частица не
материал по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта пробного урока
Предмет: Русский язык Класс: 2А Учебник (УМК): «Школа России»
Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Тип урока: закрепление
Оборудование: ноутбук, экран, учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) В.Г.Горецкий, В.П.Канакина, раздаточный материал: карточки самооценивания, карточки с заданиями), тема и план урока.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: ученики активно отвечают на уроке.
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению навыка раздельного написания глаголов с частицей НЕ
Задачи:
Дидактические: дать понятие о частице НЕ; дать понятие о правильном написании частицы НЕ с глаголами; дать понятие о том, что написание частицы НЕ с глаголами является орфограммой; научить применять правило о написании частицы НЕ с глаголами.
Развивающие: развивать умение писать частицу НЕ с глаголами; развивать каллиграфическое письмо; развивать орфографическую зоркость и умение определять орфограммы, развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность через минутку чистописания; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи через работу в парах; воспитывать трудолюбие через разбор пословиц.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные Д | Знают о частице НЕ; знают, как писать частицу НЕ с глаголами; знают, что правописание частицы НЕ с глаголами является орфограммой; умеют применять правило о написании частицы НЕ с глаголами при выполнении упражнений. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Извлекают информацию из текста; обрабатывают информацию; умеют наблюдать, читать, слушать. |
Регулятивные УУД | С помощью учителя формулируют тему и цель урока; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивают свою деятельность. | |
Коммуникативные УУД | Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; слушают и вступают в диалог | |
Личностные | Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов, предложений; работают в паре; знают правила работы в паре; понимают значение слова трудолюбие. |
Этап фрагмента урока | Образователь ная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
І.Организационно- мотивационный этап: 1)Организационный момент 8:50-8:52 | Настроить детей на урок | Словесный(беседа) | -Здравствуйте, ребята. Сегодня ваш урок русского языка проведу я. Меня зовут Ульяна Алексеевна. -Присаживайтесь. -Ребята, сядьте удобно. Спинки прямо, руки на парту. -Для того, чтобы настроится на хорошую и плодотворную работу на сегодняшнем уроке, возьмитесь за руки с соседом по парте. И пожелайте друг другу хорошей работы на сегодняшнем уроке. -Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас не должно быть ничего лишнего только раздаточный материал, учебник, пенал и тетради. -Кто готов приступить к работе, сядьте прямо, руки на парту. -Сегодня нам предстоит выполнить множество заданий и для этого нужно быть трудолюбивым. -А каких трудолюбивых насекомых вы знаете? -Верно. Сегодня мы побудем в роли трудолюбивых муравьишек. | -Здравствуйте Проверяют готовность к уроку. -Пчелы, муравьи. | Ф | К-слушают учителя | ||||
2)Минутка чистописания 8:52-8:59 | Отработать навыки каллиграфии | Практический (минутка-чистописания) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (минутка-чистописания) Словесный (беседа) Практический (минутка-чистописания) Словесный (беседа) | -Но перед тем, как мы приступим к выполнению заданий, нам нужно провести минутку чистописания. Как вы думаете для чего необходима минутка чистописания? -Верно. -Открываем тетради. Записываем число и классная работа. -Посмотрите на доску. Какое буквосочетание вы видите? -Что можете сказать о первой букве? Какой звук обозначает буква н [эн]? -Дайте характеристику этому звуку. -Следующая буква в этом сочетании? -Верно. -Обратите внимание на соединение снизу вверх. Обратите внимание на высоту и параллельность элементов. -Запишите данное буквосочетание к себе в тетрадь без запятых, до конца строчки. -Соблюдаем, ребята посадку. Спинки прямо, руки на парте, ножки на полу. -Кто