урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkr_ur_russk_yaz.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс
Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"
Подготовила и провела учитель Николаенко С.А.
Цели и задачи урока:
- Учить различать в словах звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание;
- Учить делать самостоятельные выводы по теме;
- Упражнять в способах проверки парных согласных на конце слов и правильном выборе буквы для их обозначения на письме;
- Применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
- Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- Формировать умение вести учебный диалог, работать в паре;
- Поддерживать детей в их творческих начинаниях, пробуждать в них желание творить;
- Учить детей анализировать собственную учебную деятельность.
1. Организационный момент (мотивационный этап)
Учитель: Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости. Улыбнитесь, пожалуйста, гостям. Поделитесь с ними хорошим настроением. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь. Продолжите, пожалуйста, предложение: - Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…
Дети: Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы научиться писать без ошибок, открывать новые секреты русского языка.
Учитель: Да, сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма. А с какой орфограммой будем работать, вы мне сами скажете чуть позднее. Открываем тетради. Записываем - Число. Классная работа. (комментирует дежурный)
Возьмите простой карандаш и поставьте на полях ту оценку, которую вы бы хотели получить за классную работу.
2. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.
– Сегодня нам предстоит решить вот какую проблему:
В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ-пэ
вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
А расскажем всему свету?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.
В русском языке эти буквы
“Хитрые, опасные”
Постарайтесь-ка запомнить…(Парные согласные)
3. Минута чистописания б к с в ш г д ф ж з п т
На минуте чистописания эти буквы станут героями наших красивых строчек. Давайте только приведём их в порядок. На первой строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие звуки. (комментирует Илья Р.) б, в, г, д, ж, з
А под ними самостоятельно запишите их глухие пары.
Проверка: Прочитайте эти буквы парами. (Илья Л.)
Скажите , а почему парные согласные на конце слова считаются опасными? Дети: На конце слов пишутся не всегда так, как произносятся их звуки.
4. Словарная работа.
А теперь вспомним словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:
- Как называется большое промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих? (З . ВОД) табличка вывешивается на доске
- покажите на веере, какую гласную надо запомнить
- прочитаем это слово орфографически
Запись с комментированием, ударение, подчёркивание гласной.
- Ребёнок, который посещает школу? (УЧ . НИК) табличка на доску
Какая гласная пропущена? Читаем орфографически. Запись с комментированием.
- Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно, … К . Р . НДАШ
- какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.
4) Все его зимой боятся
Больно может он кусаться
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице … М . РОЗ
- Какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.
- В каких словах произношение последнего звука не расходится с написанием?
(УЧЕНИК) Бросьте последний звук. (к) и букву пишем ка.
(КАРАНДАШ) Бросьте последний звук (ш) и букву пишем ша.
- А в каких словах произношение последнего согласного звука расходится с написанием?
(ЗАВОД) Бросим последний звук (т), а какую букву пишем? дэ
(МОРОЗ) Последний звук (с), а буква пишется? зэ
- Что происходит в этих словах с парными согласными на конце слова? Дети: Они оглушаются
- Что можно сказать про произношение парных согласных и их написание? Дети: Произношение парных согласных на конце слова может расходиться , а может не расходиться с написанием.
5. Постановка учебной задачи.
Учитель: Вспомните начало урока, минутку чистописания, словарные слова. Кто сможет сформулировать тему урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Дети: Правописание слов с парными согласными на конце.
6. Работа с учебником.
Перед нами стоит задача – научиться правильно писать слова с данной орфограммой. Что нужно сделать для этого? (Найти проверочное слово) А кто-нибудь, может, знает, как проверить парную согласную на конце слова? (Ответы учащихся)
- Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод?
Откроем учебник стр…. Прочитаем правило.
Итак, сегодня мы будем учиться проверять парную согласную на конце слова. А поможет нам в этом упр.168. - Что нужно сделать в этом упражнении?
Дети: Проверить парную согласную на конце слова, подобрать проверочное слово.
1 слово? ду. (б, п)
2 слово –…
3 слово – …
- Прочитайте слова второго столбика. Запишите самостоятельно к этим словам проверочные.
У доски задание выполнят 2 ученика.
… …. - сильный холо . ……….. - большой сугро .
……. – вязаный шар . ………… - тонкий лё .
……. – пушистый сне. ………… - смешной снегови.
