род имён прилагательных
материал по русскому языку (3 класс)
род имён прилагательных 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_prilagatelnyh_3_klass.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта пробного урока
Предмет: Русский язык Класс: 3Д Учебник (УМК): «Школа России»
Тема урока: Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Тип урока: закрепление
Оборудование: презентация, раздаточный материал (листы самооценивания, медали), экран, учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс, 2 часть.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Учащиеся работают активно, проявляют интерес к предмету.
Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению умения изменять прилагательные по родам в зависимости от формы имени существительного.
Задачи:
Дидактические: Закрепить умение писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе; рассмотреть зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Развивающие: развивать умение организовывать свою деятельность, развивать каллиграфическое письмо, орфографическую зоркость, умение определять орфограммы.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность через минутку чистописания; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи через работу в парах.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные Д | Закрепление умения писать родовые окончания имён прилагательных в единственном числе; наблюдение за зависимостью рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Извлекают информацию из текста; обрабатывают информацию; умеют наблюдать, читать, слушать. |
Регулятивные УУД | С помощью учителя формулируют тему и цель урока; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивают свою деятельность. | |
Коммуникативные УУД | Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; слушают и вступают в диалог | |
Личностные | Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов, предложений; работают в паре; знают правила работы в паре. |
Этап фрагмента урока | Образователь ная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
І.Организационно- мотивационный этап: 1)Организационный момент 15:00-15:01 | Настроить детей на урок | Словесный(беседа) | -Здравствуйте, ребята. Сегодня ваш урок русского языка проведу я. Меня зовут Ульяна Алексеевна. -Для того, чтобы настроится на хорошую и плодотворную работу на сегодняшнем уроке, закройте глаза. И произнесите про себя: Сегодня на уроке у меня всё получится, и я буду работать на отлично. -Замечательно. Присаживайтесь. -Сегодня нас ждет большая работа. -Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас не должно быть ничего лишнего только раздаточный материал и тетради. -За каждое правильно выполненное задание мы будем получать медаль. Но медали непростые. На них есть буквы. И в конце урока мы с вами должны будем из этих букв составить слово. (В конце должно получится слово «Спасибо»). | -Здравствуйте. | Ф | Экран | Формирование ответственного отношения к учению. | |||
2)Минутка чистописания 15:01-15:08 | Отработать навыки каллиграфии | Практический (минутка-чистописания) | -Но перед тем как мы приступим к выполнению заданий, нам нужно провести минутку чистописания. Как вы думаете для чего необходима минутка чистописания? -Верно. -Открываем тетради. Записываем число и классная работа. -Какие буквосочетания вы здесь видите? -Но это не просто буквосочетания. Это окончания одной из частей речи. -Кто мне скажет у какой части речи в русском языке встречаются данные окончания? -Верно. -Запишем их, чтобы запомнить какие окончания бывают у прилагательных. -Пишем до конца строчки, без запятых. -Соблюдаем, ребята посадку. Спинки прямо, руки на парте, ножки на полу. -Кто написал, покажите мне свою готовность работать дальше. -Как, вы думаете к какой части речи будут относится слова на второй строчке, которые мы с вами будем писать? -Верно. На второй строчке запишем следующие словосочетания: алая гвоздика, лесной зверь, дальнее поле. -Определите род имён прилагательных и имён существительных в словосочетаниях. -Давайте выделим окончания имён прилагательных. -Проверим вашу работу. -В первом словосочетании какого рода имя существительное? -Почему вы так решили? -Верно. - У имени прилагательного какое окончание выделили? Какого оно рода? -Почему вы так решили? -А ещё как можно узнать какого рода прилагательное? -Правильно. -В следующем словосочетании существительное какого рода? Почему? -Прилагательное какого рода? Какое окончание выделили? -Почему вы так решили? -Какие ещё бывают окончания у имён прилагательных в мужском роде? -Молодцы. -И последнее словосочетание. Какого рода существительное поле? Почему? -Какого рода прилагательное в данном словосочетании? Какое окончание выделили? -Докажите, что прилагательное дальнее среднего рода. -Молодцы. -И на последней строчке давайте запишем следующую пословицу: Повторенье-мать ученья! - Прочитайте. -Как вы понимаете эту