готов работать дальше садимся правильно. -Чтобы узнать какое слово напишем на второй строчке, отгадайте загадку: Что же это за песочек, Сладок с ним у нас чаёчек, В каждой кухне проживает, Всем хозяйкам угождает. -Правильно. -И сахар – это словарное слово, ребята. (Появляется карточка со словарным словом) -Поставим ударение в этом слове. -Верно. Ударение падает на первую букву а. -Раз это словарное слово то, что нам нужно с ним сделать? -Нам необходимо это слово запомнить, чтобы не делать ошибок при его написании. -А кто-нибудь заметил орфограмму в этом слове? -Верно. В этом слове есть непроверяемая безударная гласная в корне слова. -Кто сможет сказать, что такое сахар? Из чего получают сахар? Где мы его используем в жизни? -Совершенно верно. Сахар – это продукт. А также он является основным поставщиком энергии в наш организм, т.е. сахар служит топливом для работы нашего организма. Но нужно ребята, помнить, что слишком много сахара могут, наоборот, навредить нашему организму. -В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что сахар – это кристаллическое питательное белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свёклы или из сахарного тростника. -Орфограммы разобрали, значение узнали. Теперь можно записать это слово в тетрадь. Запишите слово сахар до конца строчки, с маленькой буквы, без запятых. Подчеркните орфограмму и поставьте ударение. -Стараемся писать аккуратно. Не забываем про правильную посадку, так как от неё зависит на сколько красивым будет ваш почерк. -Давайте устно придумаем предложение со словом сахар. -А я записала такое предложение: Оля посыпала рогалики не пудрой, а сахаром. -Прочитайте, пожалуйста. -Знаете ли вы что такое рогалик? Пудра? -Рога́лик — хлебобулочное изделие. Имеет изогнутую форму, похожую на рога. Пудра – тонко измельчённые кристаллы сахара. Используется в приготовлении кондитерских изделий (сладостей) для посыпки выпечки. -Найдём орфограммы в этом предложении. Какие орфограммы вы видите в этом предложении? -Найдём грамматическую основу в этом предложении. -Молодцы. -Давайте запишем это предложение в тетрадях, подчеркните орфограммы. Оцените свою работу на листах самооценивания. Кто считает, что написал все красиво, то раскрасьте круг на мешочке у муравья зелёным цветом. Кто считает, что ему ещё нужно стараться – раскрашиваем жёлтым. И кто думает, что у него ничего не получилось – раскрашиваем кружок красным. -Есть кто закрасил кружок зелёным? Поднимите руки. -Замечательною -А жёлтым кто-нибудь закрасил? -Тоже хорошо. -Остальные не расстраивайтесь. Вы ещё потренируетесь и у вас всё обязательно получится. | -Чтобы красиво и правильно писать. -Не (обратить внимание на ) -буква обозначающая согласный звук. Звук [н] -[н] – согласная, мягкий, звонкий. Непарный -е – гласная, звук [э]. -Сахар. -Са́хар. -Запомнить. -Непроверяемая безударная гласная в корне слова. — Это продукт. Получают из тростника. Мы его используем при приготовлении выпечки, добавляем в чай. -Я добавляю 1 ложку сахара в свой чай. -Рогалик – проверяемая безударная гласная в корне слова (проверочное слово: рог); сахар – непроверяемая безударная гласная в корне слова; Оля – имя собственное, поэтому пишем с заглавной буквы. -Оля – подлежащее, посыпала – сказуемое. | Ф И Ф И Ф Ф И | Карточка со словом | П- умеют наблюдать, читать, слушать. К- слушают и вступают в диалог К- слушают и вступают в диалог К- слушают и вступают в диалог Р- оценивают свою деятельность | Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов. Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов, предложений. | ||
3)Повторение ранее изученной темы 8:59-9:03 | Закрепить ранее изученные знания | Словесный(объяснение,беседа) | -Посмотрите на экран, прочитайте слова и скажите какое слово лишнее и почему? (река, чайник, сушить, девочка). -Верно. -А что вы уже знаете о глаголе? -Как могут изменятся глаголы? -Молодцы. -Вот мы с вами и повторили тему прошлого урока и готовы к изучению нового материала. | -Лишнее слово сушить. Потому что это глагол. -Глагол – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? -По числам. | Ф Ф | Экран | К- Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения; | |||
