Правописание частицы не с глаголами
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Пимкина Татьяна Михайловна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_glagolami_3_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

3 класс

Цели урока.

Образовательные:

  1. расширить знания детей о служебных частях речи
  2. углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  3. познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  1. воспитание культуры учебного труда
  2. создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  3. воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
  4. развитие работоспособности и профилактика утомления
  5. развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

  1. развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  2. развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  3. побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  4. развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  5. развивать внимание и память учащихся
  6. развивать умение слушать товарищей
  7. развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), мультимедийный проектор, компьютер.

ПЛАН УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание.  Введение в тему урока.
  3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
  4. Правописание частицы не с глаголами.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Знакомство с глаголами-исключениями.
  8. Работа с текстом.
  9. Итог урока. Рефлексия.
  10.  Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.

  1. Чистописание. Введение в тему урока.

А) на доске: и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не

- Что записано на доске? Как назвать их общим определением?

(Служебные части речи)

- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?

- Для чего они служат?

- Кто знает, что такое не? (Частица)

- Почему мы её относим к служебным частям речи?

Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Сегодня на уроке мы рассмотрим частицу не с разных сторон.

Слайд 3.

Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться.

- Прочитаем предложение.

- Согласны вы с этим утверждением? Почему?

- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).

Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.

3.    Наблюдение над лексическим значением частицы не.

- Выясним, какой смысл имеет частица не.

Слайд 4.

- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

- Проверим это на других примерах.

Слайд 5.

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

Слайд 6.

- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).

- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

- А смысл пословиц?

4.     Правописание частицы не с глаголами.

А) - Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?

- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

Слайд 7.

Б) - Прочитаем правило в учебнике – с. 100.

- Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма. Как она обозначается?

- Запишите пословицу с доски, используя частицу не. Обозначьте орфограмму.

5.    Физкультминутка. Зарядка для глаз.

6.    Первичное закрепление. Составление правил поведения на уроке с использованием частицы не.

- На прошлом уроке мы составляли предложения о правилах дорожного движения, используя инфинитив. Что это такое?

- Вспомните некоторые из этих правил.

- А сейчас я предлагаю вам составить правила поведения на уроке, используя частицу не.

Слайды 8-12. (Учащиеся самостоятельно записывают правила в тетради по фотографиям с уроков).

Проверка записанных правил поведения, исправление ошибок.

- Обозначьте орфограмму не с глаголами.

7.   Знакомство с глаголами-исключениями.

      - Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.

        Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.

       Слайд 13.

ненавидеть

негодовать

неволить

недоумевать

      - Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?

        (Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

      - Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова).

      - Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание.

8.    Работа с текстом. Повторение правил обращения с книгой.

       Слайд 14.

      - Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу не. Запишите получившийся текст.

      - Обозначьте все орфограммы в словах и между словами в тексте.

  1. Итог урока.

  - Что нового сегодня вы узнали на уроке?

  - Было ли что-то непонятно?

- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях  своей тетради.

  Слайд 15. Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.

  - Кого можно похвалить за работу на уроке?

  1. Домашнее задание.
  1. Правило, с. 100, № 106.
  2. Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.

        Слайд 16. Спасибо за работу!

Пимкина Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №24» г. Саранска

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....


 

Комментарии

Николаева Алла Геннадьевна

Отличный урок,вы молодец!При случае им непременно воспоьзуюсь.
Коршунова Галина Анатольевна

Мне тоже урок понравился, жаль, что презентации нет.