Разработка урока русского языка 3 класс " Парная согласная"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс
Самолюк И.В., учитель начальных классов
Тема урока | «Правописание парных согласных в корне слова» 3 класс |
Цель урока | учащиеся к концу урока повторят и обобщат способы проверки парной согласной в корне слова, смогут проверить слова с парной согласной, используя один из способов проверки (опираясь на алгоритм); составлять предложение, используя слова с парными согласными; проверят свои умения, выполняя тест. |
Критерии оценивания | Учащийся достиг цели обучения, если
|
Навыки мыслительной деятельности | знание понимание применение |
Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Оборудование: сигнальные карточки, модульные карточки, учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой, документ –камера.
Ход урока
№УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
УЭ 0 | Организационный момент Цель: проверить готовность учащихся к уроку. Проверь все ли у тебя в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? | Самоорганизация. Самопроверка. |
I 1.1. | Проверка домашнего задания. Цель: проверить правильность выполнения домашнего задания. Проверка домашнего задания с. 82, № 217 (учебник). | Самоосмысление. |
Учитель: Какое умение отрабатывали, выполняя данное упражнение? Дети: умение подбирать слова-антонимы, записывать слова с орфограммой «Парные согласные в корне слова» Учитель называет слова, дети устно называют антонимы и показывают ту букву-орфограмму, которую написали. Широкая река – узкая, тяжелый груз – легкий, высокий берег – низкий, горький лук – сладкий мед, густой лес – редкий, жесткий хлеб – мягкий. Учитель: Что помогло выполнить домашнее задание? Ученики: Знание правила и способы проверки. | Обратная связь позволяет оперативно проверить правильность написания слов-антонимов с орфограммой №3 (карточки с буквами) Рассказывают в паре друг другу (взаимооценивание) 1 критерий: знает два способа проверки орфограммы (5 баллов) | |
II | Актуализация опорных знаний по теме Учитель: предлагаю поработать по карточке и оценить себя, как знаете способы проверки данной орфограммы. Используя способы проверить слова. (карточка с форматирующим оцениванием в приложении) Учитель: какова же сегодня тема урока? Что знаем, умеем по данной теме? Дети: Отвечают, что они должны знать и уметь по данной теме. Учитель: наша главная цель – обобщить знания по теме и уметь их применять на практике (экран) | Учащиеся совместно выводят тему урока, а также знания и умения по теме (целеполагание). Учитель сообщает главную цель урока. (использование ИКТ) |
III | Отработка материала | |
3.1. | Цель: отработать умения и навыки по теме через выполнение заданий различного характера | |
Работа по учебнику, с. 80, №210 Ученик читает выразительно стихотворение Снег идет. Тихо-тихо снег идет Белый снег мохнатый Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку? (М. Познанская) Учитель: Понравилось ли стихотворение? Почему? Чему удивится мама? Дети выписывают слова с изучаемой орфограммой, рассуждая так: пишу слово СНЕГ, слышится на конце звук [к], проверяю – изменяю форму слова – снега, после согласной стоит гласный, пишу букву «гэ» и т.д. Устная работа Игра - «Открытый микрофон» Учитель: Какие слова вы знаете еще, подходящие к теме «Зима» Ученики: Сугроб, варежка, шапка, мороз мягкий, снежки, шубка, салазки, лед, скользкий, снег, пруд Учитель сообщает, что данные слова пригодятся при выполнении других упражнений. | Учащиеся слушают ученика и находят слова с изучаемой орфограммой. беседа комментированное управление по методике С.Н. Лысенковой с обратной связью (согласен, не согласен) внимание на посадку (таблица) включает «открытый» микрофон Учащиеся устно в «микрофон» называют слова по теме «Зима» | |
3.2. | Работа по карточкам | |
Дети работают по карточкам со словосочетаниями: 1 в. – легкая шубка, мягкая варежка 2 в. – скользкий лед, сильный мороз Учащиеся диктуют друг другу объясняют орфограммы, способы проверки, организуют самопроверку, затем контрольная пара рассуждает вслух. Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет отметки.
Учитель: Какие знания помогли выполнить данное задание? Ученики: знания правила и умение правильно подбирать способ проверки. Учитель: Я довольна вами. Поднимите сигнал, какое у вас настроение? Физпауза: Упражнения для снятия усталости с глаз, с рук (по таблице) | Использование методики КСО. Самостоятельно, затем в ППС, ПСС «Ручеек» (взаимодиктант). Оказание помощи: памятка «Запуск» на себя Взаимодиктант 1 уч. 2 уч. 2 уч 1 уч. Сверка по «ключу» (документ-камера) (экран ) ИКТ Вывод делают ученики мотивация таблица на доске | |
4 | Работа по развитию речи | |
Учитель: что предлагаете составить из слов на тему «Зима» Ученики: предложения. Устно составляют предложения о зиме Ребята катаются на салазках. На дворе сильный мороз. Пушистый снег шел всю ночь. Мы весело играли в снежки. Около дома большой сугроб. Зимняя сказка приходит на Новый год. Ученики записывают под диктовку учителя предложения. Птицам холодно зимой. Я сделал кормушку для птиц. Зимняя сказка приходит на Новый год. Учитель: Что предлагаете сделать? Ученики: найти главные члены предложения, обозначить орфограмму «Парные согласные в конце слова» Проверка осуществляется по образцу учителя (экран). Учитель: Расскажите, как проверяли слова с парной согласной? Какие способы проверки использовали? | Устная работа Развитие речи Учитель заслушивает несколько предложений Учитель говорит «спасибо» тем ученикам, которые составили предложения. Запись по диктовку. Делают самостоятельно. Учитель желает им успеха. Сверка с образцом, у кого все верно ставят + кто затруднялся? (самооценка) Ученик рассказывает у доски, пользуясь таблицей. | |
