Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Использова-ние источников и средств обучения |
1.Орг. момент
| - Рано утром все проснулись, Потянулись, улыбнулись… Как узнает детвора, - Что в школу им давно пора?
- Ответить на этот вопрос вам поможет ребус:
|
– Часы. | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес
Коммуникативные УУД: - использовать речь для регуляции своего действия |
|
2. Актуализа-ция знаний | - Запишите, какое время они показывают. Для этого вставьте такие буквы на месте пропусков, которые обозначат мягкость предыдущих согласных звуков.
ВОС__М__
ВОС__М__
- Почему задание было одно, а выполнили по-разному? | Двое учащихся пишут с обратной стороны доски, остальные в тетрадях
ВОС Е М Ь (нет) ВОС Ь М И
– Потому что есть несколько букв – показателей мягкости согласных звуков на письме.
| Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника
Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей разных точек зрения
Познавательные УУД: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
На доске слова с пропущенными буквами |
3. Тема урока | - Сформулируйте тему урока - На сегодняшнем уроке мы будем говорить лишь об одной из таких букв, посмотрите внимательно на ребус и уточните тему урока.
| - Буквы - показатели мягкости согласных звуков на письме. – Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме.
| Коммуникативные УУД: - договариваться, приходить к общему мнению |
|
4. Цели урока | - Какие цели вы перед собой ставите? (Схема на доске:)
- Кто перед собой поставил такую же цель? - Какие ещё цели вы перед собой ставите? (Схема на доске:)
- Кто перед собой поставил такую же цель? - Какие ещё цели вы перед собой ставите? (Схема на доске:)
- Кто перед собой поставил такую же цель? | - Узнать особенности этой буквы – показателя мягкости согласных звуков на письме. - Узнать, где в слове может встретиться буква ь - показатель мягкости согласных звуков на письме.
- Узнать, после каких букв или между какими буквами пишется буква ь – показатель мягкости. | Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию
Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности
| Схемы на карточках |
5. Планируемые результаты | - Чему вы хотите научиться на этом уроке?
| - Научиться правильно обозначать мягкость согласных звуков на письме буквой ь. – Научиться отличать слова, в которых пишется буква ь от слов, в которых не пишется буква ь.
| Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
|
6. Средства достижения | - Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?
| - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации.
| Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации |
|
7. Оценочная деятельность | - Тает снег, бегут ручьи Уже повеяло весною. - И хоть в окне мы видим ещё зимний пейзаж, но уже наступил первый месяц весны, и мы с нетерпением ждём примет её появления. Какие приметы весны вы знаете? - Нарисуйте сугроб. Отметьте ту часть сугроба, где появилась проталина, размер которой соответствует вашим знаниям по этой теме.
|
| Личностные УУД: - способность к самооценке |
|
8. Чистописание | - На какую букву похожа капля, падающая с тучки? Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит Слово мягко прозвучит. (А.Шибаев) - При написании ь с какими буквами используется нижнее соединение? - Пропишите: Ь ЬЛ ЬМ - Подчеркните наиболее понравившееся соединение. - При написании ь с какими буквами используется соединение «петля»? - Пропишите: Ь ЬЧ ЬК - Подчеркните наиболее понравившееся соединение. - Пригрело солнышко, и начал таять снег. Поможем снежинкам растаять. - Пропишите правильно недостающую букву или соединение. ВОС ОЕ ВОСЬМОЕ СОСУЛ А СОСУЛЬКА
МАЛ ИК МАЛЬЧИК УЧИТЕЛ УЧИТЕЛЬ
|
Учащиеся вставляют недостающую букву или соединение.
| Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия; - оценивать правильность выполнения действия |
|
9. Раскрытие темы урока | - Что общего у всех этих слов? - Разделите эти слова на группы.
предметы | числительное | МАЛЬЧИК УЧИТЕЛЬ СОСУЛЬКА |
ВОСЬМОЕ
|
1.
2. одушевлённые предметы |
| МАЛЬЧИК УЧИТЕЛЬ | ВОСЬМОЕ СОСУЛЬКА |
3. два слога | три слога | МАЛЬЧИК
| СОСУЛЬКА УЧИТЕЛЬ ВОСЬМОЕ |
4. звуков столько же сколько и букв | звуков меньше, чем букв | ВОСЬМОЕ
| СОСУЛЬКА МАЛЬЧИК УЧИТЕЛЬ |
- Почему в слове ВОСЬМОЕ - звуков столько же сколько и букв. - Почему в остальных словах звуков меньше, чем букв.
- Какую первую цель вы перед собой ставили?
- В чём же её особенность?
(Схема на доске дополняется:)
- Кто перед собой поставил такую же цель? Достигли её?
5. – Как ещё можно разделить слова на две группы? мягкий знак в середине слова | мягкий знак на конце слова | МАЛЬЧИК СОСУЛЬКА ВОСЬМОЕ |
УЧИТЕЛЬ |
- Как схематично изобразим место буквы ь в словах 1 столбика? - Как схематично изобразим место буквы ь в словах 2 столбика?
- Какую ещё цель перед собой ставили? (Схема на доске:)
- Кто перед собой поставил такую же цель? ----Узнали? | - Во всех словах есть мягкий знак.
– Буква Е, в позиции после гласной, обозначает два звука, а буква ь – звука не обозначает.
– Буква ь – звука не обозначает.
- Узнать особенности этой буквы – показателя мягкости согласных звуков на письме. – Буква ь – звука не обозначает.
– Да.
- Узнать, где в слове может встретиться буква ь - показатель мягкости согласных звуков на письме.
- Да. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме может стоять как в середине слова, так и на конце слова.
| Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения поставленных задач; - обобщать, выводить общность для целого ряда объектов
Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи | Схемы на доске дополняются
Схемы на доске дополняются
|
10. Словарная работа | - Разгадайте словарные слова, зашифрованные в виде ребусов. ПАЛЬТО
ДЕКАБРЬ
ФЕВРАЛЬ - Что общего у всех этих словарных слов?
- Какое слово лишнее? - Какую работу здесь выполняет мягкий знак?
Учитель убирает разгаданные ребусы, перед детьми открывается весенняя поляна.
| - Учащиеся показывают безударные гласные на веерах, затем записывают с комментирова-нием.
- Во всех словах есть мягкий знак. (Это всё неодушевлённые предметы, два слога в каждом слове.) - ПАЛЬТО. - Буква ь – показатель мягкости согласных на конце и в середине слова.
| Познавательные УУД: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выделять существенную информацию для решения поставленной задачи
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию
| Интерактив-ная доска |
11. Пальчиковая гимнастика | Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг – скок, прыг – скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево, вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра зайки, Веселитесь на лужайке. |
| Личностные УУД: - установка на здоровый образ жизни
|
|
12. Первичное закрепление | Фонетический разбор слова - В марте, когда ещё повсюду снег, в наших домах появляются букеты цветов. С каким праздником это связано? - В каком слове этого словосочетания есть мягкий знак? - Какую работу он здесь выполняет? ВОСЬ МОЕ – [В А С, М О Й, Э]– 2 слога, 7 букв, 7 звуков. . . . . . .. - Что можете сказать о букве ь.
- Тогда зачем же она нужна в этом слове?
- Между какими буквами она стоит? - Покажем схематично:
(Аналогичная работа проводится со словами: мальчик и учитель.) - Какие ещё цели вы перед собой ставили?
- Узнали?
Синтаксический разбор предложения - Составьте предложение со словами из минутки чистописания. На восьмое марта мальчик подарил учительнице цветы.(повеств., невоскл., двусост., распр.) |
- Восьмое марта.
- Восьмое. - Буква ь – показатель мягкости согласных в середине слова. - Буква ь – звука не обозначает. - Буква ь – показатель мягкости согласного звука [С,] в середине слова. - После буквы С, обозначающей мягкий согласный звук [С,] и перед буквой М, обозначающей твёрдый согласный звук [М].
