урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Николаенко Светлана Анатольевна

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkr_ur_russk_yaz.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

   Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

Подготовила и провела учитель Николаенко С.А.

Цели и задачи урока:

 -  Учить различать в словах звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание;

- Учить делать самостоятельные выводы по теме;

 - Упражнять в способах проверки парных согласных на конце слов и правильном выборе буквы для их обозначения на письме;

- Применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

   - Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

  - Формировать умение вести учебный диалог, работать в паре;

  - Поддерживать детей в их творческих начинаниях, пробуждать в них желание творить;

- Учить детей анализировать собственную учебную деятельность.

1. Организационный момент (мотивационный этап)

Учитель: Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости. Улыбнитесь, пожалуйста, гостям. Поделитесь с ними хорошим настроением. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь. Продолжите, пожалуйста, предложение: - Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…

Дети: Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы    научиться писать без ошибок, открывать новые секреты русского языка.

Учитель: Да, сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма. А с какой орфограммой будем работать, вы мне сами скажете чуть позднее. Открываем тетради. Записываем -  Число. Классная работа. (комментирует дежурный)

Возьмите простой карандаш и поставьте на полях ту оценку, которую вы бы хотели получить за классную работу.

 

2. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.

– Сегодня  нам предстоит решить вот какую проблему:

В нашем русском языке

“Ходят парами” бэ-пэ

вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто “хитрые подружки”

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

А расскажем всему свету?

Предстоит сегодня вам    

Все расставить по местам.

В русском языке эти буквы

“Хитрые, опасные”

Постарайтесь-ка запомнить…(Парные согласные)

3. Минута чистописания            б к с в ш г д ф ж з п т

На минуте чистописания эти буквы станут героями наших красивых строчек. Давайте только приведём их в порядок. На первой строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие звуки. (комментирует Илья Р.) б, в, г, д, ж, з

А под ними самостоятельно запишите их глухие пары.

Проверка: Прочитайте эти буквы парами. (Илья Л.)

Скажите , а почему парные согласные на конце слова считаются опасными? Дети: На конце слов пишутся не всегда так, как произносятся их звуки.

4. Словарная работа.

А теперь вспомним словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:

  1. Как называется большое промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих? (З . ВОД) табличка вывешивается на доске

- покажите на веере, какую гласную надо запомнить

- прочитаем это слово орфографически

Запись с комментированием, ударение, подчёркивание гласной.

  1. Ребёнок, который посещает школу? (УЧ . НИК) табличка на доску

Какая гласная пропущена? Читаем орфографически. Запись с комментированием.

  1. Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно, … К . Р . НДАШ

- какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.

      4)  Все его зимой боятся

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щёки, нос

Ведь на улице … М . РОЗ

- Какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.

- В каких словах произношение последнего звука не расходится с написанием?

(УЧЕНИК) Бросьте последний звук. (к)    и букву пишем ка.

(КАРАНДАШ) Бросьте последний звук (ш)    и букву пишем ша.

- А в каких словах произношение последнего согласного звука расходится с написанием?

(ЗАВОД) Бросим последний звук (т), а какую букву пишем? дэ

(МОРОЗ) Последний звук (с), а буква пишется? зэ

-  Что происходит в этих словах с парными согласными на конце слова?                          Дети: Они оглушаются

- Что можно сказать про произношение парных согласных  и их написание? Дети: Произношение парных согласных на конце слова может расходиться , а может не расходиться с написанием.

5. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вспомните начало урока, минутку чистописания, словарные слова. Кто сможет сформулировать тему урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?  

Дети: Правописание слов с парными согласными на конце.

6. Работа с учебником.

Перед нами стоит задача – научиться правильно писать слова с данной орфограммой. Что нужно сделать для этого? (Найти проверочное слово) А кто-нибудь, может, знает, как проверить парную согласную на конце слова? (Ответы учащихся)
- Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод?

 Откроем учебник стр…. Прочитаем  правило.

Итак, сегодня мы будем учиться проверять парную согласную на конце слова. А поможет нам в этом упр.168.                                                         - Что нужно сделать в этом упражнении?

 Дети: Проверить парную согласную на конце слова, подобрать проверочное слово.

1 слово? ду. (б, п)

2 слово –…

3 слово – …

- Прочитайте слова второго столбика. Запишите самостоятельно к этим словам проверочные.

У доски задание выполнят 2 ученика.

… …. - сильный холо .        ……….. - большой сугро .

……. – вязаный шар .        ………… - тонкий лё .