5 | Игра «Доскажи словечко» | |
Цель игры: досказать «мысль» словами с изучаемой орфограммой и запомнить их. Учитель читает им предложение, а они продолжают. Закрывают дети … (глазки), детям сниться будут …(сказки) У лисички Любки остренькие …(зубки) У нас общие игрушки, потому что мы …(подружки) Очень подружилась с семью гномами…(Белоснежка) Учитель: назовите, какие слова вы запомнили с данной орфограммой. Дети: зубки, сказки, игрушки, Белоснежка, подружки, глазки. | Ребята играют стоя. Проговаривают слова «орфографически». Развитие памяти. Физпауза: упражнения для формирования правильной осанки. Внимание на посадку учащихся. | |
6 | Работа с разноуровневой карточкой | Дифференцированный подход |
Учитель предлагает ученикам карточку. Ученики внимательно знакомятся с заданием. Учитель: изучите карточку, прочитайте цель задания. Выберите себе задание. Дети показывают сигнал: Синий цвет – конструктивный уровень Зеленый – задание творческого характера Учитель: кто выбрал задание №2, кто №3? Подводится итог: в классе 23 человека 2 уровень – взяли 14 чел. выполнили верно 13 чел. 3 уровень – взяли 9 чел. выполнили 9 чел. | Смотри карточку №2 Учащиеся читают в карточке, как они будут работать, обращая внимание на вид проверки задания Прогностическая оценка + ? Проверки: Учащиеся, работающие на конструктивном уровне, проверяют у консультанта (назначается учителем консультант). учащиеся, работающие на творческом уровне, проверяют у учителя. Результат Устная коррекция (1 ученик допустил ошибку в построении предложения) | |
Учитель: Хотите проверить свои умения по теме? | Учащиеся работают с тестом. Задание закрытого типа. Самостоятельная сверка по «ключу» (экран + самооценка 5 ответов правильно-отметка «5» 4-отметка - « 4» 3 ответа-«3» 2 ответа-«2» | |
IV | Итог урока. | |
Учитель: Какие знания пригодились на уроке? Какое главное умение отрабатывали? Дети: рассказывают правила проверки парной согласной. | Учащиеся снова возвращаются к тем умениям, что записаны на доске. (критериям) | |
V | Домашнее задание | |
Д/з предлагается по выбору: №220, с. 83. Задание: списать, вставить пропущенные буквы и обозначить орфограмму №3 №221, с.84 Задание: составить рассказ по теме «Зима» (пригодятся те слова, словосочетания, которые использованы были на уроке) | Дифференцированный подход Самовыбор задания. | |
VI | Рефлексия | |
Учитель: кто доволен собой? Кому было легко?
Оцените свою работу на уроке (светофор) Учитель: Дети, спасибо вам за сотрудничество, за ваши знания. Молодцы! Желаю успеха! (экран) | Высвечивается на экране. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка М-1
№ УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
1. | Цель: проверить знания и умения учащихся по данной теме ЗАДАНИЕ Прочитай. Вставь пропущенную букву (устно подбери проверочные слова). Спиши в тетрадь. 1в. ЛЕ__КАЯ ШУ__КА, МЯ____АЯ ВАРЕ___КА 2в. СКОЛЬ__КИЙ ЛЕ__, СИЛЬНЫЙ МОРО_ |
Используй памятку |
2. | Сделай вывод: какие знания и умения помогли в работе? |
Карточка М-2
№ УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
1. | Цель: проверить знания и умения по теме. Выбери задание по цветовому сигналу. | Покажи сигналы учителю. |
2. | Составь из слов предложение. Запиши его. Вставь пропущенные буквы в слове (устно подбирай проверочные слова). На ветвях, лежит, сне__, мя__кий, бере__. _____________________________________ | Работай карточке. Сверь с консультантом. Оцени себя. Сделай вывод: что помогло в работе. |
3. | Прочитай предложения, исправь ошибки. Надеваю шупку, варешки, беру саласки и бегу на улицу. | Работай в карточке. Сверь с учителем. Оцени себя. Сделай вывод: что помогло в работе? |
4 | Вывод: какое умение отрабатывали? |
Тест по изучаемой теме (задание закрытого типа)
1. проверочным для слова голубка является слово | ||
а) голуби | б) голубь | в) голубой |
2. Для буквы «д» парой является буква | ||
а) п | б) р | в) т |
3. В словах рыбе__ка, избу__ка пропущена буква | ||
а) ж | б) ш | в) д |
4. Найди слово с парной согласной, требующей проверки | ||
а) лодка | б) лодочка | в) лодочный |
5.Выбери и подчеркни слова с парной согласной в корне слова.
Ночка, сказка, каменщик, глазки, зубки, горка, варежка
Ключ:
- а;
- т;
- ш;
- лодка
- сказка, зубки, варежка
КАРТОЧКА С ФОРМАТИРУЮЩИМ ОЦЕНИВАНИЕМ.
Цель работы: обозначать парные глухие/звонкие согласные на конце и середине слова, применяя способы их проверки.
Критерии оценивания: обучающийся пишет слова с парными согласными, подбирает проверочные слова, используя любой из способов.
Задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание парных согласных.
Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....
Урок русского языка «Правописание парных согласных»
Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...
Урок русского языка "Правописание парных согласных" (2 класс)
Урок русского языка направлен на формирование умения видеть орфограмму,применять знания об особенностях проверки и проверочных слов;развивать мышление,внимание,речь;умение выдвигать гипотезы,пра...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.Задачи урокаДидактические:1. Построит...
Урок русского языка "Тайна парных согласных" , 2 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Паррные согласные. Способы проверки написания." Дети в роли исследователей помогают археологу Буковкину раскрыть тайну парных согласных....