пословицу? -Верно. Процесс обучения невозможен без повторенья. Ведь когда нужно что-то выучить или запомнить, то обязательно нужно это повторить и причём не один раз. -Поставим ударение во всех словах. -Какие орфограммы встречаются в данной пословице? -Запишем эту пословицу к себе в тетради. -Не забываем про посадку. -Молодцы, ребята. -У вас на столах лежат листы самооценивания. Кому кажется, что он справился с заданием, запишите 2 балла, у кого возникали трудности, но вы с ними справились – 1 балл. Кто считает, что не справился– 0 баллов. -Мы выполнили первое задание и получили первую медаль с буквой. Какая буква на нём? | -Чтобы красиво и правильно писать. ая яя ий ый ой ое ее ые ие -У имён прилагательных. -К прилагательному -гвоздика – женского рода -Слово гвоздика можно заменить местоимением она. -Алая – окончание [ая], женский род. -У прилагательных женского рода окончания: ая, яя. -Существительное с которым прилагательное связано по смыслу женского рода, поэтому и прилагательное будет женского рода. -Зверь – мужского рода. Потому что слово зверь можно заменить местоимением он. -Лесной –мужской род, окончание -[ой]. -Имена прилагательные стоят в том роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу. -У имён прилагательных мужского рода бывают окончания: ой, ый, ий. -Поле – средний род. Слово поле можно заменить местоимением оно. -Дальнее – средний род, окончание [ее]. -У имён прилагательных среднего рода бывают окончания: ое, ее. Существительное в данном словосочетании в среднем роде, поэтому имя прилагательное тоже будет в среднем роде. -Повторенье-мать ученья! -В учёбе главным является повторенье. -Повторе́нье, уче́нья. -Безударная проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово повтор), правописание разделительного ь (разделительный ь пишется перед согласным звуком после гласных е,ю,я,и), правописание приставок (приставка по пишется слитно, приставки па не существует), смягчающий ь (обозначает мягкость согласного звука) -С | Ф И | наблюдение за зависимостью рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Определение рода имён прилагательных | К- формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; К- формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; К- аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; слушают и вступают в диалог | |||
ІІ. Ориентировочный этап: 1) Определение темы урока 15:08-15:09 | Определить тему урока совместно с детьми | Словесный (беседа) | -Как мы с вами сказали в начале урока. Всю информацию, которую вы изучаете нужно повторять. Исходя из этого, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? -Что будем повторять? Какую тему вы проходили на прошлом уроке? -Верно. -Какая часть слова нам указывает на род прилагательного? -Всё верно. -Значит какая тема нашего урока? -Тема нашего урока звучит так «Правописание родовых окончаний имён прилагательных» | -Повторять -Род имён прилагательных. -Окончание -Изменение окончаний имён прилагательных по родам. | Р- С помощью учителя формулируют тему и цель урока; | |||||
2)Определение цели и задачи урока 15:09-15:10 | Постановка цели и задачи урока совместно с детьми | Словесный (беседа) | -Составим план работы на уроке. -Для этого расположите следующие пункты в правильном порядке: (На доске в неправильном порядке «Повторим правило», «Закрепим знания на практике», «Подведём итоги урока») -Правильно. -Приступим к выполнению нашего плана. | - Повторим правило Закрепим знания на практике Подведём итоги урока | Р- С помощью учителя формулируют тему и цель урока; | |||||
ІV.Практический этап: 1)Выполнение упражнений 15:10- 15:20 | Применение теоритических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков | Словесный(беседа) Практический(списывание) Наглядный(учебник) | -Чтобы выполнить первый пункт нашего плана, предлагаю немного поиграть. -Встаньте те, кто умеет жить дружно, без ссор? Как вас можно назвать одним словом? Какие вы ребята? -Верно, присаживайтесь. -Встаньте те ребята, кто всегда готов помочь другу? А как вас можно назвать? -Встаньте те ребята, кто учится на 5. Каким словом вас можно описать? Присаживайтесь. -Какую часть речи вы использовали для описания качеств ребята? -Правильно. -Вспомним, какую часть речи называют прилагательным? -Молодцы. - С какой частью речи связаны имена прилагательные? -Правильно. -А как могут изменятся имена прилагательные? -Как определить род имени прилагательного? -Придумайте мне слово сочетание, чтобы прилагательное было мужского рода, женского рода, среднего рода. -Умницы! -Вот мы и выполнили первый пункт нашего плана. -Что же должны сделать дальше? -Верно. -Открываем учебники на странице 76, находим упражнение 132. -Прочитайте, что нам нужно сделать? -Посмотрите внимательно на текст, что вы увидели? -Кто попробует прочитать? -О чём говорится в тексте? -Название какой птички встречается в тексте? -Зарянкой называют птичку – малиновку. Посмотрите