Урок русского языка по теме "Буква ь - показатель мягкости согласных на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Зимоглядова Ольга Анатольевна

…Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний.

Сюнь-цзы


          Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности  на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimoglyadova_urok_russkogo_yazyka_po_fgosam.docx554.23 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВА Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

 СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 2 КЛАССС

 

О.А. Зимоглядова, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 4 имени А.М. Горького»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г.  Паустовский

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.

Н. А. Некрасов

Цели

Образовательные: 

- научить различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
  -  
закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слова.

Развивающие: 

- развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

-  развивать исследовательский интерес у учащихся к русскому языку;

 - развивать фонематический  слух, речь, мелкую моторику.

Воспитательные: 

- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе;

-  воспитывать чувство взаимопомощи, умение договариваться и приходить к общему мнению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:  фронтальная, работа в парах, индивидуальная, дифференцированная.

Методы: проблемный, частично-поисковый, фронтальная беседа.

Оборудование:

-  учебно-лабораторное оборудование: документ-камера, интерактивная доска;

- компьютерная презентация, карточки для работы в парах и для дифференцированной работы.

Примечание: данная тема изучается в первых числах марта, поэтому урок посвящён наступающей весне.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использова-ние источников и средств обучения

1.Орг. момент

- Рано утром все проснулись,

  Потянулись, улыбнулись…

  Как узнает детвора,

- Что в школу им давно пора?

- Ответить на этот вопрос вам поможет ребус:C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpg

 

– Часы.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес

Коммуникативные УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

2. Актуализа-ция    знаний

- Запишите, какое время они показывают.

Для этого вставьте такие буквы на месте пропусков,

которые обозначат мягкость предыдущих согласных звуков.

   ВОС__М__  

                                                                                 

     ВОС__М__                                                                                                                                                        

     

    C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img009.jpg

- Почему задание было одно, а выполнили по-разному?    

Двое учащихся пишут с обратной стороны доски, остальные в тетрадях

           ВОС Е М Ь                                                               (нет)   ВОС Ь М И

                     

 – Потому что есть несколько букв – показателей мягкости          

 согласных звуков на письме.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной  и письменной форме

На доске слова с пропущенными буквами

3. Тема урока

- Сформулируйте тему урока

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить лишь об одной из таких букв, посмотрите внимательно на ребус и уточните тему урока.

C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpg

- Буквы  -  показатели  мягкости согласных звуков на письме.

 – Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме.

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему мнению

4. Цели урока

- Какие цели вы перед собой ставите?

  (Схема на доске:)

- Кто перед собой поставил такую же  цель?

- Какие ещё цели вы перед собой ставите?

 (Схема на доске:)

- Кто перед собой поставил такую же  цель?

- Какие ещё цели вы перед собой ставите?

 (Схема на доске:)

 

- Кто перед собой поставил такую же  цель?

- Узнать особенности этой буквы – показателя мягкости согласных звуков на письме.

 

- Узнать,  где в слове может встретиться буква ь -  показатель мягкости согласных звуков на письме.

- Узнать, после каких букв или  между какими буквами пишется буква ь – показатель мягкости.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

Схемы на карточках

5. Планируемые      результаты

- Чему вы хотите научиться на этом уроке?

 - Научиться  правильно обозначать мягкость согласных звуков на письме буквой ь.

– Научиться отличать слова, в которых пишется буква ь от слов, в которых не пишется буква ь.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

6.   Средства

    достижения

- Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?

 - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации

7. Оценочная    деятельность

- Тает снег, бегут ручьи

   Уже повеяло весною.

- И хоть в окне мы видим ещё зимний пейзаж, но уже наступил первый месяц   весны,  и мы с нетерпением ждём  примет её появления. Какие приметы   весны вы знаете?

- Нарисуйте сугроб. Отметьте ту часть сугроба, где появилась проталина, размер которой соответствует вашим знаниям по этой теме.

C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpgC:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpg

Личностные УУД:

- способность к самооценке

8. Чистописание

- На какую букву похожа капля, падающая с тучки?

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит

Слово мягко прозвучит.

                     (А.Шибаев)

- При написании ь с какими буквами используется нижнее соединение?

- Пропишите:  Ь   ЬЛ   ЬМ 

- Подчеркните наиболее понравившееся соединение.

- При написании ь с какими буквами используется соединение «петля»?

- Пропишите:  Ь   ЬЧ    ЬК

- Подчеркните наиболее понравившееся соединение.

- Пригрело солнышко, и начал таять снег. Поможем снежинкам растаять.

- Пропишите правильно недостающую букву или соединение.

ВОС  21.gif ОЕ                                       ВОСЬМОЕ


СОСУЛ
21.gif А                                              СОСУЛЬКА

МАЛ
21.gifИК                                                 МАЛЬЧИК
УЧИТЕЛ
 21.gif                                                УЧИТЕЛЬ

Учащиеся вставляют недостающую букву или соединение.

Регулятивные УУД:

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия

9. Раскрытие

    темы урока

- Что общего у всех этих слов?

- Разделите эти слова на группы.