……. – пушистый сне.        ………… - смешной снегови.

Проверка  (стриж, груз, сосед)

Учитель: Ребята! Что вам помогло справиться с заданием?                           Дети:  Знание правила. Умение его применять. 

- Как же проверить парные согласные на конце слова? (.. нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

7. Физминутка

Лучший отдых – это смена умственного и физического труда. Я сейчас буду называть слова. Если в конце слова стоит парный согласный – прыгаем, если нет такой орфограммы приседаем. (корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, поляна)

Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Да, ведь только в сказке можно зимой оказаться на летней цветочной поляне. Давайте для наших гостей соберём большой букет цветов.

1, 2, 3, 4, 5 – вышли дети погулять.                                                                                            Лютики, ромашки собирал 2 «А» класс.                                                                                            Вот такой букет у нас!

8. . Закрепление полученных знаний и умений.

А ещё на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. А живёт в ней ….. (Баба – Яга.) 

Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги.  Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные.

-Оказывается  Баба – Яга  тоже учит парные согласные.

 Корректирование текста.

- А зачем они Бабе Яге?    / она учится писать слова с парными согласными/

- Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.

- Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.

- Всё ли верно в рассказе Бабы Яги?    /Нет. Зимой жары не бывает./

- Исправьте ошибку. Какое слово нужно подобрать: близкое или противоположное по смыслу?  /Противоположное. Мороз, холод./

- Как называются противоположные по смыслу? /Антонимы./

Работа в парах:   Настало время проверить, грамотно и правильно ли записала рассказ Баба – Яга, и проверить прочность ваших знаний и умений.

-  Посмотрите,  Баба Яга записала рассказ на карточках и раздала вам для проверки. Возьмите красный карандаш и проверьте, как настоящие учителя. Ошибки зачеркните, сверху напишите правильную букву. В конце текста напишите число ошибок, которые вы исправили. (В карточке 7 ошибок).

Карточка.

Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.

- Сколько предложений в тексте Бабы-Яги?(8 предложений)

Сколько ошибок допустила Баба Яга? (7 ошибок)

1 колонка - назовите слово, в котором вы нашли ошибку, во 2 предложении.

2 колонка – в 3 предложении.

3 колонка - в 4 предложении.

4 колонка – в 6 предложении.

5 колонка – в 7 предложении.

6 колонка – в 8 предложении.

-Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем будете писать грамотно.

Что вам помогло найти ошибки?  ( Знание орфограммы, умение проверять)

9. Самостоятельная работа. ( 10 мин.)

- Исправили мы ошибки Бабы Яги, объяснили ей, как надо писать правильно. Но, чтобы она отпустила нас, нужно выполнить ещё одно задание, убедить её, что вы и сами умеете составлять рассказы, хорошо знаете правило о парных согласных и умеете им пользоваться. Не испугаетесь?     /Нет./

 (Творческая работа.)       На доске слова:

ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЕКА, ЛЁД, РЕБЯТА, КАТОК.

- Перед вами опорные слова. Сколько слов с парными согласными на конце?

- Найдите проверочное слово к слову снег? ( снега, снежок)

- К слову мороз? ( морозы, морозит, морозко)

- К слову лёд? (ледок, льды)

Составьте устно небольшой рассказ из этих слов, добавляя свои слова.

- Пришла зима. Выпал снег. Стоит мороз…..

- Молодцы!  Хороший рассказ вы составили.

Давайте дадим название  этому рассказу.    ( Зима.  Зимой.)

- Я тоже составила зимний рассказ , запишем его в тетрадях.

Пришла зима. Выпал снег. Мороз сковал реку. Вот и лёд. Ребята спешат на каток.

- Сколько слов с парными согласными в нашем тексте. Подчеркните  парные согласные на конце этих слов.

11. Итог урока  - Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу?

Подведём итог урока. Продолжите предложение:

- Сегодня на уроке главным было …

- Сегодня на уроке для меня было трудным …

- На уроке я работал ….

--Отлично работали, молодцы! Нам ещё много тайн предстоит открыть вместе с вами. И у нас это неплохо получается.

Домашнее задание: правило стр.    , упр. 169

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация

Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...

Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс

Цель и задачи урока:-  Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать   способы  проверки парных согласных на конце слов,  правильны...

Презентация к интегрированному уроку "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ней намёк..."

Презентация к интегрированному уроку во 2 классе по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка -ложь,да вней намёк,добрым молодцам урок"...

презентация по русскому языку парные согласные на конце слова

В презентации даны правила и задания по  теме парные согласные на конце слова...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....