Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.
Задачи:
- обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательных в единственном числе по родам, изменение по числам и падежам, употребление имен прилагательных в речи);
- формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью.
- развивать коммуникативно-речевые умения (умение выслушивать различные точки зрения, умение доказывать свою точку зрения);
- развивать речь учащихся путем обогащения словаря синонимами;
- воспитывать интерес к предмету, литературному русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе по теме
"Обобщение знаний об имени прилагательном»
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.
Задачи:
- обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательных в единственном числе по родам, изменение по числам и падежам, употребление имен прилагательных в речи);
- формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью.
- развивать коммуникативно-речевые умения (умение выслушивать различные точки зрения, умение доказывать свою точку зрения);
- развивать речь учащихся путем обогащения словаря синонимами;
- воспитывать интерес к предмету, литературному русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к предмету;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия.
познавательные универсальные учебные действия:
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
- аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;
Предметные:
- определять, находить и образовывать имена прилагательные;
- распознавать признаки имени прилагательного;
- ставить вопросы от существительных к прилагательным;
- устанавливать связь между прилагательным и существительным;
- определять число имён прилагательных;
- подбирать близкие и противоположные по лексическому значению, имена прилагательные;
- правильно писать имена прилагательные и выделять их на письме.
Оборудование урока:
- Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
- Интерактивная доска.
- Карточки с индивидуальными заданиями.
- Таблица падежей.
План урока:
- Оргмомент.
- Постановка целей урока.
- Минутка чистописания.
- Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных.
- Упражнение в изменении имен прилагательных по числам.
- Физпауза.
- Лексическая работа. Обобщение знаний о прилагательных – синонимах.
- Обобщение знаний о роли прилагательных в предложении.
- Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Поэтическая минутка. 3 ученика по ролям читают отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
– Мы открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А.С.Пушкина. А тема нашего урока написана на доске: Обобщение знаний об имени прилагательном. Языковым материалом урока будут прилагательные из сказки.
II. Постановка целей урока
На доске выписаны предложения:
- Пришел невод с травою.
- Отпустил он рыбку.
- Не печалься, будет вам корыто.
– Согласны ли вы, что это предложения написал А.С.Пушкин? (Нет, т.к. пропущены слова. Учащиеся восстанавливают предложения).
Учитель записывает на доске слова: морскую, золотую, новое.
– Какой частью речи являются данные слова? (Учащиеся дают определение имени прилагательного).
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно употреблять прилагательные в речи, писать без ошибок.
III. Минутка чистописания
На доске:
ая яя
золотая
Учимся правильно писать нижнее соединение букв. Следим за наклоном.
– Какой частью слова являются -ая, -яя к имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных ж.р., ед.числа)
IV. Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных
1) На доске: землянка, море, терем
Надо подобрать к данным существительным прилагательные из сказки. Словосочетания записать с вопросами в тетрадь
(По 1 ученику выходят к доске, записывают словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных).
землянка (какая?) ветхая
море (какое?) синее
терем (какой?) высокий
– Отчего зависит написание окончаний имен прилагательных? (От числа, рода, имени существительного).
– Укажите род имен прилагательных. Сделайте вывод о написании окончаний (можно пользоваться таблицей, расположенной на форзаце учебника).
2) Дифференцированная работа. Индивидуальные карточки.
1 и 2 группа | 3 группа |
№1. Вставить окончания имен прилагательных. Указать род имен прилагательных. Ласков… слово, вольн… царица, велик… чудо, печатн… пряник, грозн… стража, глубок… море. | №2. Выделить окончания имен прилагательных. Указать род. Ласковое слово, вольная царица, великое чудо, печатный пряник, грозная стража, глубокое море. |
Проверка будет проведена учителем.
V. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам
1) На доске записана грамматическая задача:
3-е лишнее разбитое |
(Учащиеся должны обосновать свой выбор, доказать, что слово «дубовые» лишнее, т.к. является прилагательным мн. числа).
2) Разделите данные прилагательные на 2 группы:
Ед. число Множ. число
Запишите еще несколько имен прилагательных (см. текст сказки).
3) На интерактивной доске записаны предложения:
- На руках золотой перстни.
- На ногах красный сапожки.
- Перед ней усердный слуги.
– Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.)
– Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь.
VI. Физпауза
1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши.
2) Игра «Мяч»
Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю.
VII. Лексическая работа
1) Учащиеся читают словосочетания. Выясняют значения прилагательных (используется «Толковый словарь»), задумываются над образностью прилагательных.
а) ветхая землянка
На доске и в тетради записать синонимы: ветхая, старая, дряхлая.
б) золотая рыбка
На доске и в тетради записать синонимы: не простая, прекрасная, дорогая, драгоценная…
2) Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных? (Учащиеся устно приводят примеры).
– Какие прилагательные употребил автор сказки для характеристики героев?
Соединить стрелками слова двух столбиков:
На интерактивной доске:
баба грозная
слуги сварливая
стража усердные (фронтальная работа)
3) В тетради записать слова по вариантам:
1в. – рыбка
2в. – старуха
Используя слова для справок из карточки, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и записать в тетрадь.
1 и 2 группа | 3 группа |
№2. Слова для справок: | №2. Списать: |
– С какой целью мы в речи используем синонимы? (Синонимы обогащают, украшают речь…).
VIII. Упражнение в определении роли прилагательных в предложении
1) Записать по диктовку:
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
– выполнить синтаксический разбор предложения;
– указать связь существительного с прилагательным (1 ученик у доски).
– Каким членом предложения является имя прилагательное? (Определение)
– От чего зависит написание окончания прилагательного? (Число, род, падеж)
2) Индивидуальная работа у доски (2 ученика):
Просклонять словосочетания:
И.П. море (какое?) синее рыбка (какая?) золотая
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Проверка с помощью сигнальных карточек «светофор».
В это время в классе проводится фронтальная работа по нахождению словосочетаний сущ. + прил. и определению падежей, используется отрывок из сказки (на интерактивной доске).
3) Самостоятельная работа. Дифференцированные задания на индивидуальных карточках.
1 и 2 группа | 3 группа |
№3. Вставить окончания прилагательных. Указать падеж. | №3. Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные волнистой линией, выделить окончания. Пошел старик к синему морю. Стал он кликать золотую рыбку. |
Проверка проводится учителем.
IX. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки.
1) На доске:
Остаться у разбитого корыта.
– Как вы понимаете значение этой поговорки?
– Подходит ли эта поговорка к нашему уроку? (Нет, так как мы на уроке научились…., узнали новое…).
– Записать поговорку по памяти. Самопроверка. Указать у прилагательного число, род, падеж.
X. Домашнее задание
1) Просклонять 1 словосочетание сущ. + прил. из сказки.
2) Выписать из сказки 3 предложения и указать число, род, падеж имен прилагательных.
– Урок окончен. Оценки учащихся выставляются после проверки тетрадей и индивидуальных карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...
Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)
Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему....
Урок русского языка в 3 кл. на тему: "Обобщение знаний об именах прилагательных"
Урок-обобщение об именах прилагательных...
Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих....
Конспект урока русского языка по теме: "Текст-описание и роль в нем имен прилагательных"
Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-описании и его отличительных признакахПланируемые результатыПредметные: уметь определять число имен прилагательных; уметь составлять текст-опис...
Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение об имени прилагательном" с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Открытый урок русского языка в 4-м классе "Обобщение об имени прилагательном" Цель: - обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и пр...
Конспект урока русского языка «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» ( УМК "Школа России", 2 класс )
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста...