Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Баранова Галина Николаевна

Рабочая программа, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе авторской примерной программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецким, М.В. Бойкиной «Русский язык" Москва, «Просвещение», 2019г. в соответствии с образовательной программой школы и учебным планом на 2022 – 2023 учебный год. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к родному русскому языку. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о значении русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3a.docx47.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

Баранова Г.Н.__________

Протокол №________

«______» _______ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________Махова Е.А.

«     » _______ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________ Власова М.С.

«      » ___________ 2022г.

Приказ №_______________

ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2022 – 2023учебный год

Тип программы:

рабочая программа, составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе авторской примерной программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецким, М.В.  Бойкиной «Русский язык" Москва, «Просвещение», 2019г. в соответствии с образовательной программой школы и учебным планом на 2022 – 2023 учебный год

Уровень программы:

базовый

Класс:

Количество часов:

4 часа в неделю (136 часов за год)

УМК:

 "Русский язык" 3класс. Учебник в 2-х частях, авторы:

 В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Москва, «Просвещение», 2019 год.

Учитель:

Баранова Галина Николаевна, высшая квалификационная категория

г.о. Жуковский

2022 – 2023 учебный год


  Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»;
  4. На основе примерной Программы начального образования по русскому языку;
  5. На основе авторской программы для 3 классов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Пропись», М: Просвещение, 2018г., В.П. Канакиной  В.Г.Горецким , М. В Бойкиной «Русский язык" М: Просвещение, 2018г.;
  6. Учебного плана МОУ средней школы № 12 и основной образовательной программы начального общего образования.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к родному русскому языку. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о значении русского языка.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 3 класса с учетом межпредметных связей.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы:

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; -осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

            -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной д 

Обучающиеся получат возможность научиться:

          - формирование личностного смысла учения.

          - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в   информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу урока.

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

- обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.

- ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

- оценивать свою работу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  

          соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее    эффективные способы достижения результата.

         -использованию знаково-символических средств представления информации

        -активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и           познавательных задач.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом;

- овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с   целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- умению работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использованию различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

-овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- отвечать на вопросы учителя;

- осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе;

- применять правила работы в парах;

- работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем

Обучающиеся получат возможность научиться:

- определению общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

- овладению начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладению базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты обучения

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающиеся научатся:

•        участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•        применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

•        анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•        строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

•        понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

•        понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

•        восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

•        распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

•        замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•        знакомиться с жанрами объявления, письма;

•        строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

•        пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•        письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•        составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

•        использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

•        пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

•        находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

•        проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающиеся научатся:

•        характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

•        определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

•        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

•        осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

•        произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

•        использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

•        применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

•        пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

•        оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

•        соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•        пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающиеся научатся:

•        находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

•        наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

•        иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

•        иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

•        наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

•        распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•        иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

•        пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•        замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

•        оценивать уместность использования слов в тексте;

•        подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•        размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

•        приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова

Обучающиеся научатся:

•        владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

•        различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

•        различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•        находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

•        выделять нулевое окончание;

•        подбирать слова с заданной морфемой;

•        образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•        различать изменяемые и неизменяемые слова;

•        узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•        сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•        соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•        осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

•        наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

•        разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

•        подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающиеся научатся:

•        распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•        распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

•        распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

•        распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);

•        распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•        узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

•        устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

•        узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

•        подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

•        наблюдать за словообразованием частей речи;

•        замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающиеся научатся:

•        различать предложение, словосочетание и слово;

•        выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

•        определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•        различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•        находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•        устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•        соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•        различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

•        отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

•        разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•        выделять в предложении основу и словосочетания;

•        находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

•        опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

•        выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающиеся научатся:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

•        непроизносимые согласные;

•        разделительный твёрдый знак (ъ);

•        непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•        гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•        мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•        безударные родовые окончания имён прилагательных;

•        раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

•        раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•        соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•        Е и И в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

•        запятая при обращении;

•        запятая между частями в сложном предложении;

•        безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Содержание программы

3 класс, 136ч.

Язык и речь (14ч)

 Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии c целями и условиями общения. Формирование представлений o языке как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку. Текст. Предложение.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи. Составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (14 ч)

 Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

 Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа co словарём омонимов. Слово и словосочетание.

 Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа co словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном? имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, o корне слова.

Слово и слог.

Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь).

Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи. Подробное изложение c языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану.

Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (12 ч)

Корень слова.

Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне.

 Сложные слова.

 Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова. Разбор слова по составу.

 Знакомство co словообразовательным словарём.

 Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

 Разбор слова по составу.

Развитие речи Сочинение по репродукции картины.

 Редактирование предложений c неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста c языковым анализом.

Правописание частей слова (20 ч)

Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.

 Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Формирование уважительного отношения к истории языка.

 Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

 Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.

 Правописание слов c удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

 Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).

 Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

Части речи (64 ч)

 Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

 Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

 Винительный падеж. Творительный падеж.

 Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

 Имя прилагательное.

Лексическое значение имён прилагательных.

Связь имени прилагательного c именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

 Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

 Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

 Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

 Личные местоимения единственного и множественного числа.

 Род местоимений 3-го лица единственного числа.

 Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

 Морфологический разбор местоимений.

 Глагол. Значение и употребление в речи.

Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).

 Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений c нарушенным порядком слов.

Повторение (12ч.)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь.

14

2

Слово в языке и речи.

14

3

Состав слова.

12

4

Правописание частей слова.

20

5

Части речи.

64

6

Повторение.

12

Итого:

136 часов

                                             

Учебно-тематический план и контрольные работы

Тема раздела

Часы

Контрольные работы

1

Язык и речь

14

Контрольный диктант-1

2

Слово в языке и речи

14

Контрольный диктант-1

Контрольное списывание - 1

3

Состав слова

12

Контрольный диктант-1

4

Правописание частей слова

Правописание частей слова

8

12

Контрольный диктант-2

5

Имя существительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

16

14

15

3

16

Контрольный диктант-4

Контрольное списывание-1

6

Повторение

12

Итоговый контрольный диктант-1

Итого:

136

Контрольный диктант-10

Контрольное списывание -2

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык» в 3 классе (170ч.)

№ п/п

урока

Тема занятия

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

Язык и речь (14ч.)

1

 Наша речь. Виды речи.

01.09-02.09

2

Наш язык. Для чего нужен язык.

3

Текст. Типы текстов.

05.09-09.09

4

Предложение.

5

Виды предложений по цели высказывания.

6

Виды предложений по    интонации.

7

Предложения с обращением.

12.09-16.09

8

Главные и второстепенные члены предложения.

9

Простое и сложное предложение.

10

Входная контрольная работа.

11

Анализ работы.

19.09-23.09

12

Словосочетание.

13

Обучающее изложение.

14

Анализ изложения.

Слово в языке и речи (14ч.)

15

Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные.

26.09-30.09

16

Синонимы и антонимы. Омонимы.

17

Слово и словосочетание.

18

Фразеологизмы. Проект «Фразеологизмы»

19

Обучающее изложение Н. Сладков «Елочка»

03.10-07.10

20

Контрольное списывание №1

21

Анализ работ.

22

Имя существительное.

23

Имя прилагательное.

17.10-21.10

24

Глагол.

25

Что такое имя числительное?

26

Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки.

27

Контрольный диктант №2

24.10-28.10

28

Анализ работ. Работа над ошибками.

Состав слова (12ч.)

29

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?    

30

Сложные слова.

31

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

31.10-04.11

32

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

33

Значение приставок.

34

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

35

Значения суффиксов.

07.11-11.11

36

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова

 «В голубом просторе»

37

Что такое основа слова?

38

Обобщение знаний о составе слова.

39

Контрольный диктант № 3 по теме: «Состав слова»

14.11-18.11

40

Анализ контрольного диктанта.

Обобщение знаний о составе слова. Проект «Семья слов»

Правописание частей слова(20ч.)

41

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

42

Правописание слов с безударными гласными в корне.

28.11-02.12

43

Правописание слов с безударными гласными в корне.

44

Правописание слов с безударными гласными в корне.

45

Проверка слов с парными согласными в корне.

46

Правописание слов с парными согласными в корне.

05.12-09.12

47

Обучающее изложение.

48

Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание орфограмм в корне слова».

49

Работа над ошибками.

50

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

12.12-16.12

51

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

52

Правописание слов с удвоенными согласными.

53

Правописание слов с удвоенными согласными.

54

Правописание суффиксов и приставок.

19.12-23.12

55

Правописание суффиксов и приставок.

56

Правописание приставок и предлогов

57

 Разделительные твердый и мягкий знаки.

58

Разделительные твердый и мягкий знаки.

26.12-30.12

59

Контрольный диктант №5 по теме: «Правописание орфограмм в корне слова».

60

Работа над ошибками.

Части речи (64ч.)

61

Части речи.

62

Имя существительное и его роль в речи.

09.01-13.01

63

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

64

Обучающее изложение

65

Собственные и нарицательные имена существительные.

66

Проект «Тайна имени»

17.01-20.01

67

Число имен существительных

68

Род имен существительных.

69

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

70

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

23.01-27.01

71

Контрольный диктант №6 по теме:

«Род и число имен существительных»

72

Работа над ошибками

73

Склонение имен существительных.

74

Падеж имен существительных.

30.01-04.02

75

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

76

Именительный падеж имен существительных.

77

Родительный падеж имен существительных.

78

Дательный падеж имен существительных.

06.02-10.02

79

Винительный падеж имен существительных.

80

Творительный падеж имен существительных

81

Предложный падеж имен существительных.

82

Закрепление пройденного.

13.02-17.02

83

Закрепление пройденного.

84

Контрольный диктант №7 по теме: «Имя существительное»

85

Работа над ошибками

86

 Значение и употребление имен прилагательных в речи.

27.02-03.03

87

Роль прилагательных в тексте. Текст – описание.

88

Отзыв о картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь»

89

Род имен прилагательных.

90

Изменение имен прилагательных по родам.

06.03-10.03

91

Число имен прилагательных.

92

Изменение имен прилагательных по падежам.

93

Изменение имен прилагательных по падежам.

94

Обучающее изложение

13.03-17.03

95

Обобщение знаний.

96

Обобщение знаний.

97

Контрольный диктант №8 по теме: «Имя прилагательное»

98

Работа над ошибками.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

29.03-24.03

99

Личные местоимения.

100

Изменение личных местоимений по родам.

101

Изменение личных местоимений по родам.

102

Глагол.

27.03-31.03

103

Значение и употребление глаголов в   речи.

104

Значение и употребление глаголов в   речи.

105

Неопределенная форма глагола.

106

Неопределенная форма глагола.

10.04-14.04

107

Число глаголов.

108

Времена глаголов.

109

Времена глаголов. 2- е лицо глаголов.

110

2- е лицо глаголов.

17.04-21.04

111

Изменение глаголов по временам.

112

Изменение глаголов по временам.

113

Род глаголов в прошедшем времени.

114

Контрольное списывание №2

24.04-28.04

115

Род глаголов в прошедшем времени.

116

Правописание частицы не с глаголами.

117

Правописание частицы не с глаголами.

118

Обобщение знаний о глаголе.

01.05-05.05

119

Обобщение знаний о глаголе.

120

Обучающее изложение.

121

Работа над ошибками.

122

Закрепление пройденного.

08.05-12.05

123

Контрольный диктант №9 по теме: «Глагол»

124

Работа над ошибками.

Повторение (12ч.)

125

Части речи.

126

Части речи.

15.05-19.05

127

 Обобщение изученного о слове, предложении.

128

Обобщение изученного о слове, предложении.

129

Правописание окончаний прилагательных

130

Правописание приставок и предлогов.

22.05-26.05

131

Правописание безударных гласных.

132

Правописание значимых частей слова.

133

Итоговый контрольный диктант №10

134

Работа над ошибками

135

Правописание значимых частей слова.

136

КВН «Знатоки русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...