Конспект урока "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шарай Елена Валерьевна

Конспект урока помогает обучающимся созавать условия для приобретения навыков  определения  рода имён существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Утянская СОШ

Конспект урока  по русскому языку

3 класс

 

 

Тема: «Род имен существительных».

Составитель: Шарай Е.В.

учитель начальных классов

МКОУ Утянская СОШ

                                                                                                       

февраль 2022 г.

Урок русского языка 3 класс.

Тема: Род имён существительных.

Тип урока:  Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России», карточки со словами, сигнальные карточки, смайлики, презентация.

Цель: создать условия для приобретения навыков  определения  рода имён существительных.

Задачи: познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных;

развивать и обогащать речь учащихся;

развивать интеллектуальные и коммуникативные   навыки.

сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имен существительного.

Формирование УУД:

Личностные действия:  (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

ценностное отношение к процессу определения рода имен существительных;

осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные действия:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию на уроке.

Предметные действия:

знание о постоянных признаках существительного;  

умение применять знания в жизненных ситуациях;

умение определять род существительных

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этапы работы

Содержание работы

1

Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесно - индуктивный.

 Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Ребята, у вас у всех на партах, лежат смайлики. Покажите, пожалуйста, мне сейчас тот смайлик, который соответствует вашему настроению?  (показывают смайлик)

-Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы?  (Да).

Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа.

-Девизом нашего урока будут слова:  Постараюсь всё понять- буду грамотно писать. Слайд1

-Тогда вперед!

2

Актуализация знаний. Чистописание

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- учиться  каллиграфически  писать;

- показать умение  работать со словами

-находить корень;

-уметь разобрать слово по составу.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- организовать работу по выявлению  части речи

-организовать лексическую работу со словами;

Методы:

- объяснительно-иллюстративный:  

1) практико – ориентированный

 -частично- поисковые:

1) словесно- индуктивный.

Как вы думаете, с чего мы начнём? (с чистописания)

- Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

-Следите за осанкой

- Прочитайте цепочку из букв (орд). Слайд2

- Назовите каждую букву грамотно.

- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)?

-Составьте цепочки из этих букв орд

дор орд одр род рдо (пишем всю строчку)

Самооценка. Оцените свою работу (посмотрите и обведите простым карандашом ту цепочку из букв, которая у вас лучше всех получилась)

- Какую цепочку можно назвать словом? ( РОД)

- А что обозначает слово РОД? (Это семья, родня)

- Подберите к слову РОД однокоренные слова (родня, родной, Родина)

- В слове РОД тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть, но чуть позже.

 -А сейчас, не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово. Слайд3

Описание: https://urok.1sept.ru/articles/418995/img1.gif

Рисунок.

- Разберите  это  слово  по  составу. (1ученик к доске, проверяем)

-Какой частью речи является данное слово? (сущ.)

-О чем дальше будем говорить на уроке? (об именах существительных)

- Что вы знаете еще об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?,  как член предложения может быть подлежащим, одуш и неодуш, ед.ч.и мн.ч., собст.и нариц.)

-Дайте, пожалуйста характеристику слову рисунок (сущ, отвечает на вопрос что?,неодуш, ед.ч.,нариц.)

3

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- показать умение распознавать слова по родам  

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

- организовать постановку цели урока - установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный:  

1) практико – ориентированный

 -частично- поисковые:

1) словесно- индуктивный

-Прочитайте отрывок из стихотворения Слайд 4  (фронтальная работа)

   С.сна, в.да, д.ла, тр.ва –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный –

Стоп!

Писать опасно!

- В какой части слова находится данная орфограмма?(в корне)

- Как проверить проверяемые гласные в корне  слова? (изменить слово, подобрать проверочное слово так, чтобы  безударный звук стал ударным).

-Объясните правописание слов с пропущенными буквами  (разбираем каждое слово)

-Выпишите из данного отрывка только имена существительные,  изменив число.  (самостоятельная работа)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Какие имена существительные вы выписали?   (сосны, воды, дело, травы)   ( проверка по эталону)

-Посмотрите внимательно и скажите, какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.

 (Лишнее слово дела, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном)      (Данное слово убираем с доски)

 

-Молодцы.

-Ребята, вспомните, в начале урока мы с вами писали минутку чистописания 

-Какую цепочку мы назвали словом? ( РОД)

-Значит,  нам с вами надо существительные распределить по родам?

- Может,  кто знает, как определить род существительных? (Нет, не знаем)

-Тогда попытайтесь сформулировать  тему нашего сегодняшнего урока. (Тема: «Род имени существительного»)

- Давайте откроем учебник и прочитаем тему урока.  Слайд5

-  Какова наша  цель  на этом уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного и научиться определять род имен  существительных.) Слайд6

-  А как узнаете, что достигли цели? (Сможем определять род.)


-Послушайте стихотворение:

 Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу моя:

Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род — оно, моё:

 

- Имена существительные бывают: мужского рода (он, мой);, женского рода (она, моя); среднего рода ( оно, моё).

(прикрепить на доску табличку  м.р., ж.р., с.р.)

4

Изучение нового материала

Цели, которые ставит перед собой учащийся:

- научиться распознавать имена существительные по родам

Цели, которые ставит перед собой учитель:

-показать практическую значимость изучаемого материала;

-зафиксировать новые знания в речи;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-развивать способность давать адекватную самооценку и оценку своих товарищей;

- составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных

Методы:   

  -репродуктивные:

1)словесно-дедуктивный;

2)практико-ориентированный.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Индивидуальный подход.

Развитие самоконтроля.

- Как называется род имён существительных? (мужской, женский, средний)

- А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

-А секрет лежит у вас на парте (каждому ребёнку карточка):  (Читаем вместе)

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – моё!
 

- Какие слова- помощники мы будем использовать? (местоимения)

 -Что такое местоимения? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него)

 - Объясните, как определить род имен существительных? (нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё.)

- Давайте действовать по АЛГОРИТМУ определения рода имён существительных.

  Слайд7

1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?

2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.

3. Делаю вывод: стол (он) – мужской род, тарелка (она) – женский род, ведро (оно) – средний род.

- Давайте попробуем,  используя алгоритм определить род существительного сосна (спросить ученика)

-Итак, вернемся к нашим существительным.  Определите род существительных.                 Работа  в парах с комментированием, применяя алгоритм.  (проверяем сигн.карт.)

1столбик: малыш, котенок

2столбик: постель, окно, пурга, вой.

ж.р.                                   м.р.                                              с.р.

сосна                                                                                    дело

вода

трава

-Молодцы.

5

Физкультминутка

Соблюдение охранительного режима.

6

Закрепление нового материала

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Цели для учащихся:

-научиться самостоятельно определять род имени существительного;

-выполнять  самостоятельно  работу.

Методы:

 -репродуктивные:

1) наглядно-дедуктивный;

2)практико-дедуктивный

Активизация познавательной и речевой деятельности.

-Что вам помогло распределить правильно слова по родам? (слова- помощники)

-Какие слова – помощники помогают определить муж. род? жен. род? сред. род?

- Кто сможет ответить на главный вопрос сегодняшнего урока:

как определить род имен существительных? (нужно подставить местоимения он мой, она моя, оно моё. )

-Давайте проверим наши выводы. В учебник на странице19

-Прочитайте

-Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя «открыли»? (да).

-Как правильно сказать: имеет род или изменяется по родам? (Имеет род)

-Запомните! Имя существительное имеет род: м., ж, ср. А по родам не изменяется.

-Мы с вами открыли  тайну языка, ещё один грамматический признак имени существительного.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Карточка №1

 

-Будем работать самостоятельно. Запишите в тетрадь существительные и определите  род  имен существительных

Дорога, полено, шмель, солнце, стул, лампа.

-Проверка  по эталону.  Слайд 8

Дорога (ж.р.), полено (ср. р.), шмель (м.р.), солнце (ср. р.), стул (м.р.), лампа (ж.р.).

 

-У кого так получилось, поднимите сигн. карт.

-Молодцы.

- А сейчас я предлагаю вам  выполнить творческое задание. Работа в группах. На карточках  №2.

Вспомните правила работы в группе

( Работа над составлением текста  на тему «Весна» по опорным словам: весна, ручей, солнце, природа.)

Вот и настала долгожданная  _______ . По дороге бежит журчащий   ________. Весеннее ________ освещает все вокруг. ___________ оживает. Как красиво весной!

-Определить род вставленных  существительных

-Отвечает группа, выполнившая быстрее всех.

-Проверяем на экране  Слайд 9

Вот и настала долгожданная  весна (ж.р.). По дороге бежит журчащий ручей (м.р.). Весеннее солнце (ср.р.) освещает все вокруг. Природа (ж.р.) оживает. Как красиво весной!

-Чему учились, выполняя это задание? (находить сущ., определять род)

7

Итог урока.

Цели:

- оценить результаты собственной деятельности;

-зафиксировать новое содержание урока.

Методы: словесно-индуктивный

Анализ и оценка работы обучающихся.

Рефлексия.

Цели:

-организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Методы: словесно-индуктивный

 Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

-Вам понравился урок? (Ответы детей)

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке? (род имен сущ.)

– Как определить род имени существительного? (с помощью слов-помощников)

- Какую цель ставили мы на уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного и научиться определять род имен  существительных) Слайд10

-Достигли цели? (Да)

-Вспомните девиз нашего урока. (:  Постараюсь всё понять- буду грамотно писать). Все были такими?(…..) Слайд11

-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?

– Кто не доволен? Чем? Почему? (….)

-Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, время для исправления ещё есть.

– Я доверяю вам выставить себе оценку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя оценка и, я уверена, наши мнения совпадут.

- Хочется поблагодарить вас за активность и творчество.

-  Вы хорошо поработали! Молодцы!

- С каким настроением вы уходите с этого  урока? (поднимают смайлик)

8

Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения д/з

-Запишите дом.задание   -   упр. 415, выуч.правила на  с. 19,21 (запись на доске)


-Встали. Урок окончен,  спасибо. Слайд12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...