Конспект урока. приставка. Русский язык. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkasova_.pristavka_3_klass.docx51.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока по русскому языку Черкасова Дарья 5НВ

Тема урока: «Приставка».

Класс: 3

Цель фрагмента урока: создание условий для усвоения знаний о приставке как значимой части слова и умение выделять приставку в словах.

Задачи фрагмента урока:

  1. Формировать умение находить приставку в слове.  
  2. Развивать умение образовывать новые слова с приставкой.
  3. Воспитывать трудолюбие к учебе.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать знания о приставке, как значимой части слова; уметь находить приставку среди других частей слова; научиться образовывать новые слова с помощью приставки.

Личностные:

- Развивать учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- Осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- Формировать умения извлекать информацию.

- Формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

- Делать выводы в результате совместной работы в классе.

Регулятивные:

- Определять тему, цель и учебную задачу.

- Выполнять действия по намеченному плану.

- Осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку.

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге, беседе, совместной деятельности

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование УМК «Школы России» уч. « русского языка» 3 (1) автор – составители В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: «литературное чтение».

Внутрипредметная связь: «Что такое корень?»; «Антонимы»

Этап фрагмента

Деятельность учителя

  1. Мотивирование к учебной деятельности  (1 мин)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. 

- Садитесь.

Межпредметная связь (литературное чтение)

-На уроках литературного чтения вы изучили, что такое пословица. Кто же мне скажет, что такое пословица?

-Верно, в пословицах заключена народная мудрость. (Слайд 1) ОТКРЫТЬ ШТОРКУ

-Давайте вместе прочитаем (3, 4)

 «Какие труды такие плоды.»

-Кто мне объяснит смысл данной пословицы?

-Правильно. Результат любой работы напрямую зависит от приложенных усилий, будь то физические или умственные трудности. Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам стать учеными, и исследовать одну из тем раздела «Морфемика». (Слайд 2) ОТКРЫТЬ ШТОРКУ

Элемент научности

По словарю Ожегова «морфемика» – это наука о частях слова. (СЛАЙД 3)

Ребята у вас на столах лежат дневники «Юного ученого», каждое выполненное задание вы будете отмечать галочкой.

-Если готовы, покажите посадкой!

  1. Актуализация индивидуальное затруднение (1м)

Внутрипредметная связь («Что такое корень?»)

-И наше исследование начинается с повторение раннего изученного.

- Ребята вспомните, какие части слова вы знаете?

- Верно, корень, окончание

- Что такое корень? (это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов)

- Что такое окончание? (это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

-Ребята, посмотрите, на доске записаны слова. ОТКРЫТЬ ШТОРКУ

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: Смотреть, осмотрела , подсмотрели

-Что вы можете сказать про эти слова? (они однокоренные)

-Почему они однокоренные? Что у них общего? (во всех словах одинаковый корень смотр)

-Какое окончание у этих слов? (окончание –а-;  -и-)

-Чем отличаются эти слова? (частью слова, которая стоит перед корнем)

-Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? Часть слова, котрпая стоит перед корнем)

-Как вы думаете, как мы можем назвать эту часть слова, которую приставили к корню? (приставка)

-Как вы думаете, для чего служит приставка? тишина (СЛАЙД 4) 

  1. Выявление места и причины затруднения

(1 м)

-Да, мы еще не знаем, для чего служит приставка в словах. Поэтому возникло затруднение, которое мы и решим сегодня на уроке.

-Отметьте результат в дневнике «Юного ученого».

IV.  Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения(1 м)

-Для того чтобы узнать тему нашего урока решите анаграмму (ОТКРЫТЬ ШТОРКУ) . АКПРИВТАС (сделать фигуру для пера)

- кто решил? Молодец. ( НАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА)

-Тема нашего урока «Приставка» (СЛАЙД 5)

- Какой будет цель нашего урока? Что узнаем на уроке и чему научимся?

- верно Цель нашего урока: узнать, для чего служит приставка и научится её находить в словах.

-На уроке будем работать по следующему плану:

-Но пункты плана перепутаны. Поставите  их в правильном порядке на интерактивной доске.

(Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ)

Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

План:

1.Что такое приставка и для чего служит.

2.Научиться отличать приставку от других частей слова.

3.Проверим полученные знания.

-Озвучь, по какому плану будем работать

-Хлопните, если вы согласны.

-Если все верно, отметьте результат в дневнике. (СЛАЙД 6)

  1. Реализация построенного проекта ( 3мин)

Работа по первому пункту плана. 
-И вот первое исследования для ученых, необходимо узнать, что такое приставка и для чего служит.

Работа в группах

- Сейчас я предлагаю, провести мини-исследование в группах с использованием интерактивного оборудования.

(Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ)

Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием. (ОТКРЫТЬ ШТОРКИ НА 2Х ДОСКАХ)

1 группа работает с интерактивной доской. Ваша задача, прочитать слова и сделать вывод, что такое приставка и для чего служит.

2 группа  работает с интерактивной панелью. Ваша задача прочитать слова и определить, как находить приставку в слове, расставив пункты алгоритма в правильном порядке.

1 группа прилетел, улетел, залетел, полетел.

Приставка – это часть слова…, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(сказать детям) ( в презентации слова в разброс)

(сделать 2 презентацию) 2 группа прилетел, улетел.

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень.

3.Выделить часть слова перед корнем – приставку. (уголком ) (перепутать местами)

-Кто готов поднимите руку.

-Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь местами. Если ребята первой и второй группы, выполнили все верно, покажите солнышко, (если есть ошибки, покажите тучку).

-Садитесь.

-Итак, что такое приставка? Для чего служит приставка?

-Как мы определяем приставку в словах? (СЛАЙД7)

Вывод: Я с вами согласна. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Что найти приставку необходимо:

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень.

3.Выделить часть слова перед корнем – приставку. (уголком )

-Если мы узнали, что такое приставка и для чего служит,  покажите солнышко.

-Отлично, отметьте результат в дневнике «Юного ученого». (СЛАЙД 8)

Игра «Определи правильно».

-Я предлагаю игру «Определи правильно». Если я называю слова с приставкой – то вы поднимаете руки вверх, если нет в слове приставки – показываете правильную посадку. Слушайте внимательно.

Уходить, поесть, таскать, сад, приносит, цепляет, задобрить, вылить, писать, перелить.

-Вы отлично справились с заданием, если вы готовы продолжить наше исследование, покажите посадкой.

Работа по второму пункту плана. Работа в парах.

-Следующее исследование для ученых, необходимо научиться отличать приставку от других частей слова.

-Проведите мини-исследование в парах. У вас на столах лежат карточки, ваша задача, среди предложенных вам слов выбрать только те слова, где набор букв в скобках является приставкой. Сделайте вывод: как отличить приставку от другой части слова?

(по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл.

-Осуществим самопроверку по эталону на доске. (ОТКРЫТЬ ШТОРКУ)

-Если выполнили все верно покажите солнышко. (если есть ошибки покажите тучку)

-Итак, как же отличить приставку от другой части слова? (СЛАЙД 9)

Вывод: Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

-Если мы выполнили 2 пункт плана, покажите солнышко.

-Отлично, отметьте еще один результат в дневнике.

Работа по карточкам (внутрипредметная связь)

-Ребята, вспомните, что такое антонимы? (это противоположные по смыслу слова)

-И следующее задание для ученых, у вас на партах лежат карточки, в которых даны глаголы с приставкой. Ваша задача: подобрать антоним к этому слову, изменив только приставку.

1 пара: Ушёл-…, прибежал - …, открыл …

2 пара – Залез - …, заклеил - …, улетел - …

3 пара – принёс - …, вход - …, улетел - …

-Осуществите самопроверку по эталону на доске. (ОТКРЫТЬ ШТОРКУ) У кого все верно, покажите класс. У кого есть ошибки, поднимите руку.

-Что вызвало затруднение? (СЛАЙД 10)

Работа по третьему пункту плана.

-Выполним третий пункт плана и проверим полученные знания.

Этап «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»

-Выполните индивидуальную разноуровневую работу. Выберите карточку с заданием, которое вы хотите выполнить: красная - более трудная, зелёная - лёгкая.

_____Красная карточка_____

_____Зелёная карточка______

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник

-Осуществим самопроверку под документ камерой.

-Кто выполнял задание зеленой карточки, поднимите руку, проверим под документ камерой.

-Хлопните два раза у кого все правильно.

-Кто выполнял задание красной карточки, поднимите руку, проверим под документ камерой.

-Хлопните два раза у кого все правильно.

-Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным заданием.

Творческая работа

- (КАРТОЧКА) Я предлагаю нашим ученым немного пофантазировать. Придумайте 2-3 предложения со словом «летать» подставив приставку –по-.

-Если мы успешно выполнили третий пункт плана, покажите солнышко.

-Отметьте результат в дневнике.

-Итак, что же такое приставка?

Вывод: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

VI. Рефлексия учебной деятельности

(2 м)

Связь предмета с жизнью.

-В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее разрешить.

-Так для чего служит приставка?

-Подумайте, где могут пригодиться полученные знания в жизни?

-Что вы сегодня нового узнали?

-Молодцы. Если мы выполнили намеченный план и достигли поставленной цели, то хлопните  раз. 
Воспитательный момент:

Вспомните высказывание, которое было в начале урока.

-Как вы думаете, почему нужно трудиться?

-Чем больше своих сил, времени и стараний на выполнение какого-либо дела ты затратишь, тем лучший результат тебя ожидает.

