Учитель: Рябова Г.А. Предмет: русский язык. Тема: «Единственное и множественное число глаголов». Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: формирование представления об изменении глаголов по числам. Оборудование: карточки с заданием для парной работы, компьютерная презентация. Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная |
Ожидаемые результаты: -Предметные
-Метапредметные | Предметные результаты: научатся: - определять грамматический признак глаголов — число, - правильно ставить вопросы к глаголам и определять число - употреблять в речи формы единственного и множественного числа глагола. Метапредметные: Познавательные: – формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладеть, способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: – готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные результаты: - развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству; -формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности. |
Методические задачи урока | Образовательные: научить: - изменять глаголы по числам; - правильно ставить вопросы к глаголам; - различать глаголы в единственном и множественном числе; |
Развивающая: - развивать речь, воображение, мышление. |
Воспитательная: - способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в паре - способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
Этап урока | Задание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные и метапредметные результаты, формируемые на уроке |
Организация начала занятия | Поочередно касаться одноименных пальцев рук своих ладоней, начиная с больших пальцев и говорить: - желаю (соприкасаются большими пальцами); - успеха (указательными); - большого (средними); - во всём (безымянными); - и везде (мизинцами).
Записать число в тетрадях | Приветствует ребят, настраивает на работу, инструктирует в выполнении задания. Предлагает записать число в рабочих тетрадях | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, выполняют задание. Записывают число в тетрадях | Личностные УУД: - развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству;
|
Актуализация знаний | Слайд 1. Прослушать стихотворение: Прибежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. - Как не стыдно тебе, егоза? И коза опустила глаза. А когда разошелся народ, Побежала опять в огород. Н. Рубцов
Записать первое предложение.
Записать предложение: Побежали козы в огород.
| Предлагает прослушать стихотворение. Предлагает подумать, что значит «опустила глаза», какова основная мысль стихотворения.
Предлагает записать первое предложение, подчеркнуть основу предложения, назвать подлежащее. Предлагает подумать, что могут сказать о слове «коза».
Предлагает подумать, если коза не одна вернулась в огород, а взяла еще подружек – коз, то как нужно записать предложение.
Предлагает записать составленное предложение, подчеркнуть основу. Предлагает подумать, что можно сказать о слове «козы».
Предлагает посмотреть, как изменилось сказуемое.
Предлагает подумать, действие скольких предметов обозначает слова «побежала», «побежали».
Предлагает подумать, как изменяются глаголы.
Предлагает высказать предположение, о чем будем сегодня говорить, озвучить тему урока. | Прослушивают стихотворение.
Высказывают предположение, что козе стало стыдно, основная мысль в том, что когда ругают стыдно, а потом делает тоже самое.
Записывают первое предложение, подчеркивают основу, называют подлежащее (коза). Высказывают предположение, что «коза» - имя существительное, одушевленное, в единственном числе Высказывают предположение, что тогда предложение примет вид: побежали козы в огород. Записывают предложение, подчеркивают основу.
Высказывают предположение, что слово «козы» имя существительное, одушевлённое, во множественном числе. Высказывают предположение, что изменяется окончание: побежала – побежали. Высказывают предположение, что эти слова обозначают соответственно действие одного и многих предметов.
Высказывают предположение, что глаголы, как и имена существительные изменяются по числам. Высказывают предположение, что тема урока: единственное и множественное число глаголов. | Предметные результаты: научатся: - определять грамматический признак глаголов — число, - правильно ставить вопросы к глаголам и определять число - употреблять в речи формы единственного и множественного числа глагола. Метапредметные: Познавательные: – формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; - овладеть, способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: – готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные результаты: - развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству; -формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности. |
Изучения нового материала | Подумать и заполнить таблицу. В столбике «ДО» поставьте «+», если согласны с утверждением, или «- », если не согласны с утверждением. до | утверждения | после |
| Глагол- это часть слова |
|
| Глагол -это часть речи |
|
| Глагол обозначает действие предмета |
|
| Глаголы бывают в единственном и во множественном числе |
|
| У всех глаголов можно определить число |
|
| Число глагола не зависит от числа других частей речи |
|
Выполнить упр. 129 в учебнике.
Прочитать правило на стр. 74
| Предлагает заполнить таблицу, инструктирует в ее заполнении, зачитывает высказывания. Предлагает осуществить проверку следующим образом: встать кто считает, что глагол это часть слова. - Встать кто думает, что глагол это часть речи. - Встать, кто думает, что глагол обозначает действие предмета. - Встать, кто считает, что глаголы бывают в единственном и во множественном числе. - Встать, кто считает, у всех глаголов можно определить число. - Встать, кто думает, число глагола не зависит от числа других частей речи. Обобщает, что в некоторых вопросах ответы были разными, значит, предлагает подумать почему. Предлагает попробовать поставить цель для себя на сегодняшнем уроке, то есть что бы хотели узнать, открыть для себя новое на сегодняшнем уроке, пользуясь таблицей утверждений. Предлагает выполнить задание в учебнике. Предлагает сделать вывод, как изменяются глаголы.
