конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочная деятельность учащихся на уроке, интересные подходы к рефлексивной деятельности.К данному уроку мною создана презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК "Перспектива",русский язык | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка,
3 «Д» класс МОУ лицей №9 Дзержинского района Волгограда,
УМК «Перспектива»
Учитель: Слесарева Ольга Петровна
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова. »
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний учащихся по данной теме.
Задачи: 1. Повторить общие сведения о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части.
2.Формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с корнями – омонимами
3. Вывести обобщенный способ действий при работе с однокоренными словами, учить работать со словообразовательным словарем, с Толковым словарем.
4. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать, обобщать полученные знания.
5.Воспитывать умение общаться, работать в парах, группах ,проявлять интерес к родному языку.
Оборудование: словообразовательные словари для групповой работы; учебник «Русский язык , 3 класс, часть 1» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, перфокарты для учащихся , презентация по теме урока, толковые словари.
Ход урока:
1.Организационный момент.
( ученица приветствует гостей)
- Мы рады приветствовать Вас в нашем классе!
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Учитель: - Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, интересное узнать!
2. АОЗ
а) Словарная работа ( записываем слова под диктовку учителя в 2 столбика)
капитан сегодня
октябрь лестница
ребята около
сирень вместе
аккуратный
Проверьте себя по эталону, оцените свою работу! Слайд
б) - Что вы знаете о корне слова? Какие слова называются однокоренными?
Сформулируйте тему урока! Слайд
в) Работа с пословицей. Слайд
«Ум да разум надоумят сразу. » Предлагаю взять ее в качестве девиза нашего урока.
- Как понимаете смысл данной пословицы?
- Чем еще интересна эта пословица? Какие, на ваш взгляд, однокоренные слова здесь встретились? Запишите пословицу в тетрадь. Сформулируйте цель нашего урока!
( Учиться находить однокоренные слова, правильно выделять корень, образовывать однокоренные слова, пополнять словарный запас, пользоваться справочной литературой)
3. Работа по теме урока
а) Работа в парах
Найдите в Толковом словаре значение слов ум, разум, надоумить
Будут ли эти слова однокоренными? Почему? Запишем это словообразовательное гнездо и выделим корень слова.
- А задумывались ли вы о том, как растут слова?
б) Цитата дня
«Слова – это как листья на дереве ,и , чтобы понять, почему лист таков, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!…»
в) Коллективная работа
Ученик читает стихотворение Е.Измайлова «Как растут слова» Слайд
- Уверены ли вы , что эти слова однокоренные? Докажите! На что, в первую очередь, мы должны обращать внимание?( на значение слова)
Записываем слова в тетрадь и выделяем корень в них. У нас получилось словообразовательное гнездо. Так легче найти общую часть в слове. Несколько слов можно разобрать по составу.
г) Упражнение в словообразовании. Работа в парах .Слайд
Образуйте словообразовательные гнезда с корнями труд , цвет
Проверка, оценивание работы Слайд
Физминутка. Слайд
«Доскажи словечко!»
Знает наша детвора:
Прятки - лучшая ( игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы ( играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и ( игрун).
Мой котенок шаловливый
Очень ласковый, ( игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная ( игрушка).
д) Проблемный вопрос для работы в группе.
- В одном из произведений К.Паустовского рассказывается о леснике, который любил «разбирать слова». Вот , например, как он размышлял над словом «родник». Слайд
«Родник родит реку, а река льется-течет через всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой.»
- Во время работы вы должны следовать плану , словообразовательные словари используем в случае затруднения при определении корня в словах.
е) Самостоятельная работа группы по предложенному плану. слайд
д) Проверка выполненной работы по эталону, оценивание. Слайд
- На доске расположена «Лестница успеха», каждая группа оценивает свою работу , располагая магниты на определенной ступеньке.
4. Рефлексия. Работа с перфокартой (самостоятельная, индивидуальная). Слайд
- Перед вами группы слов. В каждой группе определите, какое слово лишнее, отметьте его в перфокарте.
- 1.Белка, беленький, белить.
- 2.Водяной, водить, вода.
- 3. Лист, лисенок, лиса.
- 4.Корень, коржик, корневой.
- 5.Желток, желтый, железо.
- 6. Печка, печать, печурка.
- 7. Часть, часики, часы.
- 8.Пар, парик, париться.
9.Солома, соль, солонка.
5. Проверка выполненной работы, оценивание. Слайд
- Соедините последовательно ( сверху вниз) отмеченные слова и вы получите ломаную линию, которая похожа на корону. У кого нет ни одной ошибки, вы можете гордиться тем, что материал сегодняшнего урока усвоен отлично.
6. Подведение итогов урока. слайд
- Какие цели ставили на урок? Достигли поставленных целей? На что еще следует обратить внимание? В чем были затруднения?
- А теперь посмотрим, как весь класс усвоил материал сегодняшнего урока.
Скоро Новый год, и мы сейчас нарядим елочку. У кого за все виды заданий +, развесят желтые фонарики (магниты), 1-2 ошибки – синие, 3 и более ошибок – красные. ( дети по рядам выходят к доске и располагают магниты на елочке)
7 Задание на дом. Слайд
- Задание можно выполнить по выбору.
- Учебник - с.97 № 163
или
2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Нужны ли нам различные словари?»
«Как мне помогают словари?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.
Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс
Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...
Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...
конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".
ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...