Рефлексия.

-Итак, посмотрите на свой дневник «Юного ученого». Посчитайте количество достигнутых результатов, если у вас все 5 результатов, то оценка 5, если нет одного, то оценка 4, если больше 2х то оценка 3. Поставьте оценку в дневник и покажите их. Я согласна с вашей самооценкой!

-Сегодня вы достигли отличных результатов. Спасибо за работу на уроке.

Дневник «Юный ученый»

1.Повторение раннего изученного.

2. Прогнозирование темы и цели урока.

3.Что такое приставки и для чего служит?

4.Научится отличать приставку от других частей слова.

5.Проверить полученные знания.

Дневник «Юный ученый»

1.Повторение раннего изученного.

2. Прогнозирование темы и цели урока.

3.Что такое приставки и для чего служит?

4.Научится отличать приставку от других частей слова.

5.Проверить полученные знания.

Дневник «Юный ученый»

1.Повторение раннего изученного.

2. Прогнозирование темы и цели урока.

3.Что такое приставки и для чего служит?

4.Научится отличать приставку от других частей слова.

5.Проверить полученные знания.

Дневник «Юный ученый»

1.Повторение раннего изученного.

2. Прогнозирование темы и цели урока.

3.Что такое приставки и для чего служит?

4.Научится отличать приставку от других частей слова.

5.Проверить полученные знания.

Дневник «Юный ученый»

1.Повторение раннего изученного.

2. Прогнозирование темы и цели урока.

3.Что такое приставки и для чего служит?

4.Научится отличать приставку от других частей слова.

5.Проверить полученные знания.

Дневник «Юный ученый»

1.Повторение раннего изученного.

2. Прогнозирование темы и цели урока.

3.Что такое приставки и для чего служит?

4.Научится отличать приставку от других частей слова.

5.Проверить полученные знания.

Выдели приставку в словах.

(по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл

Выдели приставку в словах.

(по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл

Выдели приставку в словах.

(по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл


Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник


Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник


Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник


Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник


Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник


Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть (под) водой, (под) водник, спуск (под) землю, (под) земный переход, период жизни (до) школы, (до) школьник

Красная карточка

Прочитайте. Найдите слова с приставками, выделите приставки, подчеркните орфограммы в данных словах.

1.И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2.Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щеточку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Зеленная карточка

Распредели слова по группам. Что относится к приставкам, а что нет. Выдели приставку в словах.

Плыть под водой                    Подводник

Спуск под землю                    Подземный переход

Период жизни до школы       Дошкольник

ушёл-                      , прибежал -                         , открыл -

залез -                     , заклеил -                             , улетел -

принёс -                 , вход -                                  , прилетел –

полетать

полетать

полетать

полетать

полетать

полетать

 


Приставка- это краткое мудрое изречение, имеющие поучительный смысл.

Корень- это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

они однокоренные

Что у них общего? во всех словах одинаковый корень смотр

-Какое окончание у этих слов? (окончание –а-;  -и-)

-Чем отличаются эти слова? (частью слова, которая стоит перед корнем)

Что узнаем на уроке и чему научимся? узнаем, для чего служит приставка и научимся её находить в словах.

Приставка – это часть слова…, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(сказать детям)

Как мы определяем приставку в словах?

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень.

3.Выделить часть

Итак, как же отличить приставку от другой части слова? Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

что такое антонимы? (это противоположные по смыслу слова)


Приставка- это краткое мудрое изречение, имеющие поучительный смысл.

Корень- это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

они однокоренные

Что у них общего? во всех словах одинаковый корень смотр

-Какое окончание у этих слов? (окончание –а-;  -и-)

-Чем отличаются эти слова? (частью слова, которая стоит перед корнем)

Что узнаем на уроке и чему научимся? узнаем, для чего служит приставка и научимся её находить в словах.

Приставка – это часть слова…, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(сказать детям)

Как мы определяем приставку в словах?

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень.

3.Выделить часть

Итак, как же отличить приставку от другой части слова? Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

что такое антонимы? (это противоположные по смыслу слова)


Приставка- это краткое мудрое изречение, имеющие поучительный смысл.

Корень- это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

они однокоренные

Что у них общего? во всех словах одинаковый корень смотр

-Какое окончание у этих слов? (окончание –а-;  -и-)

-Чем отличаются эти слова? (частью слова, которая стоит перед корнем)

Что узнаем на уроке и чему научимся? узнаем, для чего служит приставка и научимся её находить в словах.

Приставка – это часть слова…, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(сказать детям)

Как мы определяем приставку в словах?

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень.

3.Выделить часть

Итак, как же отличить приставку от другой части слова? Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

что такое антонимы? (это противоположные по смыслу слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

Конспект урока "Приставка как часть слова", 2 класс

Конспект урока по программе 21 века "Приставка как часть слова", 2 класс...