Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.
Формирование УУД:
Предметные: познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_tela_veshchestva_chastitsy.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7
Тема: Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.
Формирование УУД:
Предметные: познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
- Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
- Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Игра «Живое-неживое»
- Чем отличается живая природа Земли от неживой природы?
- Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно.
Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы
- Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают.
- К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой природе - воздух, воду, камни, звезды, планеты.
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
- Что такое природа?
- На какие две группы мы можем разделить природу?
- Назовите признаки живой природы.
- Представители неживой природы не обладают этими признаками.
- Что вы видите в окружающем вас мире?
- Как можно их назвать?
- Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму. Значит, все предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают.
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Природа — это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?
Перед вами два объекта. Сравним их. Сладкая вода Пресная вода
- Что значит сравнить?
- Назовем сходства и различия.
- Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение)
- По какому признаку?
- Я утверждаю, что эти объекты разные.
- Вызвать одного человека попробовать.
- Почему вода стала сладкой?
- Где же находится сахар?
- Что с ним произошло?
- Почему мы его не видим?
Ответим на эти вопросы в конце урока.
Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?
- Почему затруднились?
- Какие вопросы возникли?
- И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?
Сформулируйте цели урока:
познакомиться … понаблюдать… доказать …
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
Перед нами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) Воспользуемся своими знаниями и опытом.
Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода
- Я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 36 и проверить свои предположения.
- Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.
- Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)
- Почему? Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания
- Что еще узнали про тела из текста? Бывают искусственными и природными.
- Распределим.
- Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)
Что же такое ВЕЩЕСТВО?
- Прочитаем названия объектов из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы, у них нет четких очертаний, но они тесно связаны с телами.
- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)
- Найдем связи.
- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества: ,,,, Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.
- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?
- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик
- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.
- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.
Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.
Физкультминутка.
- Первичное закрепление нового знания. Практическая работа.
Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит?
ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.
-Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.
Все ли вещества одинаковы?
В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.
- В каждой группе на столе стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.
- Почему мы перестали видеть сахар?
Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?
- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?
Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.
ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).
Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.
Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.
-возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?
Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах
ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.
- Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.
в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.
У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.
Жидкости текучи.
- Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?
Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)
У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы
в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.
Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить.
Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.
Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
- Включение в систему знаний и умений.
Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить
1 группа. Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. ( например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное).
2 группа. Изобразить газообр. вещество при помощи вырезанных кругов.
3 группа. Изобразить тверд. вещество при помощи вырезанных кругов.
Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
- Домашнее задание
Дома поработать с учебником на стр. 36-39, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»
Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...
Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»
Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...
Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...
Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»
Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», фо...
Тест по теме "Тела, вещества, частицы" (3 класс) Школа России
Тест по теме "Тела, вещества, частицы" (3 класс) Школа России...
- Мне нравится (1)