Урок по русскому языку в 4 классе по теме " Обобщение знаний об имени прилагательном "
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Русский язык . 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russ_yaz_15.02.doc | 218.5 КБ |
prezentatsiya_po_russkomu_yazyku_na_temu_obobshchenie_o_imeni_prilagatelnom_4_klass.pptx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия 45
Урок русского языка
по теме
«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
4 класс
УМК «Школа России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов.
Кузнецова О.Х.
2022/2023уч.г.
г. Барнаул
Конспект и презентация по русскому языку для 4 класса на тему: «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»( УМК «Школа России»). Урок позволяет закрепить и систематизировать знания о прилагательном, закрепить умение употреблять прилагательное в устной и письменной речи; учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы.
На уроке присутствуют все необходимые моменты (творческая работа, физкультминутка, рефлексия, игра и т.д.) и учтены возрастные особенности учащихся.
Технологическая карта.
Фамилия, имя, отчество | Кузнецова Ольга Хабибулловна |
Место работы | МБОУ Гимназия 45, г.Барнаул |
Должность | Учитель начальных классов |
УМК | «Школа России» |
Тема урока | «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» |
Педагогическая цель | Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как о части речи. |
Тип урока | Уроки отработки умений и рефлексии |
Планируемые результаты (предметные) | - повторить морфологические признаки имени прилагательного; - повторить словообразование имен прилагательных; - повторить роль имен прилагательных в тексте; - повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное». |
Личностные результаты | - развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания; - развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, - развивать способность к самооценке своих действий. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | -способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; - побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения; - акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке; - развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию. |
Основное содержание темы, понятия и термины | - единственное и множественное число имен прилагательных; - изменение имен прилагательных по числам и падежам; - зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. |
Оборудование | Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах, группах и для индивидуальной работы. |
Ход урока
Этапы урока | Номер слайда, название станции | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок 1 мин | Слайд 2 | Приветствие учащихся. -Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
II Актуализация знаний 2 мин. | Слайд 3-4 | Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее: У существительных подчас | Отгадывают загадку |
III Самоопределение к деятельности 2 мин | Слайд 5-8 Заморочка»Кластер» | - Сформулируйте тему урока. Сегодня на уроке мы с вами отправимся на зимнюю прогулку по волшебной стране «Имя прилагательное». Для того чтобы прогулка наша оказалась полезной, вам нужно решить все «зимние заморочки» в этой прекрасной стране. Как справлялись с заморочками- будем фиксировать в путевом листке, который лежит у вас на столе . Посмотрите, сколько заморочек нам нужно решить . А кто из вас знает, что называют заморочками? Итак, наша 1-я заморочка «Кластер» Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер: - Какие цели мы перед собой поставим. | - Имя прилагательное Толковый словарь русского арго заморочка ЗАМОРОЧКА, -и, ж. 1. Навязчивая идея, идея фикс. 2. Нечто долго, нудно тянущееся. Без заморочки у нас ничего не обходится. 3. Дела, проблемы. У них свои заморочки. От общеупотр. «морочить». Повторяют правило. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
IV Закрепление знаний и способов действия 1) 3 мин 2) 3мин 3) 2 мин 4) 5 мин | Слайд 9-11 Заморочка ПЧАК Слайд 12-13 Заморочка «Словарная» Слайд 14-18 Заморочка «Повторяйка» Слайд 19 Заморочка «Строительная» | Минутка Чистописания 1. Прочитайте хором буквосочетания на доске: -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие - Что они напоминают? - Запишите эту строчку к себе в тетрадь, простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти буквосочетания на группы. - На какие вопросы отвечает прилагательное каждого рода? Допишите табличку. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие
ж.р. м.р. ср.р. мн.ч. (какая?) (какой?) (какой?) (какие?) 2. Словарная работа. Допишите , которые характеризуют данные имена прилагательные
3. Повторение . Подумайте на какие группы можно разделить эти словосочетания? - По числу, по роду. От чего зависит род и число имени прилагательного? 4. Практическая работа .Посмотрите внимательно на слайд. Составьте предложение. Запишите его в тетрадь . Выполните его синтаксический разбор. Укажите части речи. Крепкий мороз стоял в сосновом лесу.
