Конспект урока "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока помогает обучающимся созавать условия для приобретения навыков определения рода имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass_tema_rod_imen_sushchestvitelnyh.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Утянская СОШ
Конспект урока по русскому языку
3 класс
Тема: «Род имен существительных».
Составитель: Шарай Е.В.
учитель начальных классов
МКОУ Утянская СОШ
февраль 2022 г.
Урок русского языка 3 класс.
Тема: Род имён существительных.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России», карточки со словами, сигнальные карточки, смайлики, презентация.
Цель: создать условия для приобретения навыков определения рода имён существительных.
Задачи: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;
развивать и обогащать речь учащихся;
развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки.
сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имен существительного.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
ценностное отношение к процессу определения рода имен существительных;
осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные действия:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию на уроке.
Предметные действия:
знание о постоянных признаках существительного;
умение применять знания в жизненных ситуациях;
умение определять род существительных
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этапы работы | Содержание работы | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; - помочь принять правильную позу; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесно - индуктивный. | Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. -Ребята, у вас у всех на партах, лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, мне сейчас тот смайлик, который соответствует вашему настроению? (показывают смайлик) -Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы? (Да). Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа. -Девизом нашего урока будут слова: Постараюсь всё понять- буду грамотно писать. Слайд1 -Тогда вперед! |
2 | Актуализация знаний. Чистописание Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - учиться каллиграфически писать; - показать умение работать со словами -находить корень; -уметь разобрать слово по составу. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - организовать работу по выявлению части речи -организовать лексическую работу со словами; Методы: - объяснительно-иллюстративный: 1) практико – ориентированный -частично- поисковые: 1) словесно- индуктивный. | Как вы думаете, с чего мы начнём? (с чистописания) - Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. -Следите за осанкой - Прочитайте цепочку из букв (орд). Слайд2 - Назовите каждую букву грамотно. - Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)? -Составьте цепочки из этих букв орд дор орд одр род рдо (пишем всю строчку) Самооценка. Оцените свою работу (посмотрите и обведите простым карандашом ту цепочку из букв, которая у вас лучше всех получилась) - Какую цепочку можно назвать словом? ( РОД) - А что обозначает слово РОД? (Это семья, родня) - Подберите к слову РОД однокоренные слова (родня, родной, Родина) - В слове РОД тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть, но чуть позже. -А сейчас, не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово. Слайд3 Рисунок. - Разберите это слово по составу. (1ученик к доске, проверяем) -Какой частью речи является данное слово? (сущ.) -О чем дальше будем говорить на уроке? (об именах существительных) - Что вы знаете еще об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, как член предложения может быть подлежащим, одуш и неодуш, ед.ч.и мн.ч., собст.и нариц.) -Дайте, пожалуйста характеристику слову рисунок (сущ, отвечает на вопрос что?,неодуш, ед.ч.,нариц.) |
3 | Постановка проблемы Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - показать умение распознавать слова по родам Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: - создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. - организовать постановку цели урока - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. Методы: - объяснительно-иллюстративный: 1) практико – ориентированный -частично- поисковые: 1) словесно- индуктивный | -Прочитайте отрывок из стихотворения Слайд 4 (фронтальная работа) С.сна, в.да, д.ла, тр.ва – Проверить надо все слова. Безударный гласный – Стоп! Писать опасно! - В какой части слова находится данная орфограмма?(в корне) - Как проверить проверяемые гласные в корне слова? (изменить слово, подобрать проверочное слово так, чтобы безударный звук стал ударным). -Объясните правописание слов с пропущенными буквами (разбираем каждое слово) -Выпишите из данного отрывка только имена существительные, изменив число. (самостоятельная работа) ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС - Какие имена существительные вы выписали? (сосны, воды, дело, травы) ( проверка по эталону) -Посмотрите внимательно и скажите, какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Лишнее слово дела, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном) (Данное слово убираем с доски)
-Молодцы. -Ребята, вспомните, в начале урока мы с вами писали минутку чистописания -Какую цепочку мы назвали словом? ( РОД) -Значит, нам с вами надо существительные распределить по родам? - Может, кто знает, как определить род существительных? (Нет, не знаем) -Тогда попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Тема: «Род имени существительного») - Давайте откроем учебник и прочитаем тему урока. Слайд5 - Какова наша цель на этом уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного и научиться определять род имен существительных.) Слайд6 - А как узнаете, что достигли цели? (Сможем определять род.)
Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу моя: Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род — оно, моё:
- Имена существительные бывают: мужского рода (он, мой);, женского рода (она, моя); среднего рода ( оно, моё). (прикрепить на доску табличку м.р., ж.р., с.р.) |
4 | Изучение нового материала Цели, которые ставит перед собой учащийся: - научиться распознавать имена существительные по родам Цели, которые ставит перед собой учитель: -показать практическую значимость изучаемого материала; -зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; -развивать способность давать адекватную самооценку и оценку своих товарищей; - составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных Методы: -репродуктивные: 1)словесно-дедуктивный; 2)практико-ориентированный. Развитие аналитико-синтетической деятельности. Индивидуальный подход. Развитие самоконтроля. | - Как называется род имён существительных? (мужской, женский, средний) - А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. -А секрет лежит у вас на парте (каждому ребёнку карточка): (Читаем вместе) Женский род запомню я - Какие слова- помощники мы будем использовать? (местоимения) -Что такое местоимения? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) - Объясните, как определить род имен существительных? (нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё.) - Давайте действовать по АЛГОРИТМУ определения рода имён существительных. Слайд7 1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что? 2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно. 3. Делаю вывод: стол (он) – мужской род, тарелка (она) – женский род, ведро (оно) – средний род. - Давайте попробуем, используя алгоритм определить род существительного сосна (спросить ученика) -Итак, вернемся к нашим существительным. Определите род существительных. Работа в парах с комментированием, применяя алгоритм. (проверяем сигн.карт.) 1столбик: малыш, котенок 2столбик: постель, окно, пурга, вой. ж.р. м.р. с.р. сосна дело вода трава -Молодцы. |
5 | Физкультминутка Соблюдение охранительного режима. | |
6 | Закрепление нового материала Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Цели для учащихся: -научиться самостоятельно определять род имени существительного; -выполнять самостоятельно работу. Методы: -репродуктивные: 1) наглядно-дедуктивный; 2)практико-дедуктивный Активизация познавательной и речевой деятельности. | -Что вам помогло распределить правильно слова по родам? (слова- помощники) -Какие слова – помощники помогают определить муж. род? жен. род? сред. род? - Кто сможет ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: как определить род имен существительных? (нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё. ) -Давайте проверим наши выводы. В учебник на странице19 -Прочитайте -Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя «открыли»? (да). -Как правильно сказать: имеет род или изменяется по родам? (Имеет род) -Запомните! Имя существительное имеет род: м., ж, ср. А по родам не изменяется. -Мы с вами открыли тайну языка, ещё один грамматический признак имени существительного. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Карточка №1
-Будем работать самостоятельно. Запишите в тетрадь существительные и определите род имен существительных Дорога, полено, шмель, солнце, стул, лампа. -Проверка по эталону. Слайд 8 Дорога (ж.р.), полено (ср. р.), шмель (м.р.), солнце (ср. р.), стул (м.р.), лампа (ж.р.).
-У кого так получилось, поднимите сигн. карт. -Молодцы. - А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в группах. На карточках №2. Вспомните правила работы в группе ( Работа над составлением текста на тему «Весна» по опорным словам: весна, ручей, солнце, природа.) Вот и настала долгожданная _______ . По дороге бежит журчащий ________. Весеннее ________ освещает все вокруг. ___________ оживает. Как красиво весной! -Определить род вставленных существительных -Отвечает группа, выполнившая быстрее всех. -Проверяем на экране Слайд 9 Вот и настала долгожданная весна (ж.р.). По дороге бежит журчащий ручей (м.р.). Весеннее солнце (ср.р.) освещает все вокруг. Природа (ж.р.) оживает. Как красиво весной! -Чему учились, выполняя это задание? (находить сущ., определять род) |
7 | Итог урока. Цели: - оценить результаты собственной деятельности; -зафиксировать новое содержание урока. Методы: словесно-индуктивный Анализ и оценка работы обучающихся. Рефлексия. Цели: -организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. Методы: словесно-индуктивный | Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. -Вам понравился урок? (Ответы детей) - Что нового вы узнали сегодня на уроке? (род имен сущ.) – Как определить род имени существительного? (с помощью слов-помощников) - Какую цель ставили мы на уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного и научиться определять род имен существительных) Слайд10 -Достигли цели? (Да) -Вспомните девиз нашего урока. (: Постараюсь всё понять- буду грамотно писать). Все были такими?(…..) Слайд11 -Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке? – Кто не доволен? Чем? Почему? (….) -Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, время для исправления ещё есть. – Я доверяю вам выставить себе оценку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя оценка и, я уверена, наши мнения совпадут. - Хочется поблагодарить вас за активность и творчество. - Вы хорошо поработали! Молодцы! - С каким настроением вы уходите с этого урока? (поднимают смайлик) |
8 | Домашнее задание Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения д/з | -Запишите дом.задание - упр. 415, выуч.правила на с. 19,21 (запись на доске)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .
Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...