ВД "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_zanimatelnyy_russkiy.docx | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
( МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета директор
Протокол № 1 от 30.08.2022г В.В. Кудельникова
Приказ № 209 -ОД
от 30.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательныйрусский язык»
для 1,2.4 классов
(начального общего образования)
Коровкиной Л.С., Пилипенко Т.А., Ершовой Е.И., Тюриной В.И.,
Гореловой Н.В., Маховой А.А., Радько С.Д., Кузиной В.А., Гусевой Т.Н,.,
Зайцевой М.В., Панфиловой О.А., Кожевниковой О.П., Рожковой А.А.,
Самусевич И.А., Васильевой В.А., Орловой Т.А..
2022
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательныйрусский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Закона «Об образовании», на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык»
Цель курса: совершенствование у младших школьников знаний по русскому языку, создание условий для осознания учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
Раздел 1: «Фонетика, орфоэпия, орфография» | 1 класс 13часов | Уточнение представления детей о звуках. Различие между звуками и буквами. Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнения в определении в слове гласных и согласных букв. Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Уточнение знаний о шипящих согласных.. Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Роль ударение в слове. Правила написания заглавной буквы. | Беседа, Фронт., индивид.раб |
2 класс 4 часа | Уточнение представлений о звуках и буквах родного языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Игры со словарными словами. | ||
4 класс 2 часа | Омонимы – слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Разновидности омонимов. Распространённые типы речевых ошибок, из распознавание и устранение. Омонимы и их разновидности. | ||
Раздел 2:«Словообразование» | 1 класс 1 часа | Слово. Название предметов, явлений, действий.Подбор слов к схемам. | Беседа, практические.занятия |
2 класс 6 часов | Разгадывание анаграмм. Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм. Составление слова из частей. | ||
4 класс 4 часа | Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки. Игры со словами. «Спунеризмы». «Буриме». Составление слова из частей. Разбор слова по составу. | ||
Раздел 3: «Лексика» | 1 класс 3 часов | Знакомство с метаграммами. Понятие «анаграмма» и упражнение в умении разгадывать анаграммы. Знакомство с понятием «синоним», упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. Знакомство с понятием «антоним». Знакомство с фразеологизмами и их значениями. | Беседа, игра |
2 класс 22 часа | Понятие «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова». Слова, имеющие одно или несколько лексических значений. Синонимы, подбор синонимов, исключение лишнего слова из ряда синонимов. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов. Фразеологизмы – сочетание слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи. | ||
4 класс 30 часов | Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство. Смысл понятий: «крылатые слова», «афоризмы». История возникновения древнерусских и современных имён. История возникновения древнерусских и современных фамилий. Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения. История происхождения фразеологизмов. Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов. Паронимы. | ||
Раздел 4: «Морфология и синтаксис» | 1 класс 6 часов | Разновидности предложений по цели высказывания. Разновидности предложений по интонации, упражнение в умении различать данные предложения. Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. Знакомство с предлогами. Упражнение в умении различать слова разных частей речи. | Беседа, игра |
2 класс 8 часов | Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Глагол как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные: синонимы и антонимы. Упражнение в различении частей речи. | ||
4 класс 14 часов | Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующих слов, продолжение сочинения стихотворения по заданной теме. Что такое палиндромы. Выделение однородных членов в предложении. Постановка знаков препинания. | ||
Раздел 5: «Пословицы, поговорки, загадки» | 1 класс 2 часа | Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Упражнение в выявлении скрытого смысла пословиц. Игры с пословицами. | |
2 класс 8 часов | Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. Игры с пословицами. Разгадывание русских народных загадок. | ||
4 класс 4 часа | Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. Отличия поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы. | ||
Раздел 6: «Игротека» | 1 класс 7 часов | Формулировка смыслового значения слова. Разгадывание метаграмм. Поиск омографов в предложениях. Рифмование слов. Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Понятие «шарада». Подбор пословицы к тексту. Придумывание анаграмм к данным словам. Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. | |
2 класс 20 часов | Звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц. Различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов. Текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизмы и их значения. Пословицы; фразеологизмы; русские народные загадки. Решение головоломок. | ||
4 класс 12 часов | Решение занимательных заданий. История возникновения имён и русских фамилий. Повторение: логогрифы, речевые ошибки. Рифмы парные, перекрёстные, опоясывающие. Игры со словами. Пословицы, поговорки, фразеологизмы.паронимы, словарные слова. |