ІІ. Ориентировочный этап: 1)Создание проблемной ситуации 9:03-9:08 | Подготовка к восприятию темы | Словесный (беседа) | -Обратите внимание на экран: Без труда (не) выловишь рыбку из пруда. Кто (не) работает тот (не) ест. -Прочитайте пословицы вслух. -О чём говориться в этих пословицах? -Совершенно верно. В жизни нельзя быть лентяем. Нужно трудится, чтобы многого достиг. -А как же можно назвать таких людей? Которые много трудятся? -Верно. Есть у вас трудолюбивые ребята в классе? Поднимите руки кто трудолюбивый. -Замечательно. -Найдите глаголы в этих пословицах. -А что вы видите перед глаголами? -Как вы думаете, почему НЕ записано в скобках? -К какой части речи относится НЕ? -А как вы считаете, как нужно их писать? Слитно или раздельно? | Без труда (не) выловишь рыбку из пруда. Кто (не) работает тот не ест. -Нужно работать. Нельзя лениться. -Трудолюбивые. -Выловишь, работает, ест -Слово не. -Не знаем, как их писать. -Не знаем. -Слитно/раздельно. | Ф | Экран | П- умеют наблюдать, читать, слушать. | Понимают значение слова трудолюбие. | ||
2) Определение темы урока 9:08-9:09 | Определить тему урока совместно с детьми | Словесный (беседа) | -Сегодня на уроке мы узнаем, как пишется НЕ с глаголами. -Исходя из этого, кто догадался. О чём мы будем говорить? -Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами». -Составим план нашего урока. Для этого поставьте его пункты в правильном порядке: -Молодцы. -К пословицам мы ещё с вами вернёмся. -А сейчас давайте же приступим к осуществлению нашего плана. | -Правописание НЕ с глаголами 1.Узнать какой частью речи является НЕ. 2.Узнать как пишется НЕ с глаголами. 3. Научиться применять правило при выполнении упражнений. 4.Подвести итог урока. | Ф | Карточки | Р- С помощью учителя формулируют тему и цель урока; | |||
ІІІ. Поисково- исследовательский этап: 9:09-9:17 1)Наблюдение над фактами языка: А)Упражнение до правила. Б)графическое оформление признаков изучаемого понятия на доске В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы. 2)Чтение и определение правила из учебника. 3)Возвращение к проблемной ситуации | Изучение нового теоретического материала Выявить новые факты языка; Оформить графические факты языка Сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки изучаемой темы. Оформить правило, понятие | Словесный (беседа) Практический (решение кроссворда) Словесный (беседа) | -Посмотрите на первый пункт нашего плана. Что же мы должны узнать первым делом? -Какие части речи вы уже знаете? -Предположите какой частью речи является НЕ? -НЕ – это частица. (на доске появляется карточка) -Прочитаем хором. -На первый вопрос мы с вами ответили. -Прочитайте второй пункт плана. -Верно. -Может уже из жизненного опыта кто-то знает, как писать НЕ с глаголами? -Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, из которого узнаем, как же всё-таки пишется частица НЕ с глаголами. Слушаем внимательно: Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. И теперь частица НЕ пишется раздельно. -Как же пишется частица НЕ с глаголами? -Правильно. (на доске появляется карточка) -Кто прочитает получившееся правило -Прочитаем хором. -А где мы, ребята, сможем проверить верно ли мы с вами сформулировали правило? -Верно. -Открываем учебник на странице 78. -Прочитайте правило. -Всё ли правильно мы предположили? -Что мы ещё с вами не сказали? -Всё верно. Раз это орфограмма, то, что мы должны сделать? -Молодцы. (на доске появляется карточка) -Данную орфограмму выделяют следующим образом -подчёркивают пробел между частицей НЕ и глаголом. (на экране: Не _ ходил, не _ шумел). -И так, ребята, опираясь на нашу схему, кто сможет сказать о чём мы с вами узнали? -Всё верно. -Вернёмся к нашим пословицам. Как же мы будем писать частицу НЕ в данный пословицах? Почему? Физкультминутка | -Какой частью речи является НЕ. -Существительное, глагол. -НЕ-частица. -Узнать как пишется НЕ с глаголами. -Раздельно. -Раздельно. -НЕ – это частица. Частица НЕ пишется с глаголами раздельно. -В учебнике. -Слово НЕ – частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. -Правильно. -Это орфограмма. -Запомнить. -Частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Это орфограмма. -Раздельно. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. | Ф П П Ф | Карточки с кроссвордом Карточка с правилом Экран | Знают о частице НЕ знают как писать частицу НЕ с глаголами | Р- соотносят свои действия с планируемыми результатами, П-Извлекают информацию из текста; К- слушают и вступают в диалог; формулируют, аргументируют свою точку зрения | ||
