Рабочая программа по родному русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку,УМК " Школа России" по учебнику "Русский родной язык", авт. О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_russkomu_rodnomu_yaz.docx | 47.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колодезянская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2022 г. Руководитель МО (Ковалёва А.М.) | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР Половинкиной Н.К. 26.08.2022 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1от 30 августа 2022 г. Председатель __________ Макаренко В.В. | УТВЕРЖДАЮ Директор _______ Макаренко В.В. Приказ от 30.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 класс
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: Артамонова Ольга Александровна
Квалификационная категория: нет
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта:
Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И.,Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019.
Методическое пособие (О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.) 3 класс. М: Учебная литература, 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня:
Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.12, п.7;
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020 № 766);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Колодезянской ООШ на 2021-2025 годы.
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Учебный план МБОУ Колодезянской ООШ предусматривает обязательное изучение русского родного языка в 3 классе в объеме 17 учебных часов в год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 17 часов.
Цели:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
Задачи:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Родной язык (русский)»
Осмысление и присвоение младшим школьникам системы ценностей:
жизни и человека - осознание ответственности за себя и других сохранение природы как среды обитания.
общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории , формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданского воспитания
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Духовно-нравственного воспитания
Представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Эстетического воспитания
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Физического воспитания
Формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успехов в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию русского языка;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным формациям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/ неодушевленное и т.д.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– осуществлять действие взаимоконтроля.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
Обучающийся научится:
– распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
– распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
– использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
– понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать уместность употребления фразеологических оборотов в современных ситуациях речевого общения;
– использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»:
Обучающийся научится:
– произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
– проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
– пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
– пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
Обучающийся научится:
– владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
– использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
– владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
– анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
– выделять наиболее существенные факты, устанавливать оценивать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
– оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
– соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
– редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
– различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4часа)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов | Характеристика видов деятельности ученика(на уровне учебных действий) | Основные направления воспитательной работы |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 8 | Распознают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слов, узнают устойчивые выражения. Проводят сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. работают над словами, называющими природные явления и растения, слова, называющие занятия людей, отгадывают героев сказок по описанию, проводят сбор информации | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
2 | Язык в действии | 5 | Учатся правильно произносить слова и образовывать их формы,, овладевают нормами правильного употребления предлогов, частей речи , сравнивают со старинными нормами употребления слов | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
3 | Секреты речи и текста | 4 | Создают тексты- повествования и рассуждения: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.,учатся редактировать тексты | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел (глава) Тема урока | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт) |
Раздел 1.Русский язык : прошлое и настоящее | 8ч | |||
1 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми. Где путь прямой, там не езди по кривой. | 1 | 13.01 | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. | 1 | 20.01 | |
3 | Слова, называющие природные явления и растения. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Сошлись два друга- мороз да вьюга | 1 | 27.01 | |
4 | Ветер без крыльев летает | 1 | 03.02 | |
5 | Какой лес, без чудес. | 1 | 10.02 | |
6 | Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры. Дело мастера боится. | 1 | 17.02 | |
7 | Заиграйте, мои гусли. | 1 | 03.03 | |
8 | Название старинных русских городов. Что ни город, то норов. | 1 | 10.03 | |
Раздел 2. Язык в действии | 5ч | |||
9 | У земли ясно солнце, у человека – слово. Проект: «История моего имени и фамилии». | 1 | 17.03 | |
10 | Для чего нужны суффиксы. | 1 | 31.03 | |
11 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? | 1 | 07.04 | |
12 | Все ли имена существительные « умеют» изменяться по числам? | 1 | 14.04 | |
13 | Как изменяются имена существительные во множественном числе. | 1 | 21.04 | |
Раздел 3.Секреты речи и текста | 4ч | |||
14 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | 28.04 | |
15 | Создаём тексты- рассуждения | 1 | 05.05 | |
16 | Учимся редактировать тексты. | 1 | 12.05 | |
17 | Создаём тексты-повествования | 1 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку ...
Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.3. Содержание ...
рабочая программа по родному русскому языку 2 кл 2 часа внеделю
рабочая программа...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...