на экран. Вот так выглядит эта птица маленькая певчая птичка семейства дроздовых пёстрого оперения с рыжей грудкой. -Как думаете, почему малиновку прозвали зарянкой? -Правильно. -Поёт весь день, но особенно сильно на восходе солнца и на закате, поэтому, вероятно, и назвали её зарянкой. -Говорят, что пение малиновки похоже на щебетанье соловья -Давайте прослушаем как поёт малиновка. (аудио) -Вам понравилось пение малиновки? -Замечательно. -Как бы вы озаглавили данный текст? -Запишите заголовок, который вы придумали. -Сейчас по цепочке объясним написание слов с пропущенными буквами и будем записывать лишь те предложения, в которых есть прилагательные женского рода. Начинаем с первого ряда. Остальные слушаем внимательно и готовимся выполнять задание. -Какая это часть речи? -В какой части слова пропущены буквы? -Почему вы будете писать эти окончания? -Как вы определили род прилагательно? -Будем записывать это предложение? -Следующее предложение. -Какая часть речи? -В какой части слова пропущены буквы? -Почему вы решили написать это окончание? -Как вы выяснили, что это прилагательное женского рода? -Запишем это предложение? -Записываем. У прилагательных выделяем окончание и подписываем род. -Дальше. -Какая часть речи? -Какое окончание запишем? -Почему? -Как мы можем проверить, что это прилагательное мужского рода? -Какая орфограмма в слове ветерок? -Следующее слово. Будем записывать? Почему? -Работаем дальше. -Запишем это предложение? -Записываем. Не забываем выделять окончание у прилагательных и подписывать род. -Следующее предложение. -Подберите синоним к слову робкая? Какая песенка? -Верно. -Записываем это предложение в тетрадь? Почему? -Следующее предложение -Записываем? Выделяем окончания имён прилагательных. Над прилагательными записываем род. -Посмотрите на экран и ещё раз проверьте правильно ли вы написали слова с пропущенными буквами -Следующее задание. 3 предложение разберите по частям речи. -Прочитайте 3 предложение. -Запишите это предложение к себе в тетрадь. -Первым делом находим главные члены предложения. О чем идёт речь? -Какой частью речи является слово ветерок? -Какое действие выполняет ветерок? -Какой частью речи выражено слово прошумел? -Как подчёркиваем существительное? -К какому слову можем задать вопрос от существительного? -Какая это часть речи? -Как подчёркиваем глагол? -Есть ли ещё слова, к которым мы можем задать вопрос от слова ветерок? -Как подчёркиваем прилагательные? -Больше от слова ветерок вопрос задать не можем, поэтому задаём вопросы от слова прошумел. -Как подчеркиваем обстоятельство? -Можем ещё от глагола задать вопрос? -От какой части речи зададим вопрос к слову берёз? -Какой частью речи является слово берёз? Как подчёркиваем? -Оцените свою работу на листах самооценивания. Кто выполнил всё упражнение верно запишите 2 балла, у кого возникали трудности, но вы с ними справились – 1 балл. Кто не выполнил упражнение – 0 баллов. -Выполнив это задание мы получили ещё одну медальку. Что там написано? Физкультминутка | -Дружелюбные -Добрые, отзывчивые. -Умные, старательные. -Прилагательное. -Прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? -С именами существительными. -По родам, по числам. -По роду имени существительного. -Злой бык, широкая кисть, высокое окно. -Закрепим знания на практике. -Прочитать и озаглавить текст. -Пропущены буквы. -Учащийся читает текст. -Про апрельское утро. -Зарянка. -Начинает петь рано. -Ранее утро, пение птицы, весенняя природа. -Ранее апрельское утро. -Прилагательные. -В окончании. -Это прилагательные среднего рода. -Существительное связанное с прилагательными среднего рода. (утро) -Нет -В небе начала разгораться алая полоска зари. -Алая (ж.р.) -Имя прилагательное. -В окончании. -Это прилагательное женского рода. -Существительное связанное с прилагательными женского рода. (заря) -Да. -Утренний ветерок прошумел в вершинах берёз. -Утренний (м.р.) -Прилагательное. -ий -Прилагательной мужского рода. -Существительное связанное с прилагательными мужского рода (ветер). -Проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово ветер и непроверяемая безударная гласная в корне слова. -Прошумел. Приставка про. -Вершинах. Проверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемое слово верх. ЖИ\ШИ пиши с буквой и. -Нет. Потому что прилагательные мужского рода. -Предрассветной мгле зазвучала тихая лесная песенка. -Зазвучали. Приставка за. -Тихая (ж.р.), лесная (ж.р.). Прилагательные женского рода. Связано с существительным женского рода (песенка). -Да. -Это запела птичка зарянка. -Запела. Приставка за. -Робкая. Прилагательное женского рода. -Грустная, трусливая. -Нет. Потому что нет прилагательного женского рода. -В её песне слышалась робкая радость и светлая весенняя грусть. -Светлая (ж.р.), весенняя (ж.