предметы

числительное

МАЛЬЧИК

УЧИТЕЛЬ СОСУЛЬКА

ВОСЬМОЕ

1.

2.

одушевлённые предметы

МАЛЬЧИК

УЧИТЕЛЬ

ВОСЬМОЕ

СОСУЛЬКА

3.

два слога

три слога


МАЛ
ЬЧИК

СОСУЛЬКА
УЧИТЕЛ
Ь

ВОСЬМОЕ

4.

звуков столько же сколько и букв

звуков меньше, чем букв

ВОСЬМОЕ

СОСУЛЬКА
МАЛ
ЬЧИК
УЧИТЕЛ
Ь

- Почему в слове ВОСЬМОЕ - звуков столько же сколько и букв.

- Почему в остальных словах  звуков меньше, чем  букв.

- Какую первую  цель вы перед собой ставили?

- В чём же её особенность?

(Схема на доске дополняется:)

- Кто перед собой поставил такую же  цель? Достигли её?

5. – Как ещё можно разделить слова на две группы?

мягкий знак в середине слова

мягкий знак на конце слова

МАЛЬЧИК

СОСУЛЬКА

ВОСЬМОЕ

УЧИТЕЛЬ

- Как схематично изобразим  место буквы ь в словах 1 столбика?

- Как схематично изобразим  место буквы ь в словах 2 столбика?

- Какую ещё цель перед собой ставили?

 (Схема на доске:)

- Кто перед собой поставил такую же  цель? ----Узнали?

 - Во всех словах есть мягкий знак.

 – Буква Е, в позиции после гласной, обозначает два звука, а буква ь – звука не обозначает.

 – Буква ь – звука не обозначает.

 - Узнать особенности этой буквы – показателя мягкости согласных звуков на письме.

– Буква ь – звука не обозначает.

 – Да.

- Узнать,  где в слове может встретиться буква ь -  показатель мягкости согласных звуков на письме.

 -  Да. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме может стоять как в середине слова, так и на конце слова.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Познавательные УУД:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения поставленных задач;

- обобщать, выводить общность для целого ряда объектов

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи

Схемы на  доске дополняются

Схемы на  доске дополняются

10.  Словарная

 работа

- Разгадайте словарные слова, зашифрованные в виде ребусов.Изображение 065

ПАЛЬТО

ДЕКАБРЬИзображение 066Изображение 067

ФЕВРАЛЬ

 

- Что общего у всех этих словарных слов?

- Какое слово лишнее?

- Какую работу здесь выполняет мягкий знак?

Учитель убирает разгаданные ребусы, перед детьми открывается весенняя поляна.

- Учащиеся показывают безударные гласные на веерах, затем записывают с комментирова-нием.

- Во всех словах есть мягкий знак. (Это всё неодушевлённые предметы, два  слога в каждом слове.)

 - ПАЛЬТО.

 - Буква ь – показатель мягкости согласных на конце и в середине слова.

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию для решения поставленной задачи

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию

Интерактив-ная доска

11. Пальчиковая      гимнастика

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра зайки,

Веселитесь на лужайке.

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни

12. Первичное      закрепление

Фонетический  разбор слова

- В марте, когда ещё повсюду снег, в наших домах появляются букеты цветов. С каким праздником это связано?

- В каком слове этого словосочетания есть мягкий знак?

- Какую работу он здесь выполняет?

ВОСЬ  МОЕ – [В А С, М О Й, Э]– 2 слога, 7 букв, 7 звуков.

. . .   . . ..

- Что можете сказать о букве ь.

- Тогда зачем же она нужна в этом слове?

- Между какими буквами она стоит?

- Покажем схематично:

(Аналогичная работа проводится со словами: мальчик и учитель.)       

 - Какие ещё цели вы перед собой ставили?

- Узнали?

Синтаксический разбор предложения

- Составьте предложение со словами из минутки чистописания.

На восьмое марта мальчик  подарил учительнице цветы.(повеств., невоскл., двусост., распр.)

 - Восьмое марта.

- Восьмое.

 - Буква ь  – показатель мягкости согласных  в середине слова.

 - Буква ь – звука не обозначает.

 - Буква ь – показатель мягкости согласного звука [С,] в середине слова.

 - После буквы С, обозначающей мягкий согласный звук [С,] и перед буквой М, обозначающей твёрдый согласный звук [М].

- Узнать, после каких букв или  между какими буквами пишется буква ь – показатель мягкости.

 – Да. (Делают вывод по схеме)

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Работа в парах

(развитие орфографической зоркости)

Работа в парах

I пара

Проверь правильность написания

+ - верно  - - неверно

денки

пеньки

менше

лен

польза

светофор

Проверка

I пара

-

+

-

-

+

                         

                        Работа в парахсветофор

                        II пара

Проверь правильность написания

+ - верно   - - неверно

борьба

тен

палцы

судьба

седмое

     Взаимопроверка

Проверка

II пара

+

-

-

+

-

 

«Секрет»

I пара

Гр* ч   в   в*зд*х*   -   в*сн*   н*   *л*ц*.