| - Окончания имен прилагательных. Один человек выполняет задание на доске. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа. 1 человек читает вслух, называет орфограммы, проверяем . Проверка в парах. Обмен в тетрадях За верно выполненное задание дети ставят в путевом листке(+) Повторяют правило изменения прилагательного по родам и числам. Трое учащихся работают у доски : -Синтаксический разбор предложения, -Фонетический разбор слова мороз, -Морфологический разбор сосновом .
|
VФизкультминутка. 2 мин. | Слайд 20 Заморочка «Привал» | Если я произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседают мальчики. Если я произнесу словосочетание, в котором слова женского рода, то приседают девочки. Если я произнесу словосочетание, в котором слова среднего рода –вдох, потянулись Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хитрая лиса, хорошее здоровье, солнечный зайчик, морозное утро, сильная буря, высокий дом. | Выполняют физкультминутку |
VI Продолжение работы по теме урока. 1) 8 мин
2) 5 мин VII Развитие речи. Выборочный диктант | Слайд 21 -25 Заморочка «Размышляйка» Слайд 26 Слайд 27-28 Слайд 29-30 Заморочка «Поэтическая» | Обобщение знаний о роде, числе и падеже имен прилагательных. 1. Тест.
А) л_нейка в_сёлый Б) см_льчак л_нивый В) л_сёнок уд_вить Г) кр_чать пл_сать 2. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа: А) по зимней дороге Б) на нижней полке В) вечерние сумерки Г) у заднего колеса 3. Найди имя прилагательное, имеющее в составе Приставку, корень, суффикс, окончание: А) заботливый Б) желтенький В) прибрежный Г) праздничный 4.Определи падеж имени прилагательного в предложении. Корни яблони тянут из земли питательные вещества.
2) Проблемный вопрос . Склоняются ли имена прилагательные по падежам. Задание: Определи падеж имён прилагательных: пушистым снегом, прекрасная погода,солнечному дню, о белой березе, у яркого цветочка, сочную траву.
2) Чтение стихотворения . 3) Выписать имена прилагательные с существительными , указать падеж | Взаимопроверка А,Б Б В В Т.П, И.П.,Д.П., П.П, Р.П, В.П. Чтение учеником стихотворения наизусть Работают в тетради Проверка –фронтальный опрос |
VIII Рефлексия. 1) 2 мин | Заморочка «Синквейн» Слайд 31 | Составить синквейн 1ряд – УРОК 2 ряд -Имя прилагательное 3 ряд - Ученики | |
IX Подведение итогов 1 мин | - О какой части речи мы говорили сегодня? - Как мы можем определить род имени прилагательного? - Как мы можем определить падеж имени прилагательного? - Как мы проверяем написание безударного окончания прилагательного? Продолжите фразу: Я узнал… Я повторил… Я запомнил… Мне было трудно… За что вы можете себя похвалить? | Подсчитывают количество + за урок. Оценивают сами себя смайликами на полях. 8—10 * 5- 7 * 4 и менее |
Путевой лист ученика (цы) 4 А класса
_____________________________________________
№п\п | Маршрут | Отвечал | Справился * |
1 | Заморочка «Кластер» | ||
2 | Заморочка «ПЧАК» | ||
4 | Заморочка «Словарная» | ||
5 | Заморочка «Повторяйка» | ||
6 | Заморочка «Строительная» | ||
7 | Заморочка «Привал» | ||
8 | Заморочка «Размышляйка» | ||
9 | Заморочка «Поэтическая»
| ||
10 | Заморочка «Синквейн» |
Путевой лист ученика (цы) 4 А класса
_____________________________________________
№п\п | Маршрут | Отвечал | Справился * |
1 | Заморочка «Кластер» | ||
2 | Заморочка «ПЧАК» | ||
4 | Заморочка «Словарная» | ||
5 | Заморочка «Повторяйка» | ||
6 | Заморочка «Строительная» | ||
7 | Заморочка «Привал» | ||
8 | Заморочка «Размышляйка» | ||
9 | Заморочка «Поэтическая»
| ||
10 | Заморочка «Синквейн» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить!
