Техкарта урока русского языка во 2 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Красавина Светлана Павловна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Антонимы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           Технологическая  карта урока

  1. Ф.И.О. учителя      Швачка С.П.
  2. Класс:   2__
  3. Дата:  9.02.2016 г.
  4. Предмет:  русский язык
  5. № урока по расписанию: _2_
  6. Тема урока: «Слова, противоположные по значению (антонимы)»
  7. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
  8. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить антонимы в тексте и объяснять их роль, подбирать антонимы к словам разных частей речи
  9. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
  1. систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению, дать понятие «антоним»
  2. способствовать развитию логического мышления, внимательности, умения сравнивать и обобщать данные, коммуникативных навыков при работе в парах
  3. создать условия для воспитания коллективизма, культуры речи через употребление антонимов, трудолюбия
  1. Ресурсы : учебник, словарь антонимов М.Р. Львова,  компьютер, мультимедиа - проектор, экран,  карточки с заданием, сигнальные  карточки, магнитола

  Этап

 урока

Время

             Деятельность

                  учителя

             Деятельность

                учащихся

                                       Формируемые УУД

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

 действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Органи-зационный

1 мин

Проверяет   готовность обучающихся  к уроку.

Приветствие «Ладошка к ладошке».

 - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Тепло души своей передайте товарищу через  ладошку! Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами!

-Запишите в тетрадях дату, «Классная работа».

Учащиеся,  прикасаясь  ладошками  в паре, настраиваются на работу.

Развитие умения создать психологический комфорт для сотрудничества

2.Постановка темы и цели урока.

4 мин

Подводит  детей  к формулированию темы и цели урока.  Задание  «Найди лишнее»

( слайд 2)

 - Значит, тема нашего урока сегодня…Может, кто-то знает, как такие слова называются?

Какие бы вы поставили цели для себя  на уроке? Чему хотели  бы научиться? («Корзина идей»)

(слайд 3,4)

Обучающиеся  читают задание «Найди лишнее», сравнивают  синонимы и антонимы .

 определяют тему урока («Слова с противоположным значением (антонимы)») и цели (проверка по презентации).

Читают правило, с.33(учеб.)

Учатся ставить новые учебные задачи.

Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.

Осуществлять подведение под понятие на основе анализа, распознавания объектов и выделения существенных признаков.

3. Освоение нового материала..

10

мин

1)  Выявляет  необходимость применения антонимов в речи.

- Для чего в нашей речи мы употребляем антонимы?(Слайд5)

-Что можно сделать с их помощью? Например, по чтению сравнивать персонажей, да?

(на доске)  Учитель предлагает устно сравнить персонажей  сказок:

Айога – ленивая, а соседская девочка -…

Незнайка -…, а Знайка -…

А в  математике что сравниваем? Где еще в жизни нам приходится сравнивать? (в магазине, в работе и т. д.)

2)   Задание «Найди антоним»

(6 слайд).

- Обсудите в паре. Запишите каждую пару антонимов, не забывая об орфографии, проверяйте правильность записей у партнера.

3) Составьте своё предложение с антонимами.

4) Постановка  вопроса « Добрый  – зло – это слова – антонимы?» Знакомит со словарем антонимов Львова М.Р. , дает возможность проверить правильность  догадки (слайд 7,8)

Дети отвечают, какая речь будет с антонимами,  что можно  с их помощью сравнивать что-нибудь.

Дети  отвечают, сравнивая героев.

Отвечают:

-Отрезки, множества, фигуры, товары, результаты работы.

Обучающиеся  в паре ищут антонимы к словам, предлагают классу свои варианты, комментируют орфографию, осуществляют взаимопроверку  записей  в тетрадях . (ставят на поле отметку, сигнальной

карточкой показывают уровень выполнения работы (зеленая – без ошибок, красная – были недочеты).

Составляют предложение (2-3 чел.)

Выявляют  существенный признак антонимов – они отвечают на один и  тот же вопрос. Дети подбирают нужные антонимы , сверяют по словарю и   8 слайду .

Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Учатся  наблюдать, делать выводы, обобщать, находить нужную информацию в справочной литературе.

Учатся владеть диалогической формой речи, отвечая на вопросы учителя.

Учатся договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнера.

4.Физминутка

1 мин

Учитель объясняет важность упражнений на развитие межполушарных связей:

-Знаете, что наш мозг состоит из 2 полушарий: правого и левого? Если вы будете развивать межполушарные связи, то будете лучше учиться.

Дети  (под музыку) повторяют за учителем упражнения «Ухо – нос» и «Кросс – кролы».

5.Первичное закрепление.

10 мин

1)  Проверка усвоения понятия «антоним» .

- Ребята, сейчас вы попробуете найти  антонимы в тексте. Повторим, что такое антонимы.

 Поиск антонимов в тексте

Упр. 48 (учеб.)

 Повторяют определение антонимов (по слайду 5)

1 ученик читает текст, все ищут антонимы, записывают парами в тетрадях, а кто нашёл – на доске, проверяют  и подчеркивают орфограммы.

Планировать свои действия в соответствии с задачей.

Устанавливать причинно – следственные связи и строить речевое высказывание.

Учатся искать необходимую информацию в учебной литературе.

6.Физминутка

1 мин

Игра «Всё наоборот»

Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1)Опустите руки вниз.

2)Поднимите руки вверх.

3)Поворот туловища вправо.

4)Поворот туловища влево.

5)Закройте глаза (откройте) .

6) Посмотрите вдаль.

7)Встаньте.

8)Присядьте.

Обучающиеся выполняют упражнения с точностью до наоборот.

4 мин

2)«Составь пару»

Учитель организовывает работу в сменных парах  (5 пар) по определению необходимых антонимов .

Слова: 1)Вверх – вниз, 2) друг –враг,3) бежать – стоять,  4) север- юг, 5)низкий –высоко.

Дети берут листочки на парте и бегут к доске ( по номерам), читают своё слово и ждут товарища с его антонимом, пара у доски решает,  являются ли антонимами  их слова и прикрепляют их на доску, если нет – кладут на стол учителя.

Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.

7.Самопроверка.

3-5 мин

Задание на восстановление предложения пропущенными антонимами.

(Предложения на доске)

Дерево высокое, а куст…

Ручеёк узкий и звонкий, а река… и…

Самостоятельная  работа обучающихся  в  тетрадях. Самопроверка по записям на доске. Сигналят, кому как удалось сделать задание.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия.

8.Подведение итогов урока.

3-5

мин

Учитель организовывает соотнесение поставленных целей урока результатам. Сверка результатов с целями ( 3 и 4 слайды). Оценивание работы учащихся на уроке.

Рефлексия. Оценивают свои достижения, впечатления и неудачи в работе. (Рефлексивный экран).

Оценка работы в паре (учащиеся обсуждают и показывают сигнальной карточкой уровень успешности)

Контроль результатов, соотнесение их с целью работы.

9. Домашнее задание.

1 мин

Учитель даёт задание на дом.

(слайд 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Техкарта по русскому языку Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Техкарта по русскому языку Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах...