Технологическая карта урока русского языка по теме: "Мягкий знак -показатель мягкости согласного"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Радионова Надежда Викторовна

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак" предназначен для учащихся 2 класса. Задача урока: дать понятие "ь -мягкий знак", показать что мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова; повторить ранее изученные сведения о правописании ь- знака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx79.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме».

Тип урока: Освоение новых знаний.

Вид урока: Решение учебной задачи. 

Планируемые результаты

Предметные: Способствовать ознакомлению учащихся со  свойством мягкого знака -  обозначать мягкость согласного звука на письме, формированию умения определять количество букв и звуков в словах; создать условия для развития умения объяснять смысл слов, записывать предложения.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

- Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для групп, учебник " Русский язык", 2017 год  В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий.

Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

1. Самоопределение к деятельности

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

А ещё у нас в гостях сказочный Снеговичок!

- Будем надеяться, что наши гости с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.

Сегодня на уроке нас ждёт много интересного и пусть девизом урока станут слова:

«Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит грамотно писать

Должен научиться!»

Ученики участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении девиза, осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме

(беседа)

Знать: смысловое значение слов


Уметь: доказательно выражать свою мысль

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку  при чтении высказывания

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при обсуждении девиза

- сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при обсуждении девиза

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при объяснениии смысла девиза

Логические  УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при обсуждении девиза

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при проведении беседы

2.Чистописание

-Снеговичок спешил к нам на урок лесной тропинкой.

 – Давайте укажем его путь.

Откройте тетрадки и посмотрите какой узор вам нужно выполнить. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bf7/000f0016-78f0af1f/img15.jpg

-Проверка минутки чистописания. Самооценка.

Снеговик принес  с собой снежинки:

Е  Ё  Ю Я И  Ь

- Какое общее свойство у этих букв?

-Найдите среди букв лишнюю букву, и докажите почему она лишняя?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока открывается на доске:  

Мягкий знак – показатель мягкости.

-  А что мы  уже знаем о мягком знаке?                                                                    

- А достаточно ли знаний у нас о мягком знаке?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

 Чему мы будем учиться? (Дети читают хором со слайда)

Повторим всё, что знаем о … (мягком знаке)

Научимся…   (находить и писать слова с «ь»)

Узнаем…   (особенность «ь» и какую работу выполняет «ь»)

Ученики анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируютпри выполнении задания, выполняют письмо по образцу,  вырабатывают каллиграфический

почерк

Уметь:

выполнять письмо по образцу

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при выполнении упражнения-игры

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при  работе над упражнением-игрой

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при группировке букв

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при  ответе на вопросы

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении элементов

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при использовании алгоритма определения элементов

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при ответе на вопросы

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при ответе на задание

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

1).Словарно-орфографическая работа. Картинный словарь.

- Назовите зимние месяцы по порядку  (Декабрь,  январь, февраль)

-  Назовите слова: (появляются картинки) мороз, коньки, пальто.

- Запишите, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную в корне слова.

Декабрь, коньки, мороз,  февраль, январь, пальто.

- Какое слово лишнее?  Почему?

- Чем похожи остальные слова?

- На какие две группы можно разделить слова?

-По какому признаку?

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

-Какой вывод сделаем?

 Мягкий знак может стоять в середине и на конце слова

- А теперь давайте назовём буквы обозначающие мягкие согласные звуки в словах.

- Какие буквы помогли сделать согласные звуки мягкими?

- Какой сейчас сделаем вывод?

Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.

Знать: правила постановки ударения, способы обозначения мягкости согласных


Уметь:

находить орфограмму в слове, логически формулировать проблему,

доказательно выражать свою мысль 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при работе орфографической работе

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении задания

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выдвижении и обсуждении гипотез

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при выдвижении и обсуждении гипотез

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при работе

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при  ответе

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении  согласных мягких звуков

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении согласных мягких звуков

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  при ответе

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при  работе

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при ответе

-умение договариваться, находить общее решение при работе

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на данном этапе

2).Сведения о языке

(учебник, с.124)

- Давайте обратимся к источнику знаний на с. 124

-Откройте учебник на с.124 Прочитайте правило.

Мягкий знак – это буква,

которая не обозначает звука, но

служит для смягчения согласных

в середине и в конце слова.

 Буква мягкий знак - это орфограмма.

Знать: роль мягкого знака  в слове, новую орфограмму 

Уметь:

извлекает необходимую

информацию из правила

Физкультминутка

Снеговичок приглашает немного отдохнуть.

Мягкий знак - хитрый знак!

Не сказать его ни как.

Он не произносится

Но в слово часто проситься.

- Я буду называть слова. Если в слове пишется Ь – вы хлопаете в ладоши, если Ь писать не надо – прячете руки за спину. Слова: окунь, мальчик, кочка, портфель, дочка, гусь, брать, пальто, банька, ручной, зверь, угольки и т.д.

Выполняют движения по тексту под

руководством учителя

Уметь:

Классифицировать слова по указанному  признаку

3)Лексическое значение слов. Правописание слов с мягким знаком (упр.203)

- Прочитайте слова:

Брат – брать,

Мел – мель,

Пенки – пеньки,

Галка – галька.

- Сравните слова по написанию и по значению.

- Что обозначает каждое слово?

- Что изменило значение слова? (ь)

- Какую хитрость таит в себе мягкий знак?

- Спишите в тетрадь 2 пары слов. Подчеркните мягкий знак.