Предлагает прочитать правило на стр. 74 и сравнить его с выводом, который сделали вместе. | Анализируют предложенные выражения. Заполняют таблицу.
Встают согласно своим ответам. Высказывают предположение, что еще не все знают о глаголах. Высказывают предположение о целях урока.
Выполняют задание в учебнике
Высказывают предположение, что глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе. Читают правило, анализируют, что вывод был верный.
| Предметные результаты: научатся: научатся: - определять грамматический признак глаголов — число, - правильно ставить вопросы к глаголам и определять число - употреблять в речи формы единственного и множественного числа глагола. Метапредметные: Познавательные: – формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладеть, способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: – готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные результаты: - развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству; -формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности. |
Физкультминутка | Выполнять движения: если глаголы будут в форме единственного числа, то – похлопать в ладоши, если во множественном числе – поднять обе руки и махать ими. Слова: Играет, пишут, читает, копают, летит, стоят..
| Предлагает немного поиграть, слушать имена существительные, если они в единственном числе, то необходимо хлопать в ладоши, если во множественном поднять обе руки и помахать ими. | Внимательно слушают и выполняют необходимые движения | Предметные результаты: научатся: - употреблять в речи формы единственного и множественного числа Метапредметные: Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные результаты: формировать установки на здоровый образ жизни. |
Продолжение работы по изучению нового материала | Прочитать текст. Исправить ошибки. В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.
Работа в паре. Рядом с глаголом написать число глаголов. играют |
| молчит |
| собирать |
| ползают |
| льёт |
|
| Предлагает прочитать представленный текст, подумать, что необычного в нем, все ли там верно. Предлагает зачитать получившийся текст. Предлагает подумать, что мы сделали с глаголами, для чего это сделали. Обобщает, что число глагола зависит от имени существительного, с которым оно связано. Утверждение, что число глагола не зависит от числа других частей речи неверное) Предлагает подумать, для чего нужно уметь изменять глаголы по числам.
Предлагает поработать в паре, рядом с глаголом написать число, осуществить проверку. Интересуется какой глагол вызвал у затруднение при определении числа глагола. Предлагает сделать вывод, во всех ли глаголах можно поставить число. Обобщает, что у глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? нельзя определить число (неопределенная форма глагола) . - утверждение что, у всех глаголов можно определить число неверное. | Зачитывают текст, указывают на ошибки и исправляют их. Зачитывают исправленный текст. Глаголы нужно уметь изменять чтобы грамотно писать и говорить.
Выполняю задание в паре, отвечают, что вызвало затруднение в определении числа глагола «собирать».
Высказывают предположение, что не у всех глаголов можно определить число.
| Предметные результаты: научатся: - определять грамматический признак глаголов — число, - правильно ставить вопросы к глаголам и определять число - употреблять в речи формы единственного и множественного числа глагола. Метапредметные: Познавательные: – формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; Коммуникативные: - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные результаты: - развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству; -формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности.
|
Закрепление полученных знаний | Девочкам выписать глаголы в единственном числе, мальчикам – во множественном числе. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Валя испугалась и выбежала из комнаты. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
| Предлагает девочкам выписать из текста глаголы в ед.ч., а мальчикам во мн.ч. Осуществить самопроверку. | Выполняют задание, осуществляют самопроверку по заданному эталону.
| Предметные результаты: научатся: - определять грамматический признак глаголов — число, - правильно ставить вопросы к глаголам и определять число - употреблять в речи формы единственного и множественного числа глагола. Метапредметные: Познавательные: – формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; Коммуникативные: – готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные – осуществлять пошаговый контроль своих действий. Личностные результаты: -формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности | Вернуться к «таблице утверждений». В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- », если вы не согласны с утверждением.
Ответить на вопросы: Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Глагол бывает …. продолжите?
| Предлагает вернуться к «таблице утверждений», в столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если согласны с утверждением, или «- », если не согласны с утверждением. Сравнить столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Посмотреть Изменились ли убеждения и почему? Предлагает обобщить все, что узнали о глаголе. Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Глагол бывает …. продолжите?
| Заполняют таблицу, анализирую свои ответы.
Вспоминают все изученное о глаголе, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные УУД: - осуществлять рефлексию способов действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: - уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД: - формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.
|
Домашнее задание | На выбор: с.75 упр.130 Или написать 10 примеров – глаголов в единственном числе, изменить форму слова на множественное число. | Предлагает на выбор записать д.з, поясняет его | Записывают домашнее задание. | Личностные: - осмыслить и оценить свою деятельность на уроке |