«Секрет»

II пара

**а*   *  *о**у*е -  *е**а      у*и*е.

Грач в воздухе – весна улице.

- К нам на полянку прилетели грачи.

Учащиеся выполняют работу в парах, затем поворачиваются к соседней паре и отдают ей карточку на проверку. Правильность выполнения задания проверяется по «ключу», имеющемуся в конверте соседней пары

После проверки работы, соседние пары   обмениваются  «секретами»

   и, получив «секреты»,  восстанавливают пословицу о весне.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания

Коммуникативные УУД:

- контролировать действия партнёра;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Карточки

для работы

в парах,

конверты с «ключами» для провер-ки и с «секретика-ми»

Картина с изображен-ием весенней

полянки  дополняется изображен-ием грачей.

Grach1.jpg

13. Физминутка

Быстро к речке мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Хорошо мы освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе «раз» - это «брас».

Одной,  другой – это «кроль».

Вышли на берег крутой

На полянке мы лесной.

- В каких словах услышали мягкий согласный на конце слова?

- Как будем обозначать на письме?

Учитель называет предметы с лесной полянки: пень, бельчонок, лось, колокольчик, ель…

Учащиеся, если слышат в слове на конце мягкий согласный звук, приседают, а если, в середине слова необходимо обозначить мягкость согласного звука с помощью буквы ь, то хлопают.

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни

Картина с изображен-ием весенней

полянки  

14.

Самостоятельная работа (разноуровневая)

1 уровень

Спиши выделенные слова, вставляя, где нужно букву ь. Подчеркни ь.

1. На математике мы писали цифру шест_.  Прыгун взял в руки шест_.

 2. Ученик взял в руки мел_.  Корабл_    сел на мел_ .

2 уровень

Спиши, вставляя, где нужно ь.

  1. дерев_я
  2. пел_
  3. пал_то
  4. мал_чик
  5. лос_

3 уровень

Отгадай и запиши слова.

 Подчеркни ь – обозначающий мягкость согласных звуков -,

ь – разделительный =.

1. С п остался от срубленного  дерева.

2. С т падает от каждого  предмета.

3. С л мешает работать.

4. С д идёт после утра.

5.  К одному из них добавишь

    справа КИ  и наступят тёплые  

Учащиеся сами определяют, насколько хорошо они поняли тему урока и выбирают карточку соответствующе-го  уровня.

Учащиеся проверяют  правильность выполнения работы по эталону (на слайде презентации).

Личностные УУД:

- способность к самооценке

Карточки

для дифференцированной работы

1191269027_c4112

12.

Итог урока

- Вспомните тему урока.

- Вспомните задание с часами, выполните его так, чтобы слова соответствовали схемам:

C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img009.jpg

ВОС__М__      

                                                                     ВОС__М__                                                                                                                                                        

     

   

- Какие цели вы ставили в начале урока?

- Смогли ли вы достичь поставленных целей?

- Что помогло вам в этом?

- А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей?

- Что помешало вам достичь некоторые из поставленных целей?

- Посмотрим, что произошло с вашими сугробами. Отметьте теперь, как изменился размер проталинки на вашем сугробе.

C:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpgC:\Documents and Settings\456\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpg

- Сегодня  мягкий по натуре, добрый  ь  помог вам заработать хорошие отметки. (Обоснованное выставление отметок.)

Дома вы ещё раз отработаете умение писать слова с буквой ь в середине и на конце слова при  выполнении  упр. 193 на стр. 115 учеб.

-  Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме.

(нет)  ВОС Ь М И

                                                                   ВОС ЕМ Ь

Учащиеся  по схематическому плану вспоминают цели.

Познавательные УУД:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД:

- способность к самооценке

13. Рефлексия

- Сегодня мы говорили о весенних приметах. И самая красивая из них – это появление подснежников. Пусть сейчас в нашем классе расцветут подснежники, выражающие результаты вашего труда.

   Я смог(ла) с заданиями по         новой теме  справиться  самостоятельно.              

 Я смог(ла) с заданиями по новой теме  справиться с помощью (учителя, напарника).         

 Я не смог(ла )  справиться с заданиями по новой теме, но хочу попробовать выполнить их ещё раз.  

- Посмотрите, какая красивая весенняя полянка у нас получилась!

Учащиеся поднимают вверх цветочки того цвета, который по их мнению ярко характеризует результаты их труда на уроке.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


Литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык». Учебник для 2 класса. изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011..
  2. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 288с.
  3. Планируемые результаты НОО/ Л.Л.Алексеева и др.; под ред. Г.С.Ковалевой. – М.: Просвещение, 2010. – 120с.
  4. Проблемно-диалогические уроки в начальном и среднем звене (опыт работы школы №1358 г. Москвы с углубленным изучением иностранных языков)/ Науч.ред. Е.Л.Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2005. - 84с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь»....

Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных на письме

Представлены способы выявления обозначения мягкости согласных на письме....

Урок русского языка "Мягкий знак как показатель мягкости"

Урок составлен в соответствии по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Урок дополняется презентацией...

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...