Проверка (стриж, груз, сосед)
Учитель: Ребята! Что вам помогло справиться с заданием? Дети: Знание правила. Умение его применять.
- Как же проверить парные согласные на конце слова? (.. нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)
7. Физминутка
Лучший отдых – это смена умственного и физического труда. Я сейчас буду называть слова. Если в конце слова стоит парный согласный – прыгаем, если нет такой орфограммы приседаем. (корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, поляна)
Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Да, ведь только в сказке можно зимой оказаться на летней цветочной поляне. Давайте для наших гостей соберём большой букет цветов.
1, 2, 3, 4, 5 – вышли дети погулять. Лютики, ромашки собирал 2 «А» класс. Вот такой букет у нас!
8. . Закрепление полученных знаний и умений.
А ещё на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. А живёт в ней ….. (Баба – Яга.)
Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги. Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные.
-Оказывается Баба – Яга тоже учит парные согласные.
Корректирование текста.
- А зачем они Бабе Яге? / она учится писать слова с парными согласными/
- Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.
- Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.
- Всё ли верно в рассказе Бабы Яги? /Нет. Зимой жары не бывает./
- Исправьте ошибку. Какое слово нужно подобрать: близкое или противоположное по смыслу? /Противоположное. Мороз, холод./
- Как называются противоположные по смыслу? /Антонимы./
Работа в парах: Настало время проверить, грамотно и правильно ли записала рассказ Баба – Яга, и проверить прочность ваших знаний и умений.
- Посмотрите, Баба Яга записала рассказ на карточках и раздала вам для проверки. Возьмите красный карандаш и проверьте, как настоящие учителя. Ошибки зачеркните, сверху напишите правильную букву. В конце текста напишите число ошибок, которые вы исправили. (В карточке 7 ошибок).
Карточка.
Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.
- Сколько предложений в тексте Бабы-Яги?(8 предложений)
Сколько ошибок допустила Баба Яга? (7 ошибок)
1 колонка - назовите слово, в котором вы нашли ошибку, во 2 предложении.
2 колонка – в 3 предложении.
3 колонка - в 4 предложении.
4 колонка – в 6 предложении.
5 колонка – в 7 предложении.
6 колонка – в 8 предложении.
-Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем будете писать грамотно.
Что вам помогло найти ошибки? ( Знание орфограммы, умение проверять)
9. Самостоятельная работа. ( 10 мин.)
- Исправили мы ошибки Бабы Яги, объяснили ей, как надо писать правильно. Но, чтобы она отпустила нас, нужно выполнить ещё одно задание, убедить её, что вы и сами умеете составлять рассказы, хорошо знаете правило о парных согласных и умеете им пользоваться. Не испугаетесь? /Нет./
(Творческая работа.) На доске слова:
ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЕКА, ЛЁД, РЕБЯТА, КАТОК.
- Перед вами опорные слова. Сколько слов с парными согласными на конце?
- Найдите проверочное слово к слову снег? ( снега, снежок)
- К слову мороз? ( морозы, морозит, морозко)
- К слову лёд? (ледок, льды)
Составьте устно небольшой рассказ из этих слов, добавляя свои слова.
- Пришла зима. Выпал снег. Стоит мороз…..
- Молодцы! Хороший рассказ вы составили.
Давайте дадим название этому рассказу. ( Зима. Зимой.)
- Я тоже составила зимний рассказ , запишем его в тетрадях.
Пришла зима. Выпал снег. Мороз сковал реку. Вот и лёд. Ребята спешат на каток.
- Сколько слов с парными согласными в нашем тексте. Подчеркните парные согласные на конце этих слов.
11. Итог урока - Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу?
Подведём итог урока. Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке главным было …
- Сегодня на уроке для меня было трудным …
- На уроке я работал ….
--Отлично работали, молодцы! Нам ещё много тайн предстоит открыть вместе с вами. И у нас это неплохо получается.
Домашнее задание: правило стр. , упр. 169
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс
Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне. ...
конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация
Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...
Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс
Цель и задачи урока:- Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать способы проверки парных согласных на конце слов, правильны...
Презентация к интегрированному уроку "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ней намёк..."
Презентация к интегрированному уроку во 2 классе по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка -ложь,да вней намёк,добрым молодцам урок"...
презентация по русскому языку парные согласные на конце слова
В презентации даны правила и задания по теме парные согласные на конце слова...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ
Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....
Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.
Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....