ІV.Практический этап: 1)Выполнение упражнений 9:17-9:20 | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков | Словесный (беседа) Практический (работа в тетради) | - Сейчас давайте применим наши новые знания, при выполнении упражнениий. -Найдите упражнение 135 на странице 78. -Прочитайте стихотворение. -О чём это стихотворение? -Как вы думаете, почему оно так интересно названо? -Верно. -Сейчас по порядку будем выписывать на доске глаголы с частицей НЕ, остальные работают у себя в тетрадях. Начнём с 1 ряда. -Подчеркните орфограмму (частицу НЕ). -Сверьтесь с доской -Оцените свою работу. Раскрасьте кружок на мешочке у муравья зелёным цветом, если выписали все слова, жёлтым, если не выписали 1-2 слова. Красным – не выписали больше 2 слов. -Выполним с вами ещё одно упражнение. На странице 78 найдите упражнение 136. -Прочитайте, что нужно сделать? -Прочитайте первую пословицу. О чём она? -Верно. -Читаем вторую пословицу. -В чём смысл этой пословицы? -Прочитайте последнюю пословицу. -О чём говорит эта пословица? -Молодцы. -Найдите в этих пословицах глаголы с частицей НЕ. -Запишите их к себе в тетрадь. Подчеркните орфограмму (частицу НЕ). -А сейчас я хочу проверить у кого самая хорошая память. Прочитайте ещё раз пословицы в упражнении 136. -Прочитаем третью пословицу хором на счёт три. Раз, два, три. -Перед тем как мы запишем эту пословицу, найдём орфограммы. Какие орфограммы нашли? -Прочитайте ещё раз пословицу про себя. -Закройте учебник и запишите по памяти данную пословицу. -В пословице подчеркните орфограмму (частица НЕ). -Кто записал и готов работать дальше, сядьте правильно. -Проверим правильно ли вы записали пословицу, откройте учебник и сверьтесь. -С помощью этого упражнения мы с вами потренировали нашу память. -А сейчас оцените свою работу. Раскрасьте кружок на мешочке у муравья зелёным цветом, если смогли выписать пословицу без проблем. Если возникли затруднения, забыли одно слово -жёлтым, если не смогли вспомнить ни одну пословицу и записать – красным. | -Завести велели мне Новые привычки: Никогда девчонок не Дергать за косички! Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не Говорить с соседом! -О плохих привычках. -Частица НЕ запрещает что-то делать. А в стихотворении говориться о том, чего нельзя делать. Работают в тетради, у доски. -Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. -Не хвались пока люди не похвалятся. В ней говориться, что никогда нельзя хвалить самого себя, пока не оценит кто - то другой твои действия; -Не дразни собаки, и лаять не станет. -Нельзя дразнить собаку. Если не будешь трогать собаку, дразнить ее, то и она тебя не тронет; -Языком не спеши, а делом не ленись. -Эта пословица говорит о том, что не надо много болтать попросту, а надо дела делать, не лениться. -Не хвались, не похвалят, не дразни, не станет, не спеши, не ленись. -Языком не спеши, а делом не ленись. -Не_спеши – не с глаголами пишется раздельно; спеши – проверяемая безударная гласная в корне слова (проверочное слово: спешка); спеши жи/ши пиши с буквой и; не _ ленись – не с глаголами пишется раздельно; ленись- проверяемая безударная гласная в корне слова (проверочное слово: лень) -Работают в тетради, записывают пословицу: Языком не спеши, а делом не ленись. | Ф И | Знают о частице НЕ; знают, как писать частицу НЕ с глаголами; знают, как писать частицу НЕ с глаголами; умеют применять правило о написании частицы НЕ с глаголами при выполнении упражнений; знают, что правописание частицы НЕ с глаголами является орфограммой. | К-Доносят свою позицию до других; Р- оценивают свою деятельность К- формулируют, аргументируют свою точку зрения Р- оценивают свою деятельность | |||
2)Самостоятельное выполнение 9:20-9:25 | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирования навыков | Словесный (беседа) Практический (работа на карточках) | -Кто мне напомнит, с какой частью речи употребляется частица НЕ? -Как пишется частица НЕ с глаголами? -Правильно. -Закрепим полученные знания. -Для этого найдите на столах карточку №1. Прочитайте, что нужно сделать? А) не ходят Б) ненастье В) неожидаешь Г) небрежный Д) не видеть Е) не хотел Ж) небежал З) не ушёл И) не назвал К) не приехал -Работаем в парах. Напомните мне правила работы в парах. Приступаем к работе. -Напротив каких слов поставили галочки? Почему? -Раскрасьте кружок на мешочке у муравья зелёным цветом, если выписали все слова, жёлтым, если не выписали 1-2 слова. Красным – не выписали больше 2 слов. | -Частица НЕ употребляется с глаголами. -Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. -Среди слов выберите только те глаголы, которые написаны правильно. Поставьте напротив них галочку. Подчеркните частицу НЕ. -Работаем сообща, другим парам не мешаем и т.д. -Не ходят, не видеть, не хотел, не ушёл, не назвал, не приехал. Потому что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. | Ф И | умеют применять правило о написании частицы НЕ с глаголами при выполнении упражнений. | Р- оценивают свою деятельность | работают в паре; знают правила работы в паре; | ||
V.Рефлексивно-оценочный этап: 1)Итог урока по изученной теме 9:25-9:26 | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной Д-ти, достижение поставленной цели. | Словесный (беседа) | -А наш урок подходит к концу. -С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке? - Что такое НЕ? Какой частью речи является? -Как пишется частица НЕ с глаголами? -С каким словарным словом мы познакомились? -Молодцы. -Мы составляли план нашего урока в самом начале. -Как думаете все ли пункты мы с вами выполнили? -Замечательно. | -НЕ с глаголами пишется раздельно. -Частица. -Частица НЕ пишется с глаголами раздельно. -Сахар. -Да. | Ф | Знают о частице НЕ; знают, как писать частицу НЕ с глаголами; | К- слушают и вступают в диалог; Р- соотносят свои действия с планируемыми результатами | |||
2)Домашнее задание 9:26-9:27 | Закрепить полученные на уроке умения. | Словесный (беседа, объяснение) | -Найдите пожалуйста упражнение 138, стр.79. -Вам нужно прочитать и озаглавить текст. Записать название и текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы. | Записывают домашнее задание. | Ф | К- слушают и вступают в диалог; | ||||
3)Рефлексия деятельности ученика 9:27-9:29 | Оценить свои достижения. | Практический(оценивание достижений) | -Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. -Посмотрите на свои листы самооценивания. -Если у вас больше кружочков раскрашено зелёным цветом, то поднимите весёлого муравья. Если есть красные и желтые кружочки – грустного муравья. | Оценивают свою деятельность. | И Ф | К-формулируют, аргументируют свою точку зрения; Р- оценивают свою деятельность | ||||
4)Итог работы класса 9:29-9:30 | Оценить достижения класса. | Словестный (беседа). | -Ребята, вы сегодня большие молодцы. Мы с вами очень хорошо поработали. Спасибо вам за урок. -До свидания. | -До свидания. | Ф | К- слушают и вступают в диалог; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тела, вещества, частицы.
Презентация составлена к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова 3 класс...
Разработка урока "Тела, вещества, частицы"
Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"...
Правописание частицы не с глаголами
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. Правописание частицы НЕ".
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Работа ведется по развивающей системе Л.В. Занкова. Определены универсальные учебные действия, прописана деятельность учи...
Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"
Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...
Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)
Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...