Разработка урока русского языка 3 класс " Парная согласная"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_samolyuk_i_v.docx77 КБ

Предварительный просмотр:

Изображение 12 группа  1 сентября 071                           Урок русского языка  3 класс                                                                                              

                                                                 Самолюк И.В., учитель начальных классов

Тема урока

«Правописание парных согласных в корне  слова» 3 класс

Цель урока

учащиеся к концу урока повторят и обобщат способы проверки парной согласной в корне   слова, смогут  проверить  слова с парной согласной, используя один из способов проверки (опираясь на алгоритм);

составлять предложение, используя слова с парными согласными; проверят свои умения, выполняя тест.

Критерии оценивания

Учащийся достиг цели обучения, если

  • знает 2 способа проверки парной согласной в корне    слова;
  • умеет проверять парные согласные любым способом;
  • составляет  предложения со словами с данной орфограммой;
  • выполнит тестовую работу.

Навыки мыслительной деятельности

знание

понимание

применение

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Оборудование: сигнальные карточки, модульные карточки, учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой,  документ –камера.

Ход урока

№УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к уроку.

Проверь все ли у тебя в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Самоорганизация.

Самопроверка.

I

1.1.

Проверка домашнего  задания.

Цель: проверить правильность выполнения домашнего задания.

Проверка домашнего задания с. 82, № 217 (учебник).

Самоосмысление.

Учитель: Какое умение отрабатывали, выполняя данное упражнение?

Дети:  умение подбирать  слова-антонимы, записывать слова с орфограммой  «Парные согласные в корне слова»

Учитель называет слова, дети устно называют антонимы и показывают ту букву-орфограмму, которую написали.

Широкая  река – узкая, тяжелый груз – легкий, высокий берег – низкий, горький лук – сладкий мед, густой лес – редкий, жесткий хлеб – мягкий.

Учитель: Что помогло выполнить домашнее задание?

Ученики: Знание правила и способы проверки.

Обратная связь позволяет оперативно проверить правильность написания слов-антонимов с орфограммой №3 (карточки с буквами)

Рассказывают в паре друг другу (взаимооценивание)

  1 критерий: знает  два способа проверки орфограммы  (5 баллов)

II

Актуализация опорных знаний по теме

Учитель: предлагаю поработать  по карточке и оценить себя, как знаете способы проверки данной орфограммы. Используя  способы проверить слова. (карточка с форматирующим оцениванием  в приложении)

Учитель: какова же сегодня  тема урока?

Что знаем, умеем по данной теме?

Дети: Отвечают, что они должны знать и уметь по данной теме.

Учитель: наша главная цель – обобщить знания по теме и уметь  их  применять на практике (экран)

Учащиеся совместно выводят тему урока, а также знания и умения по теме (целеполагание).

Учитель сообщает главную цель урока.

(использование ИКТ)

III

Отработка материала

3.1.

Цель: отработать умения и навыки по теме через выполнение заданий различного характера

Работа по учебнику, с. 80, №210

Ученик читает выразительно стихотворение

Снег идет.

Тихо-тихо снег идет

Белый снег мохнатый

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?

(М. Познанская)

Учитель: Понравилось ли стихотворение? Почему? Чему удивится мама?

Дети  выписывают слова с изучаемой орфограммой, рассуждая так: пишу слово СНЕГ, слышится на конце звук [к], проверяю – изменяю форму слова – снега, после согласной стоит гласный, пишу букву «гэ»  и т.д.

Устная работа Игра - «Открытый микрофон»

Учитель: Какие слова вы знаете еще, подходящие к теме «Зима»

Ученики: 

Сугроб, варежка, шапка, мороз мягкий,  снежки, шубка, салазки, лед, скользкий, снег, пруд

Учитель сообщает,  что данные слова пригодятся при выполнении других упражнений.

Учащиеся слушают ученика и находят слова с изучаемой орфограммой.

беседа

комментированное управление по методике

 С.Н. Лысенковой с обратной связью (согласен, не согласен)

внимание на посадку (таблица)

включает «открытый» микрофон

Учащиеся устно в «микрофон» называют слова по теме «Зима»

3.2.

Работа по карточкам

Дети работают по карточкам со словосочетаниями:

1 в. – легкая шубка, мягкая варежка

2 в. – скользкий лед, сильный мороз

Учащиеся диктуют друг другу объясняют орфограммы, способы проверки, организуют самопроверку, затем контрольная пара рассуждает вслух.

Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет отметки.

 

Учитель: Какие знания помогли выполнить данное задание?

Ученики: знания правила и умение правильно подбирать способ проверки.

Учитель:  Я довольна вами. Поднимите сигнал, какое у вас настроение?

Физпауза: Упражнения для снятия усталости с глаз, с рук (по таблице)

Использование методики КСО.

Самостоятельно, затем в ППС, ПСС

«Ручеек» (взаимодиктант).

 Оказание помощи: памятка

«Запуск» на себя

Взаимодиктант

1 уч.           2 уч.

                  2 уч            1 уч.

Сверка по      «ключу»

          (документ-камера)

(экран ) ИКТ

Вывод делают ученики

мотивация

таблица на доске

4

Работа по развитию речи

Учитель: что предлагаете составить из слов на тему «Зима»

Ученики: предложения.

Устно составляют предложения о зиме

Ребята катаются на салазках.

На дворе сильный мороз.

Пушистый снег шел всю ночь.

Мы весело играли в снежки.

Около дома большой сугроб.

Зимняя сказка приходит на Новый год.

Ученики записывают под диктовку учителя предложения.

Птицам холодно зимой. Я сделал кормушку для птиц.

Зимняя сказка приходит на Новый год.

Учитель: Что предлагаете сделать?

Ученики: найти главные члены предложения, обозначить орфограмму  «Парные согласные в конце слова»

Проверка осуществляется по образцу учителя (экран).

Учитель: Расскажите, как проверяли слова с парной согласной? Какие способы проверки использовали?

Устная работа

Развитие речи

Учитель заслушивает несколько предложений

Учитель говорит «спасибо» тем ученикам, которые составили предложения.

Запись по диктовку.

Делают самостоятельно. Учитель желает им успеха.

Сверка с образцом,

 у кого все верно ставят +

кто затруднялся? (самооценка)

Ученик рассказывает у доски, пользуясь таблицей.

5

Игра «Доскажи словечко»

Цель игры:  досказать «мысль» словами с изучаемой орфограммой и запомнить их.

Учитель читает им предложение, а они продолжают.

Закрывают дети … (глазки),

 детям сниться будут …(сказки)

У лисички Любки остренькие …(зубки)

У нас общие игрушки, потому что мы …(подружки)

Очень подружилась с семью гномами…(Белоснежка)

Учитель: назовите, какие слова вы запомнили с данной орфограммой.

Дети: зубки, сказки, игрушки, Белоснежка, подружки, глазки.

Ребята играют стоя.

Проговаривают слова «орфографически».

Развитие памяти.

Физпауза: упражнения для формирования правильной осанки. Внимание на посадку учащихся.

6

Работа с   разноуровневой карточкой

Дифференцированный подход

Учитель предлагает ученикам карточку. Ученики внимательно знакомятся с заданием.

Учитель: изучите карточку, прочитайте цель задания.

Выберите себе задание. Дети показывают сигнал:

Синий цвет конструктивный уровень

Зеленый – задание творческого характера

Учитель: кто выбрал задание №2, кто №3?

Подводится итог: в классе 23 человека

2 уровень – взяли              14 чел.

 выполнили верно             13 чел.

3 уровень – взяли               9 чел.                                  выполнили                          9 чел.

Смотри карточку №2

Учащиеся читают в карточке, как они будут работать, обращая внимание на вид проверки задания

Прогностическая оценка +  ?

Проверки: Учащиеся, работающие на конструктивном уровне,  проверяют  у консультанта

(назначается учителем консультант).

учащиеся, работающие на творческом уровне, проверяют у учителя.

Результат

Устная коррекция

(1 ученик допустил ошибку в построении предложения)

Учитель: Хотите  проверить свои умения по теме?

Учащиеся работают с тестом.

 Задание закрытого типа.

Самостоятельная сверка по «ключу» (экран + самооценка

5 ответов правильно-отметка «5»

4-отметка - « 4»

3 ответа-«3»

2 ответа-«2»

 IV

Итог урока.

Учитель: Какие знания пригодились на уроке?

Какое главное умение отрабатывали?

Дети: рассказывают правила проверки парной согласной.

Учащиеся снова возвращаются к тем умениям, что записаны на доске. (критериям)

V

Домашнее задание

Д/з предлагается по выбору:

№220, с. 83.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы и обозначить орфограмму №3

№221, с.84

Задание: составить рассказ по теме «Зима» (пригодятся те слова, словосочетания, которые использованы были на уроке)

Дифференцированный подход

Самовыбор задания.

