Конспект урока по русскому языку 4 класс , программа 21 век " Написание ь знака в середине и на конце числительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khoroshiy1_moy.docx | 208.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
Урок по русскому языку в 4классе "Мягкий знак в середине и на конце числительных"
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества. Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных». Цели: Оборудование: карточки – карточки для индивидуальной работы, таблицы, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, сигнальные квадраты. Ход урока:
-Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок. -Давайте откроем наши тетради , запишем число (18 марта), классная работа. - Возьмите желтый карандаш и поселите солнышко к себе в тетрадь. - Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. - Сколько цветов у радуги? (7) -А можете их назвать? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) -Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. -За каждое правильно выполненное задание будет появляться дуга радуги. 2. Словарная работа. - Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин? -Вот и начнем наш урок с посещения магазина. -Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары» - Где располагается товар в магазинах? (в витрине) - У нас тоже с вами есть витрина и товар….. - Посмотрите какой товар у нас в наличии и чего вы пожелали себе приобрести. (тетрадь-9р., ручка 7р., пенал 15р., карандаш-3р., ластик 2р., акварель-35р., - А когда товар покупают, то покупателю кроме кассового чека что еще выдают если он пожелает? (товарный чек) -Правильно, товарный чек, в котором записывается наименование товара, его цена и общая стоимость всей покупки. - А кто производит эту запись? (продавец) - Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом? - Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек. -Возьмите все желтую карточку-это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена. Товар у нас в ветрине, на каждом предмете есть ценник. - А первым посетит наш магазин …………………… Он записывает на доске, а вы в товарных чеках. (дети работают, по одному выходят к доске) - Молодцы! Вас приветствует первая дуга радуги . ( красная ) - Ребята, посмотрите и скажите: что вы заметили, какие слова расположены в 1 столбике? ( словарные) -Почему их так называют? ( их нельзя проверить, а надо запомнить) - А где мы можем их найти и посмотреть? ( в словаре) - А какой части речи являются эти слова ? (существительными) - Назовите признаки, по которым вы узнали, что это существительные? ( дети называют: вопрос что? обозначают предмет) - А какой части речи являются слова 2 столбика? ( числительные) -Обоснуйте свой ответ. Почему? Я каждый день и каждый час -А теперь подсчитайте на какую сумму мы купили товар (тридцать пять рублей - 35 рублей) -Назовите числительное. - Какое оно? ( составное) -Перед вами оранжевая дуга радуги. - А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? ( идет записывает на доске) ПРОСТОЙ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ. - Выполните синтаксический разбор этого предложения. (предложение простое, 1грамм. основа-карандаш лежит, повествовательное, невосклицательное, распространенное -есть второстепенные члены……………………………..) -Молоды! И вас приветствует 3дуга. (желтая) - А теперь настало время игры. Для этого сядьте поудобнее, выпрямите спинки и слушайте внимательно). Ответы на вопросы вы должны показывать движениями : или «да»-хлопаете, или «нет»-топаете. - Готовы? 3. Игра «Скажи да или нет». -Числительные бывают большие и маленькие? (нет) - Числительные бывают порядковые и количественные? (да) - Числительные бывают простые и составные? (да) - Молодцы! И вот появляется дуга зеленого цвета.
4. Работа с текстом. (сигнальный квадрат) - Продолжим урок. У вас на парте лежит оранжевая карточка. Возьмите её и давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте о чем здесь говорится? Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег... (после чтения учитель читает стихотворение, а дети хором дополняют) Дальний север - северок, И при звёздах и луне - Что же такое северное сияние? ( это разноцветное цветоизлияние) *Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. *Полярное (северное) сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. * А по старинным финским легендам , это лиыс охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо превращаясь в северное сияние. - Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений? -Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая тема)
Работаем по вариантам. ( 2 ученика у доски) 1вариант - выписывает простые . Простые числительные – это слова с одной основой, Простые числительные состоят из одного слова. 2вариант -выписывают сложные . Сложные числительные состоят из 2 основ . - Кто выполнит это задание , повернет ко мне зеленый квадрат. Если у кого возникнут вопросы - желтый квадрат)
( обменялись тетрадями, взяли красный карандаш) 1вариант - (девятнадцать , пятнадцать, семь, десять, тридцать). 2вариант - (пятьдесят, шестьдесят ) - Какое числительное мы не написали? ( тридцать восемь) - Почему? ( оно составное) -Обоснуйте ответ. Как вы догадались (из 2 слов состоит) Хорошо! За выполнение этого задания мы встречаем голубую дугу радуги. 5. Гимнастика для глаз. * Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем закройте глаза и подушечкой указательного пальца сделайте им легкий круговой массаж. 6. Сообщение темы урока. - Ребята, а что вы заметили одинакового в написании числительных? (что во всех числительных есть «ь» знак) -А где стоит «ь» знак? ( в некоторых он написан в конце, в некоторых в середине) - Так кто же может сформулировать тему нашего урока? Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных». - Молодцы. 7. Объяснение нового материала: 1) Работа карточкой-таблицей. -Возьмите карточку голубого цвета. - Давайте еще раз хором прочитаем тему нашего урока. - Рассмотрите внимательно таблицу и скажите : Чем она может нам помочь? ( рассказать о правописании ь знака в числительных) - Где пишется « ь» в числительных? (на конце и в середине) -Давайте посмотрим в каких числительных «ь» пишется на конце? ( читаем в таблице) - Приведите примеры: - Зачитайте когда «ь» знак пишется в середине? (читаем в таблице) -Приведите примеры. - О чем еще может нам рассказать эта таблица? ( когда «ь» знак не пишется) - Так когда же он не пишется? ( в середин числительных 15,16,17, 18, 19) - Ребята, а хотите я вам раскрою секрет, как проще запомнить это правило? ( А секрет таков: если на конце числительного есть «ь», то в середине его писать не надо, а если в конце нет «ь» знака, то он пишется в середине. «ь» знак надо писать только один раз!) 8.