Конспект урока.Приставка. Роль приставки в слове. Определение приставки
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Приставка. Роль приставки в слове. Определение приставки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Обучающие: ознакомление с новым понятием – приставка; формировать умения находить приставку в словах; отличать приставку от других частей слова. создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
Развивающие: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Воспитательные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
- находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные
- познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательные мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, самостоятельная.
Оборудование – мультимедийный проектор, учебник русского языка Бунеева Р.Н. для 2 класса, тетрадь, разработанная для этого урок
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учеников | Ход урока | Планируемые результаты |
I. Мотивация учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | -Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости- посмотрите на них, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится. Присаживайтесь. Вот опять звенит звонок Он зовёт нас на урок. Откройте тетради, запишите число- 25 января. Классная работа. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Цели: -организовать выполнение учащимися учебного действия; III. Постановка учебной задачи. Цели: -организовать постановку темы и цели урока. | Дети отгадывают загадку. Рассматривают иллюстрацию. Сравнивают звучание и написание слова. Высказывают своё предположение. Дети ищут словарные слова в тексте. Выписывают их в тетрадь. Подчеркивают орфограммы. Проверяют и оценивают свою работу. Дети обводят елочку. Дети собирают слова. Вспоминают с опорой на план о корне и суффиксе. Фиксируют затруднение. О приставке рассказать по плану не могут С помощью учителя определяют тему и ставят цель урока. | -К нам на урок спешит еще один гость. Кто это вы узнаете, когда отгадаете загадки. Прочитать загадку. Снег идёт, под белой ватой Скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята - Снова к нам пришла .. .(зима) -Какие словарные слова услышали в загадке? -Что это за орфограмма? (непроверяемая гласная). -Как мы называем такие слова? (словарные слова) -Какую букву вставим в слово УЛИЦЫ, РЕБЯТА. -Выпишите словарные слова, выделив их зеленым цветом. Открыть слайд со словами. УЛИЦЫ, РЕБЯТА -Следующая загадка: Девочки и мальчики, - Услышали словарные слова? -Запишите их самостоятельно. К доске пойдет Таня. -Таня, какие орфограммы встретились в этих словах? - В слове ДЕВОЧКИ, МАЛЬЧИКИ, МОРОЗ. - Что мы должны сделать с этими словарными словами? (запомнить их написание). - Проверьте, как вы выполнили работу . Если справились самостоятельно, раскрасьте шарик на елочке синим, если вам требовалась помощь- желтым. -Дедушка Мороз пришел конечно не с пустыми руками. Он принес нам красавицу елочку. У вас на партах лежат листочки с елочками. -Обведите по контуру елочку у себя на листе. -На новый год принято наряжать елку. Мы тоже украсим нашу красавицу, выполнив задания. -Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. -Посмотрите на наш новогодний салют. Расставьте буквы в таком порядке, чтобы получились слова. НЕРОКЬ УСФКИФС ПВИСАКРАТ 1.Что такое корень? Суффикс? 2. Какие бывают корни? Суффикс? 3. Зачем в слове нужен корень? Суффикс? -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - А сейчас мы будем говорить о приставке? Изменим ли обычный план нашей работы? (нет) 1. Что такое приставка? 2..Какие бывают приставки? 3.Зачем в слове нужна приставка? | Оформлять свои мысли в устной форме; актив но участвовать в общей дидактической игре «ученик – ученики» (Коммуникативные УУД) Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным задании ем (Познавательные УУД) Определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного (Регулятивные УУД) |
4. Наблюдение над словами с последующим формулированием определения. | Дети делают выводы на основе собственных наблюдений. Сравнивают с правилом , данным на странице учебника. | -Дед Мороз решил нам рассказать сказку: Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова-названия предметов... (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы-приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце. Получались такие слова: если прятался в середину: заходить, входить, выходить, приходить, переходить; если стоял в конце: заход, вход, выход, приход, переход. - Запишите слова с приставками. (Заход, вход, выход, приход, переход) - Что же такое приставка? (часть слова). – опорное с/с на доску -Где ее место в слове? (перед корнем, в начале слова)- на доску -Какие вы использовали приставки? (за-,в-,вы-,при-,пере-). - В слове они обозначаются так: заход. Выделите приставки в записанных словах. - Зачем нужны приставки? (чтобы получались новые слова). -На основе наблюдений , сделайте вывод, что такое приставка? - Вывод: Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Приставки бывают: за-, в-, вы-, при-, пере-, до-, у-, с-, от-. -А как нам узнать, правильно ли мы сделали вывод? (сравнить с учебником). Сравнение самостоятельно сделанных выводов с определением в рамке. - Прочитайте определение. -Посмотрите маленькое добавление к определению. Почему в конце стоит восклицательный знак? (это важно). Оцените свою работу на этом этапе. Если справились самостоятельно, раскрасьте шарик на елочке синим, если вам требовалась помощь- желтым | Выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками (Познавательные УУД определять, формулировать учебную проблему (задачу), цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; (Регулятивные УУД) проводит несложные наблюдения по плану, делает самостоятельные (Познавательные УУД) Активно участвовать в Обсуждении (Коммуни кативные УУД) |
