техкарта русский
план-конспект урока по русскому языку

техкарта русский язык 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_naritsatelnye_im_sushch.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки в Республике Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»

Отделение подготовки учителей начальных классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Выполнила: студентка 3-го курса 311 группы ОПУНК Максимова Ева Олеговна

г. Вилюйск, 2023


Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тип урока: получение новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение. 

предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап.  Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

II этап. Актуализация знаний

Цель:  актуализировать  знания

Эмоциональный настрой.

- Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Сегодня у нас урок открытия нового .А чтобы узнать новое надо что сделать_(-Повторить изученное)

- Вот и начнём наш урок с повторения изученного.

- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие две группы можно разделить данные существительные ?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Откройте тетради. Подпишите  число. Классная работа

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Проверим правильность выполнения задания на слайде. Если задание выполнили правильно, то поднимите смайлик, который улыбается. .Если неверно, то грустный смайлик. Молодцы!

Показ смайлом настроения.

Распределение сущ-х

(на слайде:   солнце     девочка

                       утро         мальчик

                       город        щенок)

- Оценивание  правильности выполнения «смайликом»

.

Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнениеПознавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД:  ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

III этап. Самоопределение деятельности

Цель: мотивировать к изучению темы.

(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя,  Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Орёл, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю поработать в парах ,выполнив задание на карточках., которые лежат у вас на партах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

 (на слайде:

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия

- Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли вы выполнили задание. (Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?) - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

( на слайде таблица)

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

Выбор карточек  с существительными на стене

Работа в паре

Заполнение таблицы

Проверка по слайду

Оценивание работы смайлом.

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

 

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

IVэтап. Открытие новых знаний.

Цель:  научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Кто догадался над какой темой будем сегодня работать?)

(на слайде:

 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

                     научимся …

                    попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

Формулирование темы и цели урока

Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

-Давайте откроем учебник на с.52 и прочитаем правило.

Какие существительные мы называем собственные?

-А какие же ещё слова пишутся с большой буквы и являются именами собственными?

-Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

- Приведите примеры собственных имён существительных.

- Теперь прочитаем правило  на странице 53.  Узнаем какие существительные мы называем нарицательные?

-Приведите примеры нарицательных имён существительных.

(- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас.

- А все остальные –имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.)

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

(слайд).

С какой буквы они пишутся?

-А теперь вам надо немного отдохнуть

 Физминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- Если я буду называть имя собственное, вы должны присесть; а если нарицательное – подняться на носочки с вытянутыми вверх руками.

(собака, Жучка, Москва, город, деревня, Разинков, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Московская, Россия). 

Выдвижение версий.

Клички животных, названия рек, городов и улиц.  Слайд

Самостоятельное чтение правила с.52

Определение собственных имен существительных.

Приводят примеры сущ.

Самостоятельное чтение правила с.53

Определение нарицательных имен существительных.

Приводят примеры сущ.

Выполнение фиминутки

Регулятивные УУД:  выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

V этап. Применение новых знаний.

Цель:  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

Молодцы,

- А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные.

- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Различение собственных и нарицательных имен существительных.

Работа в группах

 Ребята, сейчас вы  разделитесь на группы. Каждая группа получит получит задание. На выполнение задания отводится 4 мин. После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и отчитывается о прделанной работе.

1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета. , 3 группа

Задания для 1 группы.

Образуй фамилии от следующих имён:

Борис –

Алексей -

Иван -

Сергей –

Слайд. Как вы считаете справилась 1 группа с заданием?

Задания для 2 группы.

Образуй отчества от следующих имен:

Борис –

Алексей -

Иван -

Сергей –

Слайд. Как вы считаете справилась 2 группа с заданием?

Задания для 3 группы.

Образуй имена от следующих фамилий :

Борисов –

Алексеев -

Иванов -

Сергеев –

Слайд. Как вы считаете справилась 3 группа с заданием?

- Молодцы! Справились с заданием.

Называют имена собственные.

 

VI этап.  Итог урока.Рефлексия учебной деятельности

Цель:  научить осознавать свои достижения

-Наш урок подходит к концу.

-О чём мы сегодня  говорили на уроке?

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Домашнее задание:

-Откроем дневники и запишем домашнее задание.

У. стр. 52, 53 правило

- А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на паерте  (голубой, оранжевый). На них написаны ваши имена без первой буквы. Если вы считаете , что вам было легко на уроке и вы справились со всеми заданиями, то запишите первую букву своего имени на голубой листочек. Если испытывали затруднения при выполнении задания, то на оранжевый.

- Поднимите свои листочки, на которых вы записали первую букву своего имени и покажите друг другу.

- Я вижу, что в классе многие подняли ….. листок, значит, этот урок  покидаете с хорошим багажом знаний.

- Молодцы! Спасибо за урок!

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».

Сегодня на уроке я узнал (какие имена называются собственными , а какие- нарицательными)…

  Научился (писать правильно имена собственные и нарицательные) …

 могу похвалить себя и одноклассников за ….

Показ настроения смайлом.

Личностные УУД:  понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техкарта математика 2 класс

Техкарта математика 2 класс...

Техкарта математика 2 класс

Техкарта математика 2 класс...

Техкарта урока русского языка во 2 классе "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Антонимы"....

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Техкарта по русскому языку Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Техкарта по русскому языку Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах...

техкарта русский язык

техкарта урока русского языка...