Физкультминутка. ( коврики с пробками по Базарову.) Дети скачут: раз, два, три Приседают, молодцы! Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Подровнялись! Сели. 9.Заочная экскурсия в лес. (грамзапись пение птиц) - А теперь давайте пофантазируем! Закройте глаза. ( Звучит запись с голосами птиц) - Я предлагаю вам прямо сейчас помочь птицам.. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене мы повесим кормушку на участке. 10. Проверка усвоения новых знаний. - Для этого надо выполнить самостоятельную работу. - У вас на партах есть карточки желтого и зеленого цвета. Карточку желтого цвета могут выполнять все ребята, а зеленая карточка с заданием повышенной сложности. - Посмотрите внимательно какую карточку вы выберете. Если вы выбрали зеленую карточку, то поставьте кубик ко мне зеленой стороной. Если вы выбрали желтую карточку, то поставьте желтой стороной. - Приступили к выполнению заданий. Карточка №1 -Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак. Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя. (Пятнадцать, девятьсот,пять,шестьдесят, семнадцать, четьмя.) Карточка №2 -Прочитай числительные, найди и исправь ошибки. Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятьнадцать. ( Пятьдесят, четырьмя, восемь, восемнадцать, восемьсот, девятнадцать) 2.Проверка. (вызываю по одному, если ответ правильный - кладут горсть в кормушку) - Хорошо! Вот и сыты будут наши птички. - Что мы с вами наполняли семенами? (кормушка) Запишите слово «Кормушка» и сделайте разбор слова по составу. КОРМУШКА. И вот за хорошую работу к вам спешит ( синяя дуга) 11 Итог урока. 12. Выставление оценок. - Молодцы! Дружно поработали на уроке. 13 Рефлексия урока. - Посмотрите появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступенек. У вас на партах человечки - это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек- рассуждая следующим образом: 1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку. 2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку. 3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете как действовать – третью. (Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему) - Спасибо Всем за урок! И вот за хорошую работу к вам спешит … дуга - Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.Прочитаем текст и задание к нему. 1вариант 2вариант простые составные Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков. - О чем этот текст? ( О строении глаз насекомых) - Хорошо! За выполнение этого задания показалась… Дуга, какого цвета? 3 – ий слайд ( оранжевая) Гимнастика для глаз. 1мин. 4.Объяснение нового материала: - А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски. Ь на конце слова Ь в середине Рожь письмо - А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите. Ь знак на конце Ь знак в середине От 5 до 20 4.Физкультминутка. VI. Физминутка Цель: Снять мышечное и умственное напряжение Дети скачут: раз, два, три Приседают, молодцы! Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Подровнялись! Сели.
- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак? 20 неделя - Хорошо! Голубой цвет радуги радует нас. - Ой, а кто это в гости пришел? Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать. Поможем ему? 7 – ый слайд (синяя) Уровень2. 8. Итоги урока, оценки, д/з. | |
Тест
Сколько основ в числительных: 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900?
- Одна основа
- Две основы
- Три основы
На какой согласный оканчивается первая основа числительных: 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900?
- На твердый согласный
- На мягкий согласный
Все ли слова написаны правильно: девятьсот шестьдесят, шестсот восемьдесят, семьсот пятьдесят, восемсот семьдесят, пятсот пятдесят?
- Да
- Нет
Мягкий знак, Мягкий знак -
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо "Шесть" получим Шест,
Вместо "Есть" напишем Ест,
Станут Пенками "Пеньки"
Уголками - "Угольки",
"Банька" в Банку превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.
В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 пишется мягкий знак в середине: пятьдесят, семьдесят, восемьсот.
Запомнить правило о мягком знаке помогает такой прием: если в конце числительного есть мягкий знак – в середине его писать не надо, а если в конце числительного нет мягкого знака – он пишется в середине. Писать мягкий знак в числительных нужно только один раз.
Тренажер. Вставьте мягкий знак в числительные, где это необходимо.
Ответы.
- За лето прочитал пятнадцать книг.
- В школе пятьсот учеников.
- Напечатано восемьсот экземпляров книг.
- В продаже есть семнадцать видов обоев.
- Объем бака – шестьдесят литров.
- Выполнено двадцать заданий.
- Вспахали девятнадцать гектаров земли.
- Заработано девятьсот рублей.
- Построено пятьдесят километров дороги.
- В здании восемнадцать этажей.
- Радуга, скажи,
Какая сила
Все твои цвета
Соединила?
- Это дружба, -
Радуга в ответ.-
Дружат краски в радуге,
Ребята.
Крепкой дружбой
Радуга богата,
Ясный излучающая свет
___Приложение 1_______________________________________________________________________________
Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.
______________________________________________________________________________________________
Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.
_________________________________________________________________________________________
Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.
________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ТЕТРАДЬ ЦЕНА. 3 руб. | РУЧКА ЦЕНА. 5 руб. | КАРАНДАШ ЦЕНА. 2 руб. | ПЕНАЛ ЦЕНА. 15 руб. | ЛАСТИК ЦЕНА. 1 руб. | АКВАРЕЛЬ ЦЕНА. 20 руб. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку.Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных". 4 класс
Конспект урока...
конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Цель урока: Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Упражнение в написании парных согласных на конце слова
Учитель: - Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня тема нашего урока: «Упражнение в написании слов с парной согласной на конце слова» (1 слайд)-Но урок у нас будет необычный, мы отправимс...
Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс
Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)
Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне....
Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании географических названий"" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....