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи | Выполняют задание, проговаривая новые понятия. Составляют алгоритм нахождения приставки в слове Выбирают задание из предложенных в учебнике. Выбирают приставки в однокоренных словах. выписывают. Работают в группах. Работают с текстом упражнения индивидуально, затем обсуждают результат в группах. | -Откройте учебник на 94 стр. Найдите упр.132. - Что общего в записанных в столбик словах? ( Есть одинаковая часть БЕЖАЛ) -Чем отличаются слова? (разные приставки) -Назовите эти приставки? (по-, про-, до-, у-, с-, от-, пере-). - Что произошло со словом? (изменилось значение) -Рассмотрите рисунок в упр.132 -Какие слова с приставками относятся к Вове Колесникову?(побежал, убежал, сбежал, отбежал). -Запишите эти слова. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Взаимопроверка. Оцените свою работу на этом этапе. Если справились самостоятельно, раскрасьте шарик на елочке синим, если вам требовалась помощь- желтым. Танцевальная физминутка « В новогоднем лесу». | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Выполнять работу в паре, помогать друг другу (Коммуникативные УУД) |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Образуют новые слова с помощью приставок. Применяют новые знания. Работают в группе. Выполняют задание самостоятельно. Выполняют самопроверку Формулируют задание к деформированному тексту, данному на доске Выполняют задание . При затруднениях дети просят помощи в группе. Анализируют полученный результат | -Дед Мороз собрался написать письмо, но не знает какие слова можно образовать от слов ЛЕТЕЛ, ВАРИЛ, ПЛЫЛ, ХОДИЛ. Помогите ему. - На ваших столах лежат конверты. Каждая группа будет работать с одним словом. Вспоминаем, как мы работаем в группе. -Ребята, какие слова у вас получились со словом -ЛЕТЕЛ - ВАРИЛ -ПЛЫЛ -ХОДИЛ -Кто согласен, что приставки подобрали правильно.. - Не забываем, как надо работать в группе. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ -Придумайте задание. (На слайде и на листочках деформированный текст). -Допишите недостающие части слов. Если надо, воспользуйтесь словами для справок. А кто быстрее справится, можно дополнить текст . -Докажите, что у вас получились новые слова. - С помощью чего образуются новые слова? - Что поможет вам выполнить эту работу? Подсказка, висящая на доске. Набор приставок. Обсуждение выполненной работы. Дети работают самостоятельно. - А теперь зачитайте свои тексты. Кто записал продолжение ? Прочитайте. -Оцените свой вклад в общее дело. Раскрасьте шарик в своей тетради. - Ребята, дома вы выполните упр.112 из ДМ, и кто пожелает,… Подобрать по 2 слова, которые состояли бы :
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо Вы – указывает на движение изнутри При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения Пере – направление действия через предмет От – удаление на небольшое расстояние |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку своей работе на уроке. | -Чем отличается приставка от суффикса? (местом по отношению к корню) -Может ли слово стоять из одной приставки? Почему? (ничего не называет -предмета, признака, действия). -Что нового узнали на уроке? -Что расскажете родителям о приставке? - Какое задание было самым трудным для вас? Рефлексия. -Наша елочка наряжена. Чего же ей не хватает? -Выберите такой цвет для звездочки: если у меня все получилось – красный, если были трудности – желтый , мне было очень сложно - зеленый). -Поднимите свои елочки и покажите ее друг другу и нашим гостям. Дать свою оценку. -Сейчас я прошу встать тех детей, кто поставит себе за работу на уроке отметку «5», спасибо. - Отметку «4», спасибо, -Поставьте отметки в дневники. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".
План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....
Конспект урока "Приставка как часть слова"
конспект урока "Приставка как часть слова"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки" УМК "Школа 2100"
Урок русского языка во 2 классе. Урок открытия нового знания по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки". УМК "Школа 2100"...
Конспект урока "Приставка как часть слова", 2 класс
Конспект урока по программе 21 века "Приставка как часть слова", 2 класс...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.
Тема и номер урока в теме Части слова. Приставка.(1 урок) Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Цель урока:...