р.). Прилагательные женского рода. Связано с существительным женского рода (грусть), -Да -Утренний ветерок прошумел в вершинах берёз. -О ветре. -Ветерок – существительное. -Одной чертой. -Ветерок (что сделал?) прошумел. -Глагол -Двумя чертами. -Ветерок (какой?) утренний. Утренний – прилагательное. -Волнистой линией. -Прошумел (где?) в вершинах -В – предлог, вершинах – обстоятельство. -Чёрточка, точка. -Нет - В вершинах (чего?) берёз -Дополнение. Пунктирной линией. Оценивают свою работу. -бо | Ф И | Экран | Определение рода имён прилагательных, классифицирование имена прилагательных по роду | К-слушают и вступают в диалог К- слушают и вступают в диалог П- пишут правильно родовые окончания имён прилагательных. П- пишут правильно родовые окончания имён прилагательных. К- формулируют, аргументируют свою точку зрения Р- оценивают свою деятельность Р- оценивают свою деятельность | ||
2)Самостоятельное выполнение 15:20-15:35 | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений. | Словесный(беседа) Практический(списывание) Наглядный(учебник) | -Продолжаем нашу работу. -Находим упражнение 133 на странице 77. -Прочитайте задание. -Работаем по вариантам. Первый вариант записывает словосочетания с первыми 3 словами. Второй вариант – следующие три слова. -Запишите полученные словосочетания и рядом в скобах запишите род имени прилагательного и выделите окончание. -Выполняем задание самостоятельно. Потом будем проверять. -Сверьтесь с экраном. Всё ли вы выполнили так? - Кто выполнил всё упражнение верно запишите 2 балла, у кого есть ошибки– 1 балл. Кто не выполнил упражнение – 0 баллов. -Выполнив это задание мы получили ещё одну медальку. Что там написано? -Получили ещё один бочонок мёда, за то, что помогли пчёлам. Какой слог вы видите? -И последнее задание будем выполнять в парах. -Перед этим напомните мне как мы работаем. -Найдите на столах карточку жёлтого цвета. -В них записаны утверждения. Если вы согласны с высказыванием, то обводите номер кружком, если нет, то зачеркивают данный номер крестиком.
– Назовите номера, которые обвели в круг. -Какие высказывания зачеркнули крестиком? -Сверьтесь с экраном. -Оцените свою работу. Кто выполнил всё упражнение верно запишите 2 балла, у кого есть ошибки– 1 балл. Кто не выполнил упражнение – 0 баллов. -Выполнив это задание мы получили ещё одну медальку. Что там написано? -Давайте составим из полученных бочонков слово -Что у вас получилось? -Верно. Пчёлы благодарят нас за помощь и вашу хорошую работу на уроке. -Как вы думаете нужно ли благодарить за помощь? Почему? -Правильно | -Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительных. -па -Работаем сообща, не мешаем другим группам. -1,2,5. -3,4. -си -Спасибо. -Нужно. Таким образом мы благодарим людей за помощь. | Ф И | Экран | Определение рода имён прилагательных, наблюдение за зависимостью рода имени прилагательного от формы рода имени существительного | П- образовывают словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных Р- оценивают свою деятельность | ||
V.Рефлексивно-оценочный этап: 1)Итог урока 15:35-15:36 | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной Д-ти, достижение поставленной цели. | Словесный (беседа) | -Наш урок подходит к концу. -Давайте вспомним от чего зависит род имени прилагательного? -Все ли пункты плана выполнили? -Вы большие молодцы | -От существительного, с которым он связан по смыслу. -Да | Ф | Р- осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата | ||||
2)Домашнее задание 15:36-15:38 | Закрепить полученные на уроке умения. | Словесный (беседа) | -А сейчас найдите упражнение 134 на странице 77. Вам нужно составить словосочетания, заменяя имя существительное из скобок однокоренным именем прилагательным. -Каким однокоренным именем прилагательным вы замените имя существительное «место». -Верно. И к себе в тетрадь запишите словосочетание местный житель. -Открываем дневники и записываем домашнее задание. Страница 77 упражнение 134. -А так же дома вам необходимо составить 2 предложения и подчеркнуть основу, как мы с вами делали на уроке. | Записывают домашнее задание. -Местный. | Ф | |||||
3)Рефлексия деятельности ученика 15:38-15:39 | Оценить свои достижения. | Практический: (оценивание достижений) | -Оценим свою работу на всём уроке. Посчитайте баллы за все упражнения. Если вы набрали от 8 до 7 баллов, то поднимите золотую медаль. Если вы набрали от 6и до 5 баллов, поднимите серебряную медаль. Если набрали меньше 5, то поднимите бронзовую медаль. | Оценивают свою работу. | Ф И | К- аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение | ||||
Итог работы класса 15:39- 15:40 | Оценить достижения класса. | Словестный (беседа) | -Ребята, вы старались работать как трудолюбивые и дружные пчелки. Урок закончен можете быть свободны. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
Конспект урока в 3 классе по русскому языку....
Изменение имён прилагательных по числам и родам. Родовые окончания имён прилагательных.
Конспект урока русского языка, 3 класс....
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...