Конспект урока на тему "Неопределённая форма глагола" Сокол
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Конспект урока на тему "Неопределённая форма глагола" 3 класс Школа России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx218.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: создать условия для формирования умения определять неопределённую форму глагола по вопросам

Задачи:

Образовательная: сформировать знания по теме «Неопределённая форма глагола»

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся; развивать умение выполнять взаимопроверку, самопроверку учебных заданий;

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность; доброжелательность к своим одноклассникам.

Планируемые результаты:

Предметные: Сформулировано понятие неопределенной формы глагола; сформировано умение определять по вопросам неопределенную форму глагола.

Личностные: формируется ценность ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов; осознаётся социальная, практическая и личностная значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формируется умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Регулятивные: осваивается умение ставить, принимать и сохранять учебную цель и задачи; уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления.

Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; формируется умение формулировать ответы на вопросы учителя; уметь извлекать информацию из схем и текстов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Орг момент

Создание эмоционального настроя на урок, мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Меня зовут Полина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Слайд 1

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись,

Дружно сели!

Пусть урок пройдет удачно и все получится. Радуйтесь даже маленьким победам, желаю хорошего настроения!

Слайд 2 Напоминаю правила правильной посадки за партой: спина прямая, опираемся спиной на спинку стула, локти лежат на парте, не опираемся грудью на парту, ноги держим прямо, стопы на полу или подставке.

Организация занятия

П: настроиться на изучение новой темы

Р: волевая саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками

Настроиться на получение новых знаний

2.Актуализация знаний

Актуализировать знания обучающихся

Возьмите карточки (показываем волонтёрам карточку). Сейчас мы поработаем в парах. Слайд 3 Вспомним правила работы в парах: работаем вместе, советуемся друг с другом, не перебиваем друг друга, внимательно слушаем друг друга, делаем замечания тактично, не грубим.

Вернёмся к заданию на карточке (Приложение 1). Проверим задание через 30 секунд.

Проверяем с помощью документ камеры.

Посмотрите на экран и проверьте себя. У всех ли получились такие ответы.

Умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы

П: логический анализ объекта с целью выявления признаков

Р: контроль, коррекция поведения, целепологание, прогнозирование

К: взаимодействие с одноклассниками и учителем

Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание

3.Выявление места и причины затруднения

Подведение учащихся к формированию темы и цели урока

А у всех ли глаголов мы можем определить время? Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем?

Этот глагол не обозначает категорию времени.

В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

Какова тема нашего урока?

 

Определение области знания

П:структурирование знаний
Р:использование речи для регуляции своих действий
К: взаимодействие с одноклассниками и учителем

Определении е знания по теме

4.Построение проекта выхода из затруднения

Выбор методов и средств для решения проблемной ситуации

Слайд 4 Назовите цель нашего урока? (Узнать, какая форма глагола является неопределенной)

Слайд 5 Чему будем учиться   на уроке, поставим задачи. (Научиться ставить глаголы в неопределённую форму, выявить признаки неопределённой формы глагола, находить глаголы неопр. ф.  в тексте).

Слайд 6 Чтобы выполнить все задачи и достичь нашей цели, составим план урока. Пункты плана перепутались давайте расставим их в правильном порядке:

  1. Выяснить, что такое неопределённая форма глагола.
  2. Сравнить наше открытие с определением из учебника.
  3. Закрепить наши новые знания на практике.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос: зачем нам нужно познакомиться с неопределённой формой глагола? Нет, но в конце урока мы на него обязательно ответим.

Подведение к понятию и целепологание

П: формирование собственного мнения, установление причинно-следственных связей

Формирование нового учебного действия, учебная мотивация

5.Реализация построенного проекта

Работа по выявлению связи с изученной на уроке темы с изученным ранее материалом

Слайд 7 Посмотрите внимательно на эту схему.

- Какой вывод вы можете сделать?

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-От какого слова мы образовали все эти формы?

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

Значит, начальной формой является неопределенная форма глагола.

Анимация Какой вывод можно сделать?

Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола.

Слайд 8 Обратите внимание на следующие строки из данного стихотворения:

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать...

Какие слова здесь стоят в неопределенной, т. е. начальной форме?

На какой вопрос они отвечают? (Что сделать? Что делать?)

Анимация Вывод:

Неопределенная форма глагола, отвечает на вопросы

что делать? /что сделать?

Слайд 9 Я зачитываю глаголы в неопределённой форме, они же представлены на слайде, обратите внимание на какие сочетания они оканчиваются:
Ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь. 

