снеговичок спешил к нам на урок лесной тропинкой. – Давайте укажем его путь. Откройте тетрадки и посмотрите какой узор вам нужно выполнить. -Проверка минутки чистописания. Самооценка. Снеговик принес с собой снежинки: Е Ё Ю Я И Ь - Какое общее свойство у этих букв? -Найдите среди букв лишнюю букву, и докажите почему она лишняя? - Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока открывается на доске: Мягкий знак – показатель мягкости. - А что мы уже знаем о мягком знаке? - А достаточно ли знаний у нас о мягком знаке? - Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему мы будем учиться? (Дети читают хором со слайда) Повторим всё, что знаем о … (мягком знаке) Научимся… (находить и писать слова с «ь») Узнаем… (особенность «ь» и какую работу выполняет «ь») | Ученики анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируютпри выполнении задания, выполняют письмо по образцу, вырабатывают каллиграфический почерк | Уметь: выполнять письмо по образцу | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при выполнении упражнения-игры Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе над упражнением-игрой Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при группировке букв - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при определении элементов - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при использовании алгоритма определения элементов Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при ответе на вопросы
|
3.Усвоение новых знаний и способов действий. 1).Словарно-орфографическая работа. Картинный словарь. | - Назовите зимние месяцы по порядку (Декабрь, январь, февраль) - Назовите слова: (появляются картинки) мороз, коньки, пальто. - Запишите, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную в корне слова. Декабрь, коньки, мороз, февраль, январь, пальто. - Какое слово лишнее? Почему? - Чем похожи остальные слова? - На какие две группы можно разделить слова? -По какому признаку? - Какое место занимает Ь в словах первого столбика? - Какое место занимает Ь в словах второго столбика? -Какой вывод сделаем? Мягкий знак может стоять в середине и на конце слова - А теперь давайте назовём буквы обозначающие мягкие согласные звуки в словах. - Какие буквы помогли сделать согласные звуки мягкими? - Какой сейчас сделаем вывод? Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука. | Знать: правила постановки ударения, способы обозначения мягкости согласных Уметь: находить орфограмму в слове, логически формулировать проблему, доказательно выражать свою мысль | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при работе орфографической работе - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении задания Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выдвижении и обсуждении гипотез - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выдвижении и обсуждении гипотез Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при работе - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при определении согласных мягких звуков - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении согласных мягких звуков - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при ответе Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при работе - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при ответе -умение договариваться, находить общее решение при работе -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на данном этапе | |
2).Сведения о языке (учебник, с.124) | - Давайте обратимся к источнику знаний на с. 124 -Откройте учебник на с.124 Прочитайте правило. Мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука, но служит для смягчения согласных в середине и в конце слова. Буква мягкий знак - это орфограмма. | Знать: роль мягкого знака в слове, новую орфограмму Уметь: извлекает необходимую информацию из правила | ||
Физкультминутка | Снеговичок приглашает немного отдохнуть. Мягкий знак - хитрый знак! Не сказать его ни как. Он не произносится Но в слово часто проситься. - Я буду называть слова. Если в слове пишется Ь – вы хлопаете в ладоши, если Ь писать не надо – прячете руки за спину. Слова: окунь, мальчик, кочка, портфель, дочка, гусь, брать, пальто, банька, ручной, зверь, угольки и т.д. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Уметь: Классифицировать слова по указанному признаку | |
3)Лексическое значение слов. Правописание слов с мягким знаком (упр.203) | - Прочитайте слова: Брат – брать, Мел – мель, Пенки – пеньки, Галка – галька. - Сравните слова по написанию и по значению. - Что обозначает каждое слово? - Что изменило значение слова? (ь) - Какую хитрость таит в себе мягкий знак? - Спишите в тетрадь 2 пары слов. Подчеркните мягкий знак. | Знать: правописание слов с мягким знаком, правила переноса слов с мягким знаком на конце и в середине слова, соотносить количество звуков и букв. Объяснять причины расхо- ждения количества звуков и букв в словах. Определять лекси- ческое значение слов. Уметь: извлекать необходимую информацию из правила | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при выполнении упражнения на этапе первичного закрепления - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при выполнении упражнения - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе над заданием Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с упражнением - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при работе у доски и самостоятельно - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при выполнении данной работы Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при определении спряжения - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при выполнении задания - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при выполнении упражнения
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | |
4.Закрепление знаний. 1.Работа по карточкам (работа в группах) | - Снеговичок предлагает поиграть в игру «Сказочный лес». Работать будем в группах. 1ряд- 1 группа 2 ряд – 2 группа 3 ряд – 3 группа Каждая группа занимает свои места. В лес могут войти только те животные, в названии которых есть ь знак и это слово переносится. (Даны слова: олень, рысь, глухарь, медведь, лев, дятел, снегирь, лось.) -Поднимите карточки, которые выбрали. - Запишите слова с ь знаком, разделяя их для переноса. - Какое слово в данной группе лишнее? - А остальные слова это- … - Как мы должны помогать зимой птицам? - А медведя зимой мы можем встретить в лесу? Почему? - На доске рассыпалось слова, давайте составим из них предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.) Синтаксический разбор предложения. | Знать: распознавать буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука Уметь: пользоваться полученной информацией, анализировать слова, составлять из слов предложения, вести синтаксический разбор предложения. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку во время проведения игры «Сказочный лес» - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) во время игры - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности во время игры Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем Во время выполнения задания в игровой форме - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при выполнении задания в группе - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем во время работы в группе Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания во время игрового момента урока Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при выполнении задания - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при выполнении данной работы
| |
5. Самостоятельная работа Тест | Мы посвятили урок «Мягкому знаку» и проверить усвоение материала по теме. Тест. 1.Буква, обозначающая мягкость согласного звука на письме? А – о У – ь С - э 2. Найди слово где нужно поставить мягкий знак? М – осен.. В - печ..ка С – стол.. 3. Укажи слово с правильным переносом? А – о - сень В – оле - нь Н – коль- цо 4.От какого слова можно образовать новое, если дописать на конце мягкий знак? И. - Кон В. - Нос С. - Дом 5.Сумка для учебников, тетрадей А.- пенал Ц. - портфель В.– рюкзак 6. Выбери верное утверждение: В. – мягкий знак обозначает звук А. – мягкий знак не обозначает звук - Из обведенных букв составьте слово. - Какое слово получилось? - У кого получилось слово УМНИЦА, поднимите руки, вы получаете оценку 5, . Ну, а остальные выучат правило, потренируются и тоже отлично справятся с заданием. | Анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, самостоятельное создание алгоритмов действия, структурируют знания при выполнении теста (индивидуальная) | Знать: о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. Уметь: пользоваться полученной информацией | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при выполнении теста - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при самостоятельной работе - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при проверке выполненного задания Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выполнении задания на карточках - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно при выполнении заданий - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при самостоятельном выполнении задания - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при проверке Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при самостоятельной работе Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе над заданием
|
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Урок приближается к концу. - Давайте подведём итоги. Возврат к девизу: «Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит грамотно писать Должен научиться!» - Каким образом девиз связан с темой нашего урока? - Выскажите свои предположения. - Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? -Что узнали на уроке, чему научились? Научились… (Научились писать слова с мягким знаком) Узнали… (Узнали особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах) - А как вы оцените свою успешность работы на уроке. Отметьте снежинками: Розовая - я уверен, что имею достаточно знаний по этой теме, Голубая - я имею сведения по данной теме, но их надо уточнить и дополнить, Белая - я слабо усвоил тему. (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся) | Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении соответствия поставленной цели и результатов деятельности (фронтальная) | Знать: роль мягкого знака в словах, его фонетическую особенность Уметь: фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, обьективно проводить анализ своих достижений и затруднений, самооценку. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку во время диалога - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе со стикерами Регулятивные УУД: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при работе на уроке Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении итогов урока Коммуникативные УУД: -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении своих результатов деятельности -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий |
7.Домашнее задание Упр. 204 с.124 –правило | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости
Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки
Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Непроизносимые согласные"
Предмет: Русский язык Класс: 2 классАвтор учебника: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. ЕвдокимоваТема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова» Дидактическая цель: создание ...
технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»
Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. Тема. Правописание непроизносимых согласных.
УМК "Школа России". Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепление)...
Урок русского языка по теме "Буква ь - показатель мягкости согласных на письме"
hellip;Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний.Сюнь-цзы Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен б...