3. Тематическое планирование
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Резерв |
1класс | |||
1 | Раздел 1: «Фонетика, орфоэпия, орфография» | 13 часов | |
2 | Раздел 2: «Словообразование» | 1 часа | |
3 | Раздел 3: «Лексика» | 3 часов | |
4 | Раздел 4: «Морфология и синтаксис» | 6часов | |
5 | Раздел 5: «Пословицы, поговорки, загадки» | 2 часа | |
6 | Раздел 6: «Игротека» | 7часов | |
Итого: | 32 | ||
2класс | |||
1 | Раздел 1: «Фонетика, орфоэпия, орфография» | 3 часа | |
2 | Раздел 2: «Словообразование» | 8 часов | |
3 | Раздел 3: «Лексика» | 4 часа | |
4 | Раздел 4: «Морфология и синтаксис» | 6 часов | |
5 | Раздел 5: «Пословицы, поговорки, загадки» | 4 часов | |
6 | Раздел 6: «Игротека» | 8 часов | |
Итого: | 33 | ||
4класс | |||
1 | Раздел 1: «Фонетика, орфоэпия, орфография» | 2 часа | |
2 | Раздел 2: «Словообразование» | 2 часа | |
3 | Раздел 3: «Лексика» | 5 часов | |
4 | Раздел 4: «Морфология и синтаксис» | 2 часов | |
5 | Раздел 5: «Пословицы, поговорки, загадки» | 4 часа | |
Раздел 6: «Игротека» | 16 часов | ||
Итого: | 34 |
4 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
для 1 класса
( 32 ч/год, 1 ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка | Дополнительная информация |
1-2. | Речь устная и письменная | |||
3 | Что такое слово | |||
4. | В мире звуков | |||
5. | Игротека | |||
6. | Звуки и буквы- не одно и тоже | |||
7. | Что такое метаграммы | |||
8 | Жили-были гласные и согласные | |||
9 | Игротека | |||
10 | Волшебник Ударение | |||
11 | Такие разные согласные | |||
12 | Такие разные согласные | |||
13 | Игротека | |||
14 | Русские народные загадки | |||
15 | Зачем шипят шипящие | |||
16 | Познакомьтесь: алфавит! | |||
17 | Игротека | |||
18 | Привет, пословица! | |||
19 | Поговорим о предложении | |||
20 | Ещё немного о предложении | |||
21 | Игротека | |||
22 | Знакомимся с анаграммами | |||
23 | Что такое текст? | |||
24 | Что мы пишем с большой буквы | |||
25 | Игротека | |||
26 | О безударных гласных | |||
27 | О парных звонких и глухих согласных | |||
28 | Слова-приятели | |||
29 | Игротека | |||
30 | Слова-неприятели | |||
31 | Волшебное слова предлог | |||
32 | Что за зверь такой - фразеологизм |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
для 2 класса
(34ч/год, 1 ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка | Дополнительная информация |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах? | |||
2 | Что такое лексика? | |||
3 | Однозначные и многозначные слова | |||
4 | Игротека | |||
5. | Слова-братья | |||
6. | Слова - наоборот | |||
7 | Пословица недаром молвится | |||
8 | Игротека | |||
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | |||
10 | Играем со словарными словами | |||
11 | Анаграммы | |||
12 | Игротека | |||
13 | Секреты некоторых букв | |||
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | |||
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | |||
16 | Игротека | |||
17 | Слова, обозначающие предметы | |||
18 | Слова, обозначающие действие предметов | |||
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | |||
20 | Игротека | |||
21 | Текст, тема, главная мысль | |||
22 | Заголовок- всему голова | |||
23 | Работаем с фразеологизмами | |||
24 | Игротека | |||
25 | И снова пословицы | |||
26 | Ещё раз о фразеологизмах | |||
27 | Русские народные загадки | |||
28 | Игротека | |||
29 | И вновь словарные слова | |||
\30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | |||
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | |||
32 | Игротека | |||
33 | Повторяем… |
6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
для 4 класса
(34 ч/год, 1 ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка | Дополнительная информация |
1 | И снова о русском языке… | |||
2 | Крылатые слова и афоризмы | |||
3 | Копилка занимательных заданий | |||
4 | Игротека | |||
5 | Об именах | |||
6 | О русских фамилиях | |||
7 | В поисках сбежавших головоломок | |||
8 | Игротека | |||
9 | Мы играем в логогрифы | |||
10 | Учимся распознавать речевые ошибки | |||
11 | Коллекция заморочек | |||
12 | Игротека | |||
13 | Ох уж эти фразеологизмы!... | |||
14 | Работаем над рифмами | |||
15 | Словесные забавы | |||
16 | Игротека | |||
17 | Продолжаем работу над фразеологизмами | |||
18 | Русские пословицы и поговорки | |||
19 | Ассорти для любителей русского языка | |||
20 | Игротека | |||
21 | И снова о фразеологизмах | |||
22 | Однородные члены предложения | |||
23 | Ошибочка вышла!... | |||
24 | Игротека | |||
25 | Про омонимы и их разновидности | |||
26 | Еще немного фразеологизмов | |||
27 | В стране Перевертундии | |||
28 | Игротека | |||
29 | Что такое «паронимы» | |||
30 | Запоминаем словарные слова | |||
31 | 31 июня | |||
32 | Игротека | |||
33 | Повторяем… | |||
34 | Повторяем |
7 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
1 класс
В результате изучения данного курсав первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться распознавать литературные жанры.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
2 класс
В результате изучения данного курса, во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать художественными средствами языка;
- перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
- находить ошибки в построении предложений;
- строить причинно-следственные цепочки;
- находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- задавать вопросы;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
4 класс
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....