VI

Рефлексия

Учитель: кто доволен собой?

Кому было легко?

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было трудно….
  • Я не понял…

Оцените свою работу на уроке (светофор)

Учитель: Дети, спасибо вам за сотрудничество, за ваши знания. Молодцы! Желаю успеха! (экран)

Высвечивается на экране.

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка М-1

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

1.

Цель: проверить знания и умения учащихся по данной теме

ЗАДАНИЕ

Прочитай. Вставь пропущенную букву (устно подбери проверочные слова). Спиши в тетрадь.

. ЛЕ__КАЯ   ШУ__КА, МЯ____АЯ ВАРЕ___КА

2в. СКОЛЬ__КИЙ  ЛЕ__, СИЛЬНЫЙ МОРО_

  1. Запусти на себя
  2. Проверь по ключу.
  3. Работай в ППС
  4. Работай ПСС «Ручеек»

Используй памятку

2.

Сделай вывод: какие знания и умения помогли в работе?

Карточка М-2

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

1.

Цель: проверить знания и умения по теме.

Выбери задание по цветовому сигналу.

Покажи сигналы учителю.

2.

Составь из слов предложение. Запиши его. Вставь пропущенные буквы в слове (устно подбирай проверочные слова).

На ветвях, лежит, сне__, мя__кий, бере__.

_____________________________________

Работай  карточке. Сверь с консультантом.

Оцени себя.

Сделай вывод: что помогло в работе.

3.

Прочитай предложения, исправь ошибки.

Надеваю шупку, варешки, беру саласки и бегу на улицу.

Работай в карточке. Сверь с учителем.

Оцени себя.

Сделай вывод: что помогло в работе?

4

Вывод: какое умение отрабатывали?

Тест по изучаемой теме (задание закрытого типа)

1. проверочным для слова голубка является слово

а) голуби

б) голубь

в) голубой

2. Для буквы «д» парой является буква

а) п

б) р

в) т

3. В словах рыбе__ка,  избу__ка пропущена буква

а) ж

б) ш

в) д

4. Найди слово с парной согласной, требующей проверки

а) лодка

б) лодочка

в) лодочный

5.Выбери и подчеркни слова с парной согласной в корне слова.

      Ночка, сказка, каменщик, глазки, зубки, горка, варежка

Ключ:

  1.  а;
  2. т;
  3. ш;
  4. лодка
  5. сказка, зубки, варежка

                                     

 КАРТОЧКА  С ФОРМАТИРУЮЩИМ ОЦЕНИВАНИЕМ.

                                     

Цель работы: обозначать парные глухие/звонкие согласные на конце и середине слова, применяя способы их проверки.

Критерии оценивания: обучающийся пишет  слова с   парными согласными,    подбирает  проверочные слова, используя любой из способов.

                                                                               Задание

1 вариант

Вставь пропущенную букву и подбери проверочное слово:

ры…ка   -_______________________                                                                  голу…ка-________________________

оши…ка  -_______________________                                                               ло…ка- _________________________

гла…ки    -______________________                                                                

Дескриптор:

Самооценка/

взаимооценка

Оценка учителем

Вписывает парную согласную

Подбирает проверочное слово  

Условные обозначения:

+ задание выполнено без ошибок

? допущены ошибки в задании

- задание не выполнено или выполнено неправильно.

2 вариант

Вставь пропущенную букву и подбери проверочное слово:

ду…ки- _________________________

гу…ка  -__________________________                                                                па…ка-___________________________

ша…ка  - _________________________                                                                   скри…ка-_________________________

Дескриптор:

Самооценка/

взаимооценка

Оценка учителем

Вписывает парную согласную

Подбирает проверочное слово  

Условные обозначения:

+ задание выполнено без ошибок

? допущены ошибки в задании

- задание не выполнено или выполнено неправильно.

                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание парных согласных.

Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....

Урок русского языка «Правописание парных согласных»

Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Урок русского языка "Правописание парных согласных" (2 класс)

Урок русского языка направлен на формирование умения видеть орфограмму,применять  знания об особенностях проверки и проверочных слов;развивать мышление,внимание,речь;умение выдвигать гипотезы,пра...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.Задачи урокаДидактические:1.    Построит...

Урок русского языка "Тайна парных согласных" , 2 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Паррные согласные. Способы проверки написания." Дети в роли исследователей помогают археологу Буковкину раскрыть тайну парных согласных....