Какими сочетаниями букв оканчиваются глаголы неопр. Формы.

Анимация: эти глаголы оканчиваются на

  -ть, - ти, -чь, (- ться).

- Обобщим открытые нами сведения о неопределённой форме глагола.

Слайд 10 Составим опорную блок-схему из данных вам   отдельных фрагментов.

На слайде

Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что сделать?

- ть, -ти, -чь

Давайте сравним наше открытие со сведениями о языке, которые нам дает учебник.

Откроем учебник на странице на странице 106 и прочитаем правило. Всё ли мы правильно разобрали? Сходятся наши открытия с учебником?

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий

П: умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознано и произвольно строить речевые высказывания
Р: настроить себя на изучение нового знания
К: взаимодействие с педагогом и одноклассниками

Сохранять интерес к учебному материалу

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач  с проговариванием во внешней речи

Слайд 11 Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов). Выполним задание у доски, для этого нужно вспомнить правила работы со смарт-доской: не прикасайтесь к проектору руками, используйте стилус, не приступать к работе с влажными руками, не взбирайтесь на интерактивную доску, установленную на стене или напольной стойке, нельзя класть предметы на оборудование и дисплей, не давить и не стучать по интерактивной панели, не прислоняться к ней.  

Итак, выходим по очереди, не толпимся у доски, выполняем задание и присаживаемся на своё место.

Задание в лёргнинг аппс

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конерктных условйи

П: уметь оформлять свою мысль в устной и письменной форме по теме урока

Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

К: взаимодействовать с педагогом и одноклассниками

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия

Возьмите такие карточки (показываем). Выполним самостоятельную работу. (Приложение 2)

Заполните таблицу. Допишите однокоренные слова – глаголы в неопределённой форме.

Вспомним, какие слова называются однокоренными? (имеют один корень и общее значение).

Приступаем к работе, на выполнение задания 1 минута.

Слайд 12 Проверка по эталону

Применяют новое знание в типовых заданиях, проверяют свой уровень усвоения материала

П: отработать знания по теме
Р:планирование своих действий в соответствии с задачей

К: взаимодействие с одноклассниками по закреплению материала, взаимооценка

Формирование границ собственного «Знания и Незнания»

8.Включение в систему знаний и повторение

Выявление границ применения новых знаний

А в заключение нашего урока предлагаю вам небольшое задание.

На ваших столах лежат листочки.

Посмотрите, какие слова здесь записаны? (Глаголы)

Возьмите карандаш любого цвета и закрасьте те ячейки, в которых напечатаны глаголы в неопределенной форме.

Кто сделает быстрее всех, а главное правильнее, победил. Можете приступать к заданию. (Приложение 3)

Зачитывает свои глаголы.

Строить логически обоснованные рассужления

П:умение структурировать знания
Р: планирование и составление плана действий, для достижения  результата, саморегуляция
К:формировать навыки учебного сотрудничества

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

9.Рефлексия

Организовать самоанализ и самооценку учениками своей учебной деятельности

-С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- На какие вопросы отвечает?

- На что оканчивается?

Все ли задачи, которые ставили в начале нашего урока, мы выполнили? Достигли нашу цель?

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который ставили в начале урока: зачем нам нужно познакомиться с неопределённой формой глагола?

Слайд 13 Предлагаю оценивать свою работу на уроке:

Продолжите предложения

  • сегодня я узнал…
  • я научился…
  • было интересно…

Спасибо большое всем за работу. На этом наш урок завершается.

Формирование и аргументирование своего мнения

П:структурировать полученную информацию
Р:понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, оформление своей мысли в устной речи

К: взаимодействие с одноклассниками и педагогом

Самооценка

Приложение 1

Изображение выглядит как божья коровка, беспозвоночный, искусство  Автоматически созданное описание

Приложение 2

Глаголы в неопределённой форме

Зелень

Бег

Белый

Смех

Подсказка

Изображение выглядит как цветок, растение, лепесток  Автоматически созданное описание

        

Приложение 3

Изображение выглядит как рыба, Организм, мультфильм, искусство  Автоматически созданное описание

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока в нетрадиционной форме

Конспект урока по литературному чтению во 2 класса (УМК "Школа 2100") Урок - игра "Знаток сказки Мороз Иванович"...

Конспект урока и презентация "Формы земной поверхности" во 2 классе по программе Школа России

Конспект урока и презентация по окружающему миру "Формы земной поверхности" 2 класс Школа России....

Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;Планируемые резуль...