Имя прилагательное
Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер:
Имя прилагательное Часть речи Изменяется по родам Признак предмете Какой? Какая? Какое? Какие? Изменяется по числам Изменяется по падежам В предложении является определением
ВЫВОД: Имя прилагательное – это часть речи, которая, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам: ед.ч. мн.ч. Изменяется по родам: ж.р. м.р. с.р. Изменятся по падежам.
№п\п Маршрут Отвечал Справился * 1 Заморочка «Кластер» 2 Заморочка «ПЧАК» 4 Заморочка «Словарная» 5 Заморочка «Повторяйка» 6 Заморочка «Строительная» 7 Заморочка «Привал» 8 Заморочка «Размышляйка» 9 Заморочка «Поэтическая» 10 Заморочка «Синквейн» Путевой лист ученика ( цы ) 4 А класса _____________________________________________
Мудрым никто не родился, а научился.
П… тнадцат ...е февраля Кла ….. ная р…бота а о я сс
Минутка чистописания ой - ий – ый ая – яя ое - ее
Словарь: Прекрасная, солнечная, морозная … Сладкие, яблочные, пышные, вкусные … Белые, легкие, пушистые, кучевые … Свежая, интересная, еженедельная … Водный, белый, комфортабельный …
п года п роги блака г зета к рабль Проверка: о и о а о
Проблемный вопрос: На какие группы можно р азделить эти словосочетания?
Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая , интересная, еженедельная газета Водный , белый, комфортабельный корабль Сладкие, яблочные, пышные, вкусные пироги Белые, легкие, пушистые, кучевые облака
По числу: Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая , интересная, еженедельная газета Водный , белый, комфортабельный корабль Сладкие, яблочные, пышные, вкусные пироги Белые, легкие, пушистые, кучевые облака
По роду: Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая, интересная, еженедельная газета Водный, белый, комфортабельный корабль Сладкий, яблочный, пышный, вкусный пирог Белые, легкие, пушистые, кучевые облака
ИМ.ПРИЛ. ИМ.СУЩ. род, число, падеж
крепкий мороз зимний в стоял Крепкий мороз стоял в зимнем лесу.
1.В каком ряду у имен прилагательных на месте пропуска пишется буква Е А) л_нейка в_сёлый Б) см_льчак л_нивый В) л_сёнок уд_вить Г) кр_чать пл_сать
2. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа: А) по зимней дороге Б) на нижней полке В) вечерние сумерки Г) у заднего колеса
3. Найди имя прилагательное, имеющее в составе Приставку, корень, суффикс, окончание: А) заботливый Б) желтенький В ) прибрежный Г ) праздничный
4.Определи падеж имени прилагательного в предложении. Корни яблони тянут из земли питательные вещества. А) И. п. Б) Д. п. В) В. п. Г) П. п.
ПРОВЕРЬ ТОВАРИЩА 1. А Б 2. Б 3. В 4. В
Проблемный вопрос: Склоняются ли имена прилагательные?
И.П. Р.П. Д.П. В.П. Т.П. П.П. пушистым снегом прекрасная погода солнечному дню о белой берёзе у яркого цветочка сочную траву Успеха! Задание : Определи падеж имён прилагательных.
И.П. Р.П. Д.П. В.П. Т.П. П.П. пушистым снегом прекрасная погода солнечному дню о белой берёзе у яркого цветочка сочную траву Успеха! Задание : Определи падеж имён прилагательных.
Сергей Есенин
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром
СИНКВЕЙН Прилагательное Восхитительное, красочное Изменяется, согласуется, склоняется Дружит с существительными Красота речи!
ВЫВОД: Имена прилагательные изменяются по падежам (склоняются) . Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.Задачи:обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательны...
Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".
Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...
конспект урока по русскому языку 3 класс Перспектива Тема:"Обобщение знаний по теме Состав слова"
коспект урока с презентацией...
конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России
коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...