- Узнать, после каких букв или между какими буквами пишется буква ь – показатель мягкости. – Да. (Делают вывод по схеме)
| Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
|
| Работа в парах (развитие орфографической зоркости) Работа в парах I пара
Проверь правильность написания + - верно - - неверно | денки |
| пеньки |
| менше |
| лен |
| польза |
|
| Проверка | I пара - + - - + |
Работа в парах II пара Проверь правильность написания + - верно - - неверно | борьба |
| тен |
| палцы |
| судьба |
| седмое |
|
|
Взаимопроверка
«Секрет» I пара Гр* ч в в*зд*х* - в*сн* н* *л*ц*. |
«Секрет» II пара **а* * *о**у*е - *е**а *а у*и*е. |
Грач в воздухе – весна улице. - К нам на полянку прилетели грачи. | Учащиеся выполняют работу в парах, затем поворачиваются к соседней паре и отдают ей карточку на проверку. Правильность выполнения задания проверяется по «ключу», имеющемуся в конверте соседней пары
После проверки работы, соседние пары обмениваются «секретами» и, получив «секреты», восстанавливают пословицу о весне.
|
Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания
Коммуникативные УУД: - контролировать действия партнёра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
Карточки для работы в парах, конверты с «ключами» для провер-ки и с «секретика-ми»
Картина с изображен-ием весенней полянки дополняется изображен-ием грачей.
|
13. Физминутка | Быстро к речке мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Хорошо мы освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе «раз» - это «брас». Одной, другой – это «кроль». Вышли на берег крутой На полянке мы лесной. - В каких словах услышали мягкий согласный на конце слова? - Как будем обозначать на письме? Учитель называет предметы с лесной полянки: пень, бельчонок, лось, колокольчик, ель… |
Учащиеся, если слышат в слове на конце мягкий согласный звук, приседают, а если, в середине слова необходимо обозначить мягкость согласного звука с помощью буквы ь, то хлопают.
| Личностные УУД: - установка на здоровый образ жизни
| Картина с изображен-ием весенней полянки |
14. Самостоятельная работа (разноуровневая)
|
1 уровень Спиши выделенные слова, вставляя, где нужно букву ь. Подчеркни ь. 1. На математике мы писали цифру шест_. Прыгун взял в руки шест_. 2. Ученик взял в руки мел_. Корабл_ сел на мел_ . |
2 уровень Спиши, вставляя, где нужно ь. - дерев_я
- пел_
- пал_то
- мал_чик
- лос_
|
3 уровень Отгадай и запиши слова. Подчеркни ь – обозначающий мягкость согласных звуков -, ь – разделительный =. 1. С п остался от срубленного дерева. 2. С т падает от каждого предмета. 3. С л мешает работать. 4. С д идёт после утра. 5. К одному из них добавишь справа КИ и наступят тёплые |
| Учащиеся сами определяют, насколько хорошо они поняли тему урока и выбирают карточку соответствующе-го уровня.
Учащиеся проверяют правильность выполнения работы по эталону (на слайде презентации). | Личностные УУД: - способность к самооценке
| Карточки для дифференцированной работы
|
12. Итог урока
| - Вспомните тему урока. - Вспомните задание с часами, выполните его так, чтобы слова соответствовали схемам:
ВОС__М__ ВОС__М__
- Какие цели вы ставили в начале урока? - Смогли ли вы достичь поставленных целей? - Что помогло вам в этом? - А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей? - Что помешало вам достичь некоторые из поставленных целей? - Посмотрим, что произошло с вашими сугробами. Отметьте теперь, как изменился размер проталинки на вашем сугробе.
- Сегодня мягкий по натуре, добрый ь помог вам заработать хорошие отметки. (Обоснованное выставление отметок.) Дома вы ещё раз отработаете умение писать слова с буквой ь в середине и на конце слова при выполнении упр. 193 на стр. 115 учеб. | - Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме.
(нет) ВОС Ь М И ВОС ЕМ Ь
Учащиеся по схематическому плану вспоминают цели.
| Познавательные УУД: - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД: - способность к самооценке |
|
13. Рефлексия
| - Сегодня мы говорили о весенних приметах. И самая красивая из них – это появление подснежников. Пусть сейчас в нашем классе расцветут подснежники, выражающие результаты вашего труда. Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться самостоятельно. Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться с помощью (учителя, напарника). Я не смог(ла ) справиться с заданиями по новой теме, но хочу попробовать выполнить их ещё раз. - Посмотрите, какая красивая весенняя полянка у нас получилась! | Учащиеся поднимают вверх цветочки того цвета, который по их мнению ярко характеризует результаты их труда на уроке.
| Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
|