Знать: правописание слов с мягким знаком, правила переноса слов с мягким знаком  на конце и в середине слова, соотносить количество звуков и

букв. Объяснять причины расхо-

ждения количества звуков

и букв в словах. Определять лекси-

ческое значение слов.


Уметь:

извлекать необходимую

информацию из правила

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при выполнении упражнения на этапе первичного закрепления

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при  выполнении упражнения

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе над заданием

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем  при работе с упражнением

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу)  при работе у доски и самостоятельно

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при   выполнении данной работы

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания  при определении спряжения

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при ответе

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при выполнении задания 

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при выполнении упражнения

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при ответе на поставленную задачу

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

4.Закрепление знаний.

1.Работа по карточкам (работа в группах)

- Снеговичок предлагает  поиграть в игру «Сказочный лес».

Работать будем в группах.

1ряд- 1 группа                                          

2 ряд – 2 группа                                        

3 ряд – 3 группа

Каждая группа занимает свои места.

 В лес могут войти только те животные, в названии которых есть ь знак и это слово   переносится.

(Даны слова: олень, рысь, глухарь, медведь, лев, дятел, снегирь, лось.)

-Поднимите карточки, которые выбрали.
- Давайте вспомним правила переноса слов.

- Запишите слова с ь знаком, разделяя их для переноса.

- Какое слово в данной группе лишнее?

- А остальные слова это- …

- Как мы должны помогать зимой птицам?

- А медведя зимой мы можем встретить в лесу? Почему?

- На доске рассыпалось слова, давайте составим из них предложение.

(Зимой медведь спит в берлоге.)

Синтаксический

разбор предложения.

Знать: распознавать буквы, указывающие на

мягкость предшествующего согласного звука



Уметь: пользоваться полученной информацией, анализировать слова, составлять из слов предложения, вести синтаксический разбор предложения.



Личностные УУД:

 - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку  во время проведения игры «Сказочный лес»

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) во время игры

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности  во время игры

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем  

Во время выполнения задания в игровой форме

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу)  при выполнении задания в группе

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  во время работы  в группе

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания  во время игрового момента урока

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем при выполнении задания

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при выполнении данной работы

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

5. Самостоятельная работа

Тест

Мы посвятили урок «Мягкому знаку» и  проверить усвоение материала по теме.

Тест.

1.Буква, обозначающая мягкость согласного звука на письме?

А – о

У – ь

С - э

2. Найди слово где нужно поставить мягкий знак?

М – осен..

В - печ..ка

С – стол..

3. Укажи слово с правильным переносом?

А – о - сень

В – оле - нь

Н – коль- цо

4.От какого слова можно образовать новое, если дописать на конце мягкий знак?

 И. - Кон

 В. - Нос

 С. - Дом

5.Сумка для учебников, тетрадей

 А.- пенал

Ц. - портфель

В.– рюкзак

6. Выбери верное утверждение:

В. – мягкий знак обозначает звук

А. – мягкий знак не обозначает звук

- Из обведенных букв составьте слово.

- Какое слово получилось?  

- У кого получилось слово УМНИЦА, поднимите руки, вы получаете оценку 5,  . Ну, а остальные выучат правило, потренируются и тоже отлично справятся с заданием.

Анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, самостоятельное создание алгоритмов действия, структурируют знания при выполнении теста (индивидуальная)

Знать: о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.  


Уметь: пользоваться полученной информацией

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при выполнении теста

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при самостоятельной работе

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при проверке выполненного задания

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем  при выполнении задания  на карточках

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  

при выполнении заданий

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу)  при самостоятельном выполнении задания

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при   проверке

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания  при самостоятельной работе

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе над заданием

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при проверке выполненного задания

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

6.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

- Урок приближается к концу.

- Давайте подведём итоги.

Возврат к девизу:

«Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит грамотно писать

Должен научиться!»

- Каким образом девиз связан с темой нашего урока?

- Выскажите свои предположения.

- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?  

-Что узнали на уроке, чему научились?

Научились…    (Научились писать слова с мягким знаком)                                                                            

Узнали…  (Узнали особенность этой буквы, и какую работу она      выполняет в словах)

- А как вы оцените свою успешность работы на уроке.

Отметьте снежинками:

Розовая - я уверен, что имею достаточно знаний по этой теме,

Голубая  - я имею  сведения по данной теме, но их надо уточнить и дополнить,

Белая - я слабо усвоил тему.

 (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении соответствия поставленной цели и результатов деятельности

(фронтальная)

Знать: роль мягкого знака в словах, его фонетическую особенность

Уметь: фиксировать  степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, обьективно проводить анализ своих достижений и затруднений, самооценку.

Личностные УУД:

 - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку во время диалога

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе со стикерами

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при   работе на уроке

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении итогов урока

Коммуникативные УУД:

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении своих результатов деятельности

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

7.Домашнее задание

Упр. 204 с.124 –правило

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают

соответствующие записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости

Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Непроизносимые согласные"

Предмет: Русский язык Класс: 2 классАвтор учебника: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. ЕвдокимоваТема урока:  «Непроизносимые согласные в корне слова» Дидактическая цель: создание  ...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. Тема. Правописание непроизносимых согласных.

УМК "Школа России". Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепление)...

Урок русского языка по теме "Буква ь - показатель мягкости согласных на письме"

hellip;Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний.Сюнь-цзы          Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен б...