Конспект урока по русскому языку "Имя числительное", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель: Создать условия для формирования понятия часть речи - имя числительное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_imya_chislitelnoe.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Часть речи - Имя числительное

Цель темы

Создать условия для формирования понятия часть речи - имя числительное.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

У обучающихся сформируются умения:-  понимание понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».- формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания.

Познавательные:

 Произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

Умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Русский язык 3 класс, автор А.В.Полякова, пособие к учебнику, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения А. С. Пушкина

« О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…» (слайд№1)

-Как вы думаете, почему именно с этих строк я начала урок?   

- Ответы детей.

Актуализация знаний

УЗУ: Повторить с детьми части речи.

УЗу: Ребята, сейчас я вас проверю, как вы хорошо знаете части речи.

ПЗ: Для этого, ответьте мне на вопросы.

СУЗ:

- Какие части речи вы знаете?

- Что такое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

- Что такое глагол?

- Что такое местоимение?

- Назовите служебные части речи.

ОРД: Отвечаем полными предложениями.

КВ: По правильности ответов детей.

ИВ: Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами повторили части речи?

- Существительное, прилагательное, глагол, местоимение…

- Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?»

- Имя прилагательное — часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой» /«чей» .

- Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «Что делать

?» «Что сделать?»

- Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, не называя их.

-  Предлог, частица, союз.

- Ответы детей.

Постановка целей и задач урока

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу.

УЗу: Ребята, сейчас мы с вами попробуем определить тему нашего урока.

ПЗ: Для этого, прочитайте слова, данные на доске.

СУЗ:

Чудесная,  солнце,    заливает,     девять,     окрестность,    цветёт,    молодая,   восьмое.

ОРД:

-Подумайте и ответьте, на какие группы можно разделить эти слова?

-Я предлагаю вам разделить слова на группы по частям речи самостоятельно. Запишите эти группы в тетради, обозначьте каждую группу.

КВ:

-Давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Назовите каждую группу  (на доске появляются группы слов).

-Кто согласен? Кто думает по-другому?

-У нас появились трудности в распределении слов  восьмое и девять.

-Почему мы не можем отнести их ни к одной группе?

-Что можно сказать об этих словах?

-А где мы употребляем эти слова?

-У нас появилась новая группа слов. Как можно её назвать эти слова?

-Так что же такое числительное?

-Приведите примеры имён числительных.

- Сегодня наша тема урока «Имена числительные»

В ходе нашего урока мы должны получить ответы на

следующие вопросы. 

1. Что такое имя числительное?

2. Что обозначает это часть речи?

3. На какие вопросы отвечают имена числительные?

4. Какие бывают числительные?   (слайд№2)

КВ: По правильности ответов детей.

1. По количеству слогов (слова, состоящие из 2х, 3х и 4х слогов)

2. По месту ударения в слове.

3. С окончаниями и с нулевым окончанием.

4. По частям речи.

5.  По количеству звуков и букв.

6. Слова с безударными гласными и с непроизносимыми согласными.

- не обозначают ни предмет, ни признак предмета, ни действия. Не подходят к данным частям речи.

- они связаны с числами.

- в математике, при счёте, при построении на уроке физкультуры.

- Числительные

- Часть речи

Восприятие

УЗ№1: «Работа с количественными и порядковыми числительными»

УЗУ: Ответить на вопросы, поставленные на урок.

УЗу: Ребята, давайте ответим на вопросы.

ПЗ: Для этого, прочитайте первый вопрос.

- Как вы считаете, ответили мы на этот вопрос?

- Давайте подумаем, а что обозначает эта часть речи?

СУЗ:

- Разделите слова, данные на доске на две группы.

Одиннадцать, десятый, седьмой, пятнадцать,

шестнадцать, девятнадцатый.

- Давайте, исследуем эти слова. Чем они похожи и чем отличаются?

-Что обозначает первая группа?

-Как вы думаете, как  называются эти числительные?

-На какой вопрос отвечают?

-Что можно сказать про вторую группу?

- количество или порядок предметов при счете.

- Меняется окончание.

- количество предметов.

- количественные.

- сколько?

-Что обозначают эти числительные?

-Как вы думаете, как они называются?

-На какой вопрос отвечают?

-Давайте из наших ответов сформулируем общее правило. Для этого надо будет снова обращаться к вопросам. (слайд№4)

КВ: По правильности ответов детей.

ИВ:

-Что же такое имя числительное?  (учащиеся формулируют правило)

-Правило, которое мы вывели и является научным определением. Давайте прочитаем его все хором. (правило появляется на экране) (слай№5)

-Теперь мы прочитаем его в учебнике. Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?

- порядок при счёте

- порядковые

- какой?

- Это часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете.

Осмысление

УЗУ: Выполнение упражнения.

УЗу: Ребята, сейчас вы будете выполнять упражнение.

ПЗ: Для этого, откройте страницу 108 упр. 232.

СУЗ: Напишите первые десять чисел натурального ряда в форме количественных и порядковых числительных.

Один – первый, …

ОРД: Работаем устно по цепочке.

КВ: Учитель исправляет ошибки.

ИВ: Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами выполняли это упражнение?

- два – второй, три - третий, четыре- четвертый, пять – пятый,  шесть- шестой, семь  - седьмой, восемь – восьмой, девять- девятый, десять – десятый.

Закрепление

УЗ№1: «Выполнение упражнения»

УЗУ: Закрепить знания учащихся об имени числительном.

УЗу: Ребята, я вам предлагаю выполнить последнее упражнение, и проверить, как вы усвоили тему нашего сегодняшнего урока.

ПЗ: Для этого,  прочитайте предложения и поставьте вопросы к числительным.

СУЗ:

Был девятый час утра. Наш класс находится на первом этаже. Звонок прозвенел два раза. На втором уроке будет диктант. Лена сидит на третьей парте. Мы решили три примера. До каникул осталось четыре дня.

Выпиши в столбик сначала количественные, а потом – порядковые числительные.

КВ: Дети записывают предложения у себя в тетради предложения и комментируют.

Подведение итогов

- Что такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечает?

- На какие разряды делятся числительные?

- Что обозначают порядковые числительные?

- Что обозначают количественные числительные?

- Это часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете.

- Сколько? Который?

- На порядковые и количественные.

- Порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопрос какой?

- Количественные числительные обозначают количество и отвечают на вопрос сколько?

Рефлексия

«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 4 класс , программа 21 век " Написание ь знака в середине и на конце числительных"

Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, сис...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....