Правописание частицы не с глаголами
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_glagolami_3_klass.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
3 класс
Цели урока.
Образовательные:
- расширить знания детей о служебных частях речи
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
- воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
- развитие работоспособности и профилактика утомления
- развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
- развивать внимание и память учащихся
- развивать умение слушать товарищей
- развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), мультимедийный проектор, компьютер.
ПЛАН УРОКА
- Оргмомент.
- Чистописание. Введение в тему урока.
- Наблюдение над лексическим значением частицы не.
- Правописание частицы не с глаголами.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
- Знакомство с глаголами-исключениями.
- Работа с текстом.
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
- Чистописание. Введение в тему урока.
А) на доске: и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не
- Что записано на доске? Как назвать их общим определением?
(Служебные части речи)
- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
- Для чего они служат?
- Кто знает, что такое не? (Частица)
- Почему мы её относим к служебным частям речи?
Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Сегодня на уроке мы рассмотрим частицу не с разных сторон.
Слайд 3.
Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться.
- Прочитаем предложение.
- Согласны вы с этим утверждением? Почему?
- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).
Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.
3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
- Выясним, какой смысл имеет частица не.
Слайд 4.
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
- Проверим это на других примерах.
Слайд 5.
Здоровье за деньги купишь.
Кашу маслом испортишь.
Ложь человека красит.
- Согласны вы с этими высказываниями?
- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).
Слайд 6.
- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).
- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).
- А смысл пословиц?
4. Правописание частицы не с глаголами.
А) - Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
Слайд 7.
Б) - Прочитаем правило в учебнике – с. 100.
- Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма. Как она обозначается?
- Запишите пословицу с доски, используя частицу не. Обозначьте орфограмму.
5. Физкультминутка. Зарядка для глаз.
6. Первичное закрепление. Составление правил поведения на уроке с использованием частицы не.
- На прошлом уроке мы составляли предложения о правилах дорожного движения, используя инфинитив. Что это такое?
- Вспомните некоторые из этих правил.
- А сейчас я предлагаю вам составить правила поведения на уроке, используя частицу не.
Слайды 8-12. (Учащиеся самостоятельно записывают правила в тетради по фотографиям с уроков).
Проверка записанных правил поведения, исправление ошибок.
- Обозначьте орфограмму не с глаголами.
7. Знакомство с глаголами-исключениями.
- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.
Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.
Слайд 13.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).
- Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова).
- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание.
8. Работа с текстом. Повторение правил обращения с книгой.
Слайд 14.
- Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу не. Запишите получившийся текст.
- Обозначьте все орфограммы в словах и между словами в тексте.
- Итог урока.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Было ли что-то непонятно?
- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради.
Слайд 15. Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.
- Кого можно похвалить за работу на уроке?
- Домашнее задание.
- Правило, с. 100, № 106.
- Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.
Слайд 16. Спасибо за работу!
Пимкина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №24» г. Саранска
2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...
урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
Урок открытия новых знаний....
Правописание частицы НЕ с глаголом.
Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"
На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не, научатся правильно писать частицу – не – с глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Комментарии
Правописание частицы не с глаголом.
Мне тоже урок понравился,